РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 февраля 2019 года г. Братск
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи А.С. Поляковой,
при секретаре К.И. Штыка,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-263/2019 по административному иску Гарина Руслана Александровича к Федеральному казенному учреждению СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области о признании незаконными действий (бездействий) о постановке на профилактический учет и перемещение в наручниках,
УСТАНОВИЛ:
Гарин Р.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области (далее – СИЗО-1) о признании незаконными действий выразившихся в постановке на профилактический учет как «склонного к нападению» и перемещении его по зданию СИЗО-1 в наручниках.
В обоснование административного иска указал, что 26.10.2018 он прибыл в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области, где подвергся незаконным действиям. С первого дня его выводили из камеры в наручниках. 02.11.2018 на комиссии администрации СИЗО-1 его незаконно поставили на профилактический учет, как склонного к нападению, с целью задним числом обосновать незаконное применение к нему наручников. Его доводы о том, что он ни на кого не нападал, никому не угрожал, не грубил, были проигнорированы. С материалами административной комиссии СИЗО-1 и основанием для принятия решения о постановке на профилактический учет, его никто не знакомил.
Определением суда от 25.12.2018 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Федеральная служба исполнения наказаний России.
Административный истец Гарин Р.А., присутствовавший в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, административный иск поддержал по доводам и основаниям, изложенным в иске, дополнительно суду пояснил, что с 26.10.2018 по 28.12.2018 на период рассмотрения его гражданского иска, он находился в СИЗО-1, откуда доставлялся на судебные заседания в Кировский районный суд г. Иркутска.
С оспариваемым решением он был ознакомлен 02.11.2018, считает, что представитель администрации подделывает документы. Считает, что незаконной постановкой на профилактический учет были нарушены его права, так как в учреждении его перемещали в наручниках, то есть вывод из камеры всегда сопровождался применением незаконных спец. средств. У него от наручников болели руки. Каждое применение спец.средств согласно ФЗ 5473-1, на который ссылается административный ответчик в своих возражениях, должно быть зафиксировано на видеорегистратор в обязательном порядке.
Применение наручников ставило его в морально-уничижающее положение, нарушало его права. Применение спец. средств согласно ПВР № 295 п. 47 Приказа Министерства юстиции допускается только к осужденным к пожизненному лишению свободы. Кроме того, он является инвалидом 3 группы, пользуется тростью, страдает <данные изъяты>, то есть не может обходиться без баллончика с лекарственным средством. В момент спазма легких он может не успеть взять в руки баллончик, задохнуться и умереть, следовательно, своими незаконными действиями ответчик подвергает его жизнь угрозе. Склонным к суициду он никогда себя не считал, на сотрудников администрации не нападал, угроз о нападении в их адрес не высказывал. Рапорт сотрудника СИЗО-1 о том, что он якобы угрожал им нападением, является клеветой. Согласно должностной инструкции о проведении обыска, у сотрудника, проводящего обыск, при себе должен иметься нагрудный видеорегистратор, и если бы им были высказаны какие-либо угрозы в адрес сотрудников СИЗО-1, это должно было быть зафиксировано. Просит иск удовлетворить.
В судебное заседание представитель административного ответчика ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области Шарова А.А. административный иск Гарина Р.А. не признала, в устных и письменных возражениях указала, что Гарин Р.А., содержался в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области с 26.10.2018 по 28.12.2018 по постановлению Кировского районного суда г. Иркутска от 03.10.2018 в связи с рассмотрением заявления о возмещении вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности.
При применении специальных средств (наручников) администрация СИЗО-1 руководствовалась нормативно-правовыми актами: Федеральным законом от 15.07.1995 №103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Законом Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», приказом Минюста России от 03.11.2005 № 204-дсп «Об утверждении Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в СИЗО и тюрьмах УИС».
Статьей 6 Федерального закона от 15.07.1995 № 103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статьей 10 УИК РФ предусмотрено, что подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, осужденные пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан РФ, с ограничениями, предусмотренными законодательством РФ.
Осужденные отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определенный порядок исполнения и отбывания лишения свободы (режим).
Как Федеральный закон от 15.07.1995 №103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», так и УИК РФ предусматривают случаи применения к осужденным специальных средств, в том числе в целях предотвращения причинения осужденными вреда окружающим или самим себе.
Возможность применения специальных средств к осужденным при их конвоировании и охране предусмотрена и Федеральным законом от 21.07.1993 года №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (статья 30).
Гарин Р.А. по прибытию в учреждение состоял на профилактическом учете как лидер и активный участник групп отрицательной направленности и лицо, склонное к суициду и членовредительству. Решением комиссии по прибытию в СИЗО-1 был поставлен на профилактический учет как склонный к нападению в соответствии с положениями п.24 Приказа Минюста России от 20.05.2013 года №72 «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно - исполнительной системы» (далее -Инструкция).
В соответствии с действующим законодательством, а именно подпунктом 49.1 приказа Минюста России от 03.11.2005 № 204-дсп «Об утверждении Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в СИЗО и тюрьмах УИС» наручники применяются при конвоировании и охране осужденных и заключенных, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут причинить вред окружающим или себе.
Осужденный Гарин Р.А. состоит на профилактическом учете как склонный к суициду и членовредительству. Также за период содержания в учреждении неоднократно причинял умышленный вред своему здоровью.
В соответствии с действующим законодательством, а именно подпунктом 49.2 приказа Минюста России от 03.11.2005 № 204-дсп при применении наручников руки подозреваемого, обвиняемого или осужденного удерживаются за спиной.
На основании изложенного следует, что специальные средства (наручники) применялись к Гарину Р.А. законно и обоснованно, в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, регламентирующего деятельность следственных изоляторов. Фактов превышения сотрудниками СИЗО-1 должностных полномочий при применении наручников не усматривается.
Более того, обращение аналогичного содержания Гарин Р.А. направлял в прокуратуру Иркутской области в отдел по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний. Ему был направлен ответ, о том, что специальные средства (наручники) применялись сотрудниками СИЗО-1 к Гарину Р.А. при его конвоировании по территории учреждения в соответствии с нормами действующего законодательства. Поскольку проверкой не выявлено нарушений норм действующего законодательства, оснований для применения норм прокурорского реагирования не установлено.
По итогам проведенной проверки на основании обращения Гарина Р.А., ответ прокуратуры им обжалован не был
В настоящее время порядок организации и проведения мероприятий по профилактике правонарушений среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание и содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы регламентируется Инструкцией по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 20.05.2013 № 72 (далее - Инструкция).
Так, 30.10.2018 года по имеющейся информации с участием осужденного Гарина Р.А. на заседании комиссии был рассмотрен рапорт оперуполномоченного оперативного отдела учреждения о постановке на профилактический учет Гарина Р.А. как склонного к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов, а также было заслушано ходатайства сотрудников учреждения о постановке на профилактический учет осужденного Гарина Р.А. как лицо склонное к нападению, захвату заложников, суициду и членовредительству. Личное участие осужденного Гарина Р.А. зафиксировано в выписке из протокола заседания комиссии №80 от 30.10.2018. Лист ознакомления содержит сведения о том, что осужденному Гарину Р.А. было предложено ознакомиться с протоколом заседания комиссии №80 от 30.10.2018 года, имеется подпись осужденного.
На основании изложенного, полагает, что Гарин Р.А. не представил доказательств нарушающих его права, свободы и законные интересы, постановка осужденного Гарина Р.А. на профилактический учет как склонного к нападению, осуществлялась законно и обоснованно, в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ. Гарин Р.А. не представил доказательств, свидетельствующих о том, что действия ответчика не соответствует нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца, в том числе создает препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возлагает на него какие-либо обязанности.
В представленной в материалы дела характеристике в отношении Гарина Р.А. допущена техническая ошибка в указании даты ее утверждения, вместо 2018 год, указан 2019 год. Данная характеристика была составлена по материалам личного дела Гарина Р.А. по его прибытию.
Представитель заинтересованного лица - Федеральной службы исполнения наказаний России в судебное заседание не явился, будучи извещен.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного производства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих относиться властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.
К бездействию относиться неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относиться не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
В силу частей 8, 9 и 11 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 29.07.2017) Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.
В соответствии с ч.ч. 9 и 11 ст. 226, ст. 62 КАС РФ на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный же ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
Анализируя предоставленные доказательства, судом установлено, что осужденный Гарин Р.А. отбывает наказание в ФКУ ЛИУ-35 ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Согласно справке от 10.01.2019, Гарин Р.А. в период с 26.10.2018 по 28.12.2018 содержался в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области по постановлению Кировского районного суда г. Иркутска от 03.10.2018 (рассмотрение заявления о возмещении вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности).
Как следует из обоснования иска, 26.10.2018 он прибыл в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области, все его передвижения в учреждении производились с применением спецсредств - в наручниках. 02.11.2018 на комиссии администрации СИЗО-1 его незаконно поставили на профилактический учет, как склонного к нападению. Его доводы о том, что он ни на кого не нападал, никому не угрожал, не грубил, были проигнорированы. С материалами административной комиссии СИЗО-1 и основанием для принятия решения о постановке на профилактический учет, его не ознакомили.
Согласно выписке из протокола заседания комиссии администрации учреждения по постановке (снятии) на профилактический учет лиц, содержащихся в учреждении от 30.10.2018 № 80, проведенного с участием осужденного Гарина Р.А., принято решение поставить осужденного Гарина Р.А. на профилактический учет как склонного к нападению.
На основании п. 24 Приказа Минюста России от 20 мая 2013 года N 72 "Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы" (далее - Инструкция) осужденный Гарин Р.А. был поставлен на профилактический учет как лицо, склонные к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов.
Как пояснила в судебном заседании представитель административного ответчика, при принятии указанного решения, администрация ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области также учитывала информацию из личного дела Гарина Р.А, в соответствии с которой Гарин Р.А. состоит на профилактическом учете как склонный к суициду и членовредительству.
В соответствии с законодательством Российской Федерации в исправительных учреждениях осуществляется оперативно-розыскная деятельность, задачами которой являются: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение (часть 1 статьи 84 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В настоящее время порядок организации и проведения мероприятий по профилактике правонарушений среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание и содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы регламентируется Инструкцией по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 20 мая 2013 года N 72 (далее - Инструкция).
Согласно п. 2 Инструкции основной целью профилактической работы является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, посредством профилактических мероприятий.
Деятельность сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы по предотвращению правонарушений связана с выявлением лиц, имеющих намерение совершить правонарушение, и принятием к ним мер превентивного характера с целью недопущения реализации этих намерений (на стадии обнаружения умысла). При пресечении правонарушений устанавливаются лица, подготавливающие правонарушение, с принятием к ним превентивных мер в целях недопущения перерастания подготовительных действий в оконченное правонарушение (на стадии покушения) (пункт 4 Инструкции).
Профилактика правонарушений обеспечивается путем охраны, изоляции и надзора за лицами, содержащимися в учреждениях УИС, их размещения в соответствии с законом, выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработки и осуществления мер по их устранению (общая профилактика), установления лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений, и принятия мер по оказанию на них необходимого воздействия (индивидуальная профилактика) (пункт 5 Инструкции).
В соответствии с п. 23 Инструкции индивидуальная профилактика правонарушений включает в себя работу с лицами, поставленными на профилактический учет, путем проведения целенаправленной, планомерной и дифференцированной работы с учетом психологических особенностей их личности, характера и степени общественной опасности, совершенных ими правонарушений и других особенностей, имеющих значение для правильного выбора методов и средств воспитательного воздействия.
Основанием для постановки осужденного на профилактический учет являются наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц, а также медицинские и психологические показания. Сбор и подготовка необходимых материалов по постановке осужденного на профилактический учет возлагается на сотрудников подразделения учреждения УИС, являющегося инициатором постановки на профилактический учет (п. 8 Инструкции).
Так, 26.10.2018 на имя начальника ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области поступил рапорт оперуполномоченного оперативного отдела пр-к вн/сл Л.Д., из которого следует, что 26.10.2018 Гарин Р.А. прибыв в учреждение, высказывал намерения о нападении на сотрудников администрации при предъявлении к нему режимных требований, с которыми он не согласен. На основании изложенного полагал необходимым поставить Гарина Р.А. на профилактический учет как лицо склонное к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов.
Как следует из характеристики ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю, в учреждении Гарин Р.А. отбывает наказание в виде лишения свободы, состоит на профилактическом учете как склонный к суициду и членовредительству. За время отбывания наказания неоднократно привлекался к дисциплинарной ответственности в виде объявления выговоров, водворения в КАРЦЕР, ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, имеет действующее взыскание, 02.01.2015 признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, переведен в строгие условия отбывания наказания, администрацией ИУ за время отбывания наказания не поощрялся. Вывод: осужденный Гарин Р.А. характеризуется отрицательно, имеет действующее взыскание, признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, отбывает наказание в строгих условиях отбывания наказания.
В соответствии с медицинской справкой, за период содержания в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области, у Гарина Р.А. 01.11.2018 в 17-00 зафиксированы телесные повреждения - ж/т *** -заключение: <данные изъяты>. Ссадины в области шеи. 01.11.2018 в 17-15 зафиксированы телесные повреждения - <данные изъяты> *** -заключение: <данные изъяты>. 08.11.2018 в 08-10 зафиксированы телесные повреждения - ж/т *** -заключение: ушиб <данные изъяты>. <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ лезвием от одноразового бритвенного станка нанес себе резаные раны, кровью из раны замазал камеру видеонаблюдения, нанес надпись на стене в камере ***.
Из справки ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области следует, что осужденный Гарин Р.А. прибыл 26.10.2018, состоит на профилактическом учете ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области как склонный к нападению (протокол № 80 от 30.10.2018). Также, осужденный Гарин Р.А. состоит на профилактическом учете как лидер и активный участник групп отрицательной направленности и лицо склонное к суициду, членовредительству. При перемещении осужденного Гарина Р.А. по территории следственного изолятора специальные средства (наручники) применялись сотрудниками учреждения к Гарину Р.А. в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 30 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы».
Пунктом 30 Инструкции установлено, что начальник учреждения УИС после ознакомления с указанными материалами, убедившись в обоснованности ходатайства инициатора о постановке (снятии) на профилактический учет лица, указанного в рапорте, визирует его и назначает дату для рассмотрения представленного материала на заседании комиссии учреждения УИС.
Администрация учреждения УИС после вынесения решения комиссии относительно постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет, снятия с профилактического учета либо продления срока нахождения на профилактическом учете проводит ознакомление с ним под роспись (п. 34 Инструкции).
Так, 30.10.2018 года по имеющейся информации с участием осужденного Гарина Р.А. на заседании комиссии был рассмотрен рапорт оперуполномоченного оперативного отдела учреждения о постановке на профилактический учет Гарина Р.А. как склонного к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов, по которому было принято решение о постановке Гарина Р.А. на профилактический учет, как склонного нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов, о чем свидетельствует выписка из протокола от 30.10.2018 № 80.
На основании изложенного, проверяя законность решения административного ответчика о постановке административного истца на профилактический учет, учитывая собранный характеризующий материал в отношении Гарина Р.А., суд приходит к выводу, что вышеизложенные обстоятельства, являлись достаточными для постановки Гарина Р.А. на профилактический учет, как склонного нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов, поскольку Гарин Р.А. высказывал намерения о нападении на сотрудников администрации учреждения, о чем свидетельствует рапорт от 26.10.2018, более того, Гарин Р.А. имеет отрицательную психологическую характеристику, имеет действующее взыскание, признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, отбывает наказание в строгих условиях отбывания наказания, состоит на учете как склонный к суициду и членовредительству.
Доводы административного истца о том, что он не был ознакомлен с протоколом заседания комиссии администрации учреждения по постановке (снятии) на профилактический учет лиц от 30.10.2018 № 80 опровергаются письменными материалами дела. Из материалов административного дела видно, что 30.10.2018 Гарин Р.А. присутствовал на заседании административной комиссии ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области, с решением административной комиссии о его постановке на профилактический учет, был ознакомлен в день вынесения решения, о чем свидетельствует лист ознакомления, в котором имеется подпись Гарина Р.А. датированная 30.10.2018 об ознакомлении с протоколом.
Изучив представленные административным ответчиком доказательства, заслушав административного истца Гарина Р.А., проанализировав содержание характеризующего материала, суд приходит к выводу о соответствии закону процедуры и порядка постановки административного истца на профилактический учет.
Административный истец полагает, что в связи с постановкой его на профилактический учет были нарушены его права, так как к нему незаконно применялись спецсредства (наручники) при перемещении в учреждении СИЗО-1.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 21.07.1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право применять специальные средства - наручники и иные средства ограничения подвижности - в случаях, предусмотренных пунктами 2 - 6 и 8 - 11 части первой настоящей статьи, в том числе: для пресечения преступлений; для пресечения физического сопротивления, оказываемого осужденным или лицом, заключенным под стражу, сотруднику уголовно-исполнительной системы; для пресечения неповиновения или противодействия законным требованиям сотрудника уголовно-исполнительной системы, связанных с угрозой применения насилия, опасного для жизни или здоровья; при конвоировании, охране или сопровождении осужденных и лиц, заключенных под стражу, осуществлении надзора за осужденными, отбывающими наказание в колониях-поселениях, если они своим поведением дают основание полагать, что намерены совершить побег либо причинить вред окружающим или себе.
В соответствии с подпунктом 49.1 приказа Минюста России от 03.11.2005 № 204-дсп «Об утверждении Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в СИЗО и тюрьмах УИС» наручники применяются при конвоировании и охране осужденных и заключенных, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут причинить вред окружающим или себе.
В соответствии с действующим законодательством, а именно подпунктом 49.2 приказа Минюста России от 03.11.2005 № 204-дсп при применении наручников руки подозреваемого, обвиняемого или осужденного удерживаются за спиной.
Учитывая, что на профилактический учет Гарин Р.А. поставлен законно и обоснованно, было проведено заседание комиссии по постановке лиц, содержащихся в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области на профилактический учет от 30.10.2018, имеется рапорт должностного лица о намерении осужденного совершить нападение на сотрудников администрации учреждения, имеются сведений о его постановке на профилактический учет как лица склонного к суициду и членовредительству, факт причинения телесных повреждений своему здоровью в период нахождения в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области, отраженные в медицинской справке, административный истец не оспаривал, суд приходит к убеждению о законности и обоснованности применения к административному истцу специальных технических средств (наручников) при перемещении осужденного на территории следственного изолятора (п. 8 с. 1 ст. 30 Федерального закона от 21.07.1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»), поскольку поведение осужденного давало основание администрации учреждения полагать, что у Гарина Р.А. имеется намерение причинить вред окружающим или себе.
Сведений о том, что по состоянию здоровью к Гарину Р.А. не могут быть применены специальные технические средства (наручники), в материалах дела не имеется.
По своему содержанию сама по себе постановка на учет не может рассматриваться как нарушение прав, свобод либо привлечение к ответственности.
По своей сути профилактический учет не влечет возложение на осужденного каких-либо обязанностей, так как основной целью такого профилактического учета является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, посредством системы профилактических мероприятий, осуществляемых сотрудниками учреждений, что следует рассматривать как составную часть воспитательной работы, направленной на исправление указанных лиц.
Ссылка административного истца на иные допущенные сотрудниками СИЗО-1 нарушения его прав, нашедшие подтверждение в ходе проведения проверок по жалобам осужденного, на которые имеются указания в частном постановлении Кировского районного суда г. Иркутска, ответах прокуратуры области, сами по себе не свидетельствуют о нарушении учреждением прав Гарина Р.А., на которые ссылается административный истец в обоснование настоящего административного иска.
Таким образом, административным ответчиком исполнена процессуальная обязанность по доказыванию, предусмотренная ч.ч. 9 и 11 ст. 226, ст. 62 КАС РФ, в то время как доказательств нарушения прав и законных интересов в нарушение требований ч.ч. 9 и 11 ст. 226, ст. 62 КАС РФ административным истцом не представлено.
Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что постановка Гарина Р.А. на профилактический учет, нахождение его на таком учете не противоречат положениям закона, регулирующим спорные правоотношения, прав и законных интересов административного истца не нарушают, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Гарина Руслана Александровича к Федеральному казенному учреждению СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области о признании незаконными действий (бездействий) по постановке на профилактический учет и перемещении в наручниках – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение месяца, со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья А.С. Полякова