Решение по делу № 2-258/2020 ~ М-227/2020 от 30.06.2020

Дело 2-258/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 августа 2020 года п. Акбулак

Акбулакский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Маловой Е.П.,

при секретаре Голубцовой Н.В.,

с участием помощника прокурора Акбулакского района Расстригина В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Акбулакского района в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Пальмира» о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Акбулакского района обратился в суд с обозначенным иском в защиту неопределенного круга лиц указав, что прокуратурой Акбулакского района совместно с ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области» проведена проверка в деятельности ООО «Пальмира» на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами производства и потребления. Основным видом деятельности ООО «Пальмира» является производство сухарей, печенья и прочих сухарных хлебобулочных изделий, производство мучных и кондитерских изделий, тортов, пирожных, пирогов и бисквитов, предназначенных для длительного хранения. В рамках проведения проверки был осуществлен визуальный осмотр и обследование территорий, зданий, строений, сооружений и помещений ООО «Пальмира». В результате проверки выявлен объект, являющийся стационарным организованным источником выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - котельная, предназначенная для отопления административного здания, магазина, банкетного зала и хлебобулочного цеха. Котлы работают только в зимний период времени. В котельной установлено два водогрейных котла - КСГ100, работающие на газе. Выбросы продуктов сгорания природного газа организованы в дымовые трубы высотой 6 м и диаметром 0,25 м. При сжигании топлива в атмосферный воздух выделяются азота оксид, азота диоксид, сера диоксид, углерода оксид, бенз/а/пирен. Таким образом, ООО «Пальмира» эксплуатирует объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

В ходе проведения обследования также установлено, что в результате деятельности ООО «Пальмира» образуются следующие отходы: лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (1 класс опасности отхода, код по ФККО 4 7110101 52 1). Временное накопление отработанных ламп осуществляется в металлический ящик, установленном в подсобном помещении. Документы, подтверждающие передачу на захоронение указанного отхода, не представлены; отходы упаковочные картона незагрязненные (код по ФККО 4 05183 01 60 5, 5 класс опасности). Временное накопление осуществляется в 1 металлический контейнер, установленный на территории предприятия. Документы, подтверждающие передачу на захоронение указанного отхода, не представлены; мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), (4 класс опасности отхода, код по ФККО 7 33100 01 72 4). Временное накопление, осуществляется в 1 металлический контейнер, установленный на территории предприятия. Документы, подтверждающие передачу на захоронение указанного отхода, не представлены.

Ссылаясь на ч.1 ст. 22, ст.28, ч.1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ч. 1 ст. 16, ст.67, ч. 2 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 2, 3 ст. 14, ч.1, 2 ст. 19, ст. 11, ст. 20 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.02.2018 №261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля», прокурор указывает, что ООО «Пальмира» совершены следующие нарушения природоохранного законодательства: не проведена инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух; не подана в орган исполнительной власти заявка о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; не внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду; не составлены паспорта отходов I-IV класс опасности; не ведется учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов; не представлена отчетность по форме 2-ТП (отходы) в установленные законом сроки; не разработана и не утверждена программа производственного экологического контроля, не разработан и не представлен в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации отчёт об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в установленном порядке и в установленные сроки; не представлены данные за 2019 год, необходимые для внесения в региональный кадастр отходов Оренбургской области.

Просил признать незаконным бездействие ООО «Пальмира», выразившееся в не проведении инвентаризации источников выбросов и выбросов, загрязняющих веществ в атмосферный воздух, неподаче заявки о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, невнесении платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, не разработке паспортов отходов I-IV класс опасности, не ведении учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, не предоставлении отчетности по форме 2-ТП (отходы) в уполномоченный орган, не предоставлении данных за 2019 год, необходимых для внесения в региональный кадастр отходов Оренбургской области, не осуществлении производственного экологического контроля, а также просил обязать ООО «Пальмира» в течение 10 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда: провести инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; подать заявку в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области для постановки на государственный учет принадлежащих объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; разработать паспорта отходов I-IV класс опасности в соответствии с требованиями законодательства; провести учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов; составить отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов и представить её в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами; внести плату за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками за 2019 год; представить информацию в области обращения с отходами за 2019 год в уполномоченный орган, для внесения в региональный кадастр отходов Оренбургской области; разработать и утвердить программу производственного экологического контроля.

 В судебном заседании помощник прокурора Акбулаского района Расстригин В.В. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Уважительных причин неявки суду не представил.

Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ и с учетом мнения стороны, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив и исследовав предоставленные сторонами письменные доказательства, заслушав истца, свидетеля, суд приходит к следующим выводам.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 45 ГПК РФ).

Право на благоприятную окружающую среду гарантировано Конституцией Российской Федерации (статья 42).

Из преамбулы Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации.

Согласно ч.5 ст.2 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.

Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Акбулакского района совместно с ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области» проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности ООО «Пальмира», в частности об охране атмосферного воздуха и об обращении с отходами производства.

В ходе проверки ООО «Пальмира» прокуратурой установлено, что ответчик использует следующие производственные объекты: офисные помещения, магазин производственных товаров, банкетный зал, котельная, склад с мукой, хлебобулочный цех, состоящий из электропечи - 2 шт, тестомесители и миксеры. Выявлен объект, являющейся стационарным организованным источником выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - котельная, предназначенная для отопления административного здания, магазина, банкетного зала и хлебобулочного цеха. Котлы работают только в зимний период времени. В котельной установлено два водогрейных котла - КСГ100, работающие на газе. Выбросы продуктов сгорания природного газа организованы в дымовые трубы высотой 6 м и диаметром 0,25 м. При сжигании топлива в атмосферный воздух выделяются азота-оксид, азота-диоксид, сера-диоксид, углерода-оксид, бенз/а/пирен.

В результате деятельности ООО «Пальмира» образуются следующие отходы: лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (1 класс опасности отхода, код по ФККО 4 7110101 52 1). Временное накопление отработанных ламп осуществляется в металлический ящик, установленном в подсобном помещении. Документы, подтверждающие передачу на захоронение указанного отхода, не представлены; отходы упаковочные картона незагрязненные (код по ФККО 4 05183 01 60 5, 5 класс опасности). Временное накопление осуществляется в 1 металлический контейнер, установленный на территории предприятия. Документы, подтверждающие передачу на захоронение указанного отхода, не представлены; мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), (4 класс опасности отхода, код по ФККО 7 33100 01 72 4). Временное накопление, осуществляется в 1 металлический контейнер, установленный на территории предприятия. Документы, подтверждающие передачу на захоронение указанного отхода, в ходе проверки не представлены.

В соответствии с частью 1, 2 статьи 69 Федерального закона от 10 января 2002 года №7 ФЗ «Об охране окружающей среды», объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией; постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Согласно статье 28 Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из пунктов 1,3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.

Из частей 1, 2 статьи 19 вышеуказанного Федерального закона №89-ФЗ следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона №89-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Согласно части 1, 2 Федерального закона №7-ФЗ, производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды; юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

В судебном заседании свидетель Михалев Ю.В. показал, что он является инженером-экологом ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области» с тринадцатилетним стажем работы, и им совместно с помощником прокурора была проведена проверка, в результате которой были выявлены нарушения природоохранного законодательства. У юридического лица имеется котельная – организованный источник выбросов вредных загрязняющих веществ, которая находится в исправном рабочем состоянии и эксплуатируется ООО «Пальмира». Кроме того, установлено образование и хранение отходов, однако, документы подтверждающие передачу на захоронение отходов, в ходе проверки не представлены. По результатам проверки составлено информационное письмо.

В информационном письме инженера-эколога ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области» Михалева Ю.В., составленном ДД.ММ.ГГГГ., дана характеристика предприятию ООО «Пальмира» и отражены нарушения природоохранного законодательства.

Так, в нарушение вышеназванных норм, ООО «Пальмира» не были осуществлены следующие действия: не проведена инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух; не подана заявка о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; не внесена плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; не составлены паспорта отходов I-IV класса опасности; не велся учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; не представлялась отчетность по форме 2-ТП (отходы); не проводился экологический контроль, а именно не разработана и не утверждена программа производственного экологического контроля; не представлен в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ отчёт об организации и о результатах осуществления производственного контроля.

Таким образом, суд приходит к выводу, что хозяйственная деятельность ООО «Пальмира» осуществляется с нарушением законодательства об охране атмосферного воздуха и в сфере обращения с отходами, что подтверждается актом проверки прокуратуры Акбулакского района от ДД.ММ.ГГГГ., справкой генерального директора ООО «Пальмира» ФИО6., а также иными доказательствами по делу. Ввиду чего, исковые требования прокурора Акбулакского района подлежат удовлетворению.

Поскольку для принятия необходимых мер ООО «Пальмира» требуется время, запрашиваемый прокурором срок - 10 месяцев, по мнению суда является разумным и достаточным для исполнения требований.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Акбулакского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Пальмира» о признании незаконным бездействия, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ООО «Пальмира», выразившееся в не проведении инвентаризации источников выбросов и выбросов, загрязняющих веществ в атмосферный воздух, неподаче заявки о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не внесении платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, не разработке паспортов отходов I-IV класс опасности, не ведении учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, не предоставлении отчетности по форме 2-ТП (отходы) в уполномоченный орган, не предоставлении данных за 2019 год, необходимых для внесения в региональный кадастр отходов Оренбургской области, не осуществлении производственного экологического контроля.

Обязать ООО «Пальмира» в течение 10 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда: провести инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, подать заявку в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области для постановки на государственный учет принадлежащих объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; разработать паспорта отходов I-IV класс опасности в соответствии с требованиями законодательства; провести учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов; составить отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов и представить её в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами; внести плату за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками за 2019 год; представить информацию в области обращения с отходами за 2019 год в уполномоченный орган, для внесения в региональный кадастр отходов Оренбургской области; разработать и утвердить программу производственного экологического контроля.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Акбулакский районный суд в течение месяца, со дня составления мотивированного решения.

Судья Е.П. Малова

В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение по делу составлено 21 августа 2020г.

Подлинник решения находится в административном деле № 2а-258/20 в архиве Акбулакского районного суда Оренбургской области.

2-258/2020 ~ М-227/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Акбулакского района
Ответчики
ООО "Пальмира"
Суд
Акбулакский районный суд Оренбургской области
Судья
Малова Е.П.
Дело на странице суда
akbulaksky--orb.sudrf.ru
30.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.06.2020Передача материалов судье
03.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.07.2020Судебное заседание
17.08.2020Судебное заседание
21.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.09.2020Дело оформлено
22.09.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее