Дело г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 июля 2017 г. г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

Председательствующего судьи Ушаковой О.В.,

при секретаре Шавенковой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Калининградского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «БРАВО БВР», о приостановлении, признании незаконной, запрете деятельности, связанной с выбросом вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор обратился в суд с иском к ответчику с вышеназванными требованиями, указал, что Калининградской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения ООО «БРАВО БВР» требований законодательства об охране атмосферного воздуха.

Установлено, что для осуществления производственной деятельности ООО «БРАВО БВР», функционирующего с 2006 г., эксплуатируется производственная площадка, расположенная по адресу: г. Калининград, пос. Прибрежный, ул. Заводская, 11, где осуществляется переработка лома цветных металлов.

Для указанной деятельности предприятием используется следующее технологическое оборудование: печь пламенная отражательная (плавка алюминия), печь индукционная ИЛК (плавка меди и латуни), тигельная печь ИСТ (плавка меди), пресс гидравлический, пресс ножницы, газорезочное оборудование, изложницы закладные и простые.

Ссылался на то, что приказом Управления Росприроднадзора по Калининградской области от 29 августа 2014 г. № 98-н утверждены нормативы предельно-допустимых выбросов вредных (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух для ООО «БРАВО БВР» на период 2014-2017г.г. Приказом Министерства развития и инфраструктуры Калининградской области № 404 от 24 октября 2014г. ООО «БРАВО БВР» выдано разрешение № 123 на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Настаивал, что ответчик осуществляет деятельность с нарушением законодательства об охране атмосферного воздуха и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также постоянно превышает предельно допустимые выбросы в атмосферный воздух.

Указал на то, что для предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязательно устанавливаются санитарно - защитные зоны (СЗЗ) в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов.

Кроме того, юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно - защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами.

В нарушение требований СанПиН 2.1.6.1032-01. 2.1.6. «Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» для ООО «БРАВО БВР» не установлена санитарно - защитная зона в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов, не разработан проект санитарно-защитной зоны предприятия, который должен быть обоснован расчётами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учётом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтверждён результатами натурных исследований и измерений.

При изложенных обстоятельствах, полагал, что дальнейшая деятельность ООО «БРАВО БВР», связанная с выбросом вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух на производственной площадке, расположенной по адресу: г. Калининград, пос. Прибрежный, ул. Заводская, 11, невозможна, в том числе, и до установления санитарно-защитной зоны.

Обращал внимание на то, что бездействием ООО «БРАВО БВР» нарушаются права, свободы и законные интересы неопределённого круга лиц - граждан РФ в области охраны здоровья, окружающей среды, гарантированные статьями 41, 42 Конституции РФ, ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

    Сославшись на указанные обстоятельства, просил:

-признать незаконной деятельность ООО «БРАВО БВР», связанную с выбросом вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух на производственной площадке, расположенной по адресу: г. Калининград, пос. Прибрежный, ул. Заводская, 11, без установленной санитарно-защитной зоны;

-приостановить деятельность ООО «БРАВО БВР», связанную с выбросом вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух на производственной площадке, расположенной по адресу: г. Калининград, пос. Прибрежный, ул. Заводская, 11, до установления санитарно-защитной зоны в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов";

-запретить ООО «БРАВО БВР» осуществлять деятельность, связанную с выбросом вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух на производственной площадке, расположенной по адресу: г. Калининград, пос. Прибрежный, ул. Заводская, 11, с превышением установленных нормативов предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Прокурор Оголь Е.В. заявленный иск поддержал, на его удовлетворении настаивал, в судебном заседании просил обратить решение суда в части приостановления деятельности ООО «БРАВО БВР», связанную с выбросом вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, к немедленному исполнению, поскольку имеется реальная угроза причинения вреда здоровью населения (неопределённого круга лиц).

    Присутствующие в судебном заседании представители ответчика ООО «БРАВО БВР» Азимова В.Н., действующая по ордеру, Славнов Д.В. действующий на основании доверенности, с иском не согласились, категорически возражали против его удовлетворения. В возражениях пояснили, что для ООО «БРАВО БВР» разработан проект установления расчетного (предварительного) размера санитарно-защитной зоны для территории площадки №2 в июне 2014г., проект санитарной зоны, в соответствии с установленной процедурой был передан для получения санитарно-эпидемиологического заключения в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» 21 июля 2014 г. Указали на то, что выдача заключения по проекту отложена до решения вопроса о создании единой санитарной зоны для промышленного узла в п. Прибрежный, и решение этого вопроса находится вне компетенции ООО «БРАВО БВР». В феврале 2014 г. предприятие ввело в строй и эксплуатирует фильтрационную установку для очистки продуктов, образующихся при производственном процессе металлургического производства, степень очитки вредных веществ составляет 99, 5%. ООО «БРАВО БВР» регулярно проводит исследования атмосферного воздуха на источнике и на границе жилой застройки (пос. Прибрежный ул. Заводская, 25) в соответствии с разработанной Программой производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических мероприятий). Указали на то, что по результатам данных замеров превышений предельно-допустимых концентраций на границе жилой застройки по всем загрязняющим веществам ни разу установлены не были. ООО «БРАВО БВР» оперативно принимает все меры в случае обнаружения превышения нормативов предельно-допустимых концентраций по загрязняющим веществам, что имело место в июне 2016 г., и является единственным превышением установленных предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. Норматив выброса бенз(а)пирена при разработке проекта предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух в 2014 г. был рассчитан и утвержден неверно. ООО «БРАВО БВР» провело проверку и перерасчёт разрешённого объема выбросов бенз(а)пирена, в результате чего расчёты показали отсутствие превышений по его выбросу. В этой связи полагали, что деятельность ООО «БРАВО БВР» не может быть запрещена на территории площадки № 2 в пос. Прибрежный, так как выбросы по вредным веществам соответствуют нормативным показателям. Просили в иске прокурору отказать.

Представители Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области Одноочко А.А., Сериков Ю.М., действующие на основании доверенностей, поддержав позицию прокурора, также просили признать незаконной деятельность ООО «БРАВО БВР», связанную с выбросом вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, приостановить и запретить ООО «БРАВО БВР» осуществлять деятельность связанную с выбросом вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В подтверждение своей позиции по иску ссылались на неоднократное привлечение ООО «БРАВО БВР» к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ по причине систематического неисполнения условий выданного разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также нарушение предельно допустимых выбросов, установленных нормативов выбросов. За период с 2016 по текущий период 2017 года в Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области поступило более 20 жалоб от жителей п. Прибрежный, в том числе от ГБУЗ КО «Психиатрическая больница № 2», на загрязнение атмосферного воздуха выбросами предприятия.

Представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области Васильева И.В., Васильев А.А., действующие на основании доверенностей, на удовлетворении иска настаивали. Обратили особое внимание на то, что превышения гигиенических нормативов в том числе были выявлены на территории медицинской организации - ГБУЗ КО «Психиатрическая больница №2», находящейся в зелёной зоне на значительном удалении от автодорог с интенсивным движением автомобилей. Таким образом, превышение ПДК на территории медицинской организации стало возможным в результате рассеивания загрязняющих веществ в результате выбросов от средних точечных источников (высота 10 - 50 м), которые имеются на предприятии ООО «БРАВО БВР», имеющего трубы высотой 15 метров. Проектом ПДВ предприятия в качестве нормативов предложено принять существующие значения выбросов загрязняющих веществ по всем веществам для всех источников, что подтверждается выводами экспертного заключения 2014 года. Однако, лабораторные испытания от 29 июня 2017. не подтверждают данный расчет проекта ПДВ, так как при существующем объёме выбросов не обеспечивается соблюдение гигиенических нормативов на границе жилой зоны и на территории медицинской организации. За период своей производственной деятельности предприятие ООО «БРАВО БВР» по оценкам Управления Роспотребнадзора по Калининградской области как минимум дважды обязано было установить (изменить) размеры своей санитарно – защитной зоны. Первый раз до 2010 года, когда требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» распространялись на действующие объекты. Второй раз – в период реконструкции с 2010 года по 2014 г.г.

Представитель Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области Шукшина М.ВС., действующая на основании доверенности, также полагала иск прокурора подлежащим удовлетворению.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан об обеспечения права на благоприятную окружающую среду.

Как установлено судом, ООО «БРАВО БВР» осуществляет приём и переработку лома цветных металлов в Калининградской области. Для этих целей ООО «БРАВО БВР» эксплуатирует производственную площадку № 2, расположенную по адресу: г. Калининград, пос. Прибрежный, ул. Заводская, 11, где расположен плавильный цех предприятия.

Сторонами не оспаривалось, что для указанной деятельности предприятием используется технологическое оборудование: печь пламенная отражательная (плавка алюминия), печь индукционная ИЛК (плавка меди и латуни), тигельная печь ИСТ (плавка меди), пресс гидравлический, пресс ножницы, газорезочное оборудование, изложницы закладные и простые.

Из дела видно, что приказом Управления Росприроднадзора по Калининградской области от 29.08.2014 г. № 98-н были утверждены нормативы предельно-допустимых выбросов вредных (ПДВ) (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для ООО «БРАВО БВР» на период 2014-2017г.г.

Из дела усматривается, что приказом Министерства развития и инфраструктуры Калининградской области № 404 от 24.10.2014 ООО «БРАВО БВР» было выдано разрешение № 123 на осуществление выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, закреплено в ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Нормами Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды; нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов; прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда (ст. 34); в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны с ограниченным режимом природопользования (ст. 44); в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны с ограниченным режимом природопользования (ст. 52); при нарушении природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 56).

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства (ст.11); юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, в случае выявления нарушения санитарно-эпидемиологических требований или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ (ст.12); юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам (ст. 20); соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ст. 39).

В соответствии с Федеральным законом от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (ст. 15); при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими; при проектировании и размещении объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, в пределах городских и иных поселений, должны учитываться фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха и прогноз изменения его качества при осуществлении указанной деятельности; в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций; размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций; размещение объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, согласовывается с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды или с его территориальными органами и другими федеральными органами исполнительной власти или с их территориальными органами (ст. 160; юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти; обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух (ст.30).

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 74 от 25.09.2007 года (ред. от 25.04.2014) введены в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Согласно положениям п. п. 2.1., 2.3., 2.5., 5.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой 7 и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам.

Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является не превышение на её внешней границе и за её пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух. Организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков. В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

В соответствии с п. 3.1.6 СанПиН 2.1.6.1032-01. 2.1.6 «Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» для предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязательно устанавливаются санитарно - защитные зоны (СЗЗ) в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов. В силу закона данные мероприятия являются обязательными.

Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны, а также объектов I - III классов опасности разрабатывается проект санитарно-защитной зоны (п. 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

На основании п. 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.

Судом установлено и стороной ответчика в судебном заседании не оспаривалось, что, в нарушение указанных норм, для предприятия - ООО «БРАВО БВР» не установлена санитарно - защитная зона в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов, не разработан проект санитарно-защитной зоны предприятия, который должен быть обоснован расчётами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтверждён результатами натурных исследований и измерений.

Доказательств, подтверждающих обратное, в материалы дела не представлено.

Доводы стороны ответчика, приведённые в судебном заседании, о целесообразности установления для промышленного узла в п. Прибрежном единой санитарно-защитной зоны, правового значения для разрешения настоящего спора не имеют, и судом во внимание не принимаются.

В соответствии со ст. 56 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при нарушении природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Установив, что ООО «БРАВО БВР», являясь источником негативного воздействия на окружающую среду обитания и здоровье человека, не имеет утверждённого проекта санитарно-защитной зоны, и, следовательно, осуществляя свою деятельность по переработке лома цветных металлов нарушает требования, установленные в области охраны окружающей среды, суд считает требования иска о признании незаконной деятельности ООО «БРАВО БВР», связанной с выбросом вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух на производственной площадке, расположенной по адресу: г. Калининград, пос. Прибрежный, ул. Заводская, 11, без установленной санитарно-защитной зоны - обоснованными и полагает необходимым приостановить деятельность ООО «БРАВО БВР» до установления санитарно-защитной зоны в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Оценив доводы прокурора о применении ст. 212 ГПК РФ, учитывая, что прокурор при предъявлении иска в суд пользуется всеми процессуальными правами и обязанностями истца, суд полагает необходимым решение суда в этой части привести к немедленному исполнению по причине существующей реальной угрозы причинения вреда здоровью жителей пос. Прибрежного г. Калининграда, проживающих вблизи предприятия, и окружающей среде.

Что касается иных требований иска о запрете ООО «БРАВО БВР» осуществлять деятельность, связанную с выбросом вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух на производственной площадке, расположенной по адресу: г. Калининград, пос. Прибрежный, ул. Заводская, 11, с превышением установленных нормативов предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, то они также подлежат удовлетворению.

Заявляя требования прокурор указал, что в ходе проверки было установлено ненадлежащее исполнение ООО «БРАВО БВР» требований законодательства об охране атмосферного воздуха, выразившееся в превышении утвержденных нормативов предельно-допустимых выбросов, установленных в разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Такую позицию в иске суд признает обоснованной в силу следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц устанавливаются нормативы допустимых выбросов.

Согласно п. 1 ст. 23 настоящего Федерального закона, нормативы допустимых выбросов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Статьёй 12 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» определено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы (ПДВ) (п. 1); технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха (п. 2); предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) (п. 3).

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона № 96-ФЗ выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Следовательно, для осуществления деятельности, связанной с негативным воздействием на атмосферный воздух, необходимо установление предельно допустимых выбросов (далее ПДВ) вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; условием для установления ПДВ является наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу закона разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Как указано выше ООО «БРАВО БВР» на производственной площадке, расположенной по адресу: г. Калининград, пос. Прибрежный, ул. Заводская, 11, на основании выданного разрешения на осуществление выбросов производит переработку лома цветных металлов.

Приказом Управления Росприроднадзора по Калининградской области от 29.08.2014 № 98-н были утверждены нормативы предельно-допустимых выбросов вредных (ПДВ) (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для ООО «БРАВО БВР» на период 2014-2017г.г.

Из дела видно, что ООО «БРАВО БВР» дважды было привлечено к административной ответственности по ст. ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ, за нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него.

Так, 11.08.2016 ООО «БРАВО БВР» по ч. 2 ст.8.21. КоАП РФ, было назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Впоследствии, 16.03.2017 общество также привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст.8.21. КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 90 000 руб.

Согласно информации, представленной Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области за период с 2016 по текущий период 2017 года в Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области поступило порядка 22 жалоб от жителей п. Прибрежный, в том числе от ГБУЗ КО «Психиатрическая больница № 2», на загрязнение атмосферного воздуха выбросами предприятия ООО «БРАВО БВР». В ходе проверки специалистами Центра лабораторного анализа технических экспертиз по Калининградской области 16 декабря 2016г. был произведен отбор газовоздушной смеси на основном стационарном источнике выброса вредных веществ в атмосферу ООО «БРАВО БВР» - трубе плавильного цеха. В день отбора проб в технологическом процессе была задействована одна печь ИЛК, в которую согласно технологической карте были загружены автомобильные радиаторы и латунь в кусковой форме. По результатам инструментального контроля при сравнении нормативов допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ, установленных в разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обнаружено, что фактический выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарного источника выбросов ООО «БРАВО БВР» превышает установленный норматив по бенз(а)пирену в 52,8 раз (разрешенная масса выброса 1,08-10-9 г/с, при фактической массе выброса 5,705-10-8 г/с). Согласно ГН 2.1.6.1338-03 «ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест» бенз(а)пирен отнесён к веществам первого класса опасности с резорбтивным действием и способен развить в организме человека общетоксические, гонадотоксические, эмбриотоксические, мутагенные, канцерогенные и др. эффекты. Бенз/а/пирен химически и термически устойчив, обладает свойствами биоаккумуляции (наращивание концентрации химических веществ), в окружающей среде накапливается преимущественно в почве, меньше в воде, из почвы поступает в ткани растений и продолжает своё движение дальше в пищевой цепи.

Полагая требования иска в этой части надуманными, сторона ответчика ссылалась на то, что в ходе осуществления своей производственной деятельности ООО «БРАВО БВР» использует установку обеспыливания отходящих газов – плоскорукавный фильтр FS 722/3,00/400.

Вместе с тем, сторона ответчика в судебном заседании не оспаривала, что установка очистки газа, исходя из технических характеристик, улавливает лишь твёрдые вещества, выделяемые от переплавки цветного металла, не предназначена и не способна улавливать газообразные вещества, к которым относится бенз(а)пирен.

Указала, что периодичность контроля выбросов бенз(а)пирена на источнике согласно плану-графику в проекте ПДВ - 1 раз в 5 лет, ранее замеры по данному веществу вообще не проводились.

Материалами дела подтверждается, что 29.06.2017, то есть уже после предъявления настоящего иска в суд, Управлением Роспотребнадзора по Калининградской области был организован выезд группы отбора проб ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Калининградской области» в целях проверки информации, поступившей из администрации ГБУЗ КО «Психиатрическая больница № 2» и ГУ МЧС России по Калининградской области.

По результатам проведённых лабораторных испытаний установлены превышения гигиенических нормативов по содержанию максимально разовых концентраций диоксида серы и керосина в атмосферном воздухе. Данные вещества присутствуют в выбросах именно ООО «БРАВО БВР», и по ним установлены нормативы выброса в атмосферный воздух.

Изложенное выше подтверждает, что выбросы ООО «БРАВО БВР» в процессе осуществления своей деятельности вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с превышением утвержденных нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух носят систематический характер.

Ответчик, кроме своих объяснений, вопреки ст. 56 ГПК РФ не представил суду допустимых доказательства, свидетельствующих о соблюдении обществом допустимых выбросов в атмосферу.

Представленные стороной ответчика копии протоколов инструментального контроля источников выбросов в атмосферу сами по себе таковыми доказательствами не являются.

Свидетель ФИО10 суду пояснила, что проживает в п. Прибрежный, работает медицинской сестрой в <данные изъяты> В связи с присутствием едкого запаха в поселке неоднократно писала жалобы в государственные органы. Работая в больнице, очень часто открыть форточку из-за выбросов завода в виде сильного удушливого запаха газа просто невозможно. Больные при этом жаловались, начинали волноваться.

Свидетель ФИО11 в судебном заседании пояснила, что проживает в п. Прибрежный, работает в <данные изъяты>, которая находится в непосредственной близости к заводу. Из - за посторонних запахов выйти на улицу практически невозможно. Запахи с завода, как правило, усиливались ночью. У её несовершеннолетнего сына бронхиальная астма, возникновение которой оно связывает исключительно с деятельностью ответчика.

В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если её приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

Дав оценку установленным обстоятельствам, нормам права, суд приходит к выводу, что поскольку деятельность ответчика сопряжена с выбросом в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с превышением утвержденных нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферный создает угрозу жизни и здоровью, как жителей     п.Прибрежный, так и неопределённого круга лиц - жителей г. Калининграда, нарушает их права на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации, то в соответствии с ч. 3 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п. 2 ст. 1065 ГК РФ, а также тем обстоятельством, что ответчик не признает и продолжает осуществлять деятельность в нарушение утвержденных нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух, суд полагает, что такую деятельность ответчика необходимо запретить.

Ссылка представителей ответчика о том, что ООО «БРАВО БВР» выполнило все технические мероприятия, направленные на контролирование процессов выброса вредных веществ в атмосферный воздух, несостоятельна, голословна, основана на произвольной оценке обстоятельств дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░ ░░░», ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░░░░░░, ░░░. ░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░, 11, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░ ░░░», ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░░░░░░, ░░░. ░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░, 11, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 2.2.1/2.1.1.1200-03 "░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░";

░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░░░░░░, ░░░. ░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░, 11, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░ ░░░», ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░░░░░░, ░░░. ░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░, 11, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 2.2.1/2.1.1.1200-03 "░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░", ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ – 02 ░░░░░░░ 2017 ░.

░░░░░                             ░░░░░░░ ░.░.

2-3483/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Калининградский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ООО "БРАВОБВР"
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Другие
Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области
Управление Роспотребнадзора по Калининградской области
Суд
Ленинградский районный суд г. Калининград
Судья
Ушакова О.В.
Дело на сайте суда
leningradsky.kln.sudrf.ru
15.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.06.2017Передача материалов судье
20.06.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.06.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.07.2017Предварительное судебное заседание
31.07.2017Судебное заседание
02.08.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.08.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее