Решение по делу № 2-3477/2014 ~ М-3479/2014 от 06.08.2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 сентября 2014 года г.Ачинск Красноярского края,

ул.Назарова, 28-Б

Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Киняшовой Г.А.,

при секретаре Карельской Л.Н.,

с участием:

истца Г.М.А. и его представителя Г. Е.М., действующего на основании ходатайства истца,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г. к Министерству обороны РФ, федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, федеральному государственному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, федеральному государственном учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, администрации Ачинского района, администрации Ключинского сельского совета Ачинского района о признании проживающим в жилом помещении на условиях социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Г.М.А. обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, администрации Ачинского района, администрации Ключинского сельского совета Ачинского района о признании проживающим его в жилом помещении на условиях социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, мотивируя свои требования тем, что на основании решения жилищной комиссии войсковой части 74008 ему была предоставлена квартира, расположенная по адресу: Красноярский край, Ачинский район,, в которой он проживает до настоящего времени, выполняя все обязанности нанимателя жилого помещения. Ранее данная квартира ранее относилась к жилищному фонду военных городков закрытого типа, в 2011 году была исключена из состава данного жилищного фонда. Обращения истца в различные учреждения по вопросу установления собственника не дали никаких результатов, в связи с чем в настоящее время он лишен возможности безвозмездного получения в собственность жилого помещения в порядке приватизации и вынужден обратиться в суд. Просит признать его проживающим в спорном жилом помещении на условиях социального найма и признать за ним право собственности на квартиру в порядке приватизации (л.д.3-5).

В судебном заседании истец Г.М.А. поддержал заявленные требования в полном объеме, по аналогичным основаниям, суду пояснил, что спорная квартира была представлена ему в связи с его трудовыми отношениями с войсковой частью 74008, на состав семьи из четырех человек: он, супруга и двое сыновей – Е., 1967 года рождения, и В., года рождения. Затем, в 1989 году старший сын Е. создал свою семью и ему войсковой частью 74008, где он также работал, была предоставлена другая квартира, в которой он зарегистрирован и проживает до настоящего времени со своей семьей. Младший сын В. выписался из спорной квартиры в 1990 году и переехал на постоянное место жительства в г.Красноярск, где в 1998 году скончался. Супруга Г.Г.И. умерла в 2008 году. В войсковой части он проработал до 2003 года, был уволен в связи с выходом на пенсию. В 2004 году с ним был заключен договор найма служебной квартиры, Когда спорная квартира была включена в число служебных ему не известно. Указанный договор найма он не оспаривал, так как других документов, подтверждающих его право пользования квартирой у него не было, в тот период времени военный городок был закрытым, в связи с чем он полагал, что все жилье является служебным. В настоящее время он хочет приватизировать спорную квартиру, однако лишен такой возможности, в связи с отсутствием сведений о собственнике жилого фонда, который заключил бы с ним договор приватизации. Все годы проживания в спорной квартире он добросовестно выполнял обязанности нанимателя жилого помещения, оплачивал жилищно-коммунальные услуги, производил текущий ремонт квартиры.

Представитель истца Г.Е.М. в судебном заседании поддержал требования своего отца в полном объеме, по тем же основаниям. Дополнительно пояснил суду, что он лично на указанную квартиру не претендует, от участия в ее приватизации он отказался.

Представитель ответчика Министерства обороны РФ, извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела (л.д.136), в судебное заседание не явился, в поступившем письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, по существу, заявленных требованиям возражал в полном объеме, указав, что Министерство обороны РФ не наделено полномочиями по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации (л.д.112-113).

Представитель ответчика ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, извещенный о дне слушания дела надлежащим образом (л.д.101), в судебное заседание не явился, в поступившем письменном отзыве ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, по существу заявленных требований Г.М.А. возражал, указав, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у вооруженных сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. С этой целью в п. 2 указанного Постановления приведен перечень полномочий, который не включает в себя полномочия по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации. Более того, данный перечень не предусматривает полномочий Министерства обороны РФ по отчуждению имущества, находящегося в федеральной собственности в собственность граждан в порядке приватизации. Жилое помещение, расположенное по адресу: Ачинский район, д. Каменка, ул. Лесная, дом 8, кв. 58, было предоставлено Г.М.А. на основании договора найма служебного жилого помещения, поскольку на момент предоставления жилья военный городок, расположенный в дер. Каменка Ачинского района, являлся закрытым, все жилые помещения предоставлялись в качестве служебных на время исполнения трудовых обязанностей. Служебные жилые помещения приватизации не подлежат, в связи с чем в удовлетворении исковых требований просил отказать (л.д.118-120,138-139).

Представитель ответчика ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела (л.д.101), в судебное заседание не явился, уважительность причины своей неявки суду не представил, ходатайств об отложении дела не заявлял, отзыва по иску не представил.

Представитель ответчика ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела (л.д.101), в судебное заседание не явился, в поступившем письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, по существу заявленных требований возражал в полном объеме, поскольку спорная квартира отнесена к числу служебных, что подтверждается договором найма служебной квартиры и предоставлена Г.М.А. на период трудовых отношений с войсковой частью, поэтому не может быть передана в собственность истцу в порядке приватизации (л.д.127-128).

Представитель ответчика администрации Ачинского района, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела (л.д.101), в судебное заседание не явился, уважительность причины своей неявки суду не представил, ходатайств об отложении дела не заявлял, отзыва по иску не представил.

Представитель ответчика администрации Ключинского сельсовета Ачинского района Красноярского края, извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела, надлежащим образом (л.д.126), в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.112), отзыва по существу иска не представил.

Представитель третьего лица войсковой части 58661-49, извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом (л.д.111), в судебное заседание не явился, согласно поступившего письменного отзыва просил рассмотреть дело в его отсутствие, принять решение на усмотрение суда (л.д.131).

Представитель третьего лица Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края, извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом (л.д.123), в суд не явился, в поступившем письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что спорное жилое помещение не учтено в Реестре государственной собственности Красноярского края. Имущество Вооруженных Сил РФ относится исключительно к собственности Российской Федерации. Указанный выше объект в собственность субъекта Российской Федерации – Красноярского края из федеральной собственности не передавался (л.д. 102).

Представитель третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом (л.д.125), в судебное заседание не явился, согласно поступившему письменному отзыву, просил рассмотреть дело в его отсутствие, по существу требований возражал (л.д.109).

Представитель третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае, извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела (л.д.100), в судебное заседание не явился, уважительность причины своей неявки суду не представил, ходатайств об отложении дела не заявлял, отзыва по иску не представил.

Выслушав истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.

Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлен ст.57 Жилищного кодекса РФ. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений настоящей статьи.

В соответствии с абз. 2 ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР, утратившим силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.

Вопросы обеспечения жильем гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации регулировались ведомственными нормативными актами. Приказ Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте", устанавливал порядок и правила обеспечения жильем не только военнослужащих, но и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, которые указаны в приказе как рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота.

В соответствии с Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, утвержденным вышеуказанным Приказом Министра обороны СССР, рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие в воинских частях, размещенных вне городов и поселков городского типа, обеспечивались жилой площадью по месту работы за счет жилого фонда этих воинских частей.

Рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, прекратившие трудовые отношения с воинскими частями в связи с увольнением по собственному желанию, или за нарушение трудовой дисциплины, или за совершение преступления, подлежали выселению из домов Министерства обороны СССР в судебном порядке без предоставления другой жилой площади, за исключением инвалидов войны, инвалидов труда I и II групп, пенсионеров по старости, персональных пенсионеров, семей лиц, находящихся на службе в Вооруженных Силах СССР, а также семей военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы.

Таким образом, приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте" предусматривалась возможность обеспечения лиц гражданского персонала Вооруженных Сил как служебным жильем, так и жильем по социальному найму за счет жилищного фонда Министерства обороны СССР.

Согласно действовавшему в 1981 году порядку, вопрос о постановке гражданского персонала на учет нуждающихся по совместному ходатайству командира войсковой части и профсоюза организации выносился на рассмотрение жилищной комиссии. Именно жилищные комиссии воинских частей были наделены полномочиями по постановке на учет работников из числа гражданского персонала, на основании их решения работников признавали нуждающимися в получении служебных жилых помещений и жилых помещений по договорам социального найма.

В последующем, а именно с момента вступления в силу приказа Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, возможность обеспечения лиц гражданского персонала жильем по социальному найму была сформулирована иным образом. Так, в п. п. 26 и 43 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации было отмечено, что как учет гражданского персонала Вооруженных Сил, нуждающегося в улучшении жилищных условий, так и предоставление им жилых помещений осуществляются в соответствии с жилищным законодательством. Однако у Министерства обороны Российской Федерации сохранялись обязательства по обеспечению жильем по социальному найму определенной категории граждан, а именно лиц гражданского персонала, принятых на учет нуждающихся в получении жилья (улучшении жилищных условий) до 1 марта 2005 года.

Как установлено по делу, квартира, расположенная по адресу: Красноярский край, Ачинский район, дер., состоящая из трех комнат, общей площадью 49,3 кв.м, в том числе жилой площадью 35,8 кв.м, является собственностью Российской Федерации, закреплена на праве оперативного управления за Министерством обороны РФ, до 11 октября 2011 года относилась к жилищному фонду военных городков закрытого типа.

На основании протокола жилищной комиссии войсковой части 74008 от 30 мая 1981 года № 5, вышеуказанная квартира была предоставлена Г.М.А. (л.д.63), в связи с его трудовыми отношениями с войсковой частью 74008 (л.д.143-150), на состав семьи из 4-х человек, в том числе супругу и двоих сыновей.

Указанные лица вселились в спорную квартиру, зарегистрировались в ней по месту жительства, приняли на себя все обязанности нанимателей жилого помещения, следили за его техническим состоянием, оплачивали коммунальные платежи (л.д. 8, 13-15,14, 151-152).

Впоследствии сын истца Г.Е.М. выехал из спорного жилого помещения, снялся с регистрационного учета и в настоящее время проживает в предоставленной ему отдельной квартире вместе со своей семьей. От участия в приватизации квартиры истца отказался (л.д.154).

Другой сын истца Г.В.М. снялся с регистрационного учета и выехал на постоянное место жительства в г.Красноярск, где 13 марта 1998 года умер (л.д.153).

Супруга истца Г.Г.И. умерла 17 февраля 2008 года (л.д.19).

10 февраля 2004 года войсковой частью 74008 с Г.М.А. на спорную квартиру был заключен договор найма служебной квартиры в домах государственного фонда РФ № 132, в который в качестве члена семьи нанимателя была включена супруга Г.Г.И. (л.д.6-9).

Вместе с тем, доказательств отнесения спорного жилого помещения к числу служебных ответчиками суду не представлено и в ходе рассмотрения дела не установлено.

В соответствии с ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

В соответствии с ч. 1 ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, жилое помещение включалось в число служебных решением соответствующего местного уполномоченного органа исполнительной власти.

Как было указано выше, спорное жилое помещение было предоставлено Г.М.А. в 1981 году на основании решения жилищной комиссии войсковой части, в связи с его трудовыми отношениями с войсковой частью.

Каких-либо данных о наличии у спорной квартиры в 1981 году статуса служебной, а также о предоставлении Г.М.А. указанной квартиры в качестве служебного жилого помещения ответчиками не представлено. Как следует из представленных по запросу суда администрациями г.Ачинска и Ачинского района копий постановлений, спорная квартира к числу служебных отнесена не была (л.д.34-60), в реестре муниципальной собственности Ачинского района и г.Ачинска не числится (л.д. 21,23).

Таким образом, суд считает установленным, что на момент предоставления спорной квартиры Г.М.А. и членам его семьи, указанная квартира статуса служебного жилого помещения не имела, была распределена на общих основаниях, а потому суд приходит к выводу о том, что истец проживает в спорном жилом помещении на условиях социального, а не специализированного найма.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилом фонде на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения.

В силу ст. 8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

До 11 октября 2011 года спорная квартира относилась к жилищному фонду военных городков закрытого типа, вследствие чего приватизация данного жилого помещения была запрещена законом.

Распоряжением Правительства РФ от 11 октября 2011 года N 1779-р «О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 N 752-р» Ачинского района Красноярского края исключена из указанного перечня, в связи с чем спорное жилое помещение с 11 октября 2011 года является объектом приватизации.

Право на приватизацию жилого помещения Г.М.А. ранее не использовано, также он не имеет в собственности объектов недвижимого имущества, что подтверждается справками Ачинского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» (л.д.20,22).

Учитывая, что действующим законодательством не урегулирован порядок реализации Министерством обороны Российской Федерации функций по передаче квартир в собственность граждан в порядке приватизации, во внесудебном порядке реализовать свое законное право на приватизацию указанной квартиры истцы не имеют возможности.

С учетом установленных обстоятельств и вышеуказанных требований закона, учитывая, что истцом ранее не было использовано свое право на приватизацию жилого помещения, суд проходит к выводу об удовлетворения требований Г.М.А. о признании за ним права собственности на спорную квартиру в порядке приватизации.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░,, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░ ░░ ░.░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 49,3 ░░.░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 35,8 ░░.░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░

2-3477/2014 ~ М-3479/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гетманенко Михаил Алексеевич
Ответчики
администрация Ачинского района
ФГКУ "Сибирское тУИО" МО РФ
администрация Ключинского сельсовета
ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ
Специальное территориальное управлние имущественных отношений МО РФ
Департамент имущественных отношений МО РФ
Другие
Войсковая часть 74008
ТУФА по управлению госимуществом в Красноярском крае
Агенство по управлению госимуществом Красноярского края
Забайкальское ТУФА
Суд
Ачинский городской суд Красноярского края
Судья
Киняшова Галина Александровна
Дело на сайте суда
achinsk--krk.sudrf.ru
06.08.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.08.2014Передача материалов судье
11.08.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.08.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.08.2014Подготовка дела (собеседование)
29.08.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.09.2014Судебное заседание
29.09.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.10.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.04.2015Дело оформлено
23.04.2015Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее