Судья Румянцева И.М. дело № 12-200/2017
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Голиков А.А., при секретаре Микушевой А.И., рассмотрев 24 мая 2017 года в г. Сыктывкаре в открытом судебном заседании жалобу представителя ОАО «Российское железные дороги» М. на постановление судьи Интинского городского суда Республики Коми от 07 апреля 2017 года, вынесенное в отношении Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Интинского городского суда Республики Коми от 07.04.2017 ОАО «Российские железные дороги» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме ... рублей.
Оспаривая законность постановления, представитель ОАО «РЖД» М. обратился с жалобой об отмене постановления городского суда как незаконного и прекращении производства по делу.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав представителя ОАО «РЖД» Х., прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.
Частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенное умышленно, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона № 16-ФЗ от 09 февраля 2007 года «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.
В силу пункта 9 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» субъекты транспортной инфраструктуры - это юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено данным Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 12 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии со статьей 8 данного Федерального закона.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 № 43 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, которые являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и физических лиц, находящихся на объекте транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ).
Приказом ОАО «РЖД» от <Дата обезличена> <Номер обезличен> утверждено Положение об организации обеспечения транспортной безопасности в ОАО «РЖД».
Руководство организацией обеспечения транспортной безопасности в ОАО «РЖД» определено частью II названного Положения.
Объектом транспортной инфраструктуры в данном случае, является железнодорожная станция ....
Железнодорожная станция ... расположена по адресу: <Адрес обезличен> и включена в реестр категорированных объектов за номером <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, ей присвоена ... категория, о чем ОАО «РЖД» направлено уведомление <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.
<Дата обезличена> сотрудники отделения УФСБ России по Республике Коми в г. Инте провели проверку, в ходе которой беспрепятственно прошли в административное здание железнодорожной станции ... и в ... мин. установили муляж самодельного взрывного устройства на втором этаже возле двери начальника станции.
Указанный муляж СВУ работниками дежурной смены станции ... по истечении ... минут обнаружен не был.
Далее, до дежурной по станции В. была доведена информация о нахождении на втором этаже здания сумки с находящимся в ней подозрительным предметом.
Система видеонаблюдения в административном здании железнодорожной станции ... не установлена. Инженерно-технические средства, препятствующие проникновению посторонних лиц на железнодорожную станцию ... неисправны.
Указанные нарушения, выявленные сотрудниками УФСБ России по Республике Коми, отражены в акте проверки от <Дата обезличена>, они послужили основанием для составления <Дата обезличена> ... отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора П. в отношении ООО «РЖД» протокола об административном правонарушении <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, предусмотренном частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, распоряжением от <Дата обезличена> <Номер обезличен> начальник ст. ... Х, назначен ответственным лицом за проведение мероприятий по обеспечению транспортной безопасности на категорированной железнодорожной станции ....
В соответствии с номенклатурой должностей персонала ОАО «РЖД», непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности (приложением <Номер обезличен> к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ ЖДС ... от <Дата обезличена> <Номер обезличен>) должность начальника станции входит в указанную номенклатуру (перечень).
Следовательно, начальник железнодорожной станции ..., либо лицо, его замещающее, непосредственно относится к сотрудникам сил обеспечения транспортной безопасности.
Кроме того, судом установлено, что результаты оценки уязвимости указанного объекта транспортной инфраструктуры утверждены заключением Росжелдора от <Дата обезличена>.
Таким образом, ОАО «РЖД», достоверно зная, что оно является субъектом транспортной инфраструктуры и обязано исполнять требования по обеспечению транспортной безопасности, не исполнило требования по обеспечению транспортной безопасности, выразившееся в отсутствие на железнодорожной станции ... видеонаблюдения, неисправном состоянии инженерно-технических средств, позволивших беспрепятственно проникнуть и установить муляж самодельного взрывного устройства на железнодорожной станции ..., то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Вина ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждена протоколом об административном правонарушении от <Дата обезличена>, определением об истребовании сведений от <Дата обезличена>, актом проверки от <Дата обезличена> УФСБ России по Республике Коми, распоряжением ОАО «РЖД» структурного подразделения ... центра организации работы железнодорожных станций от <Дата обезличена> «О назначении ответственных лиц за проведение мероприятий по обеспечению транспортной безопасности в ... центре организации работы железнодорожных станций», приказом ОАО «РЖД» от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об утверждении Положения об организации обеспечения транспортной безопасности в ОАО «РЖД», результатами проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры <Номер обезличен>, утвержденной <Дата обезличена>, схематическим планом ОТИ с указанием конфигурации зон транспортной безопасности железнодорожной станции ..., другими письменными материалами, имеющимися в деле.
Всем доказательствам дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Вывод судьи о наличии в действиях ОАО «РЖД» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является правильным, соответствует материалам дела и представленным доказательствам.
Действия ОАО «РЖД» правильно квалифицированы по части 3 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ОАО «РЖД» не представлено доказательств принятия всех зависящих от нее мер по соблюдению действующего законодательства в сфере транспортной безопасности.
ОАО «РЖД», являясь субъектом транспортной инфраструктуры, не проявило необходимой степени заботливости и осмотрительности, при которых должна осуществляться деятельность по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и которая требовалась для соблюдения установленных законодательством требований в указанной сфере.
Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 6.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В соответствие со статьей 5 Федерального закона от 6.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористическое защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Пунктами 1, 9 и 10 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» определены основные понятия, согласно которым, акт незаконного вмешательства - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий; субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании; транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Доводы жалобы о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица исключительно силами сотрудников УФСБ России по Республике Коми не влекут отмены постановления.
В соответствие со статьей 8 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» к основным направлениям деятельности органов федеральной службы безопасности относится, в том числе и борьба с терроризмом.
Борьба с терроризмом - деятельность, осуществляемая органами федеральной службы безопасности и (или) их подразделениями (далее в настоящей статье - органы по борьбе с терроризмом), а также должностными лицами указанных органов и подразделений, по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов посредством проведения оперативно-боевых и иных мероприятий (статья 9.1 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»).
Основаниями для проведения органами по борьбе с терроризмом мероприятий по борьбе с терроризмом являются, в том числе необходимость добывания информации о событиях или действиях, создающих угрозу терроризм (пункт в статьи 9.1 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»).
Органы по борьбе с терроризмом осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством об оперативно-розыскной деятельности, уголовным и уголовно-процессуальным законодательством, настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствие со статьей 12 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» органы федеральной службы безопасности обязаны выявлять, предупреждать, пресекать, раскрывать и расследовать готовящиеся, совершающиеся и совершенные террористические акты, а также добывать информацию о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма (пункт «д» статьи 12), обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок (пункт «з» статьи 12).
Правонарушение выявлено сотрудниками УФСБ России по Республике Коми в рамках осуществления предоставленных Федеральным законом от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» полномочий.
Факт выявленного неисполнения требований по обеспечению транспортной безопасности представителями ОАО «РЖД» не оспаривался.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере ... руб. назначено административным органом в соответствии с требованиями статей 4.1, 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в пределах санкции части 3 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с учетом характера и конкретных обстоятельств совершенного правонарушения.
Нарушений процессуальных норм, которые могли бы повлечь отмену постановления, не допущено.
С учетом изложенного, оспариваемое постановление является законным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Интинского городского суда от 07 апреля 2017 года о привлечении Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу представителя ОАО «Российское железные дороги» М. – без удовлетворения.
Решение вступает в силу со дня его принятия.
Судья- Голиков А.А.