Решение по делу № 2-32/2013 ~ М-3/2013 от 09.01.2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Адамовка 17 января 2013 года

Адамовский районный суд Оренбургской области в составе :

председательствующего судьи Бобылевой Т.В.,

при секретаре судебного заседания Кузьминой Н.А.,

с участием помощника прокурора Адамовского района Замориной Ю.А.,

судебного пристава-исполнителя Фаттаховой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации МО <адрес> о признании незаконным постановления судебного пристава – исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Оренбургской области Фаттаховой А.А. о взыскании исполнительского сбора и освобождении администрации МО <адрес> от взыскания исполнительского сбора в размере рублей,

У с т а н о в и л :

Администрация МО <адрес> обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного судебным приставом – исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттаховой А.А. о взыскании исполнительского сбора в размере рублей с администрации МО <адрес> и освобождении администрации МО <адрес> от взыскания исполнительского сбора в размере рублей по исполнительному производству , возбужденному ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации МО <адрес> по исполнительному листу № ВС от ДД.ММ.ГГГГ, выданному в соответствии с решением Адамовского районного суда, по предмету исполнения – предоставление жилого помещения ребенку-сироте ФИО7, полагая, что постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора является незаконным по следующим основаниям.

Постановление мотивировано тем, что исполнительный документ в 5- дневный с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства, не был исполнен без уважительных причин. Однако они не могли исполнить решение суда в установленный судебным приставом-исполнителем необоснованно короткий 5-дневный срок по объективным причинам. Решением суда срок предоставления жилья не установлен. При определении срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа судебный пристав-исполнитель должен исходить из требований исполнительного документа и устанавливать разумные сроки. Судебным приставом-исполнителем не определены причины неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, в то время как в соответствии со ст.112 Закона « Об исполнительном производстве» и Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 г. № 13-П в качестве уважительных причин рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа.

Кроме того, муниципальное образование <адрес> в силу действующего законодательства не наделено собственными полномочиями по предоставлению жилья детям-сиротам. В силу ст.4 Закона Оренбургской области от 29.12.2007г. № 1853/389-1У-ОЗ « О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления осуществляют отдельные государственные полномочия только при финансовом обеспечении отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Однако выделяемых средств из областного бюджета недостаточно не только для обеспечения всех очередников детей-сирот, но и для исполнения решений суда относительно данной категории граждан. В настоящее время жилье по договору социального найма ФИО7 приобретено.

Согласно Бюджетному кодексу РФ, Методическим рекомендациям по порядку взыскания исполнительского сбора, утвержденного и.о. директора Федеральной службы судебных приставов – главного судебного пристава РФ ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ у судебного пристава-исполнителя отсутствовали основания для возбуждения исполнительного производства по принудительному взысканию денежных средств с администрации МО, поскольку в данном случае обращение взыскания на денежные средства должника производится в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ. В силу положений пунктов 2,3 ст.239 Бюджетного кодекса РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим кодексом. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего кодекса. Таким образом, полагает, что при обращении взыскания на денежные средства муниципального бюджета РФ судебный пристав-исполнитель не учел требований законодательства, определяющих порядок обращения взыскания на данную категорию средств, в связи с чем у последнего не было оснований для возбуждения исполнительного производства по принудительному взысканию денежных средств с администрации МО <адрес>.

Одновременно заявитель - администрация МО <адрес> просит восстановить пропущенный срок для подачи заявления об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора и освобождении от взыскания исполнительского сбора, указывая, что постановление судебного пристава-исполнителя Фаттаховой А.А. от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора было получено ими ДД.ММ.ГГГГ Считая, что указанное постановление является незаконным, администрация МО <адрес> с заявлением об оспаривании данного постановления обратилась в суд по месту нахождения МОСП по ИСИП УФССП по Оренбургской области – в Промышленный районный суд г. Оренбурга. Однако ДД.ММ.ГГГГ определением Промышленного районного суда жалоба администрации на действия судебного пристава-исполнителя была возвращена. Определение Промышленного районного суда г. Оренбурга от 10.12.2012 г. было получено ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по истечении срока, предоставленного законом для обжалования действий должностного лица, в связи с чем, в силу ст.112 ГПК РФ, просит восстановить срок на подачу заявления об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора и освобождении от взыскания исполнительского сбора, как пропущенный по уважительной причине.

В судебное заседании представитель администрации МО <адрес> ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, будучи надлежаще извещенной, не явилась, согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Заинтересованное лицо - судебный пристав – исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области Фаттахова А.А., действующая за себя, а также в интересах заинтересованных лиц – УФССП России по Оренбургской области и МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, с заявлением не согласилась. Пояснила, что в Межрайонном отделе судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области находится исполнительное производство, возбужденное на основании исполнительного листа ФИО1 районного суда о предоставлении ФИО7 вне очереди, на условиях договора социального найма благоустроенного жилого помещения. Постановление о принятии исполнительного производства к исполнению должником получено ДД.ММ.ГГГГ В срок для добровольного исполнения требования исполнительного документа не исполнены. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере рублей. В постановлении о принятии исполнительного производства к исполнению разъяснены последствия неисполнения в установленный срок требований исполнительного документа. Должник предупрежден о том, что с него будет взыскан исполнительский сбор. Постановление о взыскании сбора было вынесено лишь ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по истечению срока для добровольного исполнения. Кроме того, решение суда о предоставлении жилого помещения ФИО7 по договору социального найма вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, действия, направленные на исполнение решения суда должником не предпринимались, с заявлением о рассрочке исполнения решения суда должник в суд не обращался. В соответствии со ст. 105 п. 1 ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление и устанавливает должнику новый срок. В соответствии со ст. 112 ФЗ « Об исполнительном производстве» исполнительский сбор, является денежным взысканием, налагаемым на должника, в случае неисполнения им исполнительного документа, в установленный для добровольного исполнения исполнительного документа срок, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Полагает, что указанное постановление соответствует требованиям, установленным ст.14 ФЗ « Об исполнительном производстве». Для удовлетворения требований заявителя необходимо наличие одновременно двух условий : несоответствия постановления о взыскании исполнительского сбора судебного пристава-исполнителя закону и нарушение прав и законных интересов заявителя. Заявителем не указано какие нормы законодательства об исполнительном производстве нарушены судебным приставом-исполнителем при вынесении оспариваемого постановления и не указано каким образом ущемлены права и интересы, в связи с чем полагает, что требования заявителя о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора удовлетворению не подлежат. Доводы о том, что у судебного пристава-исполнителя отсутствовали основания для возбуждения исполнительного производства по принудительному взысканию денежных средств с администрации МО, поскольку администрация МО <адрес> является казенным учреждением и взыскания с нее должны производиться в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, считает несостоятельными, поскольку требования исполнительного документа содержат неимущественный характер и подлежат исполнению в соответствии с ФЗ « Об исполнительном производстве». В удовлетворении заявления администрации МО <адрес> об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора просит отказать. Против удовлетворения заявления о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, не возражает.

Помощник прокурора Адамовского района Заморина Ю.А. находит заявление администрации МО <адрес> необоснованным и в его удовлетворении просила отказать по основаниям, указанным судебным приставом-исполнителем Фаттаховой А.А.

Заинтересованные лица – ФИО7, представитель <адрес>, в судебное заседание, будучи надлежаще извещенными, не явились.

Исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства, выслушав стороны, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В случае неисполнения вступившего в законную силу решения суда его принудительное исполнение производится в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В силу ст. 441 ГПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава исполнителя субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены таким постановлением, действиями (бездействием).

Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 настоящего Кодекса, с изъятиями и дополнениями, предусмотренными настоящей статьей.

В соответствии со ст.122 Федерального закона « Об исполнительном производстве» жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия ( бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий ( бездействия).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Оренбургской области Фаттаховой А.А. вынесено оспариваемое постановление о взыскании с должника – администрации МО <адрес> исполнительского сбора в сумме 5000 район по исполнительному производству за неисполнение в срок требований исполнительного документа. Должнику стало известно о вынесенном постановлении только ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампом входящей корреспонденции администрации МО <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ администрация МО <адрес> с заявлением об оспаривании данного постановления обратилась в суд по месту нахождения МОСП по ИСИП УФССП по Оренбургской области – в Промышленный районный суд г. Оренбурга, что подтверждается копией листа журнала регистрации отправляемых документов. Однако ДД.ММ.ГГГГ определением Промышленного районного суда жалоба администрации на действия судебного пристава-исполнителя была возвращена и разъяснено, что указанная жалоба подлежит рассмотрению в Адамовском районном суде по месту совершения исполнительных действий судебного пристава-исполнителя. Определение Промышленного районного суда г. Оренбурга от 10.12.2012 г. администрацией МО <адрес> было получено ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампом входящей корреспонденции администрации МО <адрес>. Администрация МО <адрес> обратилась в Адамовский районный суд с указанным выше заявлением ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовым штемпелем на конверте, направленном в суд.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что срок для обжалования постановления судебного пристава-исполнителя должником пропущен по уважительной причине, в связи с чем подлежит восстановлению.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. на основании исполнительного листа, выданного Адамовским районным судом Оренбургской области ДД.ММ.ГГГГ, судебным приставом-исполнителем ФИО1 З.К. в отношении должника - администрации МО <адрес> в интересах взыскателя ФИО7 об обеспечении ее жилым помещением возбуждено исполнительное производство .

Из постановления о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ следует, что должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления. Также заявитель предупрежден о взыскании исполнительского сбора в размере 5000 рублей в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в установленный срок. Данное постановление получено администрацией МО <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении заказного письма.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ФИО1 З.К. от ДД.ММ.ГГГГ указанное исполнительное производство передано для исполнения в МОСП по ИОИП УФССП России по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттахова А.А. указанное исполнительное производство за приняла к исполнению, присвоив ему новый регистрационный номер 15915\12\03\56. Постановление от ДД.ММ.ГГГГ о принятии исполнительного производства Фаттаховой А.А. получено администрацией МО <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении заказного письма.

ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель Фаттахова А.А., в связи с неисполнением должником в установленный судебным приставом-исполнителем срок требования исполнительного документа, постановлением установила должнику- администрации МО <адрес> новый срок для исполнения требований исполнительного документа – до ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Фаттаховой А.А. в связи с неисполнением требований исполнительного документа вынесено постановление о взыскании с администрации МО <адрес> исполнительского сбора в размере 5 000 рублей и установлен срок для его исполнения - до ДД.ММ.ГГГГ.

С данным постановлением не согласен заявитель, считает, что требования исполнительного документа не могли быть исполнены в установленный 5-дневный срок, поскольку муниципальное образование <адрес> не наделено собственными полномочиями по предоставлению жилья детям-сиротам, выделяемых из областного бюджета субвенций недостаточно для исполнения решений суда относительно данной категории граждан. Судебный пристав- исполнитель не определил причины неисполнения требований исполнительного документа, в то время как в качестве уважительных причин рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. Также полагает, что у судебного пристава-исполнителя отсутствовали основания для возбуждения исполнительного производства по принудительному взысканию денежных средств с администрации МО <адрес>, поскольку администрация МО <адрес> является казенным учреждением и взыскания с нее должны производиться в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Учитывая положения ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве", суд приходит к выводу о том, что принятое судебным приставом-исполнителем постановление о взыскании исполнительского сбора законно и обоснованно, так как администрация МО <адрес> добровольно в установленный срок не исполнила требования исполнительного документа и ею не представлено доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Отсутствие же финансирования органа местного самоуправления не может нарушить право детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права которых подтверждены соответствующим судебным актом, на незамедлительное обеспечение жильем, гарантированное им федеральным законом. Иное противоречило бы конституционным началам взаимоотношений личности, общества и государства.

В соответствии п. 4 ст. 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению граждан жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, предоставляемыми по договорам социального найма.

Согласно ч. 1 ст. 6 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление предоставленных им государственных полномочий.

Поэтому доводы администрации МО <адрес> о недостаточности выделяемых денежных средств из бюджета <адрес> не может являться уважительной причиной несвоевременного исполнения вступившего в законную силу решения суда о предоставлении взыскателю вне очереди жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета <адрес>.

Поскольку администрация МО <адрес> добровольно требования исполнительного документа не исполнила, причины, по которым, по мнению должника, невозможно исполнить судебный акт, являются неуважительными, судебный пристав-исполнитель по истечении срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, обоснованно применил к администрации МО <адрес> санкцию штрафного характера (исполнительский сбор), вынеся оспариваемое постановление.

Доводы заявителя о том, что у судебного пристава-исполнителя отсутствовали основания для возбуждения исполнительного производства по принудительному взысканию денежных средств с администрации МО <адрес>, поскольку администрация МО <адрес> является казенным учреждением и взыскания с нее должны производиться в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, суд находит несостоятельными.

Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" не предусмотрено ограничение во взыскании исполнительского сбора с органов местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 7 Закона « Об исполнительном производстве» в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве и иными федеральными законами.

Статьей 12 Закона « Об исполнительном производстве» к числу исполнительных документов отнесены постановления судебного пристава-исполнителя.

Статьями 239, 242.1, 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа.

В случае неуплаты в добровольном порядке исполнительский сбор в силу положений ст.12 ФЗ « Об исполнительном производстве», а также п.13 ст.242.3., п.12 ст.242.4, п.12 ст.242.5 Бюджетного кодекса подлежит взысканию во внесудебном порядке на основании постановления судебного пристава-исполнителя.

Таким образом, для исполнения постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора с бюджетных учреждений предусмотрен иной внесудебный порядок. Учитывая изложенное, суд не соглашается с доводов заявителя о том, что взыскание исполнительского сбора с бюджетного учреждения, каким является администрация МО <адрес>, противоречит положениям Бюджетного кодекса РФ.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о соответствии оспариваемого постановления, а также действий судебного пристава-исполнителя нормам действующего законодательства и не усматривает нарушение прав и законных интересов заявителя. Оснований для освобождения администрации МО <адрес> от взыскания исполнительского сбора в размере рублей, суд не находит.

В связи с изложенным, в удовлетворении заявления администрации Муниципального образования <адрес> следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Восстановить администрации МО <адрес> срок для обжалования постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела службы судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области Фаттаховой А.А. от ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении заявления администрации МО <адрес> о признании незаконным постановления судебного пристава – исполнителя Межрайонного отдела службы судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области Фаттаховой А.А. о взыскании исполнительского сбора и освобождении администрации МО <адрес> от взыскания исполнительского сбора в размере рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через суд Адамовского района в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение изготовлено 17.01.2013 г.

Судья. решение вступило в законную силу 19.02.2013г.

2-32/2013 ~ М-3/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
администрация МО Адамовский район
Заморина Юлия Александровна
Другие
Кушекбаева Улбосын Мержакыевна
Правительство Оренбургской области
Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП Россиии по Оренбургской области
Суд
Адамовский районный суд Оренбургской области
Судья
Бобылева Татьяна Васильевна
Дело на странице суда
adamovsky--orb.sudrf.ru
09.01.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.01.2013Передача материалов судье
10.01.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.01.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.01.2013Судебное заседание
25.01.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.01.2013Дело оформлено
19.12.2013Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее