Решение по делу № 2-233/2017 (2-7271/2016;) от 25.07.2016

Дело № 2-233/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июня 2017 года город Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва, в составе: председательствующего, судьи Успуна И.И., при секретаре Монгуш А.-С.Ч., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ОТК к Мэрии г. Кызыла, Министерству строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва о признании незаконным действия по исключению из списка участников республиканской целевой подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2014-2020 г.г., обязании включить в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты, обязании выдать свидетельство о социальной выплате в порядке очередности на приобретение жилья,

УСТАНОВИЛ:

ОТК обратилась в суд с иском к Мэрии г. Кызыла, Министерству строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва о признании незаконным действия по исключению из списка участников республиканской целевой подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2014-2020 г.г., обязании включить в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты, обязании выдать свидетельство о социальной выплате в порядке очередности на приобретение жилья, указав, что она подала заявления о включении ее семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой подпрограммы «Жилище» на 2015-2016 года. Решением Мэрии г. Кызыла ее семья была включена в данный список и поставлена на очереди под Ее семья впервые была включена в этот список в 2007 году, в связи с изменениями программы в 2010 году их исключили из списка. Каждые последующие годы все документы обновлялись, производилась перерегистрация, но социальная выплата так и не была выплачена. В 2014 году приобрели землю и разрешение на строительство жилья, в подтверждение наличия денежных средств предоставили сертификат на материнский капитал для использования на строительство индивидуального жилого дома. Однако в начале марта 2016 года при формировании сводных списков молодых семей- претендентов на получение социальной выплаты, министерство строительства приняло решение об исключении ее семьи из списка очередников, в связи с тем, что ее супругу исполнилось 36 лет. Между тем в 2015 году ее семья в силу отсутствия софинансирования социальную выплату не получила. Согласно п.5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительства) жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилье», участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи-участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет, признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий; наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В соответствии с п.п. «а» п.18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п.6 настоящих правил, в том числе и возрасту, является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы. Возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы указанными правилами не предусмотрена, предусмотрена возможность внесения изменений в утвержденные списки молодых семей-претендентов на получение социальных выплат, при этом основанием для внесения таких изменений достижение предельного возраста не является. Ее семья отвечала всем требованиям, которые предъявляются молодым семьям, изъявившим желание быть участниками подпрограммы, однако в силу недостаточного софинансирования социальная выплата ее семья не получила. В данном случае нарушаются конституционные принципы равенства всех перед законом и возможности реализации гарантированных государственных прав. Просит признать незаконным действие Мэрии г. Кызыла по исключению семьи ОТК в список претендентов на получение социальной выплаты по реализации целевой программы «Жилище», обязать мэрию г. Кызыла включить семью ОТК, состоящую из четырех человек в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты подпрограммы «Обеспечение молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», выдать свидетельство о социальной выплате в порядке очередности.

В ходе рассмотрения дела, истец неоднократно уточнял исковые требования, 04 апреля 2017 года истец уточнил исковые требования, указав, что в ДД.ММ.ГГГГ г. ОТК, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ее семья в составе: муж ОТК, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын ОТК, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын ОТК, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в рамках постановления Правительства РФ oт 13 мая 2006 г. № 285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей»», федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, республиканской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Тыва на 2003 - 2010 годы», утвержденной постановлением Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва от 18 ноября 2002 г. N 102 ЗП-1, были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и стали участниками указанной подпрограммы. Документы, представленные при подаче заявления о включении в вышеуказанную программу, до 2010 г. обновлялись, и производилась перерегистрация, но социальные выплаты произведены не были. В ДД.ММ.ГГГГ г. семья ОТК ошибочно была временно исключена из списков. В 2014 г. семья приобрела землю и разрешение на строительство жилья и при повторном обращении вновь (ошибочное исключение из подпрограммы Ответчик и не отрицает, что отражено в их возражениях на исходное исковое заявление) была включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Кызыле на 2011-2015 годы», которая в соответствии с изменениями, внесенными Постановлением Мэрии г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ , была продлена на 2015-2020 годы. В 2015 г. заявление и документы, сопутствующие заявлению о включении в списки участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Кызыле на 2015- 2020 г. г.» были в очередной раз обновлены и проверены специалистом жилищного отдела, вследствие чего семья ОТК была включена в списки участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Кызыле на 2015-2020 г.г.» и поставлена на очередь под . Однако в начале ДД.ММ.ГГГГ г. при формировании сводных списков молодых семей- претендентов на получение социальной выплаты, министерство строительства РТ и Мэрия г. Кызыла приняло решение об исключении семьи ОТК. из списка очередников, в связи с тем, что супругу ОТК исполнилось 36 лет, пояснив при этом отсутствие социальной выплаты за предшествующие года, недостаточностью софинансирования. С решением Мэрии г. Кызыла и Министерства строительства РТ об исключении семьи ОТК. из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Кызыле на 2015-2020 г.г.» не согласны, данные действия не соответствуют нормам действующего законодательства, поскольку оснований для исключения из участников Подпрограммы, тем более в связи с достижением 35-летнего возраста, законодательство не содержит, кроме того, при включении семьи ОТК в состав участников Подпрограммы, она отвечала установленным в ней требованиям, а неполучение социальной помощи в период действия прежней программы в связи с недостаточным финансированием, не может аннулировать право семьи на получение социальной выплаты в рамках новой, аналогичной программы. На момент принятия решения о включении молодой семьи (изначально еще в 2007 г.) на участие в подпрограмме, семья ОТК отвечала предъявляемым требованиям для включения в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты. В начале марта 2016 г. при формировании сводных списков молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты, министерство строительства РТ и Мэрия г. Кызыла приняло решение об исключении семьи ОТК из списка очередников, в связи с достижением члена молодой семьи предельного возраста (36 лет). Согласно Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, представленных на официальном сайте Правительства РТ http://gov.tuva.ru/press center, данные правила определяются приложением к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы. Социальные выплаты используются на оплату договора купли-продажи или договора подряда на строительство индивидуального жилого дома, на уплату первоначального взноса или погашение основной суммы долга при получении ипотечного кредита. Решение о включении молодой семьи в список участников подпрограммы принимается органом местного самоуправления. При этом подп. «а» п. 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г., несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 6 настоящих Правил, в том числе и возрасту, является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы. Таким образом, исходя из толкования, приведенные положения не регулируют порядок исключения молодой семьи из числа участников подпрограммы, а предусматривают требования, предъявляемые к лицам, претендующих на участие в подпрограмме. При этом возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы указанными Правилами, в том числе в связи с достижением предельного возраста, не предусмотрена.Как установлено материалами дела и изложено Ответчиком в своих возражениях на исковое заявление (исходный вариант), семья ОТК не получила социальной выплаты в период действия подпрограммы с 2007 г. и на момент исключения из списков участников в связи с ограниченностью и недостаточностью средств софинансирования социальных выплат. Вместе с тем отсутствие бюджетного финансирования, позволяющего в полном объеме произвести социальные выплаты для всех участников Программы в установленные сроки, не может повлечь для ее участников негативные последствия в виде исключения из числа лиц, имеющих право на получение социальной выплаты. Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ, Российское государство - социальное государство, политика которого направлена на созидание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одной из форм реализации указанной политики является комплекс мероприятий, направленных на повышение доступности жилья для населения. Как указал Конституционный суд РФ в определении; от 27.05.2010 г. № 738-0-0, закрепив право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство РФ вправе, как это следует из ч. 1 ст. 38, ст. 40 и п.п. «в» и «ж» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплат. Целями федеральной целевой программы «Жилье» является формирование рынка доступного жилья эконом класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности и выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством. Основными задачами Программы являются: создание условий для развития массового строительства жилья экономкласса; повышение уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья; обеспечение повышения доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения их жилыми помещениями. В Программе так же указано, что поддержка молодых семей в вопросах улучшения жилищных условий, является важным направлением жилищной политике в РФ. Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2014-2020 г.г. фактически идентична подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. и базируется на принципах преемственности этой подпрограммы. Согласно разделу I «Общая характеристика сферы реализации Подпрограммы» республиканской целевой программе «Жилье для молодой семьи» на 2014-2020 г.г.», данная программа исходя из целесообразности ее дальнейшего развития, является продолжением аналогичных программ на 2004-2010 г.г. и 2011 -2015 г.г. Таким образом, лица, учувствовавшие в подпрограммах «Обеспечение жильем молодых семей» 2004-2010 г.г. и «Обеспечение жильем молодых семей» 2011-2015 г.г. федеральной целевой программы «Жилище», в том случае если они не получили соответствующую социальную выплату, в соответствии со смыслом и целями подпрограммы, принципу преемственности, становятся участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2014-2020 г.г.». Поскольку государство, включая молодую семью в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым, ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него. Конституционный суд РФ неоднократно в сформулированных им правовых позициях подчеркивал недопустимость произвольного отказа от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств (Постановление от 01.12.1997 г. № 18-П, от 19.06.2002 г. № 11-П, от 23.04.2004 г. № 8-П, определения от 04.12.2003 г. № 415-0, от 15.02.2005 г. № 17-0, от 27.12.2005 г. № 502-0 и др.).Поскольку семья ОТК на момент первоначального включения в программу в полном объеме соответствовала предъявленным требованиям и в последующем была переведена для участия в программе, подлежащей реализации; в 2011-2015 г.г. и в 2015-2020 г.г., оснований для ее исключения с учетом вышеизложенного не имелось. Более того, недопустимость произвольного исключения из списков ранее включенных туда участников подпрограммы, что нарушает принятые государством на себя публично-­правовые обязательства, находит свое подтверждение и в Позиции Верховного суда РФ, изложенной в Бюллетени № 8 2015 г. в извлечении из Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 14.10.2014 г. № 47-КГ14-8. Министерство строительства и модернизации коммунального хозяйства РТ в результате халатности не включило семью ОТК в подпрограмму «Обеспечения жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2014-2020 г. Просит признать незаконными действия Мэрии г. Кызыла и Министерства строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва по исключению семьи ОТК из списка участников республиканской целевой подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2014-2020 г.г. Обязать Министерство строительства и модернизации коммунального хозяйства РТ включить семью ОТК в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты республиканской целевой подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2014-2020 г.г. Обязать Мэрию г. Кызыла и Министерство строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва выдать семье ОТК свидетельство (сертификат) о социальной выплате в порядке очередности на приобретение (строительство) жилья, взыскать солидарно с ответчиков расходы за оказание юридических услуг в размере 30000 рублей.

Не согласившись с иском, представителем ответчика Мэрии г. Кызыла подано возражение, в котором указано, что в соответствии с паспортом подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы организационные мероприятия на федеральном уровне предусматривают: проведение конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для участия в подпрограмме; заключение государственным заказчиком подпрограммы с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации соглашений о реализации подпрограммы; осуществление контроля за реализацией подпрограммы. Организационные мероприятия на региональном уровне предусматривают: сбор данных о молодых семьях, участвующих в подпрограмме, предоставляемых органами местного самоуправления, обеспечивающими реализацию мероприятий подпрограммы, и формирование единой информационной базы данных об участниках подпрограммы по субъекту Российской Федерации; определение ежегодно объема бюджетных ассигнований, выделяемых бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий подпрограммы; отбор муниципальных образований для участия в подпрограмме распределение субсидий между муниципальными образованиями по методике утверждаемой нормативными актами субъектов Российской Федераций соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации; отбор банков в соответствии с установленными на федеральном критериями для обслуживания средств, предоставляемых в качестве социальных выплат молодым семьям; отбор уполномоченных организаций, осуществляющих оказание услуг молодых семей - участников подпрограммы по приобретению жилого экономкласса на первичном рынке жилья (при необходимости); определение исполнителей подпрограммы в субъектах Российской Федерации; осуществление в пределах своих полномочии контроля за реализацией подпрограммы на региональном и муниципальном уровнях; обеспечение освещения цели и задач подпрограммы в региональных средствах массовой информации; проведение мониторинга реализации подпрограммы на региональном уровне, подготовка информационно-аналитических и отчетных материалов для предоставления государственному заказчику подпрограммы. Организационные мероприятия на муниципальном уровне предусматривают формирование списков молодых семей для участия в подпрограмме; определение ежегодно объема бюджетных ассигнований, выделяемых местного бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы; выдача молодым семьям в установленном порядке приобретение жилья исходя из объемов предусмотренных на эти цели в местном бюджете, в том числе субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации. Основными источниками финансирования подпрограммы являются: средства федерального бюджета, предоставляемые в форме субсидий бюджетных субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий подпрограммы; средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; средства кредитных и других организаций, предоставляющих молодым семьям кредиты и займы на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, в том числе ипотечные жилищные кредиты; средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилого помещения или строительства индивидуального дома. Согласно п.п. 20-22 правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержден Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерация участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта РФ. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей. Орган исполнительной власти субъекта РФ на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта РФ и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы. По Постановлению мэра г.Кызыла от 01.09.2010г. №2251г. «Об утверждении списка участников подпрограммы»Обеспечением жильем молодых семей на 2011 год» городского округа города Кызыла семья ОТК в составе трех человек была включена в сводный список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» изъявивших желание получить субсидию в 2011 году по г.Кызылу. В столбце дата включения в список указано ДД.ММ.ГГГГ. По Постановлению мэрии г.Кызыла от 29.08.2014г. 1154 «Об утверждении списка молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых-семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» на 2015 год» семья ОТК из четырех человек включена в список. В данном списке 237 семей участников программы. Социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения получили: в 2011 году-5 молодых семей, из508 участников (софинансирование из местного бюджета 800 т.р.), в 2012 году - 10 молодых семей, из 55участников (софинансирование из местногобюджета800 т.р.) в 2013 году - 34 молодых семей, из 164 участников (софинансирование из местного бюджета 6 млн. руб), в 2014 году - 67 молодых семей, из 2011 участников (заложено софинанансирование из местного бюджета 6 млн.руб). На 2015 год участников 236 молодых семей. Списки молодых семей- претендентов органом исполнительной власти по состоянию на 2015 год не утвержден, в связи с отсутствием софинанисирования из федерального бюджета. (Распоряжение Правительства Российской Федерации 24.06.2015г. №1166-р). По Постановлению мэрии г.Кызыла от 30.09.2015г. №1043 «Об утвержден жильем молодых семей» федеральной целевой программы»Жилище» на 2015-2020 годы, городского округа» город Кызыл Республики Тыва» на 2016 год» семья ОТК из 4-х человек (2-е детей) была включена в список. Семья ОТК из 3 человек встала на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий в 2007 году. На 2016 год ОТК имеет 2-х детей. На дату утверждения списка молодых семей органом исполнительной власти участнику программы (мужу ОТК исполнилось 36 лет, в связи с чем, данной семье и не выдавался сертификат на улучшение жилищных условий.

В судебном заседании истец ОТК его представитель по доверенности В. исковые требования поддержали, по указанным в нем доводам.

Представители ответчика Мэрии г.Кызыла, а также Министерства строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва поддержав доводы возражения, просили в иске отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 была утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы. В ее состав была включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".

Во исполнение условий Федеральной целевой программы Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. N 285 были утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, которые устанавливали порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.

В целях названных выше Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).

Согласно пункту 5 указанных Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил; наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Согласно пункту 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подпункт "а"); молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил (подпункт "б"); наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (подпункт "в").

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы.

Как следует из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Задачами подпрограммы являются предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.

Пункт 20 Правил предусматривает, что орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 22 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23 Правил).

Постановлением мэра г. Кызыла № 2251 от 01.09.2010 г. «Об утверждении списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011 год» городского округа города Кызыла в целях реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 год и не допущения нарушения прав молодых семей, подавших документы для участия в данной подпрограмме до 1 сентября 2010 года, постановлено утвердить список молодых семей участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011 год» городского округа город Кызыл.

Из сводного списка молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» изъявивших желание получить субсидию в 2011 году по г. Кызылу, утвержденного постановлением мэра г. Кызыла № 2251 от 09.01.2010 года следует, что семья истца ОТК. числится в нем. Дата включения в список ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением мэрии г. Кызыла № 1154 от 29.08.2014 г. «Об утверждении списка молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг. по городскому округу «Город Кызыл Республики Тыва» на 2015 год, в котором семья ОТК числится за № , дата признания молодой семьи участником подпрограммы ДД.ММ.ГГГГ г.

Постановлением мэрии г. Кызыла № 1043 от 30.09.2015 г. «Об утверждении списка молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг. городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» на 2016 год, в котором семья ОТК числится за .

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.06.2015г. № 1166-р утверждено распределение в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г., из которого видно, что Республике Тыва в числе субъектов, указанных для получения субсидий не имеется.

25 декабря 2014 года утвержден список молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей Республики Тыва» изъявивших желание получить социальную выплату в 2015 году по Республике Тыва, в котором семья ОТК состоящая их четырех человек числится за № .

17 декабря 2015 года утвержден список молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилье» на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2016 году по Республике Тыва, в котором семья ОТК числится за

Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ, в результате проведения конкурсного отбора субъектов РФ для участия в реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015гг., из федерального бюджета между субъектами Российской Федерации – победителями конкурсного отбора распределены субсидии, указано 74 субъекта Российской Федерации, среди которых Республика Тыва не значится.

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва суду предоставлен список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2016 году по Республике Тыва, в котором семья ОТК не числится.

На запрос суда, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации дан ответ от 22.02.2017г. о том, что порядок проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для участия в реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг. был утвержден приказом Минстроя России от 17.06.2014 г. № 311/пр. При этом, в случае невыполнения субъектом Российской Федерации в отчетном финансовом году обязательств, предусмотренных соглашением, субсидия в отчетном финансовом году не предоставляется. При проверке отчетности о реализации подпрограммы, представленный Республикой Тыва, выявлен факт нарушения предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительства) жилья, в части расчета размера социальных выплат. Таким образом, ввиду нарушения Республики Тыва условий предоставления молодым семьям социальных выплат, комиссией по проведению конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для участия в реализации подпрограммы «обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы было принято решение об исключении Республики Тыва из распределения на 2015 год субсидий из федерального бюджета между субъектами российской Федерации на реализацию подпрограммы. Отмечено, что семья ОТК, составом 4 человека, была включена под в сводный список молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2015 году, который был представлен Республикой Тыва в составе заявки на конкурсный отбор субъектов Российской Федерации для участия в реализации подпрограммы в 2015 году.

Из представленных суду материалов видно, что на момент принятия решения о включении ОТК и его семьи, состоящей из 4 человек, в список участников подпрограммы их семья отвечала предъявляемым требованиям для включения молодой семьи - претендента на получение социальной выплаты.

Между тем, пунктом 21 Правил (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 1204) предусмотрено, что порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.

Кроме того, вышеуказанные Правила, не регулируют порядок, условия и возможность исключения молодой семьи из числа участников подпрограммы.

Поскольку государство, включая молодую семью в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него.

На недопустимость произвольного отказа от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств неоднократно указывал и Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 1 декабря 1997 г. N 18-П, от 19 июня 2002 г. N 11-П, от 29 января 2004 г. N 2-П, Определения от 4 декабря 2003 г. N 415-О, от 15 февраля 2005 г. N 17-О, от 27 декабря 2005 г. N 502-О и др.).

При этом суд, исходит из того, что семья ОТК на момент признания участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявившим желание получить социальные выплаты, соответствовала требованиям, предъявляемым к молодым семьям в рамках признания их нуждающимися в получении социальной выплаты, но с момента постановки в список участников подпрограммы социальные выплаты не получила.

Следует отметить, что необеспеченность ОТК социальной выплатой не зависела от ее действий, само по себе достижение ее супруга ОТК возраста 36 лет не является правовым основанием для исключения семьи из списка участников долгосрочной целевой программы.

В этой связи суд приходит к выводу о наличии основания для включения семьи ОТК в список участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2014 - 2020 годы, поскольку в силу пункта 22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1050, орган исполнительной власти субъекта РФ на основании списков молодых семей, поступивших из органов местного самоуправления, с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта РФ и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году по форме, утверждаемой Министерством регионального развития РФ.

Согласно п.4 Правил выдача свидетельства о праве на получение социальной выплаты по форме согласно приложению N 1 к Правилам на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы осуществляется органом местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что правовых оснований для отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на строительство жилого дома, а также исключении семьи ОТК. из списка участников программы не имелось, в связи с чем, исковые требования ОТК обоснованны, и подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, в соответствии со ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковое заявление ОТК к Мэрии г. Кызыла, Министерству строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва о признании незаконным действия по исключению из списка участников республиканской целевой подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2014-2020 г.г., обязании включить в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты, обязании выдать свидетельство о социальной выплате в порядке очередности на приобретение жилья, удовлетворить частично.

Признать незаконным действия Министерства строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва по исключению семьи ОТК из списка участников республиканской целевой подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2014-2020 г.г.

Обязать Министерство строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва включить семью ОТК в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты республиканской целевой подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2014-2020 г.г.

Обязать Мэрию г.Кызыла выдать семье ОТК свидетельство о социальной выплате в порядке очередности на приобретение жилья.

Взыскать с Министерства строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва судебные расходы за оказание юридических услуг в размере 15 000 рублей.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва.

Мотивированное решение изготовлено 28 июня 2017 года (с учетом выходных дней – 24, 25 июня 2017 года).

Судья И.И. Успун

2-233/2017 (2-7271/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ондар Т.К.
Ответчики
Министерство строительства и модернизации коммунального хозяйства РТ
Мэрия г.Кызыла
Другие
Верпето Н.И.
Суд
Кызылский городской суд Республики Тыва
Дело на странице суда
kizilskiy-g.tva.sudrf.ru
25.07.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.07.2016Передача материалов судье
29.07.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.07.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.07.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2016Судебное заседание
12.09.2016Судебное заседание
06.10.2016Судебное заседание
01.11.2016Судебное заседание
22.11.2016Судебное заседание
15.12.2016Судебное заседание
12.01.2017Судебное заседание
01.02.2017Судебное заседание
20.02.2017Судебное заседание
21.03.2017Судебное заседание
05.04.2017Судебное заседание
11.05.2017Судебное заседание
31.05.2017Судебное заседание
21.06.2017Судебное заседание
28.06.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.06.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее