Решение по делу № 2-852/2017 от 30.01.2017

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Севастополь                                ДД.ММ.ГГГГ

Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего - судьи                     Сомовой И.В.,

при секретаре                                ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к Министерству обороны Российской Федерации, Правительству Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1, ФИО2 предъявили иск Министерству обороны Российской Федерации и Правительству Российской Федерации, указав, что ФИО1 проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, уволен с военной службы в звании полковника приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в отставку по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Общая продолжительность военной службы в ВС РФ составила <данные изъяты>. В период прохождения военной службы ему и членам его семьи (жене ФИО2 и детям) была выделена отдельная трехкомнатная служебная квартира по адресу: г. <адрес>, на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ДД.ММ.ГГГГ отделением морской инженерной службы Черноморского флота. Приказом командующего Черноморским флотом от ДД.ММ.ГГГГ указанное жилое помещение исключено из числа служебных квартир. В указанном жилом помещении они зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее решили приобрести данную квартиру в собственность в порядке приватизации. С этой целью истец обратился в ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, а также в ФГКУ «Югрегионжилье», однако его просьба удовлетворена не была. Уполномоченный орган, который вправе заключать договоры о приватизации, Министерством обороны РФ не определен. В этой связи они не могут реализовать предусмотренное законом право на получение в собственность жилья в порядке приватизации.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истцы просили:

Признать за ФИО1, ФИО2 в порядке приватизации право общей долевой собственности (по ? доли за каждым) на жилое помещение, расположенное по адресу: г. <адрес>

Прекратить право собственности Российской Федерации на <адрес>, расположенную в <адрес>

В судебном заседании истцы ФИО1, ФИО2, их представитель ФИО4 требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчики – Правительство Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации, в судебное заседание своих представителей не направили, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежаще.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО9, ФИО10 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежаще.

Представитель третьего лица - Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны России (далее – ФГКУ «Югрегионжилье»), ФИО5 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В письменных возражениях на иск просила в иске отказать, ссылаясь на то, что в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» право на обеспечение жильем имеют военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в получении жилья, такое право предоставляется один раз. Истец на таком учете не состоит, жильем за счет государства был обеспечен. Основания для заключения с ним договора социального найма или передачи в собственность жилого помещения отсутствуют.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федерального государственного казенного учреждения «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России (далее – ФГКУ «Крымское ТУИО»), ФИО6 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что порядок передачи жилых помещений, закрепленных за Министерством обороны России, в собственность граждан не предусмотрен, уполномоченный на это орган не определен.

Выслушав объяснения сторон и представителей, исследовав представленные доказательства, суд полагает, что иск ФИО1. ФИО2 подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что истец ФИО1 проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ он уволен с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (подпункт «а» пункта 1 статьи 51 Федерального закона). Выслуга лет в ВС РФ составляет <данные изъяты> в льготном исчислении, календарно – <данные изъяты>

Приказом командира войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 исключен из списков личного состава части.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено предоставление жилища бесплатно или за доступную цену малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Федеральный закон № 76-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О статусе военнослужащих» устанавливает, что статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 1).

Согласно пункту 2 статьи 3 данного закона правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

Из материалов дела следует, что в период прохождения военной службы на территории города Севастополя ФИО1 и его супруга ФИО2 были зарегистрированы и проживали в квартире по адресу: <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

Решением жилищной комиссии войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выделена трехкомнатная <адрес> строящемся МЖК – объекте по <адрес>

На основании ордера, выданного ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> отделением Морской инженерной службы КЧФ, ФИО1 и членам его семьи (ФИО2 – жена, ФИО7 – дочь, ФИО9 – сын) предоставлено право на занятие служебной трехкомнатной квартиры по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ истцы вместе с детьми зарегистрированы в указанной квартире по месту жительства.

Согласно справке ФГКУ «Югрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ данное жилое помещение находится в собственности Российской Федерации в лице Правительства Российской Федерации. Приказом командующего Черноморским флотом от ДД.ММ.ГГГГ указанное жилое помещение исключено из числа служебных квартир согласно положениям статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Аналогичная информация указана представителем третьего лица ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России» в письменном отзыве на иск. А также по сведениям, имеющимся в 1 отделе (Севастополь), занимаемое истцами жилое помещение не входит в специализированный жилищный фонд Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с письмом Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со свидетельством о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное жилое помещение является собственность Российской Федерации и состоит на балансовом учете в ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России.

Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Югрегионжилье» ФИО1 на учете в Едином реестре нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма (в собственность) не состоял, жилищную субсидию на приобретение (строительство) жилья не получал, служебную квартиру не удерживает.

Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 15 данного закона военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ или признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации после ДД.ММ.ГГГГ, предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Как видно из материалов дела, государством выполнена предусмотренная Федеральным законом «О статусе военнослужащих» обязанность по обеспечению жилым помещением военнослужащего ФИО1

В соответствии с пунктом 6 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установил, что приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

В соответствии со статьей 2 данного Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Статья 11 Закона установила, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Согласно статье 6 Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В соответствии со статьей 8 Закона решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

В судебном заседании установлено, что квартира по адресу: г<адрес>, находится в собственности Российской Федерации, что подтверждается письмом Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.

Данное жилое помещение в настоящее время не входит в специализированный жилищный фонд Министерства обороны РФ, не является служебным, исключено из числа служебных квартир приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно представленным сведениям (справке БТИ и ГРОНИ, выписке из ЕГРН) за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> год ФИО1, ФИО2 в приватизации жилья в Российской Федерации не участвовали, жилья в собственности не имеют.

Как видно из представленной переписки, истец обращался по вопросу приватизации занимаемой им квартиры в различные органы и учреждения Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно ответу ФГКУ «Крымское ТУИО» от ДД.ММ.ГГГГ Министерство обороны РФ не наделено полномочиями по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, такое решение может быть принято в судебном порядке.

Аналогичный ответ дан на обращение истца Департаментом имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно ответу ФГКУ «Югрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ разрешение вопросов, связанных с приватизацией жилых помещений, в компетенцию 1 отдела (г. Севастополь) ФГКУ «Югрегионжилье» не входит.

На основании части 3 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Исчерпывающий перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации, указан в статье 4 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». К ним относятся жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 5, 8 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.

Исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

Из изложенного следует, что законом не предусмотрена возможность необоснованного отказа в безвозмездной передаче в собственность граждан жилого помещения в порядке приватизации, в случае их обращения за реализацией своих прав.

Право на бесплатную приватизацию занимаемых жилых помещений из состава государственного или муниципального жилищного фонда является общим для всех граждан России и юридически основано на конституционных гарантиях статьи 35 (о праве частной собственности) и статьи 40 (о праве на жилище) Конституции Российской Федерации, нормах Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и других нормативных правовых актах Российской Федерации, а для военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей - еще и на нормах статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

При этом необходимо учитывать, что государственная гарантия по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями может быть осуществлена не только путем предоставления жилья по договорам социального найма, но и в собственность, а равно путем предоставления денежных средств на приобретение или строительство жилья. В связи с этим реализация гражданином права на получение жилого помещения по договору социального найма не может быть истолкована как препятствие для дальнейшего оформления права собственности на такое жилое помещение.

Ограничения в праве военнослужащего на получение в собственность занимаемого жилого помещения сводятся к тому, что жилое помещение не должно относиться к категории служебных жилых помещений и не должно располагаться в закрытых военных городках.

Учитывая, что спорная квартира не относится к помещениям, приватизация которых невозможна в силу закона, у ФИО1 и членов его семьи возникло право на приватизацию занимаемого ими жилого помещения. В судебном заседании установлено, что истцы в приватизации жилья в Российской Федерации ранее не участвовали.

В соответствии со статьей 7 Закона «О приватизации в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

На основании статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику имущества.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1053 Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации.

Согласно пункту 2.2. Инструкции "Об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих, военную службу по контракту в ВС РФ, жилыми помещениями", утвержденной Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1550, Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации организует передачу жилых помещений, в отношении которых заключены договоры социального найма, из федеральной собственности в муниципальную.

Сведений о передаче спорной квартиры из государственной собственности в муниципальную собственность в судебном заседании не установлено.

Нормативно-правовые акты, устанавливающие порядок передачи в собственность граждан в порядке приватизации жилых помещений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, отсутствуют, уполномоченные на это органы не определены.

Вместе с тем, по смыслу вышеприведенных правовых норм, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями на условиях социального найма, могут приобрести в собственность бесплатно жилые помещения, находящиеся не только в муниципальном, но и в государственном жилищном фонде. А отсутствие нормативно-правовых актов, устанавливающих соответствующий порядок передачи жилья в собственность, и неопределение уполномоченного на это органа, не может повлечь ущемления безусловного права граждан на приобретение в собственность жилого помещения в порядке приватизации.

Поскольку истцы в настоящее время лишены возможности реализовать свое право на однократную приватизацию занимаемой ими по договору социального найма квартиры по независящим от них причинам, суд находит обоснованными требования истцов о признании за ними права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации.

Признание права собственности на квартиру за истцами соответственно влечет прекращение права собственности на нее Российской Федерации в лице Правительства Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1, ФИО2 к Министерству обороны Российской Федерации, Правительству Российской Федерации удовлетворить полностью.

Признать за ФИО1, ФИО2 право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>

Прекратить право собственности Российской Федерации на квартиру, расположенную по адресу: г. <адрес>

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Севастопольский городской суд через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                (подпись)            И.В. Сомова

Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ

Копия верна.

Судья                                             И.В. Сомова

2-852/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Журавлева Л.А.
Журавлёв Ю.П.
Ответчики
Министерство обороны Российской Федерации
Правительство Российской Федерации
Другие
Журавлев К.Ю.
ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ
Юрченко Е.Ю.
1 отдел (г. Севастополь) ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ
Суд
Гагаринский районный суд Севастополя
Дело на странице суда
gagarinskiy.sev.sudrf.ru
30.01.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.01.2017Передача материалов судье
01.02.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.02.2017Подготовка дела (собеседование)
14.02.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.03.2017Судебное заседание
28.03.2017Судебное заседание
03.04.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее