Дело № 2- 4508\13
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 ноября 2013 года Ачинский городской суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Лазовской Г.И.,
с участием истца Тополевской С.П. и ее представителя по ходатайству Трубиной О.В.,
представителей ответчика Государственного учреждения Управления пенсионного фонда РФ в г. Ачинске и Ачинском районе по доверенностям от 27.03.2013 г. и от 15.01.2013 г. Трухиной И.М. и Чуприс Т.В., ( л.д.22,27),
при секретаре Слепуха Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тополевской к Государственному учреждению Управления пенсионного фонда РФ в г. Ачинске и Ачинском районе о включении периода в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец Тополевская С.П. обратилась в судс иском к ГУ-Управление Пенсионного фонда в г. Ачинске и Ачинском районе о включении периода работы с 10 марта 1993 г. по 10 октября 1994 г. в должности логопеда в Ачинской краевой психиатрической больнице №4 в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и назначении пенсии по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью с 31 августа 2012 года, мотивируя свои требования тем, что она 31 августа 2012 года обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и наличием у нее на данный момент стажа в данном виде деятельности 25 лет. Однако решением от 10.09.2012 года ей было отказано в назначении пенсии в связи с тем, что период работы с 10 марта 1993 г. по 10 октября 1994 г. в должности логопеда в Ачинской краевой психиатрической больнице №4, не был зачтен в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Полагает, что указанные период следует включить в льготный стаж для назначения пенсии ей как педагогическому работнику, поскольку нахождение ее кабинета в структуре медицинского учреждения, не изменило ее функций по работе с детьми, где она, как учитель-логопед вела работу, направленную на коррекцию отклонений в развитии речи у детей всего города, обследовала их, определяла структуру дефектов речи, проводила индивидуальные и групповые занятия по исправлению дефектов речи у детей. При поступлении на работу в Ачинскую краевую психиатрическую больницу №4 на должность логопеда в марте 1993 г. ее уверили, что никаких медицинских льгот она иметь не будет, так как стаж будет идти педагогический ( л.д.3-6)
В судебном заседании истец Тополевская С.П. и ее представитель Трубина О.В. настаивали на заявленных исковых требованиях в полном обьеме, дополнительно пояснив, что еще в 2011 году она обратилась в Пенсионный фонд с вопросом о расчете ей пенсионного стажа в педагогической деятельности, где ей произвели расчет и посоветовали обратиться с заявлением 29 августа 2012 года. Она написала заявление 31 августа 2012 года, однако, спорный период в льготный стаж по неизвестным причинам не был засчитан. Данное решение она не обжаловала длительное время, поскольку первоначально у нее не возникло сомнений в законности решения пенсионного органа. Однако, в октябре 2013 года все же решила обратиться в суд с настоящим иском, в ходе рассмотрения которого, 25.10.2013 года она вновь обратилась в Пенсионный Фонд в г.Ачинске с заявлением о назначении пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, которая ей в настоящее время, на основании указанного заявления, уже назначена. Однако, на заявленных исковых требованиях истец намерена настаивать, так как выяснилось, ответчик включил, при этом в ее педагогический стаж частично спорный период с 10 марта 1993 г. по 01.10.1993 г., поскольку в этот период действовало Постановление №1397 от 1959 года, под защитой которого Тополевская С.П. находилась и которое позволяло включать в педагогический стаж, стаж работы в должности логопеда в медицинских учреждениях. Несмотря на то, что указанное Постановление утратило силу 01 октября 1993 года, истец полагает, что и последующий период ее работы в данной должности, подлежит включению в льготный стаж.
Представители ответчика Государственного учреждения Управления пенсионного фонда в г. Ачинске и Ачинском районе, действующие по доверенностям Чуприс Т.В. и Трухина И.М. по иску возражали, пояснив, что при вынесении решения и определении пенсионных прав они указывают два варианта исчисления стажа: в соответствии с действующим законодательством и в соответствии с ранее действующим законодательством. По действующему законодательству период работы, указанный истицей, не может быть включен в льготный стаж педагогической деятельности, т.к. в Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденных Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 года, наименование ее должности и учреждения отсутствуют. По второму варианту, период работы до 01.10.1993 года может быть включен в стаж, т.к. в это время не существовало разделения логопедов по месту работы в педагогических и медицинских учреждений, на основании Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397. Указанное Постановление утратило силу 01.10.1993 года, после чего законодатель четко разграничил Списки учреждений, работа в которых должна включаться в медицинский либо в педагогический стаж. Таким образом, периоды истца с 01.10.1993 года в качестве логопеда в Ачинской психиатрической больнице не может быть включен в льготный стаж, т.к. наименование учреждения, не предусмотрено Списками, действующими в данный период времени. В связи с тем, что на 31 августа 2012 года, т.е.на момент подачи истцом первоначального заявления о назначении ей пенсии, у нее отсутствовал необходимый стаж работы в педагогической деятельности даже с учетом зачета в этот стаж ее трудовой деятельности в должности логопеда с 10.03.1993. по 01.10.1993 г., просят в удовлетворении исковых требований отказать в полном обьеме.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1).
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
В соответствии с Постановлением Правительства от 29.10 2002г. № 781 право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности имеют лица, работающие в должности и в учреждениях, поименованных Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденным настоящим постановлением. На основании подп.10 п.1 ст. 28 Федерального Закона РФ №173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений ( организаций) утверждаются Правительством РФ ( п. 3 ст. 28 Федерального Закона № 173 –ФЗ от 17.12.2001 г )
При назначении пенсии в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ № 173 в настоящее время могут применяться (в зависимости от того, в какой период времени протекала работа):
Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет";
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 ( Далее - Список от 6 сентября 1991 г. N 463);
Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397 « О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», применяемое к правоотношениям, имевшим место до 01 октября 1993 года.
При этом Постановление от 6 сентября 1991 г. N 463 и Список от 6 сентября 1991 г. N 463 применяются за периоды работы до 1 ноября 1999 г., а Постановление от 22 сентября 1999 г. N 1067, Список от 22 сентября 1999 г. N 1067 и Правила от 22 сентября 1999 г. N 1067 - за периоды работы с 1 ноября 1999 г. до 1 января 2002 г.
Ко всем периодам работы могут применяться:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 (Далее - Список от 29 октября 2002 г.№781),
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 (Далее - Правила от 29 октября 2002 г.),
С 25.07.2002 года - Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденные постановлением Правительства от 11.07.2002 № 516. ( Далее Правила от 11.07. 2002 № 516).
С учетом положений Определения Конституционного Суда РФ от 5 ноября 2002 г. N 320-О; Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. N 2-П; разъяснений Минтруда России от 17 октября 2003 г. N 4, утвержденных Постановлением Минтруда России от 17 октября 2003 г. N 70 при определении права на указанные досрочные пенсии может применяться два порядка исчисления стажа (по выбору пенсионера):
в порядке, непосредственно вытекающем из норм действующих законов и иных нормативных правовых актов на момент назначения пенсии;
в порядке, который был предусмотрен законами и иными нормативными правовыми актами на момент выполнения соответствующей работы.
Причем они могут применяться комбинированно, т.е. к одному периоду работы - прежний порядок подсчета стажа, а к другому - новый.
О том, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной пенсии по старости по нормам Федерального Закона № 173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов указывается в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии». ( далее Постановление Пленума ВС РФ от 20.12.2005 № 25)
Проверяя законность и обоснованность отказа пенсионным органом включить в педагогический стаж работы Тополевской С.П., дающий право на досрочное назначение пенсии, спорный период, с учетом указанных норм закона, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что в спорный период времени с10 марта 1993 г. по 10 апреля 1994 г. Тополевская С.П. работала в должности логопеда в КГУЗ «Краевая психиатрическая больница №1», о чем в ее трудовой книжке сделана соответствующая запись( л.д.10-13).
Из справки работодателя Филиала №7 Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Красноярский краевой психиатрический диспансер №1» от 19.12.2011 года, выданной Тополевской С.П., следует, что в указанный период истец работала в качестве логопеда поликлиники на 1 ставку в режиме полной рабочей недели. Основанием для выдачи указанной справки стали лицевые счета, приказы по личному составу главного врача по основной деятельности, форма Т-2 ( л.д.14).
31 августа 2012 года Тополевская С.П. обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Ачинске и Ачинском районе с заявлением о назначении ей трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью ( л.д.41-42). Однако, Решением от 10 сентября 2012 года в досрочном назначении трудовой пенсии в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального Закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях»,. Было отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, поскольку не был принят к зачету стаж работы Тополевской С.П. в должности логопеда Филиала №7 Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Красноярский краевой психиатрический диспансер №1» с 10.03.1993 г. по 10.10.1994 г. (календарно 01.07.01) ( л.д.9).
Из протокола заседания комиссии управления Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Ачинске и Ачинском районе от 10.09.2012 г. усматривается, что без учета указанного спорного периода, специальный педагогический стаж, принятый к зачету Тополевской С.П. составляет 23 года 05 месяцев 05 дней ( л.д.44)
Не согласившись с указанным решением пенсионного органа от 10.09.2012 г., Тополевская С.П. 10.10.2013 г. обратилась в суд с настоящими исковыми требования, в обоснование которых указала, что в период ее работы логопедом в поликлинике Филиала №7 Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Красноярский краевой психиатрический диспансер №1», она вела работу, направленную на коррекцию отклонений в развитии речи у детей всего города, обследовала их, определяла структуру дефектов речи, проводила индивидуальные и групповые занятия по исправлению дефектов речи у детей.
Вместе с тем, в силу ст. 12 Закона «Об образовании», образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Каких-либо убедительных доводов и документальных доказательств, подтверждающих, что ее деятельность с 10 марта 1993 г. по 10 апреля 1994 г. в должности логопеда в КГУЗ «Краевая психиатрическая больница №1» поликлиники №1, являлась педагогической, Тополевская С.П., в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, суду не представила.
Таким образом, признать в безусловном порядке указанную деятельность истца, как педагогическую, не представляется возможным, поскольку учреждение КГУЗ «Краевая психиатрическая больница №1» является медицинским.
Между тем, на момент начала работы Тополевской С.П. в указанном учреждении, действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", которым был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и которым были предусмотрены должность "логопеда" и наименование учреждения "поликлиники и больницы", позволяющие включать указанные должности в данных учреждениях в стаж работы учителей и работников просвещения (раздел 1).
Данное Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 утратило силу с 1 октября 1993 года, в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Света министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".
Следовательно, согласно действовавшему до 1 октября 1993 года регулированию (Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397) работа в должности логопеда в поликлинике и больнице включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью.
Однако, Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 был утвержден новый Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, который был введен в действие на территории Российской Федерации с 1 октября 1993 года и применялся при назначении пенсии в связи с педагогической деятельностью, в котором уже, однако, отсутствуют указание на такие учреждения как больницы и поликлиники, работа в которых в качестве логопеда включалась бы стаж, дающий право на пенсионное обеспечение в связи с педагогической деятельностью.
При этом, в отношении работников здравоохранения Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, был утвержден иной Список.
В связи с принятием Правительством Российской Федерации Постановления от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", утратило силу. Однако, и Постановление №781 от 29.10.2002 г. не предусматривало возможности включения в педагогический стаж, период работы логопеда в медицинском учреждении.
Таким образом, в результате изменения законодательства трудовая деятельность в должности логопеда в медицинском учреждении (больнице либо поликлинике) с 01 октября 1993 года не подлежала включению в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью.
Включение или не включение законодателем и Правительством РФ тех или иных должностей или учреждений в Списки, дающие право на досрочное назначение пенсии, связано с учетом профиля выполняемой ими работы, поскольку право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей, в связи с чем само по себе изменение оценки профессиональной деятельности педагогов применительно к льготному пенсионному обеспечению, не может рассматриваться как нарушающее конституционное право граждан на социальное обеспечение ( Определение Конституционного Суда РФ от 16.11.2006 года №512-О)
В связи с изложенным, при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" вопрос о включении того или иного периода работы в указанный стаж должен разрешаться на основании законодательства, действовавшего на время выполнения указанной работы, тем самым, периоды работы истца Тополевской С.П. в должности логопеда в поликлинике Филиала №7 Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Красноярский краевой психиатрический диспансер №1», после 1 октября 1993 года включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, не подлежит.
В процессе рассмотрения настоящего дела, Тополевская С.П. вновь обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ачинске и Ачинском районе с заявлением от 25.10.2013 г. о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью ( л.д.39-40), которое было удовлетворено, с указанной даты ей назначена трудовая пенсия, выдано пенсионное удостоверение ( л.д.38). При этом, ответчик посчитал возможным включить в стаж истца период ее работы в должности логопеда в поликлинике Филиала №7 Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Красноярский краевой психиатрический диспансер №1» с 10 марта 1993 г. и по 01 октября 1993 г., т.е. с учетом действия в указанный период времени Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397. Период после 01.10.1993 года в специальный стаж ответчиком обоснованно не включен, поскольку для этого отсутствовали законные основания.
Таким образом, при установленных в судебном заседании обстоятельствах и требованиях закона, у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований Тополевской С.П. о включении в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение ей пенсии в связи с педагогической деятельности период ее работы в должности логопеда в поликлинике Филиала №7 Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Красноярский краевой психиатрический диспансер №1» с 10 марта 1993 г. и по 01 октября 1993 г. в полном обьеме, а также назначении ей пенсии с 31 августа 2012 г., поскольку решение Управления пенсионного фонда РФ в г. Ачинске и Ачинском районе от 10 сентября 2012 года об отказе Тополевской С.П. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих работах, основанное на протоколе заседания Комиссии, является законным и обоснованным по своей сути.
При этом, суд также учитывает, что включение в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии Тополевской С.П. части спорного периода с 10.03.1993 г. по 01.10.1993 г., при рассмотрении ответчиком ее заявления от 31.08.2012 г., также не изменил бы окончательное решение об отказе в назначении пенсии, поскольку даже с учетом этого периода, специальный стаж составил на момент подачи истцом первоначального заявления в пенсионный орган 31 августа 2012 г.- менее 25 лет, что недостаточно для назначения пенсии.
Согласно ст. 19 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 года N 173 ФЗ пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией.
Таким образом, поскольку назначение пенсии носит заявительный характер, а также с учетом того, что на момент подачи заявления от 31 августа 2012 г. необходимый стаж Тополевской С.П. (25 лет педагогической деятельности) отсутствовал, уточнения исковых требований от нее не поступило, суд, рассматривая спор в рамках заявленных требований и при наличии уже назначенной Тополевской С.П. пенсии по ее заявлению от 25.10.2013 г., полагает необходимым в удовлетворении ее иска отказать в полном обьеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Тополевской к Государственному учреждению Управления пенсионного фонда РФ в г. Ачинске и Ачинском районе о включении периода в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и назначении пенсии, отказать в полном обьеме.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца с подачей жалобы через Ачинский городской суд.
Федеральный судья: Г.И. Лазовская
Мотивированное решение изготовлено судом 29 ноября 2013
Согласовано на сайт.
Федеральный судья: Г.И. Лазовская