Дело № 5-662/2022 21 ноября 2022 года
г. Архангельск<АДРЕС>
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Мировой судья судебного участка № 1 Ломоносовского судебного района г.Архангельска Свепарская Т.Ю., расположенный по адресу: г.Архангельск, ул. Свободы, д.29, к.404, рассмотрев протокол об административном правонарушении и материалы, поступившие из Архангельского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте (163051, г.Архангельск, ул. 23-й Гвардейской дивизии, д. 17А) в отношении главного врача Частного учреждения здравоохранения «Клиническая поликлиника «РЖД-Медицина» города Архангельск» Савельевой Ольги Анатольевны, <ДАТА2>, уроженки <АДРЕС>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <АДРЕС>, <ОБЕЗЛИЧЕНО>,
УСТАНОВИЛ:
<ДАТА3> инспектором патрульно-постовой службы полиции 2 взвода Архангельского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте (далее - АЛО МВД РФ на транспорте) составлен протокол № <ОБЕЗЛИЧЕНО> об административном правонарушении в отношении главного врача Частного учреждения здравоохранения «Клиническая поликлиника «РЖД-Медицина» города Архангельск (далее - ЧУЗ «КП «РЖД-Медицина» г.Архангельск»), находящегося по адресу: <АДРЕС>, Савельевой О.А., которая не представила в АЛО МВД РФ на транспорте медицинские документы, необходимые для проведения судебной медицинской экспертизы.
Тем самым Савельева О.А. совершила правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.7 КоАП РФ.
Савельева О.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Защитник Савельевой О.А. - Васильев Г.Ф. в судебном заседании с протоколом не согласился. Полагал, что состав правонарушения в действиях Савельевой О.А. отсутствует, поскольку отсутствие в запросе должностного лица указаний на п.3 ч.4 ст. 13 Закона об основах охраны здоровья граждан не позволил расценить запрос как мотивированный.
Выслушав защитника, исследовав материалы дела, суд установил следующее:
Как следует из материалов дела, в ходе производства проверки, проводимой в порядке ст. 144 УПК РФ, по сообщению о преступлении, зарегистрированному в КУСП АЛО МВД РФ на транспорте за № <ОБЕЗЛИЧЕНО> от <ДАТА4>, по факту получения телесных повреждений <ОБЕЗЛИЧЕНО>. при неизвестных обстоятельствах в неустановленном месте, в ЧУЗ «КП «РЖД-Медицина» г.Архангельск» <ДАТА4> и <ДАТА> октября 2022 года были направлены запросы на предоставление медицинских документов на имя <ОБЕЗЛИЧЕНО>., необходимых для проведения судебной медицинской экспертизы, с целью установления степени тяжести вреда, причиненного здоровью <ОБЕЗЛИЧЕНО>.
<ДАТА> и <ДАТА6> в адрес АЛО МВД РФ на транспорте поступили ответы на указанные запросы, в которых главный врач ЧУЗ «КП «РЖД-Медицина» г.Архангельск» Савельева О.А. указала, что требование должностного лица полиции является обязательным только в том случае, если оно мотивировано, то есть в нем должны быть указаны основания запроса. Исходя из практики применения законодательства, мотивированным признается запрос должностного лица полиции, содержащийся в числе прочего указание на норму права, на основании которой делается запрос (правовое основание). Полагала, что в запросе отсутствует указание на правовую норму, в соответствии с которой медицинское учреждение обязано предоставить истребуемую информацию. Согласия <ОБЕЗЛИЧЕНО>. в распоряжении ЧУЗ «КП «РЖД-Медицина» г. Архангельск» не имеется. В связи с чем, главный врач ЧУЗ «КП «РЖД-Медицина» г. Архангельск Савельева О. А. не предоставила запрашиваемые медицинские документы на имя <ОБЕЗЛИЧЕНО>.
Согласно диспозиции ст. 19.7 КоАП РФ состав административного правонарушения образуют: непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.
Объективную сторону данного административного правонарушения образует непредставление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.
В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 13 Федерального закона от 07 февраля 2011 года №3-Ф3 «О полиции» в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий, о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности, а также о лицах, признанных больными наркоманией либо потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, на которых судьей при назначении административного наказания возложена обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ
В силу ч.4 указанного Закона требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные пунктами 4, 12, 17, 21, 22, 27 части 1 настоящей статьи, обязательны для исполнения всеми государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и иными лицами в сроки, установленные в требовании (запросе, представлении, предписании), но не позднее одного месяца с момента вручения требования (запроса, представления, предписания).
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» сведения о факте обращения гражданина за медицинской помощью являются врачебной тайной, разглашение которой без согласия гражданина не допускается, за исключением случаев, указанных в ч.4 указанной статьи.
Пунктом 3 ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ предусмотрено, что предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается по запросу органов дознания и следствия в связи с проведением расследования.
Согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.06.2017 № 19 «О практике рассмотрения судами ходатайств о производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан (ст. 165 УПК РФ)», в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 19 ФЗ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при отсутствии согласия гражданина или его законного представителя отдельные сведения, составляющие врачебную тайну (например, о факте обращения гражданина за медицинской, в том числе психиатрической, помощью, нахождении на медицинском учете), могут быть представлены медицинской организацией без судебного решения по запросу следователя или дознавателя в связи с проведением проверки сообщения о преступлении в порядке, установленном ст. 144 УПК РФ, либо расследованием уголовного дела.
Право органа дознания и предварительного следствия при проведении проверки сообщений о совершении преступлений запрашивать и получать в медицинских организациях сведения, составляющих врачебную тайну, без согласия лица, в отношении которого собираются эти сведения, или его законного представителя являлось также предметом проверки Конституционного суда Российской Федерации, которым указано, что вышеприведенные законоположения неопределенности не содержат и не могут расцениваться как нарушающие права гражданина (Определение Конституционного, суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 2300-О).
Согласно ч. 4 ст. 21 УПК РФ требования, поручения и запросы прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных настоящим Кодексом, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Главный врач ЧУЗ «КП «РЖД-Медицина» Архангельск» Савельева О.А. отказала в предоставлении информации, ссылаясь на отсутствие в запросе указаний на соответствующую правовую норму.
Вместе с тем, в повторном запросе от 05 октября 2022 года должностным лицом подробно мотивировано основание запроса, со ссылкой на ч. 4 ст. 21 УПК РФ, п.4 ч.1 ст. 13, ч.4 ст. 13 Федерального закона от 07 февраля 2011 года №3-Ф3 «О полиции».
То обстоятельство, что в запросе не указан п. 3 ч.4 ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», не являлось основанием для отказа в предоставлении дознавателю информации, поскольку данный закон для органа дознания в отличие от медицинского учреждения специальным не является, дознаватель в данному случае обязан был руководствоваться уголовно-процессуальным законодательством РФ, а также Федеральным законом от 07 февраля 2011 года №3-Ф3 «О полиции».
Таким образом, отказ главного врача Савельевой О.А. является неправомерным, ЧУЗ «КП «РЖД-Медицина» Архангельск» обязано было представить запрашиваемые должностным лицом документы, действия главного врача Савельевой О.А. образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ.
Правонарушение подтверждается протоколом № <ОБЕЗЛИЧЕНО> от <ДАТА3> года, рапортом дознавателя отделения дознания АЛО МВД РФ на транспорте, запросами от <ДАТА> и <ДАТА> октября 2022 года, ответами ЧУЗ «КП «РЖД-Медицина» г.Архангельск» и другими материалами дела.
Анализируя представленные доказательства, суд находит вину должностного лица главного врача ЧУЗ «КП «РЖД-Медицина» Архангельск» Савельевой О.А. в совершении административного правонарушения доказанной, её действия правильно квалифицированы по ст. 19.7 КоАП РФ.
Суд полагает, с учетом исследованных в судебном заседании материалов дела, возможным назначение наказания Савельевой О.А. в виде предупреждения.
На основании ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса об административных правонарушениях РФ, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
главного врача Частного учреждения здравоохранения «Клиническая поликлиника «РЖД-Медицина» города Архангельск» Савельеву Ольгу Анатольевну признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 КоАП РФ, и назначить ей наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Ломоносовский районный суд г. Архангельска с момента вручения либо получения копии постановления.
Мировой судья Т.Ю. Свепарская
<ОБЕЗЛИЧЕНО>