Дело № 2а-398/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 августа 2019 года с. Красногвардейское
Красногвардейский районный суд Республики Адыгея в составе председательствующего судьи А.М. Курганского,
при секретаре судебного заседания Н.А. Картель,
с участием помощника прокурора Красногвардейского района З.Ш. Трахова,
представителя административного ответчика А.А. Ханапова,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Красногвардейского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Хатукайское сельское поселение» о возложении обязанности по постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красногвардейского района Республики Адыгея обратился в Красногвардейский районный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие администрации МО «Хатукайское сельское поселение», выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного, объекта культурного наследия – мемориала Славы павшим в Великой Отечественной войне, расположенного по адресу: а.Хатукай, ул.Школьная и обязать администрацию МО «Хатукайское сельское поселение» в срок до 01.07.2020г. поставить на учет в качестве бесхозяйного указанный объект культурного наследия. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Красногвардейского района Республики Адыгея проведена проверка законности использования и распоряжения муниципальным имуществом администрацией МО «Хатукайское сельское поселение», в ходе которой установлено, что в а.Хатукай по ул. Школьной, расположен объект культурного наследия – мемориал Славы павшим в Великой Отечественной войне. Согласно информации администрации МО «Хатукайское сельское поселение» от 21.05.2019 № 768 на указанный объект право собственности не зарегистрировано, на учет, в качестве бесхозяйного, данный объект не поставлен. Администрация МО «Хатукайское сельское поселение», на территории которого расположен объект культурного наследия, как орган местного самоуправления, наделена полномочиями инициировать процесс постановки объектов культурного наследия на учет в силу их бесхозяйности.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, поддержал требования, изложенные в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика признал исковые требования прокурора.
Судом принимает признание иска, так как в данном случае не нарушаются права и законные интересы ответчика и других лиц.
Выслушав стороны, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В ходе судебного заседания установлено, что по результатам проверки, проведенной прокуратурой Красногвардейского района Республики Адыгея установлено, что на территории МО «Хатукайское сельское поселение» по адресу: а.Хатукай, ул. Школьной, расположен объект культурного наследия – мемориал Славы павшим в Великой Отечественной войне, на который право собственности не зарегистрировано, а также он не постановлен на учет в качестве бесхозяйного объекта.
Администрацией МО «Хатукайское сельское поселение» надлежащие меры по постановке вышеуказанного имущества на учет в качестве бесхозяйного, не приняты.
В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73 – ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа РФ и являются неотъемлемой частью всемирного наследия.
В силу ст. 7 Федерального закона от 25.06.2002 № 73 – ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» гражданам РФ гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа РФ в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73 – ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73 – ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Пунктами 1, 2 ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 № 73 – ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 19.05.1995 № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941 - 1945 годов» к памятникам Великой Отечественной войны относятся скульптурные, архитектурные и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память о событиях, об участниках, о ветеранах и жертвах Великой Отечественной войны.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления ответственны за сохранение памятников Великой Отечественной войны, поддержание их в состоянии, соответствующем достойному и уважительному отношению к памяти о Победе советского народа в Великой Отечественной войне.
Пунктом 13 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» охранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Таким образом, поскольку объект культурного наследия – мемориал Славы павшим в Великой Отечественной войне расположен на территории МО «Хатукайское сельское поселение», и право собственности на данный объект недвижимости не зарегистрировано, а также он не поставлен на учет в качестве бесхозяйного, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Кроме того, в соответствии со ст. 157 КАС РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 157, 177, 178-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Красногвардейского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Хатукайское сельское поселение» о возложении обязанности по постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта культурного наследия, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Хатукайское сельское поселение», выразившееся в непринятии мер по постановке объекта культурного наследия - мемориала Славы павшим в Великой Отечественной войне, расположенного по адресу: а. Хатукай, ул. Школьная на учет, в качестве бесхозяйного.
Обязать администрацию муниципального образования «Хатукайское сельское поселение» в срок до 01 июля 2020 года поставить на учет, в качестве бесхозяйного, объект культурного наследия - мемориал Славы павшим в Великой Отечественной войне, расположенный по адресу: а. Хатукай, ул. Школьная.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Красногвардейский районный суд Республики Адыгея.
Резолютивная часть решения оглашена 02 августа 2019 г.
Мотивированное решение составлено 06 августа 2019г.
Председательствующий: подпись