Дело № 2а-81/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Молоково 11 июля 2017 года
Молоковский районный суд Тверской области в составе
председательствующего федерального судьи
Молоковского районного суда Глебова С.А.
с участием процессуального административного истца
прокурора Молоковского района Разделкиной Е.В.
при секретаре Марченко М.И.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Молоковского района, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Городское поселение-поселок Молоково» Молоковского района Тверской области о возложении обязанности разработать и реализовать муниципальную программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; организовать распространение в средствах массовой информации информационно-просветительской программы о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности и иной актуальной информации в данной области; распространить информацию о правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; распространить социальную рекламу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Молоковского района, в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивировав тем, что прокуратурой района проверка исполнения администрацией муниципального образований «Городское поселение- поселок Молоково» законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу п.8.2 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по утверждению и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Статьей 8 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон № 261-ФЗ) установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся:
1) разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
2) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления;
3) информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
4) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями;
5) осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления.
Частью 3 ст.14 данного Закона установлены требования к содержанию муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а частью 6 ст. 14 данного закона установлен перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. При этом пунктом 8.1 ч. 6 ст. 14 Закона №261-ФЗ закреплена обязанность по информационному обеспечению указанных мероприятий, в том числе по информированию потребителей энергетических ресурсов об указанных мероприятиях и о способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Согласно ч.1 ст.22 Закона № 261-ФЗ информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должно осуществляться регулярно посредством:
- опубликования органами местного самоуправления в средствах массовой информации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- организации органами местного самоуправления распространения в средствах массовой информации информационно-просветительских программ о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности и иной актуальной информации в данной области и др.
В силу ч. 2 ст. 22 Закона №261-ФЗ в целях соблюдения интересов государства и достижения общественно полезных целей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также осуществления информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности органы местного самоуправления обязаны обеспечить регулярное распространение:
1) информации об установленных настоящим Федеральным законом правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях настоящего Федерального закона;
2) социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Проведенной 22.06.2017 проверкой установлено, что решением Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение- поселок Молоково» от 28.04.2014 № 86 утверждена муниципальная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципального образования «Городское поселение- поселок Молоково» Молоковского района Тверской области на 2014-2016 годы».
При этом необходимо учесть, что фактически срок действия данной программы закончился 31.12.2016.
В нарушение требований вышеуказанного законодательства администрацией муниципального образования «Городское поселение- поселок Молоково» мер к принятию муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на 2017 год и последующие годы не принято.
Кроме того, при мониторинге вкладки «Городское поселение- поселок Молоково» на официальном сайте администрации Молоковского района, какой-либо информации и сведений о проводимых мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, предусмотренных муниципальной программой «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципального образования «Городское поселение- поселок Молоково» Молоковского района Тверской области на 2014-2016 годы», иных мероприятиях в области энергосбережения, предусмотренных ст. ст. 14, 22 Закона № 261-ФЗ не установлено.
Распространение в средствах массовой информации информационно-просветительских программ о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности и иной актуальной информации в данной области администрацией муниципального образования «Городское поселение- поселок Молоково» не проводилось.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что информационное обеспечение населения в данной области администрацией поселения не обеспечено, тем самым нарушаются права граждан на получение значимой, достоверной и актуальной информации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Отсутствие указанной информации в свободном доступе противоречит требованиям действующего законодательства.
Статьями 24 и 29 Конституции РФ гарантировано, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Обращение в суд в порядке ст.39 КАС РФ мотивировано невозможностью определить конкретное количество лиц, права которых нарушены.
В ходе подготовки административного дела к судебному заседанию, процессуальный административный истец от требований возложить на административного ответчика обязанность разработать и реализовать муниципальную программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с требованиями ст.14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» отказался. Остальные требования уточнил и просил возложить на администрацию муниципального образования «Городское поселение-поселок Молоково» Молоковского района Тверской области, обязанность, в соответствии с п. 3 ст. 8, ч.1 и ч.2 ст.22 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» организовать информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
распространить в средствах массовой информации информационно-просветительских программ о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности и иной актуальной информации в данной области;
распространить информацию об установленных Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях настоящего Федерального закона;
распространить социальную рекламу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Определением суда от 11.07.2017 производство по административному делу, в части предъявленных требований возложить на административного ответчика обязанность разработать и реализовать муниципальную программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с требованиями ст.14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», прекращено, в связи с отказом административного истца от административного иска.
Процессуальный административный истец – прокурор Молоковского района Разделкитна Е.В. в судебном заседании остальные предъявленные требования, с учетом их уточнения, поддержала и просила их удовлетворить, установив срок для исполнения предъявленных требований в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, подтвердив доводы изложенные в административном исковом заявлении.
Административный ответчик - представитель администрации муниципального образования «Городское поселение-поселок Молоково» надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В представленном заявлении административные исковые требования признал и просил о рассмотрении дела без его участия (л.д.№).
В соответствии со ст.150 КАС РФ, и принимая во внимание, что участие административного ответчика в судебном заседании, судом не признано обязательным, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу п.8.2 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по утверждению и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Статьей 8 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон № 261-ФЗ) установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся:
1) разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
2) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления;
3) информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
4) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями;
5) осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления.
Частью 3 ст.14 данного Закона установлены требования к содержанию муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а частью 6 ст. 14 данного закона установлен перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. При этом пунктом 8.1 ч. 6 ст. 14 Закона №261-ФЗ закреплена обязанность по информационному обеспечению указанных мероприятий, в том числе по информированию потребителей энергетических ресурсов об указанных мероприятиях и о способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Согласно ч.1 ст.22 Закона № 261-ФЗ информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должно осуществляться регулярно посредством:
- опубликования органами местного самоуправления в средствах массовой информации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- организации органами местного самоуправления распространения в средствах массовой информации информационно-просветительских программ о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности и иной актуальной информации в данной области и др.
В силу ч. 2 ст. 22 Закона №261-ФЗ в целях соблюдения интересов государства и достижения общественно полезных целей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также осуществления информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности органы местного самоуправления обязаны обеспечить регулярное распространение:
1) информации об установленных настоящим Федеральным законом правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях настоящего Федерального закона;
2) социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Оценив исследованные судом доказательства в их совокупности, суд считает установленным, что администрацией муниципального образования «Городское поселение-поселок Молоково» Проведенной 22.06.2017 проверкой установлено, что решением Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение- поселок Молоково» от 28.04.2014 № 86 утверждена муниципальная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципального образования «Городское поселение- поселок Молоково» Молоковского района Тверской области на 2014-2016 годы».
При этом необходимо учесть, что фактически срок действия данной программы закончился 31.12.2016.
В нарушение требований вышеуказанного законодательства администрацией муниципального образования «Городское поселение- поселок Молоково» мер к принятию муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на 2017 год и последующие годы не принято.
Кроме того, при мониторинге вкладки «Городское поселение- поселок Молоково» на официальном сайте администрации Молоковского района, какой-либо информации и сведений о проводимых мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, предусмотренных муниципальной программой «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципального образования «Городское поселение- поселок Молоково» Молоковского района Тверской области на 2014-2016 годы», иных мероприятиях в области энергосбережения, предусмотренных ст. ст. 14, 22 Закона № 261-ФЗ не установлено.
Распространение в средствах массовой информации информационно-просветительских программ о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности и иной актуальной информации в данной области администрацией муниципального образования «Городское поселение- поселок Молоково» не проводилось.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что информационное обеспечение населения в данной области администрацией поселения не обеспечено, тем самым нарушаются права граждан на получение значимой, достоверной и актуальной информации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Отсутствие указанной информации в свободном доступе противоречит требованиям действующего законодательства.
Статьями 24 и 29 Конституции РФ гарантировано, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Таким образом, административные исковые требования прокурора суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Возложить на администрацию муниципального образования «Городское поселение-поселок Молоково» Молоковского района Тверской области обязанность, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, в соответствии с п. 3 ст. 8, ч.1 и ч.2 ст.22 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» организовать информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
распространить в средствах массовой информации информационно-просветительских программ о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности и иной актуальной информации в данной области;
распространить информацию об установленных Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях настоящего Федерального закона;
распространить социальную рекламу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Молоковский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 11 июля 2017 года.
Председательствующий С.А. Глебов