АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-6572/2013
10 апреля 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 03 апреля 2013 года. Полный текст решения изготовлен 10 апреля 2013 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Мангер Т.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Широких Э.А.,
рассмотрев в судебном заседании заявление и материалы дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
поступившие от Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю в г.Партизанске (ИНН 2538088253, ОГРН 1042503719037)
в отношении индивидуального предпринимателя Аршинова Евгения Евгеньевича (ИНН 252300009069, ОГРНИП 305251504800018, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 17.02.2005 МИФНС № 5 по Приморскому краю)
при участии в заседании:
от заявителя: представитель Литвинова Е.С (удостоверение, по доверенности б/н от 22.05.2012);
от ответчика: не явился, извещен;
установил:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю в г.Партизанске (далее по тексту – «заявитель», «административный орган») обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Аршинова Евгения Евгеньевича (далее по тексту – «ответчик», «предприниматель») к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее по тексту – «КоАП РФ»).
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется почтовое уведомление № 34486. Письмом от 02.04.2013, переданным через канцелярию суда, ходатайствовал о рассмотрении спора без его участия.
На основании статей 156, 205 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие ответчика.
В предварительном судебном заседании, признав дело подготовленным, учитывая, что лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, судом на основании части 4 статьи 137 АПК РФ завершено предварительное судебное заседание и открыто судебное заседание в первой инстанции.
В обоснование заявленных требований административный орган указал, что в действиях предпринимателя по производству кондитерских изделий с нарушением Технического регламента Таможенного союза «О безопасности упаковки», СанПиН 2.3.4.545-96 «Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий», СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов» усматриваются признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ. Поскольку материалами административного дела подтверждается факт совершения предпринимателем административного правонарушения, заявитель просит привлечь предпринимателя к административной ответственности.
Предприниматель в письме от 02.04.2013, переданном через канцелярию суда, с требованиями заявителя согласился.
Заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Аршинов Евгений Евгеньевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 17.02.2005 МИФНС № 5 по Приморскому краю за основным государственным регистрационным номером 305251504800018.
27.12.2012 в административный орган поступило обращение Усенковой А.А. о проведении проверки предпринимателя в связи с обнаружением в кондитерском изделии – бисквите с изюмом куска пластика.
На основании данного обращения распоряжением от 15.01.2013 № 09 административным органом принято решение о проведении внеплановой проверки предпринимателя на предмет соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей.
17.01.2013 заявителем проведена проверка деятельности предпринимателя. В ходе проверки магазина-пекарни, расположенного по адресу: Ольгинский район, с.Веселый Яр, ул.Набережная, 66, установлено, что предпринимателем допущены нарушения требований технических регламентов и подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, реализации и выпуску продукции, а именно:
- на продовольственное сырье (мука, масло сливочное, масло растительное, яйца), находящееся в пекарне, не представлены документы, подтверждающие происхождение, качество и безопасность пищевых продуктов;
- допущен выпуск кондитерских кремовых изделий без технической нормативной документации, не представлены технические условия и технологические инструкции, качество кремовых изделий с пролонгированными сроками годности не подтверждено лабораторными исследованиями;
- на упаковочный материал (пластмассовые контейнеры) не представлены документы, подтверждающие качество и безопасность упаковки;
- не представлены протоколы лабораторных исследований факторов производственной среды, не проводится производственный лабораторный контроль, не исследуется продукция, сырье, вода, смывы, внутренний производственный контроль проводится нерегулярно, журналы производственного контроля заведены 01.01.2013, люминесцентные лампы не закрыты в специальную арматуру, не ведется журнал учета электроламп и плафонов;
- нет инструкции по мытью посуды и обработке яиц, не выделены промаркированные емкости для обработки яиц, не ведется журнал отсадочных мешков, отсадочные мешки не стерилизуются, не оборудована бактерицидная лампа;
- на проверку не представлены медицинские книжки работающих в пекарне лиц.
Результаты проверки оформлены протоколом осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, территории и находящихся там вещей и документов от 17.01.2013 № 09.
Выявленное нарушение послужило основанием для возбуждения дела об административном правонарушении № 8 и составления 23.01.2013 протокола об административном правонарушении, в котором действия предпринимателя были квалифицированы по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Протокол составлен без участия предпринимателя, о дате и месте составления протокола предприниматель уведомлен надлежащем образом, о чем свидетельствует его роспись в определении от 17.01.2013 о вызове для составления протокола об административном правонарушении.
Материалы административного дела в порядке пункта 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ были направлены в Арбитражный суд Приморского края для рассмотрения вопроса о привлечении предпринимателя к административной ответственности.
Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, суд пришел к следующим выводам.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса.
Объективная сторона данного правонарушения состоит, в том числе в нарушении продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Согласно примечанию к статье 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные, в том числе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Закона о техническом регулировании.
Пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» предусмотрено, что со дня вступления в силу этого Закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
В силу указанной нормы и пункта 4 статьи 1 указанного Закона требования СанПиН 2.3.4.545-96 «Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий» и СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов» подлежат обязательному исполнению к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства.
Согласно пункту 3.10.1 СанПиН 2.3.4.545-96 «Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий» все поступающее сырье, вспомогательные, тароупаковочные материалы и выпускаемая продукция должны отвечать требованиям действующих стандартов, технических условий, медико-биологических требований, иметь гигиенические сертификаты или качественные удостоверения.
Пунктом 3.10.6 СанПиН предусмотрено, что поступающее в производство сырье должно подготавливаться к производству в соответствии с технологическими инструкциями и Инструкцией по предупреждению попадания посторонних предметов в продукцию.
При проверке деятельности предпринимателя в магазине-пекарне, расположенном по адресу: Ольгинский район, с.Веселый Яр, ул.Набережная, д.66, было выявлено, что в нарушение указанных норм на продовольственное сырье (мука, масло сливочное, масло растительное, яйца), находящееся в пекарне, не представлены документы, подтверждающие происхождение, качество и безопасность пищевых продуктов.
В силу пункта 3.10.43. СанПиН 2.3.4.545-96 «Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий» по всем ответственным операциям технологического процесса производства полуфабрикатов и готовой продукции на рабочих местах должны быть вывешены соответствующие инструкции и рецептуры, с которыми должны быть ознакомлены работники цеха. Изготовление кремов должно производиться в строгом соответствии с действующими рецептурами и технологическими инструкциями (пункт 3.10.45).
В нарушение данных положений предпринимателем допущен выпуск кондитерских кремовых изделий без технической нормативной документации, не представлены технические условия и технологические инструкции.
В соответствии с разделом 2 СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов» для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы сроков годности пищевых продуктов изготовитель или разработчик представляет документы в установленном порядке, свидетельствующие о безопасности таких продуктов для человека (пункт 2.1).
При постановке на производство продукции санитарно-эпидемиологическая экспертиза сроков годности пищевых продуктов может подтверждаться исследованиями по упрощенной схеме в установленном порядке (пункт 2.2).
Санитарно-эпидемиологические исследования качества и безопасности пищевых продуктов для обоснования сроков годности и условий хранения проводятся в установленном порядке (пункт 2.3).
В ходе проверки административным органом установлено, что качество кремовых изделий с пролонгированными сроками годности не подтверждено лабораторными исследованиями.
Согласно пункту 3.4.5 СанПиН 2.3.4.545-96 «Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий» источники освещения производственных цехов и складов должны быть заключены в специальную взрывобезопасную арматуру: люминесцентные - в зависимости от тина, лампы накаливания - в закрытые плафоны.
Пункт 3.9.14 предусматривает, что сход с сит проверяется на наличие посторонних попаданий не реже 1 раза в смену и удаляется в отдельное помещение. В магнитных сепараторах 2 раза в 10 дней должна проводиться проверка силы магнита. Она должна быть не менее 8 кг на 1 кг собственного веса магнита. Очистка магнитов производится слесарем и сменным лаборантом не реже 1 раза в смену. Сходы с магнитов укладываются в пакет и сдаются в лабораторию. Результаты проверки и очистки мукопросеивательной системы должны записываться в специальном журнале.
В силу пункта 3.9.33 при проведении ремонта аппаратуры, оборудования и инвентаря должны приниматься меры, исключающие возможность попадания посторонних предметов в продукцию в соответствии с Инструкцией по предупреждению попадания посторонних предметов в продукцию.
В нарушение указанных норм предпринимателем не проводится производственный лабораторный контроль, не исследуется продукция, сырье, вода, смывы, внутренний производственный контроль проводится нерегулярно, журналы производственного контроля заведены 01.01.2013, люминесцентные лампы не закрыты в специальную арматуру, не ведется журнал учета электроламп и плафонов.
Кроме того, в нарушение раздела 3.12 СанПиН 2.3.4.545-96 «Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий» предпринимателем не были представлены протоколы лабораторных исследований факторов производственной среды.
Пунктом 3.9.25 СанПиН 2.3.4.545-96 «Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий» предусмотрено, что инвентарь, внутрицеховая тара должны обрабатываться в специальных моечных отделениях.
Отсадочные мешки, наконечники, а также мелкий инвентарь, используемые при отделке тортов и пирожных, подлежат тщательной обработке, отсадочные мешки сначала замачивают в воде с температурой не ниже 65° C в течение 1 часа до полного отмывания крема, затем стирают в любом разрешенном моющем средстве при температуре 45 - 50° C в стиральной машине или вручную с последующим тщательным прополаскиванием водой и сушат в сушильных шкафах; просушенные отсадочные мешки складываются в биксы, кастрюли с крышками или заворачивают в пергамент или подпергамент и стерилизуют в автоклавах, при отсутствии автоклавов выстиранные мешки подвергают кипячению в течение 30 мин. с момента начала кипения (пункт 3.9.30).
Перед приготовлением яичной массы все яйца, предварительно овоскопированные и переложенные в решетчатые металлические коробки или ведра, обрабатываются в четырехсекционной ванне в следующем порядке: замачивание, обработка любым разрешенным моющим средством в соответствии с инструкцией по применению, дезинфекция, ополаскивание горячей водой (проточной) при температуре не ниже 50° C (пункт 3.10.38).
Кроме того, согласно пункту 3.10.44 при производстве кондитерских изделий с кремом (торты, пирожные, рулеты и др.) каждая смена должна приступать к работе с чистыми стерилизованными отсадочными мешками, наконечниками к ним и мелким инвентарем. Выдача и сдача мешков, наконечников и мелкого инвентаря производится в каждой смене по счету специальными лицами с регистрацией в журнале.
В нарушение указанных норм у предпринимателя отсутствует инструкция по мытью посуды и обработке яиц, не выделены промаркированные емкости для обработки яиц, не ведется журнал отсадочных мешков, отсадочные мешки не стерилизуются, не оборудована бактерицидная лампа.
В соответствии с пунктом 7 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности упаковки», утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 769, безопасность укупорочных средств должна обеспечиваться совокупностью требований к применяемым материалам, контактирующим с пищевой продукцией, в части санитарно-гигиенических показателей и герметичности.
В ходе проверки предприниматель не представил документы, подтверждающие качество и безопасность упаковочного материала (пластмассовых контейнеров).
Судом также установлено, что в нарушение требований пунктов 3.14.10, 3.16.2 СанПиН 2.3.4.545-96 «Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий» на проверку не представлены медицинские книжки работающих в пекарне лиц.
Указанные нарушения подтверждаются протоколом осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, территории и находящихся там вещей и документов от 17.01.2013 № 09, протоколом об административном правонарушении от 23.01.2013 № 8 и предпринимателем не оспорены.
Каких-либо обстоятельств, препятствующих предпринимателю надлежащим образом исполнить требования технических регламентов и обязательных требований к производству кондитерских изделий, в ходе рассмотрения дела не установлено.
Соответственно, вина предпринимателя состоит в том, что он предвидел возможность наступления вредных последствий своего бездействия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение таких последствий, либо не предвидел возможности наступления таких последствий, хотя должен был и мог их предвидеть (часть 2 статьи 2.2 КоАП РФ).
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что в действиях индивидуального предпринимателя Аршинова Е.Е. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Каких-либо нарушений при производстве по административному делу судом не установлено, гарантии защиты прав предпринимателя реализованы административным органом в полном объеме.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела не истек.
В соответствии с санкцией части 1 статьи 14.43 КоАП РФ за нарушение, допущенное предпринимателем, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от двадцати до тридцати тысяч рублей.
Частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, суд считает достаточным привлечь предпринимателя к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 000 руб.
При этом суд исходит из того, что наказание в виде штрафа в минимальном размере с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Вопрос о распределении расходов по госпошлине за рассмотрение дела судом не рассматривается, поскольку по правилам АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не оплачивается.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Привлечь индивидуального предпринимателя Аршинова Евгения Евгеньевича 23.09.1960 года рождения, место рождения: Вологодская область г.Череповец, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя МИФНС №5 по Приморскому краю 17.02.2005 за основным государственным регистрационным номером 305251504800018, проживающего по адресу: Приморский край, Ольгинский район с.Ракушка, ул.Адмирала Федюковского, д.31, кв.4, к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления решения в законную силу в банк или иную кредитную организацию на счет УФК МФ РФ по Приморскому краю (Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю), ИНН 2538090446, расчетный счет 40101810900000010002, ГРКЦ ГУ Банка РФ по Приморскому краю, г. Владивосток, БИК 040507001, код бюджетной классификации 14111628000016000140, код ОКАТО 05417000000, КПП получателя 253801001, назначение платежа – административный штраф по делу № А51-6572/2013.
Квитанцию об уплате штрафа в трехдневный срок представить арбитражному суду, вынесшему решение.
В случае неуплаты штрафа в тридцатидневный срок и непредставления суду доказательств уплаты направить судебный акт в службу судебных приставов для принудительного исполнения.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Судья Т.Е. Мангер