Дело №2а- 2623- 2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июля 2017 года
Дзержинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Абрамовой Л.Л.
при секретаре Липиной М.С.
с участием представителя административного истца, действующего по доверенности от Дата, Чистякова А.Ю., представителя административного ответчика, действующей по доверенности от Дата, Шатровой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Кошелев Д.А. к администрации Двуреченского с\п Пермского муниципального района, Комитету имущественных отношении администрации Пермского муниципального района о признании решения об отказе в перераспределении земельных участков незаконным,
у с т а н о в и л:
Административный истец обратился в суд с административным иском (с учетом уточненного искового заявления) к административным ответчикам о признании незаконным решение администрации Двуреченского сельского поселения Пермского муниципального района об отказе в перераспределении земельных участков, выраженное в письме от Дата №. Обязании Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Кошелев Д.А., в течение десяти дней с момента вступления в законную силу решения суда принять решение об утверждении Схемы расположения земельного участка площадью ... кв.м, приложенной к заявлению от Дата, и направить решение с приложением указанной Схемы Кошелев Д.А.
Исковые требования мотивирует тем, что является собственником земельного участка площадью ... кв.м с кадастровым номером № по адресу: Адрес, на котором расположен принадлежащий ему жилой дом. Дата обратился в администрацию Двуреченского с\п Пермского муниципального района с заявлением о перераспределении своего земельного участка и земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, с целью приобретения в собственность ... кв.м примыкающей к его участку территории. К заявлению была приложена Схема расположенная земельного участка, подготовленная кадастровым инженером. Письмом от Дата № администрация отказала в перераспределении земельных участков в связи с тем, что перекрывается доступ к земельному участку с кадастровым номером №. На основании пп11 п.9 ст. 39.29,пп3 п.16 ст.11.10, п.6 ст.11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом, другими федеральными законами. Считает решение незаконным.
Административный истец в суд не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствии.
Представитель административного истца на иске настаивает, подтвердил изложенные в нем обстоятельства.
Представитель административного ответчика – Администрации Двуреченского с\п Пермского муниципального района в суд не явился. О дне слушания дела извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика – Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района с иском не согласна. Пояснила, что испрашиваемый земельный участок Дата поставлен на кадастровый учет.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Кошелев Д.А. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью ... кв.м с кадастровым № по адресу: Адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от Дата.
Дата Кошелев Д.А. обратился в администрацию Двуреченского с\п Пермского муниципального района с заявлением о перераспределении его земельного участка и земельного участка находящегося в муниципальной собственности, с целью приобретения в собственность ... кв.м примыкающей к его участку территории. К заявлению приложена Схема расположения земельного участка, подготовленная кадастровым инженером.
Письмом от Дата № администрация Двуреченского с\п Пермского муниципального района отказала в перераспределении земельных участков в связи с тем, что перекрывается доступ к земельному участку в кадастровым номером №. На основании пп 11 п.9 ст.39.29, пп3 п.16 ст.11.10, п.6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участок не должно приводить в вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом, другими федеральными законами.
Решением Дзержинского районного суда города Перми от 21.11.2014 требования Кошелев Д.А. удовлетворены, признано незаконным решение Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района об отказе в предоставлении земельного участка, выраженное в письме от Дата №. На Комитет имущественных отношений возложена обязанность устранить нарушение прав Кошелев Д.А., обязав повторно рассмотреть заявление Кошелев Д.А. от Дата № о предоставлении в аренду земельного участка.
Земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности ФИО6, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от Дата.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Из части 1 статьи 11.2 ЗК РФ следует, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 11.7 Земельного кодекса РФ перераспределение земельных участков перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 (статьи 39.27 - 39.29) настоящего Кодекса.
Статья 39.1 ЗК РФ содержит перечень оснований возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Согласно пункту 2 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
В обобщенном виде перераспределение можно охарактеризовать как совокупность действий, направленных на преобразование смежных земельных участков, осуществляемых на основании соглашения между правообладателями данных объектов, в результате которых образуются один или несколько других смежных земельных участков, но с иными индивидуализирующими признаками (площадью, границами).
Анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что перераспределение земель является способом образования земельных участков, но не отнесено законодателем к самостоятельным основаниям для предоставления земельного участка и не заменяет порядка и оснований их предоставления.
В соответствии с пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;
3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;
4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте;
5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;
8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;
9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
Согласно п.8 ст.39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю.
Согласно п. 12 ст. 39.29 ЗК РФ отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого осуществляется перераспределение, не является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. В этом случае заявитель обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельного участка, право собственности на который приобретает заявитель, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете такого земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Исходя из анализа пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ можно сделать вывод, что одним из принципов перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, является приведение границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ и чересполосицы.
Согласно пункту 1 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим, препятствующим рациональному' использованию и охране земель, недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Представленный административным истцом проект схемы расположения земельного участка, образование в соответствие с ним новых земельных участков путем перераспределения не нарушает названный выше принцип земельного законодательства.
При подготовке Схемы расположения земельного участка и подаче заявления Кошелев Д.А. выполнены требования законодательства.
Для приобретения в собственность в результате перераспределения заявлялись два земельных участка, входящие в состав муниципальных земель. Это участок площадью ... кв.м с ... и земельный участок с ... Решение от Дата коснулось только участка площадью ... кв.м, в отношении которого имеется решение Дзержинского районного суда города Перми от 21.11.2014 по делу №2- 4464/2014. Указанным решением признано незаконным решение Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района об отказе в предоставлении земельного участка, выраженное в письме от Дата № в аренду на срок ... для благоустройства территории площадью ... кв.м по адресу: Адрес примыкает к земельному участку №. На Комитет возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Кошелев Д.А., повторно рассмотреть заявление о предоставлении участка в аренду. Решение суда не исполнено.
Доказательств вклинивания, вкрапливания, изломанности линий и чересполосице Схема расположения не содержит. Напротив, устраняется чересполосица, существующая между земельными участками с кадастровыми номерами №. Спорный участок представляет собой заболоченную местность, непригодную для прохода и проезда. Земельный участок № находится в собственности ФИО6, (представителя по настоящему делу), который осуществляет доступ к нему через примыкающие с северной стороны земельные участки №, № также находящиеся в его собственности.
Суд полагает, что отказ в перераспределении земельных участков является незаконным. Права Кошелев Д.А. подлежат восстановлению путем принятия решения об утверждении Схемы расположения земельного участка, приложенной к заявлению.
То обстоятельство, что земельный участок площадью ... кв.м, расположенный по адресу: Адрес, категория земель: ... кадастровый номер № постановлением администрации Двуреченского сельского поселения № от Дата закреплен на праве постоянного (бессрочного)пользования на администрацией муниципального образования «Двуреченское сельское поселение», не является основанием к отказу в иске, данное постановление вынесено Дата, административный истец обратился с заявлением о перераспределении земельного участка Дата, отказ ему направлен письмом от Дата. Данный отказ признан судом незаконным.
Согласно п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом
(в ред.Федерального закона от 03.07.2016 №334-ФЗ).
В соответствии с п.1.1 Положения о комитете имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, утвержденных решением Земского собрания от 22.12.2016 №178, вступившим в силу с 01.01.2017, Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района является функциональным органом администрации Пермского муниципального района.
Как следует из п.3.7.6 и 3.7.11 Положения Комитет: принимает решения о перераспределении земель и (или) земельных участков, а также заключает соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством; обеспечивает подготовку схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории в случаях и порядке, установленных действующим законодательством.
Таким образом, с Дата уполномоченным органом по принятию решений об утверждении схемы расположения земельного участка в порядке перераспределения является Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района.
В силу ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Суд считает необходимым установить срок для устранения нарушения прав и законных интересов Кошелев Д.А. в течение ... дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 175-178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р е ш и л:
Признать незаконным решение администрации Двуреченского сельского поселения Пермского муниципального района об отказе в перераспределении земельных участков, выраженное в письме от Дата №.
Обязать Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Кошелев Д.А., в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда принять решение об утверждении Схемы расположения земельного участка площадью ... кв.м, приложенной к заявлению от Дата и направить это решение с приложением указанной Схемы Кошелев Д.А.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд города Перми в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья Л.Л.Абрамова
Решение в окончательной форме изготовлено 07.07.2017 года.