Решение по делу № 2-90/2017 от 30.12.2016

Дело № 2-90/2017

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

31 марта 2017 года                      с. Корткерос

Корткеросский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Федотовой М.В.,

при секретаре Сивкове Д.Н.,

с участием соистца Забоева Д.А.,

представителя ответчика Мальцева В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Корткеросского района, действующего в интересах Забоева Д.А., к администрации муниципального района «Корткеросский» о предоставлении жилого помещения,

установил:

прокурор Корткеросского района обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Забоева Д.А. к администрации муниципального района «Корткеросский» об обязании предоставить Забоеву Д.А. в с. Корткерос благоустроенное жилое помещение применительно к условиям населенного пункта, пригодное для постоянного проживания, общей площадью не менее 18 кв.м., отвечающее требованиям санитарного и технического законодательства, и на условиях договора найма специализированного жилого фонда. Требование мотивировано тем, что Забоев Д.А. является лицом из категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который в настоящее время не обеспечен жилым помещением. Забоев зарегистрирован и проживает у родственников по адресу: <адрес>. Площадь данного жилого помещения составляет <...> кв.м., в нем проживает 8 человек, в том числе его отец истца, лишенный в отношении него родительских прав. Забоев Д.А. продолжает состоять на учете в администрации муниципального района «Корткеросский», как нуждающийся в улучшении жилищных условий, нуждается в его предоставлении и имеет право на получение жилья вне очереди.

В судебном заседании судом принят отказ прокурора Шулеповой А.В. от требований.

Соистец Забоев Д.А. настаивал на требовании, суду пояснил, что до армии он встал на учет на получения жилого помещения как сирота, однако очередь не сдвинулась. О закрепленной за ним <...> доли в жилом помещении по адресу: <адрес>, не знал до судебного заседания. Сейчас узнал, что доля перешла в его собственность в порядке приватизации, когда он был несовершеннолетним. В квартире проживать не возможно из-за отсутствия дверей, окон, о чем ему известно только со слов родителей. Также собственниками данного жилого помещения по 1/3 доле являются его брат ФИО3 и мать ФИО6, лишенная в отношении него в свое время родительских прав. Последние зарегистрированы в данной квартире, где также имеет регистрацию и его бабушка по матери – ФИО8 В настоящее время ФИО6 и ФИО8 проживают в <адрес> в доме, расположенном на участке деда ФИО1, т.е. по <адрес>, родители пьют, мать сообщила ему, что в квартире в <адрес> делают ремонт. Истец не желает проживать с матерью, она в любое время может проживать в квартире.

Представитель администрации муниципального района Корткеросский» Мальцев В.А. с заявлением не согласился, суду пояснил, что у истца на праве собственности имеется жилое помещение, сведений о его непригодности в материалах дела не имеется. В настоящее время в списке детей - сирот, нуждающихся в жилом помещении, состоит около <...> чел., Забоев Д.А. числится под номером <...>. Забоев Д.А. не обращался в муниципалитет с заявлением о предоставлении жилья в связи с острой нуждаемостью.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Каждый гражданин имеет право на жилище (ст. 40 Конституции РФ).

Согласно пунктам "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство, а также вопросы социальной защиты отдельных категорий граждан в сфере жилищных отношений находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что <дата> Забоев Д.А. обратился в прокуратуру Корткеросского района с заявлением о рассмотрении вопроса по проведении проверки в отношении администрации МР «Корткеросский» в части не предоставления ему жилья, поскольку с <дата> года он состоит на учете в качестве сироты, но до настоящего времени жилье не предоставлено. <адрес> предлагает ему жилое помещение в <адрес> и в <адрес>, от чего он отказывается, так как проживает в <адрес>.

Из материалов учетного дела Забоева Д.А. следует, что Забоев Д.А. является лицом из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители лишены родительских прав в отношении него на основании решения Корткеросского районного суда Республики Коми от <дата>, вступившего в законную силу <дата>. Истец поставлен на учете в администрации МР «Корткеросский» под номером <...> в списке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с <дата>, что подтверждается запросом о включении в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений от <дата>, постановлением администрации МР «Корткеросский» от <дата> ХХХ «О включении Забоева Д.А. в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений и заявлением истца об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель ответчика Мальцев В.А. пояснил, что истец был поставлен на учет в списке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ввиду невозможности его проживания в одном жилом помещении с лицами, лишенными родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время он значится в этом списке под ХХХ.

По распоряжению Отдела опеки и попечительства по Корткеросскому району от <дата> ХХХ за Забоевым Д.А., а также его братьями и сестрами (ФИО3, ФИО4, ФИО5), сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, то есть по месту жительства ФИО2, со стороны которой с <дата> устанавливалось попечительство, а после со стороны деда ФИО1, в связи со смертью ФИО2

При этом, данное жилое помещение площадью <...> кв.м. с <дата> на праве общей долевой собственности принадлежит <...> гражданам (доля каждого <...>), в том числе отцу истца – ФИО7, но истец Забоев Д.А. в круг сособственников не входит.

Вместе с тем, установлено, что за Забоевым Д.А., на момент лишения его родителей родительских прав, было зарегистрировано в порядке приватизации право общей долевой собственности (доля в праве <...>) в жилом помещении общей площадью <...> кв.м., где иными правообладателями являются мать истца – ФИО6, брат – ФИО3

По сведениям администрации СП «<адрес>» от <дата> и от <дата>, в жилом помещении в <адрес> зарегистрированы – ФИО6 (мать истца) и ФИО8 (бабушка истца), техническое состояние квартиры Забоевых в <адрес> визуально является пригодным для проживания. В период с <дата> годы в квартире проводился ремонт, осуществлена замена проводки, отремонтирована печь, полы и стены в квартире ровные. Квартира не признавалась непригодной для проживания и таких заявлений от Забоева Д.А. не поступало.

Таким образом, доводы истца о невозможности проживания в квартире из-за плохих условий (отсутствия дверей и окон) не состоятельны.

Как установлено, на момент обращения к ответчику, Забоев Д.А имел регистрацию по адресу: <адрес>, а именно с <дата>., о чем свидетельствуют его паспортные данные, где также были зарегистрированы еще 10 чел.

В настоящее время Забоев Д.А. проживает по указанному адресу в доме своих бывших опекунов, отца (также лишенного в отношении истца родительских прав) и иных близких родственников.

В силу ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1, 4, 5, 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее: Федеральный закон N159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: 1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч. 3 ст. 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно; 2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации; 3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии со ст. 1, 2, 7 Закона Республики Коми от 25.12.2015 N 134-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан" (далее: Закон РК N 134-РЗ), вступившим в силу с 01.01.2016, к отдельным категориям граждан, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) относятся, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

В соответствии с настоящим Законом жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда обеспечиваются указанные выше граждане, место жительства которых расположено на территории Республики Коми. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, и иного обстоятельства, при наличии которого проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, устанавливается Правительством Республики Коми.

Жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления гражданам, указанным в п. 1 ст. 1 настоящего Закона, включенным в список, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По письменным запросам лиц, указанных в абз. 1 настоящей части и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в профессиональных образовательных организациях и профессиональных организациях высшего образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам, указанным в п. 1 ст. 1 настоящего Закона, однократно в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

При этом, предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан, согласно Закона РК N 134-РЗ и Закона Республики Коми "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми" от 01.12.2015 N115-РЗ наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми (далее - органы местного самоуправления).

Аналогичные положения содержались в Законе Республики Коми от 07.12.2012 N 104-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Суд, проверяя доводы истца о невозможности проживания в жилом помещении, находящемся в <адрес>, вместе с матерью ФИО6, лишенной родительских прав в отношении него и которая имеющей законные основания проживать в данном жилом помещении в любое время, как его сособственник, соглашается с ними, с учетом нормы, регламентирующей принудительный обмен жилого помещения лишь в порядке ч. 3 ст. 72 Жилищного кодекса РФ, т.е. в рамках заключенного договора социального найма жилья, отсутствующего в данном случае.

При этом, принудительный обмен жилого помещения, находящегося на праве общей долевой собственности, жилищным законодательством не предусмотрен.

Таким образом, обстоятельство, послужившее основанием для включения Забоева Д.А. (невозможность проживания Забоева Д.А. в жилом помещении в <адрес> с матерью), в список детей - сирот, нуждающихся в жилом помещении, на момент рассмотрения дела судом не отпало. Забоев Д.А. по достижении им возраста 18 лет и окончании образовательного учреждения имеет право на получение благоустроенного жилого помещения в виде отдельной квартиры или жилого дома специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое истцом до настоящего времени не реализовано.

На основании вышеизложенного, с учетом требований закона на ответчика надлежит возложить обязанность по предоставлению жилого помещения истцу Забоеву Д.А. с учетом нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления, в данном случае решением Совета муниципального образования сельского поселения «Корткерос» от <дата> ХХХ, составляющей на одного человека по договору социального найма в размере 18 кв.м. общей площади.

Доводы представителя ответчика о возможности предоставления жилого помещения Забоеву Д.А. в <адрес> или в <адрес>, от чего последний отказался, не обоснованы, поскольку единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения указанной категории граждан, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

С учетом изложенного, заявленный прокурором иск на основании ст. 45 ГПК РФ в защиту жилищных прав соистца, подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

решил:

иск Забоева Д.А. удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Корткеросский» предоставить Забоеву Д.А. на территории муниципального образования сельского поселения «Корткерос» Корткеросского района Республики Коми благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям населенного пункта, пригодное для постоянного проживания, общей площадью не менее 18 кв. м., отвечающее требованиям санитарного и технического законодательства, на условиях договора найма специализированного жилищного фонда.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РК через Корткеросский районный суд РК в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья -                                 Федотова М.В.

В окончательной форме решение изготовлено: 03.04.2016.

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

2-90/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Забоев Д.А.
Прокурор Корткеросского района
Ответчики
Администрация МР "Корткеросский"
Суд
Корткеросский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
kortsud.komi.sudrf.ru
30.12.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.12.2016Передача материалов судье
09.01.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.01.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.01.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
07.02.2017Предварительное судебное заседание
16.03.2017Судебное заседание
31.03.2017Судебное заседание
03.04.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.03.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее