№ 5-1770/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
15 августа 2019 года г. Москва
Судья Мещанского районного суда города Москвы Данильчик Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ в отношении:
ОАО «РЖД», ИНН *, ОГРН *, дата регистрации *, место нахождения: *
УСТАНОВИЛ:
В отношении юридического лица – ОАО «РЖД» * и.о. Новгородского транспортного прокурора вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном по ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Представитель ОАО «РЖД» Абдулкеримов Э.А. в судебном заседании указал на отсутствие события и оснований для привлечения общества к административной ответственности, с обстоятельствами, изложенными в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, не согласился.
Представитель Новгородской транспортной прокуратуры в судебное заседание не явился, извещен о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Изучив представленные материалы, выслушав представителя ОАО «РЖД», прихожу к следующему.
Частью 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, совершенное умышленно, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.5.1 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с ч. 3 ст. 12 названного Федерального закона субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (п. 9 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»).
Как следует из смысла ст. 8 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст. 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.
Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта и транспортных средств железнодорожного транспорта утверждены постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 № 495.
Таким образом, на ОАО «РЖД», как на субъект транспортной инфраструктуры, возложены обязанности по исполнению положений Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
Из материалов дела следует и установлено в судебном заседании, что Новгородской транспортной прокуратурой на основании решения о проведении проверки прокурора № * от * * * года в * мин. проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов от актов незаконного вмешательства на железнодорожной станции Угловка (адрес: *) Московского центра организации работы железнодорожных станций Октябрьской дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД».
Железнодорожная станция Угловка включена в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств с присвоением реестрового номера ЖСС * и *категории по транспортной безопасности (уведомление Росжелдора от * № *).
В результате проверки выявлены факты длительного, умышленного нарушения обязательных требований в области обеспечения транспортной безопасности, а именно:
- в нарушение требований ч. 1, 2, 8, и 9 ст. 12.2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» на станциях отсутствуют технические средства обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности); досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр, наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности не проводятся уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности;
- в нарушение пп. 27 п. 5 Требований не обеспечено круглосуточное непрерывное функционирование пунктов управления обеспечением транспортной безопасности, а также накопление, обработку и хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, имеющих соответствующие конструктивные возможности;
- в нарушение пп. 28 п. 5 Требований не обеспечено видеонаблюдения, аудио- и видеозапись с целью документирования сил обеспечения транспортной безопасности на контрольно-пропускных пунктах и постах, а также пунктах управления обеспечением транспортной безопасности;
- в нарушение пп. 35 п. 5 Требований не обеспечен количественный и качественный состав технических систем и средств досмотра (отсутствуют камеры видеонаблюдения, отсутствует ограждение на границе зоны транспортной безопасности);
- в нарушение пп. 38 п. 5 Требований не обеспечивается воспрепятствование преодоление любыми лицами контрольно-пропускных пунктов и постов без соблюдения условий допуска в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в том числе без наличия действительных пропусков и иных разрешений установленных видов;
- в нарушение пп. 1 п. 6 Требований объект транспортной инфраструктуры не оснащен техническими средствами и инженерными системами обеспечения транспортной безопасности;
- в нарушение пп. 11 п. 6 Требований не обеспечено выявление нарушителей, совершение или подготовку к совершению акта незаконного вмешательства на периметре границ зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры;
- в нарушение пп. 13 п. 6 Требований не обеспечено реагирование на совершение или подготовку к совершению актов незаконного вмешательства на объекте транспортной инфраструктуры, в том числе силами групп (группы) быстрого реагирования;
- в нарушение требований ст. 12.1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» силы обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном вокзале станции Угловка не созданы и не аттестованы.
Факт совершения правонарушения и виновность ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ, подтверждается совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от *, в котором изложены обстоятельства административного правонарушения; решением о проведении проверки № * от *; актом проверки от *; представлениями об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации от * № *, от * № *, вынесенными в адрес начальника Московской дирекции пассажирских обустройств, о допущенных нарушениях в сфере транспортной безопасности на железнодорожном вокзале станции Угловка; письменными объяснениями; сведениями предоставленными ОАО «РЖД»; приказами и локальными актами ОАО «РЖД» в сфере транспортной безопасности и назначении ответственных должностных лиц; а также иными материалами дела.
Совокупность вышеприведенных доказательств по делу сомнений в своей объективности не вызывают, они получены в соответствии с административным законодательством, составлены уполномоченными на это должностными лицами, в рамках выполнения им своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, последовательны и непротиворечивы, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, в связи с чем нахожу вышеуказанные доказательства относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными для разрешения настоящего дела, а потому считаю возможным положить их в основу постановления. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении составлено в соответствии с требованиями КоАП РФ, права ОАО «РЖД» соблюдены, все существенные данные, прямо перечисленные в части 2 ст. 28.2 КоАП РФ, постановление содержит.
Оценивая в совокупности все изложенные по делу доказательства, прихожу к выводу о том, что в процессе рассмотрения административного дела установлен и доказан факт длительного, умышленного нарушения указанным юридическим лицом обязательных требований в области обеспечения транспортной безопасности, поскольку общество, осознавая противоправный характер своего действия (бездействия) длительное время не прекращало неисполнение предусмотренных законом обязанностей, в связи с чем суд квалифицирует действия ОАО «РЖД» по ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ. При этом оснований для иной квалификации действий ОАО «РЖД» - не имеется.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности ОАО «РЖД» не усматриваю, поэтому оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Довод представителя ОАО «РЖД» о том, что событие и основания для привлечения общества к административной ответственности отсутствуют, несостоятельны, так как опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами, полученными с соблюдением требований ст. 26.2 КоАП РФ, достоверность вышеуказанных доказательств сомнений не вызывает, поскольку они непротиворечивы и согласуются между собой.
Ссылки представителя ОАО «РЖД» на отсутствие у общества умысла на совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ, поскольку им проводятся мероприятия, направленные на обеспечение транспортной безопасности, требующие значительных временных затрат, не могут служить достаточным основанием для освобождения общества от административной ответственности по ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ, принимая во внимание, что из материалов дела следует, что в * года и в * года Новгородской транспортной прокуратурой проводились проверки соблюдения законодательства о транспортной безопасности на железнодорожной станции Угловка, по результатам которой внесены представления начальнику Московской дирекции пассажирских обустройств. Однако проверка, проведенная *, показала, что ранее выявленные нарушения в сфере транспортной безопасности до настоящего времени на железнодорожной станции Угловка не устранены.
В ходе проверки установлено, что ОАО «РЖД», являясь субъектом транспортной инфраструктуры, имело реальную возможность для исполнения требований по обеспечению транспортной безопасности и оснащения железнодорожной станции Угловка всеми техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеоидентификацию, видеораспознавание, видеообнаружение, видеомониторинг объектов видеонаблюдения, однако несколько лет юридическим лицом не предпринимались действия с целью устранения нарушений и неукоснительного выполнения требований по обеспечению транспортной безопасности и исполнения требований по соблюдению транспортной безопасности.
Таким образом, ОАО «РЖД» известно о необходимости исполнять обязательные требования законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, и ОАО «РЖД» сознавало противоправный характер своего бездействия при неисполнении вышеназванных Требований, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ; установлен у ОАО «РЖД» умысел на совершение административного правонарушения по ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Совершенное ОАО «РЖД» правонарушение посягает на отношения, объектом которых является транспортная безопасность, учитывая в совокупности обстоятельства совершенного правонарушения, считаю, что в данном случае нет оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.
Смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.
При назначении наказания ОАО «РЖД», в соответствии со ст. ст. 4.1-4.3 КоАП РФ учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, исходя из того, что в соответствии со ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, учитывая, что выявленные нарушения устраняются обществом, прихожу к выводу о назначении наказания в виде штрафа.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ОАО «РЖД» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (Двухсот тысяч) рублей.
Документ, подтверждающий оплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано представить в Мещанский районный суд г. Москвы (г. Москва, ул. Каланчевская, д. 43А).
Копию данного постановления направить Новгородскому транспортному прокурору для сведения.
Копию постановления вручить ОАО «РЖД», разъяснив, в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или 1.3 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Согласно ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Московский городской суд через Мещанский районный суд г. Москвы в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Штраф подлежит перечислению на следующие реквизиты:
УФК по г. Санкт-Петербургу (Северо-Западная транспортная прокуратура, л/*)
р/сч *, ИНН *, КПП *
Северо-Западное ГУ Банка России, г. Санкт-Петербург
БИК *, КБК *
ОКТМО *
Судья Ю.С. Данильчик