Дело № 2-1418/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 августа 2019 года город Орёл
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Чуряева А.В.,
при секретаре Рохлиной А.А.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Афанасьева Н.Н., Сергиевского Н.Н., Зыковой Н.Н., Коршуновой Н.Н., Трубникова Н.Н., Пальчевского Н.Н. к обществу с ограниченной ответственностью «Эксплуатация жилья» о перерасчете платы за содержание общего имущества многоквартирного дома,
установил:
Афанасьев Н.Н., Сергиевский К.Б., Зыкова О.В., Коршунова И.В., Трубников С.Н. и Пальчевский В.А. обратились в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Эксплуатация жилья» о перерасчете платы за содержание общего имущества многоквартирного дома. В обоснование заявленных требований указано, что истцы являются собственниками жилых помещений в доме <...>. Ответчик является управляющей организацией этого многоквартирного дома. С 2017 г. по настоящее время ответчик, несмотря на наличие в многоквартирном доме общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению и электричеству, начисляет истцам оплату за эти коммунальные ресурсы на содержание общего имущества многоквартирного дома исходя из установленных нормативов. По мнению истцов, такой порядок начисления противоречит действующему законодательству. В связи с этим истцы просят суд с учетом уточнения своих требований обязать ответчика производить им расчет размера платы за горячее и холодное водоснабжение, водоотведение и электричество общедомового имущества в соответствии с требованиями закона, а также обязать ответчика произвести перерасчет платы за горячее и холодное водоснабжение, водоотведение и электричество общедомового имущества за период с ДД.ММ.ГГ по настоящее время.
Истец Пальчевский В.А., действующий от своего имени, а также от имени истцов Афанасьева Н.Н., Сергиевского К.Б., Зыковой О.В., Коршуновой И.В. и Трубникова С.Н. по доверенностям, в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истцы Афанасьев Н.Н., Сергиевский К.Б., Зыкова О.В., Коршунова И.В., Трубников С.Н., извещенные о дате и месте судебного заседания, в суд не явились.
Представители ответчика общества с ограниченной ответственностью «Эксплуатация жилья» по доверенности Лунин Е.В. и Устинова М.И. возражали против удовлетворения заявленных исковых требований, указав, что по действующему с ДД.ММ.ГГ законодательству коммунальные платежи по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению и электричеству для общедомовых нужд входят в состав платы за содержание жилого помещения, а не коммунальных услуг, в связи с чем положения жилищного законодательства об оплате коммунальных услуг к этим платежам применяться не могут. При этом представители ответчика обратили внимание на то, что с ДД.ММ.ГГ названные коммунальные платежи оплачиваются по нормативам, устанавливаемым органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перерасчет этих платежей исходя из показаний общедомовых приборов учета может быть осуществлен лишь в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Однако поскольку до настоящего времени такой порядок Правительством Российской Федерации не установлен, то оплата названных платежей должна осуществляться исключительно по нормативам.
В силу положений статьи 167 ГПК РФ суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истцов Афанасьева Н.Н., Сергиевского К.Б., Зыковой О.В., Коршуновой И.В., Трубникова С.Н.
В ходе судебного разбирательства по делу установлено, что истцы являются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме <...> (истец Афанасьев Н.Н. – собственником квартиры №***, истец Сергиевский К.Б. – собственником квартиры №***, истец Зыкова О.В. – собственником квартиры №***, истец Коршунова И.В. – собственником квартиры №***, истец Трубников С.Н. – собственником квартиры №***, истец Пальчевский В.А. – собственником квартиры №***).
Ответчик с 2015 г. является управляющей организацией этого многоквартирного дома, что подтверждается протоколом №*** общего собрания собственником помещений многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГ
Из пояснений сторон в судебном заседании следует, что многоквартирный дом <...> оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета потребления электроэнергии, холодной и горячей воды, водоотведения.
Ответчик с ДД.ММ.ГГ производит истцам начисление платы за электрическую энергию, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, использованные на содержание общего имущества, исходя из норматива потребления и без учета показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Это подтверждается пояснениями представителей ответчика в судебном заседании и представленными в материалы дела платежными квитанциями.
Из пояснений представителей ответчика в судебном заседании следует, что размер оплаты указанных коммунальных платежей рассчитан исходя из нормативов, установленных Постановлением Правительства Орловской области от 27 октября 2016 г. № 423 «Об утверждении нормативов потребления холодной воды, горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» и Постановлением Правительства Орловской области от 10 февраля 2017 г. № 38 «Об утверждении нормативов потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме».
Между истцами и ответчиком возник переданный на рассмотрение суда спор относительно правомерности исчисления указанных коммунальных платежей по установленным нормативам без учета показаний коллективных общедомовых приборов учета.
При разрешении этого спора суд учитывает следующее.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Из статьи 154 ЖК РФ следует, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя, а также собственника включает в себя:
- плату за содержание жилого помещения (плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме);
- взнос на капитальный ремонт;
- плату за коммунальные услуги (плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плата за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами).
Согласно части 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 10 июля 2018 г. № 30-П указал, что с учетом принципов эффективного и рационального использования коммунальных ресурсов, бережного отношения к окружающей среде действующее правовое регулирование придает приоритетное значение данным приборов учета по сравнению с расчетными способами исчисления их количества при определении размера платы за поставленные коммунальные ресурсы.
В связи с этим в силу общего правила, предусмотренного частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ, размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Нормативное положение о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 г., что следует из части 9 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В части 10 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ предусмотрено, что при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г. Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 указанной статьи, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме также не требуется в случае изменения размера платы за содержание жилого помещения при изменении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в связи с установлением или изменением тарифов на такие коммунальные ресурсы, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и (или) установлением или изменением норматива потребления холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, норматива отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Приведенные положения Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ развиты в пункте 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491. Из его содержания следует, что с 1 января 2017 г. в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией в расходы на содержание жилого помещения также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг. При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г. При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов.
Разъясняя содержание указанных правовых норм, Минстрой России в Письме от 14 февраля 2017 г. № 4275-АЧ/04 указал, что размер расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме может быть менее размера норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г. В частности, подобная ситуация может иметь место, когда расчет размера расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета. Соответственно, в том случае когда многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета, включение указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения может быть осуществлено в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. В свою очередь, фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды рассчитывается как разница между показаниями коллективного (общедомового) прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Верховный Суд Российской Федерации в решении от 7 ноября 2017 г. № АКПИ17-836 признал такое толкование части 10 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ соответствующим действующему законодательству, особо подчеркнув, что по смыслу приведенной нормы федеральным законодателем осуществлено регулирование соответствующих общественных отношений посредством определения предельного максимального размера указанных расходов, включаемых первоначально в плату за содержание жилого помещения, что, следовательно, не исключает для определенного случая меньший, а именно фактический, размер этих расходов, который может быть ниже размера норматива.
Таким образом, суд соглашается с позицией истцов в том, что ответчик при расчете подлежащих оплате ими коммунальных платежей за электрическую энергию, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, использованные на содержание общего имущества должен был учитывать показания коллективных (общедомовых) приборов учета и, следовательно, должен был осуществить перерасчет рассчитанной по установленным нормативам платы исходя из показаний таких коллективных (общедомовых) приборов учета.
Ссылка представителей ответчика на то, что Правительством Российской Федерации не утвержден порядок такого перерасчета, как это указано в части 9.2 статьи 156 ЖК РФ, не означает, что такой перерасчет не должен производиться, поскольку предоставленное собственникам помещений в многоквартирном доме право должно быть реализовано независимо от того, утвердило Правительство Российской Федерации соответствующий порядок перерасчета или нет.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 9 апреля 2002 г. № 68-О указал, что пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в результате бездействия законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления в течение длительного времени, достаточного для его устранения, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан.
Исходя из этого, по мнению суда, в случае отсутствие утвержденного Правительством Российской Федерации порядка перерасчет должен производиться по правилам, действовавшим ранее.
При таких обстоятельствах ответчик до изменения соответствующего правового регулирования должен производить перерасчет начисляемой истцам платы за электрическую энергию, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, использованные на содержание общего имущества многоквартирного дома <...> исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Фактический объем потребления коммунальных платежей на общедомовые нужды рассчитывается как разница между показаниями коллективного (общедомового) прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных ресурсов на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Исходя из этого, суд считает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования.
В соответствии с частью 5 статьи 198 ГПК РФ резолютивная часть решения суда должна содержать указание на распределение судебных расходов.
Согласно части 1 статьи 88 ГПК РФ судебные расходы состоят в том числе из государственной пошлины.
В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканная государственная пошлина уплачивается в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что истцы при подаче иска в суд государственную пошлину не уплачивали, поскольку освобождены от ее уплаты на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исходя из этого, а также принимая во внимание положения статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования «Город Орел» в размере 1 800 рублей (300 рублей х 6).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Афанасьева Н.Н., Сергиевского Н.Н., Зыковой Н.Н., Коршуновой Н.Н., Трубникова Н.Н., Пальчевского Н.Н. к обществу с ограниченной ответственностью «Эксплуатация жилья» о перерасчете платы за содержание общего имущества многоквартирного дома удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Эксплуатация жилья» до внесения изменений в законодательство производить Афанасьеву Н.Н., Сергиевскему Н.Н., Зыковой Н.Н., Коршуновой Н.Н., Трубникову Н.Н., Пальчевскому Н.Н. расчет платы на электрическую энергию, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, использованные на содержание общего имущества многоквартирного дома <...> исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Эксплуатация жилья» произвести Афанасьеву Н.Н., Сергиевскему Н.Н., Зыковой Н.Н., Коршуновой Н.Н., Трубникову Н.Н., Пальчевскому Н.Н. с ДД.ММ.ГГ перерасчет размера платы на электрическую энергию, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, использованные на содержание общего имущества многоквартирного дома <...>, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Эксплуатация жилья» в доход бюджета муниципального образования «Город Орел» государственную пошлину в размере 1 800 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.
Судья А.В. Чуряев
Решение в окончательной форме изготовлено 3 сентября 2019 г.