№2-1622/2019
24RS0002-01-2019-001191-39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 мая 2019 года г. Ачинск
Ачинский городской суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Левичевой О.Ю.,
при секретаре Шабаевой Е.А.
с участием представителя истца помощника Ачинского городского прокурора Малиновской Р.А.
представителя ответчика Администрации <адрес> Каарт Е.В., она же представитель третьего лица КУМИ администрации <адрес> (л.д.79,120)
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ачинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> о возложении обязанности произвести ремонтно-восстановительные работы жилого дома,
УСТАНОВИЛ:
Ачинский городской прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации <адрес>, указывая, что Ачинской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией <адрес> законодательства об объектах культурного наследия. Установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> являются муниципальной собственностью <адрес>. Заключением межведомственной комиссии «О признании помещений жилыми помещениями, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ № указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим реконструкции, в связи с износом в процессе эксплуатации здания, приводящего к снижению уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций. Службой по государственной охране объектов культурного наследия <адрес> собственнику объекта - администрации <адрес>ДД.ММ.ГГГГ №направлено охранное обязательство. В соответствии с предписанием об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ №, администрации <адрес> было необходимо в срок до 15.05.2016г. разработать и представить на согласование в службу по государственной охране объектов культурного наследия <адрес> в порядке, предусмотренном ст.45 Федеральный закон № 73-ФЗ, научно-проектную документацию на проведение работ по сохранению вышеуказанного объекта, в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить письменное разрешение на проведение работ по сохранению объекта, выполнить работы по сохранению. Однако, администрацией <адрес> до настоящего времени не разработана проектно-сметная документация на проведение работ по сохранению жилого дома, ремонтно-восстановительные работы жилого дома не проведены, что может повлечь его полное разрушение, и как следствие - нарушение права неопределенного круга лиц на доступ к вышеуказанному объекту культурного наследия. Просит обязать Администрацию <адрес> не позднее 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда привести утраченные в процессе эксплуатации характеристики жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в соответствие с установленными требованиями посредством проведения ремонтно-восстановительных работ с учетом требований ст. 45 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». (л.д.2-4).
В дальнейшем истцом были уточнены исковые требования, согласно которым Ачинский городской прокурор просит обязать Администрацию <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ подготовить проектную документацию и выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия –жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с проектной документацией с учетом требований ст.45 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». (л.д.138-139).
В судебном заседании помощник Ачинского городского прокурора Малиновская Р.А. заявленные исковые требования поддержала в уточненной редации по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика администрации <адрес> Каарт Е.В., действующая на основании доверенности от 27.12.2018г. сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.79), она же представитель третьего лица КУМИ администрации <адрес>, действующая на основании доверенности от 27.12.2018г. сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.120) в судебном заседании против исковых требований частично возражала по основаниям, указанным в письменном отзыве. Просит в случае удовлетворения исковых требований предоставить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.85-86).
Третье лицо Служба по государственной охране объектов культурного наследия <адрес>, извещенный надлежащим образом, в суд не явился, возражений либо ходатайств не представил.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Ачинского городского прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия как особым видом недвижимого имущества регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В силу п. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 48 названного закона, собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
В статье 9.3 Федерального закона N 73-ФЗ определены полномочия органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, к которым отнесены: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований.
Из положений ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" следует, что сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Снос выявленного объекта культурного наследия запрещен (пункт 10 статьи 16.1 Закона N 73-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются: региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В судебном заседании установлено, Ачинской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией <адрес> законодательства об объектах культурного наследия.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ собственником жилого <адрес> (ранее <адрес>) является муниципальное образование <адрес> края (л.д.68).
В соответствии с заключением от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции, в связи с износом в процессе эксплуатации здания, приводящего к снижению уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций (л.д.10), что также подтверждается актом № технического обследования жилого дома межведомственной комиссии (л.д.13).
Согласно техническому отчету № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам визуального обследования технического состояния несущих и ограждающих конструкций жилого дома сделаны следующие выводы:
Техническое состояние наружных и внутренних стен 1-го этажа оценивается как ограниченно работоспособное.
Техническое состояние наружных и внутренних стен 2-го этажа оценивается как ограниченно работоспособное.
Техническое состояние перегородок оценивается как недопустимое.
Техническое состояние полов 1-го этажа оценивается как недопустимое.
Техническое состояние полов 2-го этажа оценивается как ограниченно работоспособное, кроме полов в осях А-В/2-4 состояния которых оценивается как недопустимое.
Техническое состояние конструкций перекрытия 1-го этажа оценивается как ограниченно работоспособное, кроме конструкции перекрытия в осях А-В/3-4, техническое состояние которых оценивается как недопустимое.
Техническое состояние конструкций перекрытия 2-го этажа оценивается как ограниченно работоспособное.
Техническое состояние конструкций лестницы оценивается как недопустимое.
Техническое состояние крыши в осях Б-В/2-4 оценивается как аварийное.
Техническое состояние кровли в осях Б-В/2-4 оценивается как недопустимое.
Техническое состояние крыши в осях А-Б/1-4 оценивается как не допустимое.
Техническое состояние кровли в осях А-Б/1-4 оценивается как недопустимое.
Техническое состояние конструкций балкона оценивается как недопустимое. (л.д.16-34).
29.05.2012г. вынесено Распоряжение №-р главой Администрации <адрес> о проведении реконструкции жилого <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11). Распоряжением главы Администрации <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ срок проведения реконструкции продлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12).
ДД.ММ.ГГГГ Службой по государственной охране объектов культурного наследия вынесено предписание № об устранении выявленных нарушений в адрес Администрации <адрес>, а именно:
1. В связи с нарушением ч. 1 ст. 47.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»: разработать и представить на согласование в Краевой орган охраны объектов культурного наследия в порядке, предусмотренном ст. 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», научно-проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, кон. XIX в.» по <адрес>; Срок устранения правонарушения: до ДД.ММ.ГГГГ;
получить в Краевом органе охраны объектов культурного наследия письменное разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, кон. XIX в.» по <адрес>;
выполнить в порядке, предусмотренном ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002№-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)народов Российской Федерации», работы по сохранению объекта культурногонаследия регионального значения «Дом жилой, кон. XIX в.» по <адрес>. Срок устранения правонарушения: до 15.05.2017г.
2. В связи с нарушением ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;
внести изменения в генеральный план <адрес> (постановление администрации <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ №-п) и в правила землепользования и застройки на территории <адрес> (решение Ачинского городского совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №р) в соответствие с постановлением Совета администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об установлении зон охраны недвижимых памятников истории и культуры <адрес>». Срок устранения правонарушения: до ДД.ММ.ГГГГ.
остановить действия разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ № и разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ №. Срок устранения правонарушения: до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.8-9).
Согласно Акту № технического состояния объекта культурного наследия регионального значения от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: <адрес> с целью сохранения объекта и создания надлежащих условий для его использования собственнику объекта необходимо провести следующие работы по сохранению объекта: подготовить проектную документацию на работы по сохранению объекта в срок до 31.12.2017г.; выполнить работы по сохранению объекта в соответствии с проектной документацией в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.38-39).
В адрес КУМИ администрации <адрес> направлено охранное обязательство объекта культурного наследия «Дом жилой» кон.XIX в. <адрес> (л.д.49-54).
Согласно п.13 Раздела 2 Охранного обязательства требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, предусматривает консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
Собственник (пользователь) обязан обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия (п.14).
Как следует из объяснений представителя ответчика и подтверждено материалами дела, администрацией <адрес> был объявлен аукцион на выбор подрядчика для разработки научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой» кон.XIX в. <адрес> в соответствии с заданием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки, электронный аукцион признан несостоявшимся, что подтверждается протоколами рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 23.07.2018г., от 10.12.2018г. (л.д.58,60,71,74-78).
Таким образом, судом установлен тот факт, что вышеприведенные условия содержания объекта культурного наследия, ответчиком не исполнены, меры, обеспечивающие физическую сохранность объекта культурного наследия, не приняты, перечень работы, являющийся неотъемлемой частью Охранного обязательства, не выполнены, руководствуясь вышеуказанными нормами права, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований об обеспечении выполнения научно-проектной документации, обосновывающей проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; проведении работ по сохранению объекта культурного наследия.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Поскольку в рассматриваемом случае имеются основания для обязания ответчика совершить действия по сохранению объекта культурного наследия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, то с учетом характера вышеуказанных действий и необходимости своевременной реставрации объекта культурного наследия суд полагает возможным установил ответчику подготовить проектную документацию по сохранению объекта культурного наследия в срок до ДД.ММ.ГГГГ и выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Ачинского городского прокурора удовлетворить.
Обязать Администрацию <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ подготовить проектную документацию по сохранению объекта культурного наследия и выполнить в срок до ДД.ММ.ГГГГ работы по сохранению объекта культурного наследия, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с проектной документацией.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья: О.Ю.Левичева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ