К делу № 2-4659/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сочи 04 октября 2018 года
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе судьи Вергуновой Е.М., при секретаре судебного заседания Варданян Л.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г. Сочи гражданское дело по иску Каленчуковой Л. А. к администрации г. Сочи о сохранении жилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии,
установил:
Каленчукова Л.А. обратилась в Центральный районный суд г. Сочи с исковым заявлением к администрации г. Сочи, в котором просит сохранить за ней в перепланированном и переустроенном состоянии квартиру общей площадью 71,1 кв. м, жилой площадью – 48,3 кв. м, подсобной (вспомогательной) – 22,8 кв. м., расположенную по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Хостинский район, <адрес> № <адрес>, обязать филиал ГУП КК «Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ» по городу Сочи внести изменения в технический паспорт вышеуказанного жилого помещения в части перепланировки (переустройства), обязать Управление Росреестра по городу Сочи внести в государственный кадастр недвижимости изменения о новых технических характеристиках данного объекта недвижимости в части изменения общей и жилой площади.
Исковые требования мотивированы тем, что истице на праве собственности принадлежит <адрес> многоквартирном жилом <адрес> Хостинского района города Сочи. В указанном жилом помещении ею с целью улучшения своих жилищных условий без согласования с органом местного самоуправления произведены перепланировка и переустройство, в результате чего технические параметры спорной квартиры, описанные в документах технической инвентаризации, были изменены. Поскольку самовольные перепланировка и переустройство являются препятствием для регистрации собственником своих прав в отношении вышеуказанного недвижимого имущества, истица обратилась в администрацию г. Сочи с заявлением о выдаче разрешения на переустройство квартиры, на что ею был получен отрицательный ответ. Данное обстоятельство послужило основанием для обращения в суд.
В судебном заседании истица на заявленных требованиях настаивала, просила удовлетворить исковое заявление по изложенным в нем основаниям.
Представитель администрации г. Сочи по доверенности Язвенко М. В. против удовлетворения исковых требований возражал, полагая, что для этого отсутствуют законные основания.
Представитель отдела ГУП КК «Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ» по городу Сочи в судебное заседание не явился, в суд поступили письменные возражения заместителя начальника отдела, в которых она указывает, что БТИ не является субъектом материальных правоотношений, связанных с правами на недвижимое имущество, что исключает возможность возложения на предприятие обязанности внести изменения в технический паспорт.
Представители третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили, ходатайство об отложении судебного заседания в суд не поступило.
Согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Суд, исходя из имеющихся в материалах дела документов и сведений, касающихся предмета спора, а также учитывая наличие достаточных доказательств извещения сторон о дате и времени рассмотрения судебного заседания, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих лиц.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд приходит к выводу, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ администрация Хостинского района г. Сочи передала бесплатно в собственность в порядке приватизации Каленчукову А.Е., Каленчуковой Н.И. и Каленчуковой Л.А. квартиру, состоящую из двух комнат общей площадью 53,8 кв. м., в том числе жилой 32 кв. м., расположенную по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, <адрес>, что подтверждается договором о безвозмездной передаче жилья в собственность № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно завещанию № от ДД.ММ.ГГГГ, оставленному Каленчуковой Н.И. и завещанию № от ДД.ММ.ГГГГ, оставленному Каленчуковым А.Е., свои доли в праве собственности на вышеуказанную квартиру они завещали своей дочери Каленчуковой Л.А.
ДД.ММ.ГГГГ умерла Каленчукова Н.И., что подтверждается свидетельством о смерти №. ДД.ММ.ГГГГ умер Каленчуков А.Е., в подтверждение чего выдано свидетельство о смерти №.
Таким образом, в настоящее время единственным собственником спорной квартиры является Каленчукова Л.А.
В соответствии с экспликацией площади жилого помещения, имеющейся в техническом паспорте жилого помещения (квартиры) № в <адрес> г. Сочи, выполненном по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, помещения квартиры с номерами на поэтажном плане 1, 2, 3, 4, 5, переоборудованы без разрешения, также отсутствует разрешение на возведение пристройки лит. А3.
В силу статьи 25 Жилищного кодекса РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. (часть 1)
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (часть 2).
Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения (ч. 1 ст. 26 ЖК РФ).
Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о согласовании или об отказе в согласовании исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий согласование (ч. 3 ст. 26 ЖК РФ).
Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае представления заявления о переустройстве и (или) перепланировке через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем (ч. 5 ст. 26 ЖК РФ).
Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (ч. 6 ст. 26 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.
В то же время частью 4 той же статьи предусмотрена возможность сохранить на основании решения суда жилое помещение в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Из смысла вышеуказанных норм следует, что в отношении самовольных перепланировки и переустройства судом может быть принято решение об их сохранении. При этом вопросы, и документы, которые исследуются межведомственной комиссией, в этом случае должны быть исследованы судом.
В соответствии с ч. 2 ст. 26 ЖК РФ для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Частью 2.1 статьи 26 ЖК РФ установлено, что заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 4 и 6 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:
1) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
2) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
3) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Согласно справке ГУП КК «Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ» по городу Сочи от ДД.ММ.ГГГГ в спорной квартире произведены следующие изменения технических параметров: демонтирована оконная рама между помещениями № и №, площадь помещения № увеличилась с 19,3 до 23,4 за счет демонтажа перегородки, отделяющий его от балкона, оконный проем между помещениями № и № переоборудован в дверной проем, помещение № увеличилось за счет демонтажа шкафов, помещение № оборудовано за счет ванной и туалета, заложен дверной проем в помещение №, помещение № (лит. А3 -пристройка) возведено без разрешения.
Разрешительные документы на производство работ по реконструкции, перепланировке и переустройству квартиры в ГУП КК «Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ» по городу Сочи не представлены.
В материалы дела представлено экспертное заключение ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что выполненная реконструкция, перепланировка и переустройство спорной квартиры соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
Согласно письму начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы Хостинского района г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № произведенная перепланировка соответствует требованиям пожарной безопасности, установленным на территории Российской Федерации.
В соответствии с заключением по техническому обследованию <адрес> жилом <адрес> в Хостинском районе г. Сочи № от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным ООО «Сочистройпроект», произведенной реконструкцией, перепланировкой и переустройством не были нарушены несущие конструкции многоквартирного жилого дома, выполненные работы соответствуют строительным, санитарно-эпидемиологическим и противопожарным требованиям, предъявляемым законодательством РФ к жилым помещениям, функциональное назначение помещения не изменилось, права и интересы граждан не нарушены, угроза жизни и здоровью не создана. В реконструированном, перепланированном, переустроенном виде общая площадь квартиры, принадлежащей истице, составила 71,1 кв. м., из них жилая площадь – 48,3 кв. м., подсобная (вспомогательная) – 22,8 кв. м.
В суд не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что спорное жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Таким образом, в материалах дела имеются все документы, перечисленные в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ.
По смыслу части 2 статьи 40 ЖК РФ согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме на реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений является обязательным только в случае если такие реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме.
Из приложений к вышеуказанному заключению следует, что пристройка к спорной квартире возведена над уже существующей пристройкой к жилому помещению первого этажа многоквартирного <адрес>, расположенному непосредственно под квартирой истицы. Иными словами, спорная пристройка выполнена не на придомовой территории многоквартирного дома, следовательно, общее имущество собственников помещений в многоквартирном жилом <адрес> не было использовано при реконструкции, перепланировке и переустройстве.
При таких обстоятельствах суд не усматривает препятствий для сохранения <адрес> г. Сочи Краснодарского края в перепланированном и переустроенном состоянии.
Вместе с тем, суд не находит оснований для отказа в удовлетворении требования истицы обязать филиал ГУП КК «Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ» по городу Сочи внести изменения в технический паспорт спорного жилого помещения, как того просит третье лицо, в связи со следующим.
Частью 1 статьи 30 Жилищного кодекса РФ установлено, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Как следует из положения об отделе ГБУ Краснодарского края «Краевая техническая инвентаризация» по городу-курорту Сочи, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, в задачи отдела входит обязанность осуществлять технический учет, инвентаризацию, паспортизацию объектов капитального строительства.
Технический паспорт – это документ, который представляет собой точное описание всех характеристик недвижимого имущества, а также описывающий его техническое состояние и местоположение в здании.
Наличие в техническом паспорте отметки о самовольном переоборудовании, при принятии судом решения о возможности сохранить жилое помещение в переоборудованном виде, является препятствием для реализации прав в отношении такого помещения его собственником.
Субъектами гражданского процессуального права являются не только лица, обладающие правами в отношении имущества или претендующие на него, но и лица (предприятия, организации, органы власти), права и обязанности которых затрагиваются судебным постановлением.
Поскольку в обязанности ГУП КК «Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ» по городу Сочи входит ведение инвентарных дел в отношении жилого фонда г. Сочи, то требование о внесении в технический паспорт соответствующих изменений, в случае принятия судом решения о сохранении спорной квартиры в перепланированном и переустроенном состоянии, является обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковое заявление Каленчуковой Л. А. к администрации г. Сочи о сохранении жилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии – удовлетворить.
Сохранить за Каленчуковой Л. А. в перепланированном, переустроенном состоянии <адрес>, общей площадью 71,1 кв. м, жилой площадью – 48,3 кв. м, подсобной (вспомогательной) – 22,8 кв. м., расположенную в <адрес> в Хостинском районе города Сочи Краснодарского края.
Обязать филиал ГУП КК «Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ» по городу Сочи внести изменения в технический паспорт жилого помещения – <адрес> жилом <адрес> в Хостинском районе города Сочи Краснодарского края в части перепланировки (переустройства).
Обязать Управление Росреестра по городу Сочи внести в государственный кадастр недвижимости изменения о новых технически характеристика объекта недвижимости – <адрес> жилом <адрес> в Хостинском районе города Сочи Краснодарского края, в части изменения общей и жилой площади объекта.
В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья Вергунова Е.М.