Решение по делу № 2-83/2017 (2-3579/2016;) от 28.11.2016

Дело № 2-83/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 января 2017 года город Хабаровск

Кировский районный суд г.Хабаровска в составе: председательствующего - судьи Костевской И.Д.,

при секретаре Гунько А.В.,

с участием помощника Военного прокурора Хабаровского гарнизона Паниди О.О., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ , представителя ответчика – ФГКУ «ДТУИО» Сироткина А.Ф.., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Вилючинского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности по сбору и вывозу отходов, проведению рекультивации земель,

установил:

Военный прокурор Вилючинского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с названным иском, в котором указал, что военной прокуратурой Вилючинского гарнизона проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере сохранности окружающей среды и природопользования на территории военного городка , расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером в <адрес>, в ходе которой установлено, что экологическое состояние указанного земельного участка не соответствует нормам закона в указанной сфере. Согласно кадастровому паспорту земельный участок на основании государственного акта на право пользования землей предоставлен в пользование Минобороны России в лице отдела морской инженерной службы (войсковая часть ) в постоянное пользование с разрешенным использованием земельного участка – для специального назначения, а именно для размещения вышеуказанного военного городка . В настоящее время функции по реализации полномочий Минобороны России по управлению недвижимым имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации возложены на Департамент имущественных отношений МО РФ. Представителем собственника объектов недвижимого имущества, расположенного в Камчатском крае, выступает Федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России. В последующем в рамках реализации полномочий по управлению федеральным имуществом, находящимся в ведении Минобороны России, земельный участок был перезакреплён за ГУ «Вилючинская КЭЧ района» Минобороны России, при реорганизации которого путем присоединения к ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России был передан на баланс Учреждения в составе иных объектов имущественного комплекса. На территории военного городка выявлены места несанкционированного складирования и хранения твердых бытовых и иных видов отходов с различной степенью опасности, что подтверждается актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ с отмеченными зонами захламления, а также справкой старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю от ДД.ММ.ГГГГ. Данная несанкционированная свалка нарушает права неопределенного круга граждан, в том числе военнослужащих и лиц гражданского персонала Минобороны России, проходящих военную службу и осуществляющих трудовую деятельность в войсковых частях, расположенных на территории военного городка, на благоприятную окружающую среду, сохранность их жизни и здоровья. В виду изложенного, просит возложить на ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации обязанность организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером , расположенном в <адрес> возложить на ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации обязанность провести мероприятия по рекультивации почвенного слоя на земельном участке с кадастровым номером , расположенном в <адрес>.

В ходе рассмотрения дела истец требования уточнил, просил обязать ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером <адрес>, а также провести мероприятия по рекультивации почвенного слоя на данном земельном участке в течение 90 суток со дня принятия судом решения.

В судебном заседании помощник военного прокурора Хабаровского гарнизона Паниди О.О. исковые требования поддержал, просит удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнил, что в оперативное управление ответчика МО РФ передан земельный участок, на котором в ходе проверки обнаружено складирование отходов, которое приводит к загрязнению окружающей среды. Конкретные лица, которые допустили размещение данных отходов, в ходе проверки выявлены не были, в связи с чем, соответствующие представления в адрес виновного лица или лиц военный прокурором не вносились, обязанность по устранению нарушений законодательства в области охраны окружающей среды на виновных лиц прокурором не возлагалась. Ответчик не исполняет обязанности по контролю за состояние земельного участка, находящегося в его оперативном управлении, хотя обязан это делать в связи с полномочиями, возложенными на него Уставом, в связи с чем, истец предъявил вышеуказанные требования именно к ФГКУ «ДВТУИО».

В судебном заседании представитель ответчика Сироткин А.С. исковые требования не признал, предоставил суду письменные возражения, приобщенные к материалам дела, просит в удовлетворении иска отказать по изложенным в возражениях основаниям. Дополнил, что ответчик не осуществляет хозяйственной либо иной какой - либо деятельности на спорном земельном участке, в связи с чем, его вины в размещении на данном земельном участке отходов неустановленным лицом, не имеется. Полагает, что иск заявлен прокурором к ненадлежащему ответчику, поскольку обязанности, о возложении которых просит прокурор, должны быть исполнены виновным лицом. Кроме того, отсутствует проект рекультивации земельного участка, работы по рекультивации не входят в бюджетную смету, составленную на ДД.ММ.ГГГГ г., в связи с чем, решение суда не будет исполнимо, срок исполнения нереален. Прокурор не представил доказательств того, что восстановление окружающей среды объективно возможно, не указал конкретные мероприятия по рекультивации.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

В соответствии со статьей 42 Конституции России, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В силу требований статьи 45 Гражданского процессуального кодекса России прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 12 Гражданского кодекса России в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно положениям статьи 150 Гражданского кодекса России жизнь и здоровье отнесены к нематериальным благам, подлежащим защите в соответствии с указанным кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», приразмещенииобъектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, обеспечение экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических последствий эксплуатации объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды.

Согласно статье 51 того же Законаотходыпроизводства и потребления подлежат сбору и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. При этом запрещается сбросотходов производства и потребления на почву.

Военной прокуратурой Вилючинского гарнизона проведена проверка, в ходе которой на территории военного городка выявлены места несанкционированного складирования и хранения твердых бытовых и иных видов отходов с различной степенью опасности, что подтверждается актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ с отмеченными зонами захламления, справкой старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а также фототаблицами, приложенными к акту прокурорской проверки.

В ходе указанной проверки конкретное лицо (лица), виновные в несанкционированном складировании и хранении твердых бытовых и иных видов отходов с различной степенью опасности, установлены не были, что следует как из вышеуказанного акта проверки, так и было подтверждено представителями сторон в ходе рассмотрения данного дела.

Согласно кадастровому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок на основании государственного акта на право пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ (серия ) предоставлен в пользование Минобороны России в лице отдела морской инженерной службы (войсковая часть ) в постоянное пользование с разрешенным использованием земельного участка – для специального назначения, а именно для размещения вышеуказанного военного городка . На основании передаточного акта государственного учреждения «Вилючинская квартирно-эксплуатационная часть района» данный земельный участок был передан в ведение ФГКУ «ДТУИО» и поставлен на учет данного Учреждения.

На основании приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. путем раздела земельного участка с кадастровым номером образован земельный участок с кадастровым номером и на него зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ. Образование данного участка обусловлено необходимостью строительства военных объектов в его границах.

Представителем собственника является ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

Вместе с тем, данная несанкционированная свалка нарушает права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, регламентированные как Конституцией РФ, так и соответствующими Федеральными законами РФ.

В соответствии со ст.42 Земельного кодекса России (абз.2, 7, 8), собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-­эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление земель.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 31.08.2016г), землепользователи, в целях охраны земель, обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, земель. С 01.09.2016 года статья 13 Земельного кодекса РФ, действует в новой редакции.

В соответствии с п. 5 ст. 13 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей с 01.09.2016г), обязанность по проведению рекультивации земель в связи с ухудшением качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя) возложена на лиц, деятельность которых привела к такому ухудшению.

Таким образом, обязанность по проведению работ по рекультивации земель, возлагается на лиц, непосредственно производящих (производивших) загрязнения земель, в названном случае на лиц осуществляющих несанкционированную свалку производственных и бытовых отходов.

Вместе с тем, в ходе проверки военным прокурором лица, действия которых привели к загрязнению земель и нарушению почвенного слоя, не установлены.

Согласно показаниям представителя ответчика Сироткина А.Ф. в ходе рассмотрения дела, ответчиком в целях осуществления контроля за состоянием и использованием земельных участков, переданных в оперативное управление, проводятся соответствующие проверки. В отношении земельного участка, на котором были выявлены несанкционированное складирование и хранение твердых бытовых и иных видов отходов с различной степенью опасности, результаты работы по контролю за его состоянием и использованием со стороны ответчика доказательств не имеется.

При этом, как установлено судом, земельный участок с кадастровым номером принадлежит ФГКУ «ДТУИО» на праве оперативного управления.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления, как одно из вещных прав, за исключением права распоряжения имуществом и нецелевого использования имущества, включает в себя правомочия пользования и владения имуществом в объеме, аналогичном правомочиям собственника. Соответственно, учреждение, владеющее объектом, несет обязательства, аналогичные обязательствам собственников.

Согласно Положению о Министерстве обороны России, утвержденном Указом Президента России от 16.08.2004 года № 1082, а также Постановлению Правительства РФ от 29.12.2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил России на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Приказом Минобороны России от 17.12.2010 года № 1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ» федеральные государственные квартирно-эксплутационные учреждения Минобороны России реорганизованы путем их присоединения к соответствующим территориальным управлениям имущественных отношений Министерства обороны России, с передачей на баланс данных территориальных управлений объектов недвижимого имущества и документации, относящейся к финансово-хозяйственной деятельности учреждений.

Право оперативного управления ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» не оспаривается.

Согласно Уставу ФГКУ»Дальневосточное ТУИО» МО РФ (п.4) данное учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий МО РФ в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил РФ.

В соответствии п.п. 20, 21 Устава основной деятельностью Учреждения является осуществление в Вооруженных Силах РФ решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил, а также управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил по решениям (заданиям) Министра обороны РФ и (или) директора Департамента имущественных отношений МО РФ. Учреждение организует использование, распределение и учет объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах, земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженными Силами. Учреждение обязано исполнять законодательство Российской Федерации.

Согласно ГОСТ «Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения» рекультивация земель это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества. Рекультивация нарушенных земель должна осуществляться в два последовательных этапа: технический и биологический - в соответствии с требованиями ГОСТ.

В п. 2 ст. 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлено, что на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Данным положением Закона возможность возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды ставится в зависимость от наличия проекта восстановительных работ, разработанного и утвержденного в соответствии с требованиями действующего законодательства. При отсутствии такого проекта решение суда не может быть исполнено.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела представители сторон показали, что проект восстановительных работ, разработанный и утвержденный в соответствии с требованиями действующего законодательства, отсутствует.

При этом, в материалы дела военным прокурором были предоставлены акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ о проведении осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ, составленные с участием специалистов – государственного инспектора по охране леса, государственного инспектора в области охраны окружающей среды по <адрес>, которые установили причинно-следственную связь между нахождением опасных отходов на земельном участке, принадлежавшем ответчику на праве оперативного управления, и причинением вреда окружающей среде. Доказательств, опровергающих выводы вышеуказанных специалистов, ответчик не представил.

В силу ст.305 Гражданского кодекса России права, предусмотренные ст.ст.301-304 Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом по иному основанию, предусмотренному законом или договором.

Наличие на территории военного городка несанкционированной свалки отходов, а также факт не проведения рекультивации земель приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на свободное использование естественных экологических систем, природных ландшафтов и составляющих их элементов, сохранивших свои природные свойства земель общего пользования, создает реальную угрозу распространения инфекционных заболеваний и иных тяжких последствий.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулирующей отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Согласно п. 5 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы (утверждены Минприроды России и Роскомзема ДД.ММ.ГГГГ ) земли, нарушенные при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов, подлежат рекультивации.

Вышеприведенные положения законодательства РФ в их совокупности не освобождают лицо, владеющее земельным участком на праве оперативного управления, а, следовательно, и ответчика, от обязанности по контролю за его целевым использованием, обеспечению и организации проведения необходимых мероприятий для содержания в надлежащем состоянии.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что на ответчика должна быть возложена обязанность по организации мероприятий по сбору и вывозу отходов, проведению рекультивации земель. В противном случае, с учетом того, что лицо, виновное в размещении несанкционированной свалки отходов на вышеуказанной территории военного городка, не было установлено, в случае освобождения ответчика от организации проведения вышеуказанных мероприятий, приведет к тому, что права лиц на благоприятную среду и охрану здоровья, проживающих на данном земельном участке, не будут обеспечены и реализованы, что противоречит Конституции РФ.

Отсутствие проекта восстановительных работ, разработанного и утвержденного в соответствии с требованиями действующего законодательства, по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды, также не является препятствием для возложения на ответчика обязанности по проведению организации вышеуказанных мероприятий, поскольку не лишает его возможности обеспечить выполнение и организацию работ по составлению и согласованию данного проекта.

При таких обстоятельствах, суд полагает возможным удовлетворить заявленные прокурором требования в виде возложения на ответчика обязанности по организации мероприятий по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером , расположенном в <адрес>, а также по организации мероприятий для проведения рекультивации почвенного слоя на указанном земельном участке.

На основании ч.2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд устанавливает ответчику срок для исполнения действий, к которым он обязан по решению суда – не позднее 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление Военного прокурора Вилючинского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности по сбору и вывозу отходов, проведению рекультивации земель – удовлетворить частично.

Обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации организовать проведение мероприятий по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером , расположенном в <адрес>, а также по организации мероприятий по проведению рекультивации почвенного слоя на указанном земельном участке не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 20 января 2017 года.

Судья (подпись)

Решение не вступило в законную силу.

Копия верна, судья И.Д.Костевская

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-83/2017 (2-3579/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Военный прокурор Вилюченского гарнизона
Ответчики
ДВТУИО
Суд
Кировский районный суд г. Хабаровск
Дело на странице суда
kirovsky.hbr.sudrf.ru
28.11.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.11.2016Передача материалов судье
29.11.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.11.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.12.2016Подготовка дела (собеседование)
19.12.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.01.2017Судебное заседание
20.01.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.02.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.01.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее