Дело № 2а-43/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Мордово 20 января 2017 года.
Мордовский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Ефимкиной О.А.,
при секретаре судебного заседания Ворониной Е.К.,
с участием помощника прокурора Мордовского района Тамбовской области Кирьянова М.О.,
представителя административного истца Худяков Р.И. - Коновальцев А.С.,
представителя административного ответчика территориальной избирательной комиссии Мордовского района Тамбовской области Шеина Н.В.,
представителя административного ответчика участковой избирательной комиссии избирательного участка № 305 Костинова О.М.,
представителя административных ответчиков Плужников А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску административного истца Худяков Р.И. к административным ответчикам территориальной избирательной комиссии Мордовского района Тамбовской области и участковой избирательной комиссии избирательного участка № 305 об отмене решения участковой избирательной комиссии избирательного участка № 305 на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 178 «Тамбовская область-Рассказовский одномандатный избирательный округ» и принятии решения о повторном подсчете голосов избирателей,
У С Т А Н О В И Л:
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016г. № 291 «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва» в соответствии с ч.2 ст.5 Федерального закона от 22 февраля 2014г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» на 18 сентября 2016г. назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.
Постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ» по выборам депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва от 1 августа 2016г. № 12/26 кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ» зарегистрирован Худяков Р.И., выдвинутый Всероссийской политической партией «Родина».
Итоги голосования по одномандатному избирательному округу № 178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ» при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва на избирательном участке № 305 были установлены участковой избирательной комиссией избирательного участка № 305 и оформлены протоколом № 1 об итогах голосования, согласно которому кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва Худяков Р.И. набрал 38 голосов.
Худяков Р.И., зарегистрированный кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, обратился в Мордовский районный суд Тамбовской области с административным исковым заявлением об отмене решения участковой избирательной комиссии избирательного участка № 305 Мордовского района, оформленное протоколом №1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ», и принятии решения о повторном подсчете голосов избирателей.
В обоснование заявленных требований административный истец Худяков Р.И. указал в административном исковом заявлении, что 18 сентября 2016г. в единый день голосования состоялись выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, но участковой избирательной комиссией избирательного участка № 305 при подсчете голосов были допущены существенные нарушения действующего законодательства о выборах, которые повлияли на определение результатов выборов. Процедура подсчета неиспользованных бюллетеней участковой избирательной комиссией избирательного участка № 305 была нарушена. Полистной подсчет неиспользованных избирательных бюллетеней в присутствии всех членов комиссии, наблюдателей и иных лиц не проводился. Осуществленный подсчет неиспользованных бюллетеней пачками, сформированными накануне выборов, либо путем загибания их уголков, противоречил основополагающему принципу подсчета голосов избирателей и фактически лишил других членов избирательной комиссии, наблюдателей и иных лиц возможности убедиться в достоверности действий, производимых с неиспользованными бюллетенями. Рассортированные по пачкам отдельно по каждому кандидату (списку кандидатов) бюллетени подсчитывались одновременно всеми членами участковой избирательной комиссии. При этом подсчет ими производился не путем перекладывания бюллетеней по одному из одной части пачки в другую, как это указано в законе, а путем загибания уголков избирательных бюллетеней, что недопустимо. При данном порядке подсчета голосов присутствовавшие лица не могли видеть отметку избирателя в каждом избирательном бюллетене, равно как у них не было возможности визуально наблюдать правильность подсчета голосов.
По мнению административного истца, указанные нарушения подсчета бюллетеней по смыслу закона не допускаются и являются существенными. При таких обстоятельствах выявить действительную волю избирателей невозможно. Протокол и соответствующее решение участковой избирательной комиссии избирательного участка № 305 об итогах голосования подлежат отмене. Суд, в случае отмены решения комиссии об итогах голосования, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей.
Административный истец Худяков Р.И. считает, что указанные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей. Следствием нарушений стало неправильные итоги голосования на указанном избирательном участке. Административный истец просит суд отменить решение участковой избирательной комиссии избирательного участка № 305 на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ» и принять решение о повторном подсчете голосов избирателей.
Представитель административного истца Худяков Р.И. по доверенности в порядке передоверия от ДД.ММ.ГГГГг., бланк <данные изъяты>, Коновальцев А.С. требования административного истца Худяков Р.И. в судебном заседании поддержал полностью по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Коновальцев А.С. просил суд отменить решение участковой избирательной комиссии избирательного участка № 305, оформленное протоколом №1 участковой избирательной комиссии (УИК) об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №178 «Тамбовская область- Рассказовский одномандатный избирательный округ», и принять решение о повторном подсчете голосов избирателей. Представитель административного истца Коновальцев А.С. просил суд учесть, что свидетели, допрошенные по данному делу, дали противоречивые показания: свидетели со стороны административных ответчиков показали, что нарушений при проведении подсчета голосов избирателей и при подсчете неиспользованных бюллетеней не было, а свидетель со стороны административного истца показал, что нарушения были, что бюллетени считали несколько человек и считали путем загибания их уголка.
Представитель административного ответчика участковой избирательной комиссии избирательного участка № 305 председатель УИК избирательного участка № 305 Костинова О.М. в судебном заседании требования административного истца Худяков Р.И. не признала и пояснила суду, что избирательный участок находился в небольшом помещении, поэтому присутствующим и наблюдателям от различных партий и кандидатов в депутаты было всё хорошо слышно и доступно для визуального наблюдения. Подсчет голосов проводился непрерывно, последовательно и гласно до установления итогов голосования. Член комиссии с правом решающего голоса - секретарь собрала неиспользованные бюллетени у членов комиссии с правом решающего голоса, которые работали со списком избирателей, достала те, что находились в сейфе, передала их на стол, который был установлен в середине помещения. Наблюдатели видели, как именно происходит подсчет голосов. Один из членов комиссии путем перекладывания бюллетеней по одному из одной пачки в другую, посчитала бюллетени. Она производила это путем перекладывания, показывая присутствующим в помещении, что никаких знаков на данном бюллетене не было. Затем эти бюллетени были погашены путем отрезания левого нижнего угла. Число неиспользованных бюллетеней было оглашено и занесено в строки протокола и в протокол увеличенной формы секретарем. Присутствующим было предложено визуально ознакомиться с погашенными бюллетенями, но никто не подошел, потому что часть наблюдателей стояли рядом со столом, где работала участковая избирательная комиссия с правом решающего голоса, и всё видели, часть сидели на стульях, которые были расположены совсем недалеко от стола, где работала комиссия, и тоже всё видели. На участке было два переносных и два стационарных ящика для голосования. Все бюллетени были разложены на четыре вида разного цвета. Подсчет проголосовавших бюллетеней начали с одномандатного избирательного округа, то есть с выборов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, это бюллетени зеленого цвета. Один из членов комиссии с решающим голосом взял пачку с данными бюллетенями и начал сортировку бюллетеней по каждому кандидату. На стол были выставлены таблички с фамилиями каждого кандидата в депутаты. Член комиссии с правом решающего голоса брал бюллетень из пачки, которую взял для работы, показывал его для осмотра всем членам комиссии и наблюдателям, и громко называл фамилию кандидата, напротив которого стояла отметка в избирательном бюллетени. Этот бюллетень откладывал к той табличке, где была написана данная фамилия. Это было удобно и получилось так, что практически у каждого члена комиссии была табличка с именем кандидата в депутаты. Каждый член комиссии следил, что отмечено на том или ином бюллетени. Получился двойной контроль. После того, как бюллетени были разложены по кандидатам, начали подсчитывать количество бюллетеней по каждому кандидату. Первая фамилия в списке была ФИО3. Член комиссии с правом решающего голоса взял пачку бюллетеней с фамилией ФИО3, громко называл фамилию кандидата, брал бюллетени и громко подсчитывал количество, перекладывая бюллетени по одному, предварительно показывая бюллетень для обзора. После подсчета количества голосов по данному кандидату, озвучивалась итоговая цифра, и эта цифра заносилась в протокол и в увеличенную форму протокола секретарем комиссии. Такие действия были произведены по каждому кандидату по списку. Подсчитанные бюллетени откладывали в сторону. С другими бюллетенями они не смешивались. После окончания подсчета она обратилась к присутствующим с просьбой визуально осмотреть бюллетени, которые находились в посчитанных стопках под табличками с фамилиями кандидатов в депутаты. Она предложила наблюдателям визуально осмотреть просчитанные бюллетени. Такого желания ни у кого не появилось. Она спросила о замечаниях по проведению подсчета. Замечаний ни от кого не прозвучало, все были довольны формой подсчета голосов. Присутствующие видели отметки в бюллетенях. После того как посчитали бюллетени по всем кандидатам и все это было занесено в протокольные формы, секретарь подсчитала суммарное соотношение бюллетеней, все цифры сходились. То есть, количество голосов было подсчитано правильно, количество бюллетеней сходилось. После того как все было подсчитано, она еще раз обратилась к присутствующим в зале с просьбой визуально осмотреть просчитанные бюллетени, просила высказать замечания и предложения. Таких замечаний не поступило. После того, как все бюллетени были подсчитаны, она, как председатель, объявила о проведении заключительного заседания участковой избирательной комиссии. В ходе заседания были оглашены все цифры протокола. Еще раз просчитали контрольное соотношение цифр. Всё сошлось. Протокол был подписан всеми членами участковой избирательной комиссии и заверен печатью участковой комиссии. Копии протокола сразу же были выданы всем желающим. Никаких препятствий действиям наблюдателей при подсчете голосов и вообще в ходе выборов не чинилось. У наблюдателей была памятка наблюдателю и была возможность контролировать все действия избирательной комиссии. Избирательная комиссия работала нормально, замечаний по итогам подсчета в день выборов не прозвучало. Никакого подсчета неиспользованных бюллетеней пачками не было. Никакого подсчета бюллетеней одновременно всеми членами УИК не было. Никакого подсчета бюллетеней путем загибания уголков бюллетеней не было. В течение всего дня и при подсчете бюллетеней на избирательном участке велась видеосъемка.
Представитель административного ответчика территориальной избирательной комиссии Мордовского района Тамбовской области председатель территориальной избирательной комиссии Шеина Н.В. в судебном заседании требования административного истца Худяков Р.И. не признала и пояснила суду, что подсчет неиспользованных бюллетеней и подсчет проголосовавших бюллетеней на избирательном участке № 305 производился полистно, поочередно, в соответствии с требованиями закона, в присутствии всех членов комиссии, наблюдателей и иных лиц. Никаких жалоб ни от кого из присутствующих, и в том числе представителей партии «Родина» и кандидата Худяков Р.И., в день проведения выборов не поступало. Никаких обращений на нарушение избирательных прав не было. Всё было законно. Просит суд объективно оценить показания свидетеля со стороны административного истца ФИО1, который не помнит даже объективные факты, не вызывающие сомнения, и утверждает, что было три переносных ящика для голосования вне помещения, в то время как ящиков для голосования вне помещения было два. Просит суд отказать Худяков Р.И. в удовлетворении административного искового заявления.
Представитель административного ответчика участковой избирательной комиссии избирательного участка № 305 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГг. и представитель административного ответчика территориальной избирательной комиссии Мордовского района Тамбовской области по доверенности от ДД.ММ.ГГГГг. Плужников А.В. в судебном заседании требования административного истца Худяков Р.И. не признал и пояснил суду, что факты, указанные административным истцом в административном исковом заявлении, административным истцом не доказаны. Подсчет бюллетеней осуществлялся правильно, в точном соответствии с процедурой, прописанной в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Правильность подсчета подтверждается материалами дела и тем фактом, что в день проведения выборов жалоб и обращений на нарушение избирательных прав не поступало. Просит отказать административному истцу в удовлетворении иска.
Представитель избирательной комиссии Тамбовской области, которая была проинформирована в соответствии с ч.1 ст.243 КАС РФ о принятии к производству суда данного административного искового заявления, в судебное заседание не явился.
Свидетель Свидетель №1, допрошенная в судебном заседании, показала, что она была секретарем УИК избирательного участка № 305. После окончания голосования она собрала со стола неиспользованные бюллетени и достала неиспользованные бюллетени из сейфа. Член УИК с правом решающего голоса посчитала их, перекладывая по одному из одной стопы в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли видеть, что никаких знаков на перекладываемом бюллетене нет. Член УИК считала вслух и громко озвучила окончательную цифру. Затем эти бюллетени погасили путем отрезания левого нижнего угла. Число неиспользованных бюллетеней было занесено ею в протокол и в протокол увеличенной формы. Председатель предложила присутствующим визуально ознакомиться с погашенными бюллетенями, но никто не подошел, потому что все члены комиссии с правом совещательного голоса и наблюдатели всё видели и слышали. Бюллетени из переносных и стационарных ящиков для голосования рассортировали на 4 стопы по цвету. Сортировали все члены УИК с правом решающего голоса. Затем пачку бюллетеней зеленого цвета по выборам депутатов Государственной Думы взял член УИК с правом решающего голоса ФИО4. Он брал бюллетень из этой пачки, показывал всем за какого кандидата в депутаты стоит отметка в этом бюллетене, называл его фамилию и клал к табличке с фамилией этого кандидата. Когда разложил бюллетени по каждому кандидату, ФИО4 взял стопу бюллетеней за первого кандидата по фамилии ФИО3, назвал его фамилию и стал считать вслух, перекладывая бюллетени по одному из одной части стопы в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, видели отметку избирателя за данного кандидата в каждом бюллетене. ФИО4 огласил итоговую цифру, она занесла её в протокол и в протокол увеличенной формы. После этого ФИО4 стал считать бюллетени за следующего кандидата. Такие действия были произведены по каждому кандидату по списку. Никаких замечаний ни от кого не было, помещение маленькое и всем было хорошо видно и слышно. Все действия членов УИК находились в поле зрения лиц, присутствующих при подсчете.
Свидетель Свидетель №4 показала в судебном заседании, что на избирательном участке № 305 она была наблюдателем от политической партии КПРФ. После окончания выборов секретарь УИК собрала неиспользованные бюллетени со стола и достала из сейфа. Их пересчитали путем перекладывания, при этом всем было видно, что это чистые неиспользованные бюллетени. Считал их один человек, все остальные наблюдали. Когда бюллетени рассортировали по цветам, то член УИК ФИО4 взял пачку бюллетеней зеленого цвета по выборам депутатов Государственной Думы и стал раскладывать бюллетени по кандидатам. ФИО4 показывал бюллетень, и они видели за кого этот бюллетень, он называл фамилию кандидата и показывал отметку избирателя, которую было хорошо видно. Бюллетень ФИО4 поднимал высоко, перед собой, и всем было видно. Потом ФИО4 поочередно подсчитал голоса за каждого кандидата. При этом бюллетени подсчитывались путем перекладывания по одному из одной части пачки в другую и таким образом, чтобы все присутствующие могли увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене и фамилию кандидата. По мере того, как подсчитывались голоса за каждого кандидата, сведения об этом также поочередно секретарь вносила в протокол и в протокол увеличенной формы, который висел на стене. Все действия членов УИК находились в поле зрения присутствующих лиц, и велась видеосъемка процесса подсчета бюллетеней. Камера была прямо над столом, где шел подсчет бюллетеней.
Свидетель Свидетель №3 показала в судебном заседании, что на избирательном участке № 305 она была членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса от политической партии «Единая Россия». После окончания выборов секретарь УИК достала из сейфа неиспользованные бюллетени и собрала неиспользованные бюллетени у членов комиссии. Их объединили, продемонстрировали всем присутствующим, что в них нет отметки о голосовании, было видно, что бюллетени неиспользованные. Их посчитали путем перекладывания по одному, считая вслух. Никаких замечаний не было. Итоговая цифра была громко оглашена, секретарь внесла её в протокол и в увеличенную форму протокола. После того, как бюллетени рассортировали по цвету, а затем пачку бюллетеней зеленого цвета по выборам депутатов Государственной Думы разложили по кандидатам, мужчина, его фамилию она не помнит, посчитал голоса за каждого кандидата. Когда бюллетени зеленого цвета мужчина раскладывал по фамилиям кандидатов, и когда считал голоса по конкретному кандидату путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую, всем присутствующим было хорошо видно отметку избирателя в каждом бюллетене по каждому кандидату. Не было никаких сомнений. В процессе подсчета голосов поочередно заполнялась увеличенная форма протокола, и вносились данные в протокол. Все действия членов УИК находились в поле зрения лиц, присутствующих при подсчете голосов избирателей. Визуальному наблюдению никто не препятствовал.
Свидетель Свидетель №4 показала в судебном заседании, что на избирательном участке № 305 она была членом избирательной комиссии с правом решающего голоса. Неиспользованные бюллетени считала она. Она брала каждый лист и перекладывала бюллетень из одной стопки в другую, громко ведя счет 1, 2, 3 и т.д. При этом она перекладывала бюллетени по одному таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли видеть, что никаких знаков на перекладываемом бюллетене нет, что это чистый неиспользованный бюллетень. Она озвучила окончательную цифру, председатель УИК тоже озвучила эту цифру. Затем эти бюллетени погасили путем отрезания левого нижнего уголка. Число неиспользованных бюллетеней было занесено секретарем УИК в протокол и в протокол увеличенной формы. Бюллетени, рассортированные по цвету, а затем по кандидатам тоже считал один человек ФИО4, поочередно в отношении каждого кандидата путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую. Поочередно вносились итоги подсчета в отношении каждого кандидата в протокол и в протокол увеличенной формы. Все действия членов УИК были видны лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей. Никакого подсчета бюллетеней пачками или путем загибания уголков не было. Одновременно бюллетени никто не считал. Все действия по подсчету осуществлялись последовательно, поэтапно и всегда одним человеком, остальные наблюдали.
Свидетель со стороны административного истца ФИО1 показал в судебном заседании, что на избирательном участке № 305 он был членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса от политической партии «Родина». Неиспользованные бюллетени, по его мнению, считали 2 человека, они из одной стопки перекладывали их в другую. Он помнит, что неиспользованные бюллетени считались путем перекладывания. Посчитали, потом отрубили какой-то угол, какой именно, он не помнит. Он лично не видел, что это чистые бюллетени. Он стоял примерно в полутора метрах от стола. Потом высыпали бюллетени из урн. Сначала из тех, с которыми ходили по домам. Все проголосовавшие бюллетени были на столе. Сортировали их одновременно. Они одновременно считались несколькими членами комиссии. Поднимали бюллетень, называли фамилию и откладывали в стопочку. За каждого кандидата итоги называли по одному. Повторного подсчета не было. Сколько голосов набрал Худяков Р.И., он не помнит. Он вел видеосъемку на избирательном участке, видеосъемке никто не препятствовал. Но ко времени подсчета голосов камера не работала, села батарейка.
Выслушав объяснения участников процесса, показания свидетелей, принимая во внимание заключение помощника прокурора Мордовского района Тамбовской области Кирьянова М.О., полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016г. № 291 «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва» на 18 сентября 2016г. назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.
Постановление окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ» по выборам депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва от 1 августа 2016г. № 12/26 подтверждает, что кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ» зарегистрирован административный истец Худяков Р.И., выдвинутый Всероссийской политической партией «Родина» (л.д.8).
Согласно протоколу №1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №178 «Тамбовская область - Рассказовский одномандатный избирательный округ» от 19 сентября 2016г. на избирательном участке № 305 наибольшее количество голосов избирателей набрал кандидат в депутаты Государственной Думы ФИО2, за которого проголосовало 102 избирателя, за кандидата в депутаты Государственной Думы Худяков Р.И. Р.И. проголосовало 38 избирателей (л.д.13).
Данный протокол подписан 5 присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Оснований сомневаться в правильности, достоверности и законности представленного суду письменного доказательства - протокола № 1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №178 «Тамбовская область- Рассказовский одномандатный избирательный округ» избирательного участка № 305 от 19 сентября 2016г. у суда не имеется.
В соответствии с реестром учета количества поступивших в участковую избирательную комиссию избирательного участка № 305 в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений) в указанный день жалоб и заявлений на нарушение прав избирателей не поступало.
Как пояснила председатель УИК избирательного участка № 305 Костинова О.М., в УИК поступила одна жалоба, она касалась места расположения сейфа, в котором находились избирательные бюллетени. Жалоба была сразу рассмотрена по существу и место расположения сейфа, в котором находились избирательные бюллетени, было изменено.
В соответствии со ст.68 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом.
В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем - в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, затем - в органы местного самоуправления.
После окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования, в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования.
Непосредственный подсчет голосов избирателей производится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами участковой комиссии с правом решающего голоса.
При непосредственном подсчете голосов избирателей вправе присутствовать члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, указанные в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Непосредственный подсчет голосов избирателей производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов комиссии.
В первую очередь производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования.
Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.
Члены участковой комиссии сортируют избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов, одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке бюллетеней члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается.
Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно.
После этого производится подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по каждому кандидату (списку кандидатов). При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной частипачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается. Полученные данные заносятся в строку 12 и последующие строки протокола об итогах голосования, а также его увеличенной формы.
После этого с рассортированными бюллетенями под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса вправе визуально ознакомиться наблюдатели, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.
После ознакомления членов участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей с рассортированными бюллетенями проводится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования.
Аналогичный порядок подсчета голосов избирателей закреплен в ст.85 Федерального закона от 22 февраля 2014г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Согласно ст.85 Федерального закона от 22 февраля 2014г. № 20-ФЗ подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно, с оглашением и соответствующим внесением в увеличенные формы протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования последовательно всех результатов осуществляемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом.
После окончания голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии лиц, указанных в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени (отдельно по одномандатному избирательному округу и федеральному избирательному округу), затем оглашают и вносят в строку 6 каждого протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы число погашенных избирательных бюллетеней. С погашенными избирательными бюллетенями и открепительными удостоверениями вправе визуально ознакомиться присутствующие при подсчете голосов лица, указанные в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона, под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Непосредственный подсчет голосов избирателей производится по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюллетеням членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
При непосредственном подсчете голосов избирателей вправе присутствовать члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, иные лица, указанные в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона.
Непосредственный подсчет голосов избирателей производится в помещении для голосования в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов участковой избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Все действия членов участковой избирательной комиссии должны находиться в поле зрения лиц, присутствующих при непосредственном подсчете голосов избирателей.
В первую очередь проводится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Перед вскрытием каждого переносного ящика для голосования оглашается число избирателей, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования, проверяется неповрежденность печатей (пломб) на нем, в чем председатель участковой избирательной комиссии предлагает удостовериться членам указанной комиссии, иным лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей.
Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.
Избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, сортируются на две пачки - отдельно по одномандатному избирательному округу и по федеральному избирательному округу. После этого члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса осуществляют (сначала с избирательными бюллетенями для голосования по одномандатному избирательному округу, обеспечивая при этом сохранность избирательных бюллетеней для голосования по федеральному избирательному округу, а затем с избирательными бюллетенями для голосования по федеральному избирательному округу) следующие действия. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса сортируют избирательные бюллетени, раскладывая их в отдельные пачки, по голосам избирателей, поданным за каждого зарегистрированного кандидата, каждый зарегистрированный федеральный список кандидатов, одновременно отделяя избирательные бюллетени неустановленной формы и недействительные избирательные бюллетени. При сортировке избирательных бюллетеней члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя и представляют избирательные бюллетени для визуального контроля лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей. Одновременное оглашение содержащихся в двух и более избирательных бюллетенях отметок избирателей не допускается.
После этого производится подсчет рассортированных избирательных бюллетеней установленной формы (по каждой пачке отдельно) по голосам избирателей, поданным за каждого зарегистрированного кандидата, каждый зарегистрированный федеральный список кандидатов. При этом избирательные бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете голосов избирателей, могли видеть отметку избирателя в каждом избирательном бюллетене. Одновременный подсчет избирательных бюллетеней из разных пачек не допускается. Полученные данные после оглашения вносятся в строку 19 и последующие строки каждого протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы (соответственно по одномандатному избирательному округу и федеральному избирательному округу).
После этого с рассортированными избирательными бюллетенями вправе визуально ознакомиться наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, а члены указанной комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.
После ознакомления членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей с рассортированными избирательными бюллетенями проводится согласно приложению 5 к настоящему Федеральному закону проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протоколы участковой избирательной комиссии об итогах голосования, в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Избирательные бюллетени после завершения подсчета упаковываются в отдельные пачки по голосам избирателей, поданным за зарегистрированных кандидатов, зарегистрированные федеральные списки кандидатов. В отдельные пачки упаковываются недействительные избирательные бюллетени и погашенные избирательные бюллетени.
После осуществления всех необходимых действий и подсчетов участковая избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Федерального закона, допущенные при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписываются протоколы участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а их копии выдаются лицам, указанным в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона. Каждый протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (часы и минуты) его подписания.
На основании анализа приведенных норм закона суд приходит к выводу, что закон не требует обязательное перекладывание неиспользованных бюллетеней из одной стопки в другую при их подсчете. Требование осуществлять подсчет бюллетеней путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене, относится к подсчету голосов избирателей.
Так, в ст.68 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» указано, что члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования.
В соответствии со ст.85 Федерального закона от 22 февраля 2014г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» после окончания голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии лиц, указанных в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени, затем оглашают и вносят в строку 6 каждого протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы число погашенных избирательных бюллетеней. С погашенными избирательными бюллетенями вправе визуально ознакомиться присутствующие при подсчете голосов лица, указанные в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона, под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Следовательно, довод административного истца о том, что подсчет неиспользованных бюллетеней путем загибания их уголков является нарушением избирательного законодательства, не основан на законе и является не состоятельным.
Кроме того, довод административного истца о том, что подсчет неиспользованных бюллетеней осуществлялся пачками, сформированными накануне выборов, и путем загибания уголков, опровергнут пояснениями представителей административных ответчиков и показаниями свидетелей Свидетель №1, Свидетель №2, Свидетель №3, Свидетель №4, подтвердивших суду, что неиспользованные бюллетени считали полистно путем перекладывания, что жалоб и обращений по вопросу несоответствия закону действий членов участковой избирательной комиссии избирательного участка № 305 по подсчету и погашению неиспользованных бюллетеней не поступало, что никто не препятствовал визуальному наблюдению присутствующих лиц на избирательном участке за подсчетом неиспользованных бюллетеней, что все действия членов УИК находились в поле зрения лиц, присутствующих при подсчете неиспользованных бюллетеней.
Довод административного истца о том, что рассортированные по пачкам отдельно по каждому кандидату бюллетени подсчитывались одновременно всеми членами участковой избирательной комиссии, не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства и опровергнут пояснениями представителей административных ответчиков и показаниями свидетелей Свидетель №1, Свидетель №2, Свидетель №3, Свидетель №4, которые подтвердили, что выборы прошли с соблюдением закона, что бюллетени считали путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете голосов избирателей, могли видеть отметку избирателя в каждом избирательном бюллетене, что подсчет осуществлялся поочередно в отношении каждого кандидата и одним человеком, что одновременного подсчета избирательных бюллетеней из разных пачек не было, как и не было одновременного подсчета бюллетеней по кандидатам одновременно всеми членами УИК, что полученные данные после оглашения поэтапно вносились в протокол и в его увеличенную форму, что все действия членов УИК находились в поле зрения лиц, присутствующих при непосредственном подсчете голосов избирателей.
Таким образом, судом установлено, что подсчет голосов избирателей осуществлялся открыто, гласно, с оглашением и соответствующим внесением в увеличенную форму протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования последовательно всех результатов осуществляемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Присутствующие лица имели возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом.
У суда нет оснований подвергать сомнению показания свидетелей Свидетель №1, Свидетель №2, Свидетель №3, Свидетель №4, и ставить под сомнение истинность фактов, сообщенных указанными свидетелями, так как данных о какой-либо заинтересованности свидетелей в исходе дела нет, их показания соответствуют и не противоречат обстоятельствам, сведения о которых содержатся в других доказательствах, собранных по делу и исследованных судом.
Протокол № 1 УИК об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №178 «Тамбовская область -Рассказовский одномандатный избирательный округ» и данные реестра УИК об отсутствии жалоб в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей объективно подтверждает пояснения представителей административных ответчиков и показания свидетелей.
У суда нет оснований подвергать сомнению протокол №1 об итогах голосования и данные реестра, и нет оснований сомневаться в правильности подсчета голосов избирателей.
Давая оценку показаниям свидетеля ФИО1 со стороны административного истца, суд приходит к выводу, что показания данного свидетеля противоречивы, сбивчивы, непоследовательны. Показания данного свидетеля опровергаются показаниями свидетелей Свидетель №1, Свидетель №2, Свидетель №3, Свидетель №4 и письменными доказательствами по делу.
Также суд обращает внимание, что свидетель ФИО1 пояснил, что он не помнит, один или два человека считали неиспользованные бюллетени, и он не видел, что это чистые бюллетени. Тот факт, что свидетель не помнит это и не видел чистые ли неиспользованные бюллетени, не может служить доказательством того, что процедура подсчета неиспользованных бюллетеней была нарушена.
Таким образом, нарушений при подсчете неиспользованных бюллетеней и голосов избирателей, не позволяющих выявить действительную волю избирателей, судом не установлено.
Согласно ч.2 ст.239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, вправе оспаривать в суде решения избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Согласно ч.15 ст.239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности.
В соответствии с ч.3 ст.100 Федерального закона от 22 февраля 2014г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования в случае: нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей; воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчетом голосов избирателей, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей; других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах депутатов Государственной Думы, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Аналогичная норма закреплена в ст.77 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В соответствии с п.1.2 ст.77 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:
б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
В разъяснениях, данных в п.39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011г. № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», судам разъяснено, что основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах "б", "в", "г" пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Исходя из положений пунктов 1.2, 9 ст.77 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ, в случае отмены решения комиссии об итогах голосования, результатов выборов, референдума суд вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, - признать недействительными итоги голосования, результаты выборов, референдума. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования, возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц суд не вправе осуществлять подсчет голосов и определять результаты выборов, референдума, поскольку в силу положений пункта 1 статьи 70, пункта 11 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ решение этих вопросов относится к компетенции соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума. В этом случае в решении указывается на необходимость проведения комиссией повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума.
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении от 22.04.2013г. № 8-П, судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15.01.2002г. № 1-П, в котором указано, что отмена итогов голосования, результатов выборов связана с обнаружением таких существенных нарушений избирательного процесса, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей и которые тем самым привели к неадекватному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.
Следовательно, механизм судебной защиты избирательных прав граждан, нарушенных при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, должен основываться на согласовании частных и публичных интересов, недопустимости злоупотребления правом. Таким образом, основаниями для удовлетворения требований об отмене решения об итогах голосования могут служить только доказательства наличия таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей.
В силу ч.3 ст.3 Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Согласно ч.2 ст.32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Таким образом, решая вопрос об отмене итогов голосования, результатов выборов, в силу ст.3, ст.32 Конституции Российской Федерации, суд не вправе ограничиваться формальным определением достоверности результатов, волеизъявления избирателей, принявших участие в голосовании, а должен установить, что обнаруженные существенные нарушения в ходе выборов привели к искажению воли избирателей или воспрепятствовали ее адекватному отражению в итогах голосования. В противном случае не обеспечивается эффективная судебная защита избирательных прав граждан и реализация конституционного принципа свободных и равных выборов.
Поэтому только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установления итогов голосования, определения результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Суд считает, что основанием для удовлетворения административного иска административного истца Худяков Р.И. будет являться наличие существенных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей на избирательном участке № 305.
Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст.84 КАС РФ, учитывая, что произвольное вмешательство суда в выборный процесс только исходя из формальных оснований приведет к умалению значения формируемых выборных органов и нивелирует волеизъявление избирателей, являющихся высшим носителем суверенной государственной власти в Российской Федерации, суд считает, что УИК избирательного участка № 305 действительная воля избирателей установлена верно, оснований ставить ее под сомнение не усматривается, нарушений порядка голосования и установления итогов голосования, не позволяющих выявить действительную волю избирателей, судом не установлено.
Требования, предъявляемые к протоколу участковой избирательной комиссии об итогах голосования, установленные ст.84 Федерального закона от 22 февраля 2014г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и ст.67 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», выполнены.
Обжалуемый протокол № 1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № 305 содержит сведения, предусмотренные указанными статьями, подписан всеми присутствовавшими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и заверен печатью участковой избирательной комиссии.
Поэтапное заполнение протокола № 1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № 305 подтверждено совокупностью представленных доказательств, не доверять которым у суда оснований не имеется.
Доводы административного истца о том, что участковой избирательной комиссией избирательного участка № 305 нарушена процедура подсчета неиспользованных бюллетеней, нарушена процедура подсчета голосов избирателей, порядок составления протокола об итогах голосования, не позволяющие выявить действительную волю избирателей, суд находит необоснованными, как не нашедшими свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
В соответствии ч.2 ст.244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
На основании изложенного и, оценивая все собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд находит требования об отмене решения участковой избирательной комиссии избирательного участка № 305 на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №178 «Тамбовская область-Рассказовский одномандатный избирательный округ», оформленное протоколом №1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке № 305, и принятии решения о повторном подсчете голосов избирателей, не подлежащими удовлетворению, как не основанные на законе.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 244 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Худяков Р.И. в удовлетворении исковых требований к административным ответчикам территориальной избирательной комиссии Мордовского района Тамбовской области и участковой избирательной комиссии избирательного участка № 305 об отмене решения участковой избирательной комиссии избирательного участка № 305 на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 178 «Тамбовская область-Рассказовский одномандатный избирательный округ» и принятии решения о повторном подсчете голосов избирателей, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Мордовский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий судья Ефимкина О.А.
Мотивированное решение составлено 25 января 2017 года.
Председательствующий судья Ефимкина О.А.