Дело № 2а-207/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 апреля 2017 года п. Кетченеры
Сарпинский районный суд Республики Калмыкия
в составе: председательствующего судьи Манджиева С.А.,
при секретаре Баркуевой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Кетченеровского района Республики Калмыкия в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Кегультинского сельского муниципального образования РК о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л :
прокурор района обратился в суд с указанным административным иском по тем основаниям, что в ходе проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды на территории с. Кегульта Кетченеровского района Республики Калмыкия выявлены нарушения действующего законодательства в части размещения отходов производства и потребления в деятельности Кегультинского сельского муниципального образования РК. Так, на территории с. Кегульта выявлены 2 места несанкционированного размещения отходов (навалов мусора): в центральной части с. Кегульта и на ул. Октябрьская. Согласно действующему законодательству организация сбора и транспортирование бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений. Между тем администрация Кегультинского СМО необходимые меры по сбору и транспортированию мусора не предпринимает.
Просит признать бездействие администрации Кегультинского СМО по неисполнению обязанности по организации сбора и транспортирования бытовых отходов и мусора, несанкционированно размещенных на территории с. Кегульта, незаконным и обязать администрацию Кегультинского СМО организовать сбор и транспортирование бытовых отходов и мусора, несанкционированно размещенных на территории с. Кегульта.
Помощник прокурора Натырова М.С. в суд не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, заявленные требования поддерживает и просит их удовлетворить.
Административный ответчик – представитель администрации Кегультинского СМО в суд не явился, о разбирательстве административного дела извещен в установленном порядке, о причинах неявки не сообщил.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о необходимости удовлетворения административного иска по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 51 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов в поверхностные и подземные водные объекты, в недра и на почву.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно п. 5 ст. 12, п.1 ст. 13, п. 1 ст. 8, п.2 с. 8 ФЗ №89 запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно ч. 3 ст. 14 ФЗ №131 законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских муниципальных поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа вопросов местного значения городских поселений.
Согласно п. 22 ст. 7 Устава Кегультинского СМО РК к вопросам местного значения муниципального образования относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Как установлено в судебном заседании и следует из акта обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований №Р-14/06-2016 Росприроднадзора на территории с. Кегульта выявлены 2 места несанкционированного размещения отходов (навалов мусора): в центральной части с. Кегульта и на ул. Октябрьская.
Указанные места несанкционированного размещения отходов (навалов мусора) возникли вследствие бездействия администрации Кегультинского СМО по соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды и создают угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 176-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление прокурора Кетченеровского района Республики Калмыкия удовлетворить.
Признать бездействие администрации Кегультинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия по неисполнению обязанности по организации сбора и транспортирования бытовых отходов и мусора, несанкционированно размещенных на территории с. Кегульта, незаконным.
Обязать администрацию Кегультинского СМО организовать сбор и транспортирование бытовых отходов и мусора, несанкционированно размещенных на территории с. Кегульта.
Обязать административного ответчика сообщить в течение месяца со дня вступления решения в законную силу о его исполнении в Сарпинский районный суд Республики Калмыкия и в прокуратуру Кетченеровского района Республики Калмыкия.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Сарпинский районный суд Республики Калмыкия.
Председательствующий: подпись.
Копия верна. Судья Манджиев С.А.