Решение по делу № 2-3069/2017 от 26.06.2017

Дело № 2-3069/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово

в составе председательствующего судьи Лебедевой Е.А.

при секретаре Георгиевой Ю.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кемерово

«11» октября 2017 г.

гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Кемерово в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Кемерово об обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Кемерово обратился в суд с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Кемерово и просит суд обязать администрацию города Кемерово в течение 3-месяцев с момента вступления решения суда в законную силу поставить на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области участок сети теплоснабжения, распложенный по адресу: г. Кемерово, ... от ТК-7 до ТК-4.

Обязать администрацию города Кемерово определить для участка тепловой сети по адресу: г. Кемерово, ... от ТК-4 до ТК-7 теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей в срок не позднее 30 с момента вступления решения суда в законную силу.

Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой города Кемерово в марте 2017 проведена проверка по обращению ЗАО фирма «Кемеровоспецводстрой» о непринятии в муниципальную собственность бесхозяйного объекта теплоснабжения.

Проведенной проверкой установлены нарушения законодательства о теплоснабжении.

В силу подпункта 4, пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ), а также подпункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ) к вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения теплоснабжения населения, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно подпункта 17 части 5.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ надежность теплоснабжения - характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения.

По смыслу нормы подпункта 9 части 5.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ потребитель тепловой энергии (далее также - потребитель) -лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.

Из указанного следует, что законом к потребителям отнесены как физические так и юридические лица приобретающие тепловую энергию, в том числе организации любой формы собственности.

Проведенной проверкой установлено, что ЗАО фирма «Кемеровоспецводстрой» (далее - Общество) на праве собственности принадлежит здание, расположенное по адресу: г. Кемерово, ... «а». В целях приобретения тепловой энергии между Обществом и АО «Кемеровская теплосетевая компания» (далее - АО «КТСК») заключен договор теплоснабжения.

В силу положений пункта 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808, линии раздела элементов источников тепловой энергии, тепловых сетей или теплопотребляющих установок по признаку ответственности за эксплуатацию тех или иных элементов, устанавливается соглашением сторон договора теплоснабжения.

Исходя из актов эксплуатационной ответственности схема теплоснабжения здания организована от тепловой сети (теплотрассы сетевой воды) от теплового узла управления до места врезки (включая запорную арматуру в сторону здания) в тепловой камере ТК - 4 в сторону здания по ... корп. «а» до

Актом на установление границ эксплуатационной ответственности (границ обслуживания и ответственности за состоянием тепловых сетей) установлено, что участки тепловой сети по адресу: г. Кемерово от ТК - 17 до ТК - 7 через ТК-5 и ТК -5/1 и все находящееся в ней оборудование обслуживает АО «КТСК».

В отношении теплотрассы сетевой воды от наружной западной стены ТК-17 в сторону потребителя через тепловые камеры ТК-5,ТК-7, ТК-4 до ТК-8 включительно тепловые камеры ТК -5, ТК-7, ТК-4 собственник не установлен.

Теплотрасса сетевой воды от места врезки в тепловой камере ТК -4 в сторону здания по адресу: ... до теплового узла управления и разводку по зданию запорную арматуру в тепловой камере ТК-4 в сторону потребителя обслуживает фирма ЗАО фирма «Кемеровоспецводстрой».

Также установлено, что постановлением администрации города Кемерово от 23.09.2016 ### теплоснабжающей организацией для участка тепловой сети по ... от ТК -17 до ТК -7 включая камеры ТК-5,Т - 5/1 и ТК - 7 1981 года ввода общей протяженностью 122 м. теплоснабжающей организацией определена АО «КТСК».

Из анализа представленных заявителем документов, в том числе акта ввода в эксплуатацию здания, расположенного по адресу: г. Кемерово, ... корп. «а» следует, что неотъемлемой частью задания является только участок сети от стены от места врезки в тепловой камере ТК - 4 в сторону здания, что предполагает наличие эксплуатационной ответственности и обязанности по содержанию данного участка, предусмотренные актом подписанным между Обществом и теплоснабжающей организацией.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом приема - передачи основных средств от 15.07.1988, составленному в том числе отношении здания по ... корп. «а», переданного от ПМК-1 Объединению «Кемеровоспецмелиорация», и согласно которому к последнему перешли основные фонды в виде наружной теплосети протяженностью 25 м., согласно схемы (приложение ### к акту).

Из предоставленных в ходе проверки разделительного баланса ТОО «КОТАР», являвшегося собственником здания по адресу: г. Кемерово, ... корп. «а» в 1993 и договора о безвозмездной передаче доли общедолевой собственности имущества от ТОО «КОТАР» в АОЗТ «Кемеровоспецводстрой» от **.**.**** следует, что инженерные сети в виде тепловой сети по указанному адресу от ТК - 4 до ТК- 7 на баланс указанных юридических лиц не передавались, поскольку данное имущество в разделительном балансе ТОО «КОТАР» не указывается.

Таким образом, в настоящее время собственник, иной законный владелец, а также теплоснабжающая организация для участка тепловой сети по ... от ТК-7 до ТК-4 не определены.

При анализе обращений ЗАО фирма «Кемеровоспецводстрой» и ответов на них администрации города Кемерово установлено, что в октябре и декабре 2016 в администрацию города Кемерово поступали обращения Общества по вопросу принятия в муниципальную собственность вышеуказанного участка тепловой сети.

Из информации представленной ОАО «КТСК» установлено, что 21.03.2016 из администрации города Кемерово в теплоснабжающую организацию поступил запрос администрации города Кемерово о предоставлении акта раздела границ участка тепловой сети от ТК -17 и схему по потребителям.

Ответом от 19.04.2016 ОАО «КТСК» в адрес администрации города были направлены схемы от 27.05.2013 и от 15.08.2013 согласно которым в отношении участков тепловой сети от ТК - 17 до ТК- 4 собственник не установлен.

В силу пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1), а также абзаца четвертого пункта 1 приложения N 3 к постановлению N 3020-1 объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятия) передаются в муниципальную собственность городов. Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимость от 01.03.2017 право собственности на участок тепловой сети не зарегистрировано.

Пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Согласно пункту 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Как показала проверка вышеуказанный объект теплоснабжения от ТК -7 до ТК-4 в силу положений статьи 225 ГК РФ обладает признаками бесхозяйного имущества.

В силу пункта 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.

Исходя из названных норм права орган местного самоуправления, осуществляя свои полномочия в сфере теплоснабжения, обязан принимать меры к надлежащему обслуживанию и учету бесхозяйных сетей, определению для бесхозяйных объектов теплоснабжения теплосетевой организации и их обращению в муниципальную собственность.

Между тем в нарушение требований пункта 6 статьи 16 и подпункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ в отсутствие установленного владельца участка тепловой сети в целях обеспечения его эксплуатации и исполнения обязанности по обеспечению надежного теплоснабжения потребителей города Кемерово теплоснабжающая организация администрации города для него не определена.

По результатам рассмотрения представления прокурора города в его удовлетворении администрацией города отказано.

В соответствии с п. 2, 4, 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 № 580, объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых не известны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном ст. 225, 236 ГК РФ, принимаются на учет органами Федеральной регистрационной службы (в настоящее время - органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии). Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Таким образом, при поступлении в орган местного самоуправления информации и (или) обращения из которого следует, что указываемое в нем имущество имеет признаки бесхозяйной вещи у органа местного самоуправления возникает обязанность по обращению в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке такого на учет как бесхозяйного.

Проведенной проверкой было установлено, что указанная обязанность в отношении участка тепловой сети по ... от ТК-7 до ТК-4 не выполняется.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ отношения в сфере теплоснабжения строятся на принципах обеспечения надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, обеспечении безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения, обеспечении энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами.

В силу указанных принципов, орган местного самоуправления, которому вменяются соответствующие обязанности обеспечивает на территории муниципального образования надежное теплоснабжение, которое подразумевает проведение соответствующего технического и ремонта тепловых сетей путем передачи их в порядке пункта 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ теплосетевой эксплуатирующей организации.

Вследствие непринятия вышеуказанных мер администрацией города создается реальная угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц, вызванная отсутствием надлежащего контроля за техническим состоянием тепловых сетей и их надлежащей эксплуатацией. Учитывая, что свободный доступ на территорию в границах которой проходит участок тепловой сети не ограничен, определить круг лиц, право которых нарушено и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них не представляется возможным. Таким образом, не исполнение администрацией города вышеуказанной обязанности создает угрозу для прав на жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.

Определением суда от 10.07.2017 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено АО «Кемеровская теплосетевая компания».

Определением суда от 19.07.2017 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено ЗАО фирма «Кемеровоспецводстрой».

Определением суда от 19.09.2017 г. произведена замена третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора АО «Кемеровская теплосетевая компания» на Кузбасское акционерное общество энергетики и электрификации.

В ходе рассмотрения дела помощник прокурора г.Кемерово Денисова Е.С. заявленные исковые требования уточнила, просила признать незаконным бездействие администрации г. Кемерово по непринятию мер по постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области участок сети теплоснабжения, распложенный по адресу: г. Кемерово, ... от ТК-7 до ТК-4; обязать администрации города Кемерово в течение 3-месяцев с момента вступления решения суда в законную силу поставить на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области участок сети теплоснабжения, распложенный по адресу: г. Кемерово, ... от ТК-7 до ТК-4; обязать администрацию города Кемерово определить для участка тепловой сети по адресу: г. Кемерово, ... от ТК-4 до ТК-7 теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора г.Кемерово Денисова Е.С. уточненные исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Зрячева Ж.В., действующая на основании доверенности от 13.01.2017 г., в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, предоставила возражения на исковое заявление в письменном виде.

Представитель третьего лица ЗАО фирма «Кемеровоспецводстрой» Калайгорода В.А., действующий на основании доверенности от 14.03.2017 г., в судебном заседании пояснил, что считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, предоставил объяснение по делу в письменном виде.

Представитель третьего лица Кузбасского акционерного общества энергетики и электрификации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены, в письменном заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие, предоставили отзыв на исковое заявление в письменном виде, полагают заявленные исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Выслушав лиц, участвующих в процессе, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования прокурора г.Кемерово в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Кемерово подлежащими частичному удовлетворению.

В силу требований ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должно доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с п.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Судом установлено, что прокуратурой города Кемерово в марте 2017 проведена проверка по обращению ЗАО фирма «Кемеровоспецводстрой» о непринятии в муниципальную собственность бесхозяйного объекта теплоснабжения.

Проведенной проверкой установлено, что ЗАО фирма «Кемеровоспецводстрой» (далее - Общество) на праве собственности принадлежит здание, расположенное по адресу: г. Кемерово, ... «а». В целях приобретения тепловой энергии между Обществом и АО «Кемеровская теплосетевая компания» (далее - АО «КТСК») заключен договор теплоснабжения.

В силу положений пункта 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808, линии раздела элементов источников тепловой энергии, тепловых сетей или теплопотребляющих установок по признаку ответственности за эксплуатацию тех или иных элементов, устанавливается соглашением сторон договора теплоснабжения.

Исходя из актов эксплуатационной ответственности схема теплоснабжения здания организована от тепловой сети (теплотрассы сетевой воды) от теплового узла управления до места врезки (включая запорную арматуру в сторону здания) в тепловой камере ТК - 4 в сторону здания по ... корп. «а».

Актом на установление границ эксплуатационной ответственности (границ обслуживания и ответственности за состоянием тепловых сетей) установлено, что участки тепловой сети по адресу: г. Кемерово от ТК - 17 до ТК - 7 через ТК-5 и ТК -5/1 и все находящееся в ней оборудование обслуживает АО «КТСК».

В отношении теплотрассы сетевой воды от наружной западной стены ТК-17 в сторону потребителя через тепловые камеры ТК-5,ТК-7, ТК-4 до ТК-8 включительно тепловые камеры ТК -5, ТК-7, ТК-4 собственник не установлен.

Теплотрасса сетевой воды от места врезки в тепловой камере ТК -4 в сторону здания по адресу: ... до теплового узла управления и разводку по зданию запорную арматуру в тепловой камере ТК-4 в сторону потребителя обслуживает фирма ЗАО фирма «Кемеровоспецводстрой».

Также установлено, что постановлением администрации города Кемерово от 23.09.2016 ### теплоснабжающей организацией для участка тепловой сети по ... от ТК -17 до ТК -7 включая камеры ТК-5,Т - 5/1 и ТК - 7 1981 года ввода общей протяженностью 122 м. теплоснабжающей организацией определена АО «КТСК».

Из анализа представленных в материалы дела документов, в том числе акта ввода в эксплуатацию здания, расположенного по адресу: г. Кемерово, ... корп. «а» следует, что неотъемлемой частью здания является только участок сети от стены от места врезки в тепловой камере ТК - 4 в сторону здания, что предполагает наличие эксплуатационной ответственности и обязанности по содержанию данного участка, предусмотренные актом подписанным между Обществом и теплоснабжающей организацией.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом приема - передачи основных средств от 15.07.1988, составленным в том числе в отношении здания по ... корп. «а», переданного от ПМК-1 Объединению «Кемеровоспецмелиорация», и согласно которому к последнему перешли основные фонды в виде наружной теплосети протяженностью 25 м., согласно схемы (приложение ### к акту).

Из предоставленных разделительного баланса ТОО «КОТАР», являвшегося собственником здания по адресу: г. Кемерово, ... корп. «а» в 1993 и договора о безвозмездной передаче доли общедолевой собственности имущества от ТОО «КОТАР» в АОЗТ «Кемеровоспецводстрой» от 01.03.1993 следует, что инженерные сети в виде тепловой сети по указанному адресу от ТК - 4 до ТК- 7 на баланс указанных юридических лиц не передавались, поскольку данное имущество в разделительном балансе ТОО «КОТАР» не указывается.

Таким образом, в настоящее время собственник, иной законный владелец, а также теплоснабжающая организация для участка тепловой сети по ... от ТК-7 до ТК-4 не определены.

Из материалов дела следует, что в октябре и декабре 2016 в администрацию города Кемерово поступали обращения Общества по вопросу принятия в муниципальную собственность вышеуказанного участка тепловой сети.

Из информации представленной ОАО «КТСК» следует, что 21.03.2016 из администрации города Кемерово в теплоснабжающую организацию поступил запрос администрации города Кемерово о предоставлении акта раздела границ участка тепловой сети от ТК -17 и схему по потребителям.

Ответом от 19.04.2016 ОАО «КТСК» в адрес администрации города были направлены схемы от 27.05.2013 и от 15.08.2013 согласно которым в отношении участков тепловой сети от ТК - 17 до ТК- 4 собственник не установлен.

В силу пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1), а также абзаца четвертого пункта 1 приложения N 3 к постановлению N 3020-1 объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятия) передаются в муниципальную собственность городов. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимость от 01.03.2017 право собственности на участок тепловой сети не зарегистрировано.

Доводы представителя ответчика о том, что отсутствие у спорного участка тепловой сети социально - бытового назначения (наличие связи с муниципальными, жилыми и социальными объектами) влечет в свою очередь отсутствие у муниципального образования обязанности обеспечить его учет, как бесхозяйного имущества (вещи) не основан на законе и имеющихся доказательствах по делу.

Как следует из пояснения ответчика, организация теплоснабжения объектов, по ... корп. «а» не входит в обязанность органа местного самоуправления - администрации города Кемерово.

Данный вывод сделан из факта присоединения к спорному участку тепловой сети объектов, находящихся к частной собственности - зданиями ЗАО фирм «Кемеровоспецводстрой». Ответчик ссылается на то, что строительство участка тепловой сети после соединенного с ТК-4 от задания по ... корп. «а» было осуществлено исключительно для обслуживания этого здания, а также факт заключения договора энергоснабжения с АО «КТСК» на 2017.

Вместе с тем анализ норм действующего законодательства, предусматривающий обязанности органов местного самоуправления в области теплоснабжения муниципальных образований, в том числе городских округов, а именно подпункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ) и статья 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ, позволяет сделать вывод, что дифференциация потребителей по указанному ответчиком признаку в них не производится.

Со стороны ответчика не представлены документы, которыми достоверно подтверждался бы целевой характер спорного участка тепловой сети, то есть факт его создания для обслуживания определенного здания (сооружения).

Более того, из представленных документов следует, что тепловая сеть для подачи тепла в квартал 4-5 была построена в 1973 г., а здание ЗАО фирма «Кемеровоспецводстрой» (ранее - производственно-лабораторный корпус треста «Мелиоводстрой») в 1980г. Согласно Техно - рабочему проекту (л.д. 111-166) и текстовому объяснению к нему на странице 19а (л.д. 146), источником теплоснабжения производственно-лабораторного корпуса являются городские сети, подключением к которым производиться в ТК-4, согласованным городским управлением тепловых сетей г. Кемерово - 0,4 Гкал/час Инженер ПТО (Брандт), чертеж ### (л.д. 167).

В 1988г. производственно-лабораторный корпус от строительной организации ПМК-1 был передан объединению «Кемерововодмелиорация» в том числе была передана и тепловая сеть от стены здания до ТК-4 длинной 25м. см. (л.д. 168-169).

В настоящее время на балансе ЗАО фирма «Кемеровоспецводстрой» находится только указанный участок тепловой сети до ТК-4, подтверждается актом на установление границ эксплуатационной и балансовой принадлежности от 10.02.2016 приложение ### к договору ### (л.д. 171). При этом, только часть тепловой сети от ТК-7 до ТК-4 проходит через земельный участок, принадлежащий ЗАО фирма «Кемеровоспецводстрой».

При этом, согласно общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008). (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст) в состав здания включаются теплопроводные сети от ближайшего смотрового колодца до здания, в данном случае от ТК-4 до стены здания ЗАО фирма «Кемеровоспецводстрой».

На баланс иных предприятий спорный участок тепловой сети также не передавался.

Ссылка представителя Кузбасского акционерного общества энергетики и электрификации на акт раздела границ обслуживания и ответственности за состояние тепловой сети, составленный 02.08.2007, согласно которому, обязанность по обслуживанию спорного участка тепловой сети от ТК-7 до ТК-4 была возложена на собственников объектов недвижимости, расположенных по адресу, г. Кемерово, ... «А» в равных долях на ООО «Эксплуатационная фирма», ООО «Акцепт-Плюс» и ЗАО фирма «Кемеровоспецводстрой» (л.д. 87), является несостоятельной, поскольку, хотя указанный акт и составлен от имени четырех субъектов: Заискитимский теплосетевой район УТС, ООО «Эксплуатационная фирма», ООО «Акцепт-Плюс» и ЗАО фирма «Кемеровоспецводстрой», однако подписан только двумя субъектами (ООО «Акцепт-Плюс» и ООО «Эксплуатационная фирма»), а потому юридической силы не имеет.

Более того в 2016г. все потребители тепла указанные в данном акте заключили с АО «Кемеровская теплосетевая компания» новые договоры теплоснабжения и подписали новые акты раздела границ ответственности за состояние теплосетей (л.д. 171, 172, 173). Согласно указанным актам, все потребители взяли на себя обязанность обслуживать тепловую сеть от стены своего здания до первого смотрового колодца.

Выводы ответчика о том, что задание по ... корп. «а» являются технологически связанными, являются основной вещью и принадлежностью также не основаны на законе и не подтверждаются доказательствами по делу.

В соответствии со статьей 135 ГК РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной, вещи, если договором не предусмотрено иное.

Вместе с тем, в данном случае полежат установлению обстоятельства, связанные с передачей спорного участка тепловой сети застройщиком собственникам (законным владельцам), а также последующим владельцам.

Как было указанно выше, в ходе приватизации объектов недвижимости по адресу: г. Кемерово, ... корп. «а» участки тепловой сети от ТК 4 в составе имущества не передавались.

Из указанного следует, что при отсутствии факта передачи спорного; объекта тепловой сети юридическим лицам, правопреемником которых является ЗАО фирма «Кемеровоспецводстрой», ранее в ходе приватизации, право последнего на них также не может возникнуть иначе как по сделке.

Учитывая, что какие-либо законные основания возникновения у иных лиц, включая ЗАО фирма «Кемеровоспецводстрой», в ходе рассмотрения дела установлены не были, вывод представителя ответчика о наличии у спорного имущества собственника является необоснованным.

Доводы ответчика об отсутствии у юридических лиц, располагающихся по адресу: г. Кемерово, ... корп. «а», препятствий для регистрации права на спорный участок тепловой сети и наличии потенциальной возможности оформить право на него в силу приобретательной давности, как основание считать принадлежность объекта установленной за такими лицами, противоречит нормам гражданского закона о собственности.

Так в соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права обязанности.

В соответствии с этим гражданские правами обязанности возникают: из договоров и иных сделок; из решений собраний в случаях, предусмотренных законом; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

По смыслу статьи 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение - пяти лет, приобретает право собственности на это имущество.

Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

Вместе с тем, из указанных норм вытекает, что приобретение имущества, пользование которым осуществлялось в течение указанного срока является правом, а не обязанностью. Даже при доказанности факта использования имущества необходимо свободное волеизъявление на приобретение его в собственность.

Соответственно, по указанным мотивам спорный участок тепловой сети не может быть отнесен к имуществу, собственник которого установлен.

Кроме того, не является доказательством принадлежности спорного участка теплосети лицу, указанному ответчиком, и факт заключения договора теплоснабжения, поскольку имеющимся между ЗАО фирма «Кемеровоспецводстрой» и АО «КТСК» обязательством установлены только обязанности по бесперебойной поставке энергоресурсов.

Согласно статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Пунктом 20 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации утвержденных постановлением Правительства-РФ от 08.08.2012 № 808 (далее -Правила) к договору теплоснабжения прилагаются акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

В целях исполнения договора и Правил между сторонами договора составлен акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон, из которого следует, что лицо, являющееся законным владельцем (эксплуатантом) спорного участка тепловой сети отсутствует.

Таким образом, договор теплоснабжения не может являться доказательством наличия собственника вышеуказанного имущества.

В соответствии с п. 2, 4, 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 № 580, объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых не известны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном ст. 225, 236 ГК РФ, принимаются на учет органами Федеральной регистрационной службы (в настоящее время - органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии). Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Таким образом, при поступлении в орган местного самоуправления информации и (или) обращения из которого следует, что указываемое в нем имущество имеет признаки бесхозяйной вещи у органа местного самоуправления возникает обязанность по обращению в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке такого на учет как бесхозяйного.

В силу пункта 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ отношения в сфере теплоснабжения строятся на принципах обеспечения надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, обеспечении безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения, обеспечении энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами.

В силу указанных принципов, орган местного самоуправления, которому вменяются соответствующие обязанности обеспечивает на территории муниципального образования надежное теплоснабжение, которое подразумевает проведение соответствующего технического и ремонта тепловых сетей путем передачи их в порядке пункта 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ теплосетевой эксплуатирующей организации.

В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего совершить какие-либо действия, не связанные с передачей денег, суд своим решением может установить срок, в течение которого должно быть исполнено решение.

При таких обстоятельствах, учитывая, что право собственности на спорную инженерную сеть не зарегистрировано, в чьем либо ведении или управлении данное недвижимое имущество не передано, а также то обстоятельство, что указанные сети являются источником опасности в случае бесконтрольного существования, что может повлечь за собой создание аварийной ситуации и причинение вреда гражданам, заявленные исковые требования об обязании администрации города Кемерово в течение 3-месяцев с момента вступления решения суда в законную силу поставить на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области участок сети теплоснабжения, распложенный по адресу: г. Кемерово, ... от ТК-7 до ТК-4; обязании администрации города Кемерово определить для участка тепловой сети по адресу: г. Кемерово, ... от ТК-4 до ТК-7 теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, суд полагает, что само по себе вынесение судом решения о возложении на ответчика обязанности совершить вышеуказанные действия, не может являться безусловным основанием для признания бездействия администрации г. Кемерово по непринятию мер по постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области участок сети теплоснабжения, распложенный по адресу: г. Кемерово, ... от ТК-7 до ТК-4, незаконным, в рамках настоящего гражданского дела, учитывая, что гражданские права неопределенного круга лиц в полной мере восстановлены судом.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования прокурора г.Кемерово в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Кемерово удовлетворить частично.

Обязать администрации города Кемерово в течение 3-месяцев с момента вступления решения суда в законную силу поставить на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области участок сети теплоснабжения, распложенный по адресу: г. Кемерово, ... от ТК-7 до ТК-4.

Обязать администрацию города Кемерово определить для участка тепловой сети по адресу: г. Кемерово, ... от ТК-4 до ТК-7 теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в мотивированной форме.

Судья: Е.А. Лебедева

Решение в мотивированной форме 16.10.2017 г.

2-3069/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор г. Кемерово
Ответчики
Администрация г. Кемерово
Другие
ЗАО Кемеровоспецводстрой
АО Кемеровская теплосетевая компания
Кузбасское акционерное общество энергетики и электрификации
Суд
Центральный районный суд г. Кемерово
Судья
Лебедева Е.А.
Дело на сайте суда
centralniy.kmr.sudrf.ru
26.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.06.2017Передача материалов судье
28.06.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.07.2017Подготовка дела (собеседование)
10.07.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.07.2017Судебное заседание
19.07.2017Судебное заседание
31.07.2017Судебное заседание
19.09.2017Судебное заседание
27.09.2017Судебное заседание
04.10.2017Судебное заседание
11.10.2017Судебное заседание
16.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее