№ 2а-46/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 апреля 2018 г. город Красноярск
Красноярский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего судьи Ляховского О.В., при секретаре судебного заседания Локтионовой А.И., с участием административного истца Дутова В.Ю., представителя административных ответчиков ... Забабурина В.А., рассмотрев материалы административного дела № 2а-46/2018 по административному исковому заявлению военнослужащего <данные изъяты> ... Дутова В.Ю. об оспаривании действий жилищной комиссии военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Центральному военному округу, связанных с вынесением решения от 16 февраля 2018 г. об отказе в постановке на жилищный учет, и руководителя указанного следственного управления, утвердившего данное решение,
установил:
Дутов В.Ю. проходит военную службу в распоряжении <данные изъяты>.
16 февраля 2018 г. решением жилищной комиссии военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Центральному военному округу (далее жилищная комиссия ВСУ СК РФ по ЦВО), административному истцу было отказано в постановке на жилищный учет на основании п.2 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) в связи с представлением документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
19 февраля этого же года данное решение было утверждено руководителем военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Центральному военному округу.
Как следует из оспариваемого решения, оформленного протоколом №... мая 2007 г. Дутову В.Ю. и членам его семьи от предыдущего брака – супруге "С-1" и детям "С-2". .... и "С-3". ... от Министерства обороны Российской Федерации в лице ... района была предоставлена квартира общей площадью 87.4 кв.м., по адресу: <адрес>, при этом, после расторжения брака в ... г. административный истец оставил данное жилое помещение бывшей семье, не сдав его установленным порядком, при этом в соответствии с решением ... районного суда от 22 августа 2013 г. указанная квартира была передана в собственность бывшим членам семьи Дутова В.Ю., в связи с чем, оснований для принятия на жилищный учет с целью повторного обеспечения жильем последнего у коллегиального органа не имелось.
Кроме того, согласно данному решению, ведение учета военнослужащих ... возложено на данное учреждение, только если данное право возникло с 01 января 2017 г., при этом административный истец уже ранее обращался с заявлением о принятии на учет в жилищный орган Министерства обороны Российской Федерации, однако в данной постановке ему было отказано.
Не согласившись с данным решением, Дутов В.Ю. обратился в суд с требованием признать данные действия должностного лица, связанные с его вынесением незаконными.
В обоснование своих требований административный истец указал, что его действия связанные с освобождением указанной жилой площади были совершены более 5 лет назад, в настоящее время он и дочь от второго брака "С-4". жилых помещений в собственности не имеют, а также не занимают жилых помещений по договору социального найма, при этом гражданско-правовые сделки с вышеназванным жилым помещением он не совершал.
Административный истец вышеназванные требования поддержал, при этом просил оспариваемое решение отменить и принять новое решение о его постановке на вышеуказанный учет, так как право на вышеуказанное жилое помещение он не утрачивал, обязанности по его сдаче на него никто не возлагал.
Представитель административного ответчика и коллегиального органа Забабурин В.А. требования Дутова В.Ю. просил оставить без удовлетворения по основаниям, изложенным в оспариваемом решении.
Заслушав объяснения административного истца, представителя должностного лица и коллегиального органа, а, также исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из послужного списка, административный истец в Вооруженных Силах Российской Федерации с 06 августа 1984 г.
Согласно договору социального найма жилого помещения от 31 мая 2007 г., №..., Дутову В.Ю. и членам его семьи супруге "С-1". и детям "С-2" .... и "С-3". .... от Министерства обороны Российской Федерации в лице ... района была предоставлена квартира общей площадью 87.4 кв.м., по адресу: <адрес>
На основании свидетельства, брак между Дутовым В.Ю. и "С-1". был прекращен ... г.
На основании свидетельства, Дутов В.Ю. заключил брак с "С-5". 20 августа 2012 г. с присвоением последней фамилии мужа.
Как видно из свидетельств о рождении, у Дутова В.Ю. и "С-5". имеются дети "С-6". .... и "С-4". ....
Как следует из решения ... районного суда ... от 12 августа 2013 г., вступившего в законную силу 17 сентября того же года, исковые требования "С-1". были удовлетворены, за ней, а также за "С-3" и "С-2". признано право собственности на вышеуказанное жилое помещение в порядке приватизации по 1/3 доли в праве.
Из свидетельств о государственной регистрации права усматривается, что за "С-1"., "С-3" и "С-2". 18 октября 2013 г. зарегистрировано право собственности на вышеуказанное жилое помещение в порядке приватизации по 1/3 доли в праве.
Согласно заявлению от 19 января 2018 г. административный истец обратился в жилищную комиссию ВСУ СК РФ по ЦВО с просьбой о постановке на жилищный учет.
Между тем, суд считает, что жилищная комиссия ВСУ СК РФ по ЦВО, вынеся решение от 16 февраля 2018 г. об отказе в постановке Дутова В.Ю. на жилищный учет, и руководитель данного управления, утвердивший данное решение, действовали обоснованно.
Делая этот вывод, суд исходит из следующего.
В силу п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как следует из п.15 Порядка предоставления военнослужащим военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, утвержденного приказом Следственного комитета России от 02 февраля 2017 г. №..., в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны представить в жилищную комиссию документы, подтверждающие освобождение этого помещения.
Согласно п.16 указанного Порядка, с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в п.15 этого же Порядка.
При этом очевидно, что административный истец квартиру, по вышеуказанному адресу, органу исполнительной власти не сдал, оставив бывшей семье, при этом, впоследствии данное жилое помещение было передано в собственность его бывшим членам семьи.
Довод Дутова В.Ю. о том, что его действия связанные с освобождением указанной жилой площади были совершены более 5 лет назад, в настоящее время он и дочь от второго брака "С-4". жилых помещений в собственности не имеют, а также не занимают жилых помещений по договору социального найма, при этом гражданско-правовые сделки с вышеназванным жилым помещением он не совершал, суд считает неубедительными.
Делая этот вывод, суд исходит из того, что, являясь участником жилищных правоотношений, административный истец обязан был принять меры по сдаче причитающегося государству жилого помещения, однако никаких действенных мер, в том числе по отчуждению причитающейся ему доли после передачи в собственность бывшему члену семьи, предпринимать не стал.
При этом суд исходит из следующего. Пунктом 1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок реализации права на жилище определен в ст.15 и ст.23 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Приведенные нормативные акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (например, право на дополнительную площадь), так и дополнительные обязанности (например, обязанность по сдаче ранее полученного жилья).
Согласно ч.2 ст.52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом, осуществляющим принятие на учет, на основании заявлений данных граждан.
В соответствии с требованиями ч.4 ст.52 ЖК РФ при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть представлены документы, подтверждающие право состоять на учете.
Из анализа положений ст.ст.15 и 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет органов исполнительной власти, где предусмотрена военная служба, жилья для постоянного проживания в период военной службы, с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность, или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Предоставляя гарантии обеспечения военнослужащих жильем для постоянного проживания, названный Закон возлагает на орган военного управления обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
Суд считает, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от органа военного управления жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», даже по истечении срока, предусмотренного ст.53 ЖК РФ.
Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 ЖК РФ, то есть, по решению органа местного самоуправления по месту жительства военнослужащего, а не Следственным комитетом Российской Федерации
Не имеет правового значения указание Дутова В.Ю. на то, что в настоящее время он и дочь от второго брака "С-4".жилых помещений в собственности не имеют, а также не занимают жилых помещений по договору социального найма, при этом гражданско-правовые сделки с вышеназванным жилым помещением он не совершал, поскольку данные причины не освобождают его от обязанности сдать ранее выделенное ему государством жилое помещение по месту прохождения военной службы.
Оценивая доводы административного истца о том, что, право на вышеуказанное жилое помещение он не утрачивал, обязанности по его сдаче на него никто не возлагал, суд исходит из следующего.
По общему правилу, в соответствии с ч.4 ст.31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его, а поэтому вышеуказанную ссылку Дутова В.Ю. суд находит несостоятельной.
При этом обязанность по сдаче ранее предоставленного жилого помещения возникает у административного истца из вышеприведенных норм закона, а поэтому вышеуказанные доводы суд находит неубедительными.
Анализируя вышеизложенное, суд полагает, что административное исковое заявление Дутова В.Ю. о признании незаконными действий жилищной комиссии ВСУ СК РФ по ЦВО, связанных с вынесением решения от 16 февраля 2018 г. об отказе в постановке на жилищный учет, и руководителя указанного следственного управления, утвердившего данное решение, с требованием его отменить и принять новое решение о его постановке на вышеуказанный учет необоснованно и удовлетворению не подлежит.
Кроме того, в соответствии ч.1 ст.111 КАС РФ, не подлежат возмещению расходы административного истца, связанные с уплатой им государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.111, 175-180 КАС РФ,
решил:
Административное исковое заявление военнослужащего <данные изъяты> ... Дутова В.Ю. об оспаривании действий жилищной комиссии военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Центральному военному округу, связанных с вынесением решения от 16 февраля 2018 г. об отказе в постановке на жилищный учет, и руководителя указанного следственного управления, утвердившего данное решение, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в соответствии с правилами, предусмотренными главой 34 КАС РФ в Западно-Сибирский окружной военный суд через Красноярский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья
Красноярского гарнизонного военного суда О.В.Ляховский