Дело № 2а-214/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.г.т. Погар 25 июля 2017 года
Погарский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Хромина А.О.,
при секретаре Скрипник И.А.,
с участием административного истца Федотовой А.А.,
представителя административного истца - Юхмана А.Е.,
представителя административного ответчика – администрации <адрес> – Прокопцовой Т.М.,
представителя заинтересованного лица – сектора по делам семьи, охране материнства и детства, демографии администрации <адрес> – Поплёвко Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Федотова А.А. к администрации <адрес> об оспаривании решения органа муниципальной власти,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Федотова А.А. обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что обладает статусом ребенка-сироты, поскольку ее родители умерли. В связи с неисполнением и ненадлежащим исполнением администрацией <адрес> и отделом опеки и попечительства обязанностей по защите ее прав как ребенка-сироты, в том числе и жилищных, она не была включена в список детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда. Кроме того, по вине административного ответчика попечительство над ней не было установлено, она была лишена возможности предоставить документы, необходимые для учета в качестве нуждающейся в жилом помещении.
До достижения возраста 18 лет Федотова А.А. неоднократно в устной форме обращалась в администрацию <адрес> по вопросу включения ее в указанный список, на что получала обещания удовлетворить ее просьбу. 29 апреля 2008 года по ее заявлению была обследована квартира родителей, которая была признана непригодной для проживания. Данный факт подтверждается актом обследования от 29 апреля 2008 года. 19 мая 2008 года в присутствии комиссии администрации <адрес> ей было предложено занять квартиру в <адрес>. В связи с непригодностью для проживания, Федотова А.А. от предложенной квартиры отказалась, однако документально ее отказ зафиксирован не был.
18 мая 2017 года она обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о включении ее в список на получение жилого помещения из специализированного жилищного фонда. 30 мая 2017 года администрацией <адрес> ей было отказано во включении в список по мотиву достижения возраста 23 лет.
Административный истец считает, что принятие вышеуказанного решения противоречит действующему законодательству, в связи с тем, что с 01 января 2013 года установленный ч.9 ст.8 ФЗ от 21.12.1996г. №159-ФЗ запрет на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями после достижения возраста 23 лет отменен Федеральным Законом от 29.02.2012 г. №15-ФЗ.
На основании изложенного, административный истец просит суд обязать администрацию <адрес> поставить ее на учет как ребенка-сироту, оставшегося без попечения родителей со дня смерти ее матери, то есть с 30 сентября 2005 года; учесть ее как ребенка-сироту, оставшегося без попечения родителей нуждающегося в предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения во внеочередном порядке со дня признания комиссией администрации <адрес> непригодным для проживания жилого помещения ее родителей по адресу: <адрес>, то есть с 29 апреля 2008 года.
В судебном заседании административный истец Федотова А.А. и ее представитель Юхман А.Е. доводы административного иска поддержали, просили его удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации <адрес> - Прокопцова Т.М возражала против удовлетворения заявленных требований. Указала, что до 2013 года полномочия по учету детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, исполняли органы местного самоуправления. В 2013 году отдел по делам семьи, охране материнства и детства, демографии администрации <адрес> был определен уполномоченным органом по организации работы, связанной с формированием и ведением соответствующего списка. Из Гетуновской сельской администрации <адрес>, где до настоящего времени зарегистрирована Федотова А.А., не поступало сведений о том, что она состоит в списке нуждающихся в обеспечении жильем как ребенок-сирота. Федотова А.А. свое право на включение в соответствующий список до достижения 23-летнего возраста не реализовала, обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о постановке на учет только в 2017 году. В связи с изложенным в настоящее время отсутствуют основания, предусмотренные законом, для включения Федотовой А.А. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенным жилым помещением на территории <адрес>.
Представитель заинтересованного лица – сектора по делам семьи, охране материнства и детства, демографии администрации <адрес> – Поплёвко Т.А. против удовлетворения иска возражала. Суду пояснила, что положения ФЗ от 21.12.1996 N 59-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем лиц данной категории.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (до изменений, внесенных Федеральным законом от 29.02.2012 года N 15-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Таким образом, гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться, детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 23 лет.
В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ) детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Как следует из ст. 1 названного закона право на дополнительные гарантии по социальной поддержке в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
По смыслу названных норм предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке, в том числе, предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими возраста 23 лет.
Оценивая обоснованность заявленных требований и возражений, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем в силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ настоящий закон вступил в силу с 01.01.2013 года. Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При таком положении истец на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ должен обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По смыслу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истца лишь при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в 2005 году Федотова А.А. в возрасте 16 лет в связи со смертью родителей осталась ребенком – сиротой.
Из акта обследования технического состояния жилого дома от 29 апреля 2008 года, в котором зарегистрирована Федотова А.А., расположенного по адресу: <адрес>, следует, что <адрес>, принадлежавшая ее родителям, непригодна для проживания.
Актом обследования технического состояния жилого дома от 19 мая 2008 года, расположенного под № по <адрес> в <адрес>, в присутствии квартиросъемщика по социальному найму Федотовой (Гончаровой) А.А., установлено техническое состояние <адрес>.
18 мая 2017 года Федотова А.А. обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о постановке ее на учет, в качестве нуждающейся в жилом помещении.
30 мая 2017 года администрацией <адрес> было принято решение об отказе включить Федотову А.А. в список детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, в связи с достижением ею на момент подачи заявления возраста 23 лет.
Вместе с тем, акты обследования технического состояния жилого дома от 29 апреля 2008 года и 19 мая 2008 года не могут быть приняты судом в качестве доказательств, свидетельствующих об обращении Федотовой А.А. в соответствующий орган для включения ее в список детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, в связи с тем, что из актов не следует, что обследование проводилось с целью включения административного истца в соответствующий список. Кроме того, их наличие при отсутствии соответствующего заявления не свидетельствует о возникновении у административного истца права на включение в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением.
Не может быть принята судом в качестве доказательства, свидетельствующего о том, что Федотова А.А. была выявлена как ребенок-сирота и справка отдела семьи, охраны материнства и детства, демографии <адрес> № от 19.07.2007 года в которой указано, что Федотова (Гончарова) А.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот.
Так свидетели ФИО6, работавшая в указанный период начальником отдела семьи, охраны материнства и детства, демографии <адрес>, ФИО7 работавший в указанный период главой Гетуновского сельского поселения <адрес> в судебном заседании показали, что Федотова А.А. ни в 2005 году, ни в последующие годы не была выявлена как ребенок-сирота и не обращалась с заявлением о постановке ее на учет как лицо, нуждающееся в обеспечении жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
Указанные обстоятельства также подтверждаются сообщением главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, представленным представителем административного истца, согласно которого Гончарова (Федотова) А.А., как лицо из числа детей-сирот, на первичном учете в органе опеки и попечительства <адрес> как ребенок сирота не состояла; сообщением главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому представить суду документы свидетельствующие о постановке Гончаровой А.А. на учет как ребенка-сироту и учете ее в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения из специализированного жилого фонда не представляется возможным в связи с их отсутствием; сообщением заведующего сектором по делам семьи, охраны материнства и детства, демографии <адрес> № от 05.07.2017 г., согласно которому представить учетное дело в отношении Гончаровой (Федотовой) А.А. не представляется возможным в связи с его отсутствием.
Кроме того, суд отвергает доводы административного истца о том, что неисполнение и ненадлежащее исполнение администрацией <адрес> и органами опеки и попечительства обязанностей по защите ее прав как ребенка-сироты, невозможность по вине администрации предоставить документы необходимые для учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, являлись причиной, препятствовавшей обращению в компетентный орган по вопросу постановки ее на жилищный учет, поскольку доказательств этому административным истцом не представлено и судом не добыто.
Таким образом, доказательств того, что Федотова А.А. с момента достижения 18 лет и до достижения возраста 23 лет предпринимала попытки встать на учет в орган местного самоуправления в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи со статусом ребенка-сироты, не представлено.
Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, и не вставшим (не поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, является основанием для отказа во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, на предоставление данной категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке таких лиц на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которых возлагалась обязанность по защите их прав в период, когда они были несовершеннолетними.
В силу вытекающей из статей 7, 38 и 39 Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определяемых статьей 1 Федерального закона N 159-ФЗ понятий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статус социально защищаемой законом категории совершеннолетних граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте). Предоставляемые государством меры социальной поддержки в соответствии с данным Законом призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия.
Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию Федерального закона N 159-ФЗ граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социальной незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Правовой характер этого статуса не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
При достижении возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Не противоречат изложенному и положения статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года в редакции от 29 февраля 2012 года, поскольку право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, в случае наличия их письменного обращения в возрасте от 18 до 23 лет в компетентный орган местного самоуправления (абз. 3 ч. 1 ст. 8) и нереализованного права на жилое помещение, допущенного по независящим от таких граждан причинам.
Установленная в отношении детей-сирот дополнительная гарантия в виде права на обеспечение жилым помещением, направлена в том числе, и на предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение 5 лет (с 18 до 23 лет) самостоятельно реализовать соответствующее право. Федотова А.А. с момента достижения 18-летнего возраста имела возможность самостоятельно реализовать свое право, но не сделала этого в течение более чем 10 лет.
Доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших обращению административного истца в компетентный орган по вопросу постановки ее на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, в период с 18 до 23 лет, материалы дела не содержат.
Таким образом, Федотова А.А., являясь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигла возраста 23 лет, и не встала (не поставлена) на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до указанного возраста, что является основанием для отказа во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Частью 1 ст. 218 КАС РФ гражданину предоставлено право оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если он считает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Вместе с тем, при рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение принято в пределах предоставленных полномочий, сомнений в своей законности не вызывает, является правильным и оснований для его отмены или изменения не усматривается.
С учетом изложенного, правовые основания для удовлетворения исковых требований Федотовой А.А. отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 179, 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Федотоврй А.А. к администрации <адрес> об оспаривании решения органа муниципальной власти оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Погарский районный суд <адрес> в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий А.О. Хромин
Мотивированное решение
изготовлено 25 июля 2017 года.