Дело № 2-3481/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 сентября 2016 года, г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего Колесова Р.Н.,
при секретаре Гулькиной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковшиковой Александры Анатольевны, Задориной (Ковшиковой) Елены Дмитриевны, Горячева Юрия Анатольевича, Горячева Олега Анатольевича в своих интересах и интересах несовершеннолетней Горячевой Алисы Олеговны к администрации г. Костромы о признании постановления о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях незаконным, возложении обязанности восстановить на соответствующем учете,
у с т а н о в и л:
Ковшикова А.А., Задорина (до смены фамилии – Ковшикова) Е.Д., Горячев Ю.А., Горячев О.А. обратились в суд с указанным иском по тем основаниям, что их семья во главе с матерью Горячевой Т.А. с 1962 года стояла в очереди на улучшение жилищных условий. До настоящего времени они проживают в комнатах площадью 14,8 кв. м. и 18,3 кв.м. в <адрес>., предоставленных соответственно распоряжением Димитровского райисполкома от <дата> №в и решением исполкома от <дата> №. За это время ФИО10 умерла, одной из ее дочерей ФИО11 выделена двухкомнатная квартира, а истцы выросли и обзавелись своими семьями.
На сегодняшний день указанные две комнаты приходятся на три отдельных семьи: на семью ФИО7 с дочерью и женой, семью ФИО5 с дочерью ФИО15 и семью неженатого ФИО6 На данной жилой площади зарегистрировано 5 человек.
Постановлением Администрации города Костромы № от <дата> «О снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» они были сняты с учета как нуждающиеся в жилых помещениях, поскольку обеспеченность на одного члена семьи более 7 кв. м. При этом не приводится, исходя из каких данных произведен расчет, при том что они занимают 33,1 кв. м. жилой площади на 5 человек, то есть на одного человека приходится 6,62 кв. м. жилой площади.
При этом решением думы города Костромы установлена учетная норма в отдельном жилом помещении в размере 12 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Просили признать незаконным постановление Администрации города Костромы № от <дата> о снятии их с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, а также обязать администрацию <адрес> восстановить их на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с момента первоначальной постановки на учет.
В ходе рассмотрения дела исковые требования в части требований о восстановлении на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, уточнили, просили восстановить их на данном учете первыми в очереди, поскольку Горячева И.А., стоявшая на учете вместе с ними, давно обеспечена жильем.
Истцы Ковшикова А.А., Задорова Е.Д., Горячев О.А., действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетней Горячевой А.О., исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснили, в том числе в ранее состоявшихся судебных заседаниях, что после смерти Горячевой Т.А., являвшейся нанимателем жилого помещения, с заявлениями о том, чтобы встать на учет в качестве отдельных семей, не обращались, при этом бывший член их семьи Горячева И.А. со своими двумя детьми на отдельный учет встала, однако их об этом в известность не поставила, в последующем была вместе со своими детьми по решению суда обеспечена жилой площадью – двухкомнатной квартирой. В настоящее время решением Ленинского районного суда г. Костромы они выселены из занимаемого фактически до настоящего времени жилого помещения, однако выезжать из него не желают, поскольку будут вынуждены проживать тремя отдельными семьями в двухкомнатной квартире, что считают недопустимым. При этом в настоящее время все они проживают в разных комнатах, данный факт исследовался Ленинским районным судом г. Костромы при вынесении решения, однако каких-либо документов, подтверждающих то, что дополнительная жилая площадь была им предоставлена в установленном законом порядке, найдено не было.
Истец Горячев Ю.А. ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в ранее состоявшемся судебном заседании исковые требования также поддерживал в полном объеме.
Представитель ответчика администрации г. Костромы по доверенности ФИО12 исковые требования не признала, полагая оспариваемое постановление законным, а позицию истцов об обратном – основанной на неверном толковании норм закона.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования (Постановление от <дата> N 20-П, Определение от <дата> N 17-О и др.).
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Как следует из п.п. "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 28 ЖК ФИО3, действовавшего на момент постановки на учет истцов, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством ФИО3.
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий были установлены в ст. 29 ЖК ФИО3. В числе прочего к таким основаниям относились обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого ФИО3 автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских ФИО3 народных депутатов (для г. Костромы менее 7 м2 жилой площади на человека); проживание в общежитии; проживание длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса ФИО3 учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского ФИО3 народных депутатов. Учет таких граждан осуществлялся и по месту работы, службы.
Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством ФИО3.
Постановлением Главы администрации Костромской области от <дата> N 119 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Костромской области" было установлено, что единый порядок учета граждан, нуждающихся в получении жилья, установленный настоящими Правилами обязателен для администраций городов, районов, государственных и муниципальных учреждений, предприятий, организаций, объединений, расположенных на территории Костромской области (п. 1.3). На учет для получения жилых помещений принимаются граждане, постоянно проживающие в данном населенном пункте, нуждающиеся в улучшении жилищных условий (п. 1.4). Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются, в числе прочего, граждане: имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 7 квадратных метров и менее; проживающие не менее трех лет на условиях поднайма в домах государственного и муниципального жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, квартирах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади; проживающие в общежитиях не менее 3-х лет (п. 2). Жилое помещение предоставляется гражданам в пределах нормы жилой площади 12 квадратных метров на одного человека (п. 5.11.1).
В соответствии со ст. 32 ЖК ФИО3, п. 20 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в ФИО3, утвержденных Постановлением ФИО3 от <дата> N 335 право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй указанной статьи кодекса.
Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: 1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; 2) выезда на другое постоянное место жительства; 3) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; 4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.
Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет. О снятии с учета граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме.
Согласно ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, принятые на учет до <дата> в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в числе прочего, в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Решением Думы города Костромы от <дата> N 54 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в городе Костроме" установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории города Костромы в размере 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека, учетную норму площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении на территории города Костромы в отдельном жилом помещении - в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке (ч. 2 ст. 56 ЖК РФ).
Из материалов дела следует, что решением Ленинского районного суда г. Костромы от <дата>, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от <дата>, были удовлетворены исковые требования администрации <адрес> о выселении Горячева О.А., Горячевой А.О.. Горячеву Ю.А., Ковшиковой Е.Д., Ковшиковой А.А. из занимаемого ими жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> со снятием с регистрационного учета по указанному адресу, с предоставлением иного жилого помещения, расположенного по адресу: г. Кострома, <адрес>, <адрес> по договору социального найма. В удовлетворении исковых требований Горячева О.А., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Горячевой А.О., Горячева Ю.А. о предоставлении во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарно-техническим требованиям, находящегося в черте г. Костромы, по нормам предоставления площади жилого помещения отказано.
Указанным решением суда, в частности, установлено, что <адрес> находится в муниципальной собственности городского округа город Кострома, включена в реестр муниципального имущества, является имуществом казны. Нанимателем данного жилого помещения ранее являлась Горячева Т.А., которая была снята с регистрационного учета по данному адресу 7 сентября 2005 года в связи со смертью 29 августа 2005 года.
Согласно сведениям МКУ г. Костромы «Центр регистрации граждан» в указанной квартире зарегистрированы: Горячев О.А. (сын) с <дата>, Горячев Ю.А. (сын) с <дата>, Горячева А.О. (внучка) с <дата>, Ковшикова А.А. (дочь) с <дата>, Ковшикова Е.Д. (внучка) с <дата>.
На основании решения Димитровского районного исполнительного комитета от <дата> №в, <дата> Горячевой Т.А. с членами семьи Горячевой И.А. (дочь), Горячевой А.А. (дочь) была предоставлена комната площадью 15,0 кв.м, в <адрес>, что подтверждается корешком ордера №.
На основании решения райисполкома от <дата> № Горячевой Т.А. в порядке расширения в квартире было предоставлено 2 комнаты площадью 32,8 кв.м, в <адрес> с количеством въезжающих 3 человека - Горячева Т.А. и ее дочери Горячева И.А., Горячева А.А.
Постановлением Администрации г. Костромы от <дата> № «Об изменении нумерации квартир в жилых домах № по <адрес>» внесены изменения в нумерацию квартир в жилых домах № по <адрес>. В <адрес>: жилое помещение площадью 18,3 кв.м., состоящее из одной комнаты площадью 18,3 кв.м., ранее имевшее №, жилое помещение площадью 14,8 кв.м., состоящее из одной комнаты площадью 14,8 кв.м., ранее имевшее №, считать одной коммунальной квартирой под номером 1, присвоив жилым помещениям слева направо номера 1,2.
Согласно акту обследования помещений № от <дата> и заключению межведомственной комиссии № от <дата> многоквартирный жилой <адрес> признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим реконструкций поскольку является памятником архитектуры местного значения - дом жилой Ерлошова.
Постановлением Администрации г. Костромы от 23.04.2013г. № (с изменениями, внесенными постановлением Администрации <адрес> от <дата> №) утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории городского округа <адрес> на 2013-2015 годы». В рамках первого этапа реализации Программы запланированы расселение и снос аварийных домов, признанных до 01.01.2012г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, в том числе, многоквартирного <адрес>.
Жилое помещение по адресу: <адрес> комн. 1,2, признанное непригодным для проживания, имеет общую площадь 54,7 кв.м., жилую площадь 33,7 кв.м., состоит из двух комнат.
Постановлением Администрации <адрес> от <дата> № в соответствии с решением жилищной комиссии <адрес> от <дата>, в целях реализации названной муниципальной адресной программы, Горячеву О.А., Горячеву Ю.А., Ковшиковой А.А., Ковшиковой Е.Д., Горячевой А.О. предоставлена по договору социального найма жилого помещения <адрес> <адрес> <адрес>, общей площадью 69,0 кв.м.
В силу ч. 1 ст. 62 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Из материалов настоящего дела следует, что постановлением администрации г. Костромы от <дата> № истцы были сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
При этом в ходе проведенной проверки исходя из сведений ЕГРП на <дата> было установлено, что одному из членов семьи, состоящему на учете – Ковшиковой (в настоящее время – ФИО17) Е.Д. принадлежит на основании договора дарения квартира по адресу: <адрес>, имеющая общую площадь 52 кв.м., с <дата>.
В силу ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Поскольку реализация жилищных прав граждан носит исключительно заявительный характер, а истцы с заявлениями о том, чтобы изменить состав семьи, состоящей на учете, до принятия решения об их снятии с него (в отличие от Горячевой И.А., жилищные условия которой в результате были улучшены), не обращались, администрация г. Костромы правомерно включила указанную квартиру в расчет общей площади жилых помещений, занимаемых истцами.
Кроме того, поскольку в связи с тем, что в отношении истцов еще в 2015 году было вынесено решение о предоставлении жилого помещения - <адрес> <адрес>» <адрес>, имеющей общей площадью 69,0 кв.м., на 5 человек, при определении обеспеченности общей площадью должно учитываться данное жилое помещение, а не то, в котором истцы фактически проживают до настоящего времени в нарушение вступившего в законную силу судебного решения об их выселении.
При таких обстоятельствах обеспеченность истцов общей площадью жилых помещений на каждого из пяти членов семьи на момент их снятия с учета очевидно превышала учетную норму в 12 кв.м. на одного человека, исходя из которой с <дата> (даты вступления в силу ЖК РФ) определяется нуждаемость.
Доводы истцов о том, что в результате их выселения в предоставленное жилое помещение их жилищные права будут нарушены, поскольку в двухкомнатной квартире будут проживать три разных семьи, необоснованны, поскольку жилое помещение предоставлено истцам не в порядке улучшения их жилищных условий, а в порядке выселения из аварийного жилого помещения, носящего исключительно компенсационный характер; вновь предоставленное жилое помещение при этом имеет большую площадь и то же число комнат, что занимались истцами ранее, то есть их жилищные условия в результате выселения оказались улучшены, а не ухудшены. Доводы о том, что фактически истцы занимали большую жилую площадь, чем им предоставлено, учтены быть не могут, поскольку фактически направлены на оспаривание обстоятельств, установленных вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному делу, что не допускается в силу ч. 2 ст. 61, ч. 2 ст. 209 ГПК РФ
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований о признании оспариваемого постановления администрации г. Костромы незаконным, а следовательно и производных от них требований о восстановлении в списке нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, удовлетворению не подлежат.
Кроме того, суд также считает необходимым отметить, что доводы истцов о том, что они должны занимать в данном списке первое место, необоснованны, поскольку Горячевой И.А. жилое помещение было предоставлено во внеочередном порядке по решению суда, а истцы соответствующим правом, несмотря на то, что занимаемое ими жилое помещение было признано аварийным еще в 2007 году, до предъявления к ним иска о выселении не воспользовались.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░