Судья Баудер Е.В. № 33-992/2013 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕСУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Белова Н.Е.
судей Голикова А.А. и Ушаковой Л.В.,
при секретаре Вахниной Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании 14 февраля 2013 года
дело по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр правого обеспечения» по доверенности в интересах Агентства Республики Коми по управлению имуществом на решение Сыктывдинского районного суда от 29 ноября 2012 года, по которому исковые требования прокурора Сыктывдинского района удовлетворены частично.
Возложена обязанность на Агентство Республики Коми по управлению имуществом в срок до 01 июля 2013 года обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в здание Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Сыктывдинская центральная районная больница», расположенное по адресу: <Адрес обезличен>, <Адрес обезличен>, путем приведения пандуса в соответствии со Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», а именно:
- привести наклон марша пандуса в нормативное состояние, обеспечив при максимальной высоте одного подъема (марша) пандуса в 0,8 м уклон не более 8 %;
- привести ширину пандуса в нормативное состояние (не менее 1 м);
- обустроить бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандуса;
- установить вдоль обеих сторон пандуса ограждения с непрерывными по всей высоте поручнями на высоте 0,7 и 0,9 м, завершающая часть которых должна быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3 м;
- обустроить площадку перед входом в здание размером не менее 1,5 м на 1,5 м.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Белова Н.Е., пояснения представителя ответчика ГБУ РК «Центр правого обеспечения» Трофимовой А.Н., заключение прокурора Чершкуте Я.В., полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Сыктывдинского района обратился в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением о возложении обязанности на Агентство Республики Коми по управлению имуществом и ГБУЗ РК «Сыктывдинская ЦРБ» в срок до 01 июля 2013 года обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к зданию ГБУЗ Республики Коми «Сыктывдинская центральная районная больница», расположенному по адресу: <Адрес обезличен>, путем приведения пандуса в соответствие с требованиями СНиП 35-01-2001, а именно: привести наклон марша пандуса в нормативное состояние, обеспечив при максимальной высоте одного подъема (марша) пандуса в 0,8 м уклон не более 8 %; привести ширину пандуса в нормативное состояние (не менее 1,0 м); обустроить бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандуса; установить вдоль обеих сторон пандуса ограждения с непрерывными по всей высоте поручнями на высоте 0,7 и 0,9 м, завершающая часть которых должна быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3 м; обустроить площадку перед входом в здание размером не менее 1,5 м на 1,5 м; признании незаконным бездействия ГБУЗ Республики Коми «Сыктывдинская центральная районная больница», выразившегося в непринятии мер по приведению пандуса в соответствие с требованиями СНиП 35-01-2001.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ГБУЗ Республики Коми «Сыктывдинская центральная районная больница», будучи надлежащим образом извещенным о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель ответчика Агентства Республики Коми по управлению имуществом Трофимова А.Н. иск не признала.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГБУ РК «Центр правого обеспечения» по доверенности в интересах Агентства Республики Коми по управлению имуществом с решением суда не согласно и просит его отменить, указывая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу и неверно применены нормы материального права.
Проверив законность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения доводов и отмены правильного решения суда.
Судом установлено, что 20.12.2011 Правительством Республики Коми принято Постановление <Номер обезличен> о передаче муниципальных учреждений здравоохранения в государственную собственность. В числе таких учреждений передано МБУЗ «Сыктывдинская центральная районная больница» (после передачи - ГБУЗ). Согласно постановлению право государственной собственности Республики Коми на имущество учреждения возникло 01.01.2012.
Здание, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>, <Адрес обезличен>, используется ГБУЗ Республики Коми «Сыктывдинская центральная районная больница». Пандус, оборудованный при входе в указанное здание имеет нарушения строительных норм и правил, препятствующие транспортировке инвалидов. Пандус сооружен так, что его общая ширина составляет менее 1 м, по краям пандуса отсутствуют бортики, отсутствует ограждение пандуса с поручнями на высоте 0,7 и 0,9 м, уклон пандуса при высоте 80 см превышает допустимое значение в 8%.
Суд первой инстанции, установив, что пандус, оборудованный при входе в здание районной больницы не соответствует требованиям строительных норм и правил, что затрудняет доступ инвалидов в данное медицинское учреждение, пришел к выводу, что собственник недвижимого имущества обязан устранить допущенное нарушение.
Вывод суда согласуется с установленными по делу обстоятельствами, отвечает требованиям закона, подлежащего применению, и является верным.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Одним из средств конкретизации положения састи первой статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (статьи 3, 8, 12, 15,30). конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах - СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
Согласно пункта 3.29 Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», максимальная высота подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не менее 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы. Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м. Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть глубиной не менее 1,5 м.
Пункт 3.31 указанных СНиП обязывает предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги.
Согласно пункта 3.32 СНиП вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо установить ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует как правило, располагать на высоте 0,7 м 0,9 и, у лестниц - на высоте 0,9 м.
Доводы представителя ответчика в апелляционной жалобе об отсутствии у Агентства Республики Коми по управлению имуществом обязанности по содержанию имущества, здания ГБУЗ Республики Коми «Сыктывдинская центральная районная больница», поскольку данное учреждение владеет зданием на праве оперативного управления на принадлежащее ему имущество (в частности, на используемое для размещения учреждения здание) со ссылкой на ст. 300 Гражданского кодекса РФ, судебная коллегия признает несостоятельными как основание к отмене решения суда.
Согласно ст.6 Закона Республики Коми от 04.12.2000 №76-РЗ «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Коми» функции и полномочия собственника государственного имущества Республики Коми при распоряжении имуществом государственными учреждениями Республики Коми, а также согласование сделок бюджетных учреждений Республики Коми, связанных с распоряжением особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом осуществляет уполномоченный Правительством Республики Коми орган. Таким органом в соответствии с Постановлением Правительства РК от 28.12.2004 №254 является Агентство Республики Коми по управлению имуществом, а равно несёт бремя содержания имущества, находящегося в государственной собственности Республики Коми.
Обязанность по передаче государственного имущества Республики Коми в оперативное управление возложена на Агентство Республики Коми по управлению имуществом (п. 13.7 Положения об Агентстве Республики Коми по управлению имуществом).
Согласно п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 28.07.2012, с изм. от 16.10.2012) «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. В соответствии с п. 9 приведенной правовой нормы имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации. Регистрации подлежит и право оперативного управления. Таким образом, в отношении недвижимого имущества законом установлен особый порядок возникновения (перехода) права собственности (оперативного управления), заключающийся в необходимости государственной регистрации.
В пункте 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у него с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решениями собственника (пункт 1 статьи 299 Кодекса).
По делу установлено, что договор оперативного управления в отношении имущества, находящегося в государственной собственности Республики Коми и используемого ГБУЗ Республики Коми «Сыктывдинская центральная районная больница» в уставных целях, между Агентством Республики Коми по управлению имуществом и ГБУЗ Республики Коми «Сыктывдинская центральная районная больница» не заключен. Право оперативного управления не зарегистрировано в установленном законом порядке.
В силу требований ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, что поскольку Агентство Республики Коми по управлению имуществом осуществляет от имени Республики Коми полномочия собственника имущества ГБУЗ РК «Сыктывдинская ЦРБ», договор на право оперативного управления имуществом между данным учреждением и Агентством Республики Коми по управлению имуществом не заключен и не зарегистрирован, поэтому суд первой инстанции обоснованно возложил на Агентство Республики Коми по управлению имуществом бремя по приведению пандуса в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001
Иные доводы апелляционной жалобы представителя ответчика не содержат ссылок на какие-либо обстоятельства, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, с которыми согласилась судебная коллегия, направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах по делу, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оцененных судом в соответствии с требованиями процессуального законодательства, в связи с чем доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывдинского районного суда от 29 ноября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГБУ РК «Центр правового обеспечения» в интересах Агентства Республики Коми по управлению имуществом -без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи