Решение по делу № 2-2842/2017 ~ М-2740/2017 от 04.09.2017

№2-2842/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 ноября 2017 года г. Улан-Удэ

Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Смирновой Ю.А., при секретаре Цыдыповой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г.Улан-Удэ в интересах Яковлева Николая Владимировича к Администрации Советского района г. Улан-Удэ, Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия о признании нуждающимся в жилом помещении, обязании поставить в очередь по учету в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязании предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд с иском в интересах Яковлева Н.В., прокурор Советского района г.Улан-Удэ просил обязать Администрацию Советского района г.Улан-Удэ признать Яковлева Н.В. нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма специализированных жилых помещений по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и поставить его в очередь по учету в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма специализированных жилых помещений по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В обоснование иска указывал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что Яковлев Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец АДРЕС, инвалид ИНЫЕ ДАННЫЕ, с ИНЫЕ ДАННЫЕ до совершеннолетия находился в интернатных учреждениях в связи с уклонением обоих родителей от его воспитания, лишением матери родительских прав. Ввиду давности, личное дело, формируемое интернатными учреждениями, решение суда в отношении матери не сохранились. По информации Администрации Тункинского района РБ Яковлев Н.В. ДД.ММ.ГГГГ направлен в детский дом г.Улан-Удэ. Информация о его выявлении как сироты отсутствует, на регистрационном учете в органе опеки и попечительства не состоял, опека не устанавливалась. Согласно сведениям ГБУСО РБ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Малышок» Яковлев прибыл в детский дом ДД.ММ.ГГГГ, выбыл ДД.ММ.ГГГГ, мать – ЯЛВ ИНЫЕ ДАННЫЕ, отец – ИНЫЕ ДАННЫЕ Из ответа ГБУСО РБ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Ровестник», следует, что Яковлев Н.В. поступил в Центр ДД.ММ.ГГГГ, выбыл ДД.ММ.ГГГГ в школу-интернат НОМЕР АДРЕС, мать ИНЫЕ ДАННЫЕ, отец – ИНЫЕ ДАННЫЕ По сведениям Республиканской кадетской школы-интерната Яковлев поступил из санаторного детского дома в ДД.ММ.ГГГГ г., выбыл из интерната в ДД.ММ.ГГГГ г. в связи с поступлением в Иволгинский сельскохозяйственный техникум. Кроме того, проверкой установлено, что Яковлев Н.В. не имеет регистрации, фактически проживает в съемном жилье по адресу: г..Улан-Удэ, АДРЕС. По сведениям филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по РБ, Росреестра по РБ объекты недвижимого имущества за Яковлевым Н.В. не зарегистрированы. Полагает, что нарушение жилищных прав Яковлева произошло по вине ответчика, в связи с неисполнением им возложенных законом обязанностей по надлежащему ведению учета детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, их своевременной постановке на учет.

В процессе рассмотрения дела представителем прокуратуры Советского района г.Улан-Удэ Дамбаевой О.В. исковые требования увеличены, просила обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия предоставить Яковлеву Н.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм по месту жительства в г. Улан-Удэ Республики Бурятия.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия.

В судебном заседании истец Яковлев Н.В., представитель прокуратуры Советского района г.Улан-Удэ Дамбаева О.В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержали. Яковлев Н.В. пояснил, что и руководители учреждений, в которых он содержался, и он сам в дальнейшем обращались в муниципальные органы за предоставлением жилого помещения, на что давались отрицательные ответы ввиду отсутствия жилых помещений. Он полагал, что состоит на учете, однако жилое помещение не предоставляется ввиду отсутствия.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия на основании доверенности Казаков А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований истца.

Представитель Администрации Советского района г. Улан-Удэ, на основании доверенности Аюшеева Д.Н. в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, допросив свидетеля, суд приходит к следующему.

Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены пп. «ж» и «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно ст. 4 Закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В ЖК РФ предусмотрены нормы о специализированном жилищном фонде для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом из названного Кодекса исключены нормы о внеочередном предоставлении гражданам указанной категории жилых помещений по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 8 Закона от 21.12.1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшиеся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта РФ на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с п.9 ст.8 указанного Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Пунктом 3 ст.8 указанного Федерального закона определено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии со ст. 8 Закона.

Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение определены Законом Республики Бурятия от 11.10.2012 г. N 2897-IV "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия". В соответствии со ст. 6 данного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются уполномоченным Правительством Республики Бурятия органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Республики Бурятия.

В соответствии с п.п. 3,4,5 п. 3.21 Положения «О Министерстве социальной защиты населения Республики Бурятия», утвержденного постановлением Правительства РБ от 06.03.2014 № 88, Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия организует:

3) формирование и ведение общего (сводного) списка (реестра) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений;

4) предоставление на территории Республики Бурятия жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным;

5) предоставление на территории Республики Бурятия жилых помещений по договорам безвозмездного пользования детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, при отсутствии жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Согласно п.1 ст. 8 Закона от 21.12.1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Яковлев Н.В. родился ДД.ММ.ГГГГ в АДРЕС РБ.

В материалы дела представлены выписки из Книг движений воспитанников, выписки соответствующих журналов учета, которые подтверждают факт пребывания Яковлева Н.В. в указанных учреждениях.

Так, по информации Администрации АДРЕС РБ Яковлев Н.В. ДД.ММ.ГГГГ направлен в детский дом АДРЕС. Информация о его выявлении как сироты отсутствует, на регистрационном учете в органе опеки и попечительства не состоял, опека не устанавливалась.

Согласно сведениям ГБУСО РБ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Малышок» Яковлев прибыл в детский дом ДД.ММ.ГГГГ, выбыл ДД.ММ.ГГГГ, мать – ЯЛВ ИНЫЕ ДАННЫЕ, отец – ИНЫЕ ДАННЫЕ

Из ответа ГБУСО РБ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Ровестник», следует, что Яковлев Н.В. поступил в Центр ДД.ММ.ГГГГ, выбыл ДД.ММ.ГГГГ в школу-интернат НОМЕР г.Улан-Удэ, ИНЫЕ ДАННЫЕ, отец – ИНЫЕ ДАННЫЕ

По сведениям Республиканской кадетской школы-интерната Яковлев поступил из санаторного детского дома в 1988 г., выбыл из интерната в 1997 г. в связи с поступлением в Иволгинский сельскохозяйственный техникум.

Кроме того, судом с учетом пояснений истца и представленных доказательств установлено, что Яковлев Н.В. не имеет регистрации, фактически проживает в съемном жилье по адресу: г..Улан-Удэ, АДРЕС. По сведениям филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по РБ, Росреестра по РБ объекты недвижимого имущества за Яковлевым Н.В. не зарегистрированы.

Распоряжением Администрации Советского района г.Улан-Удэ №401 от 17.07.2017 Яковлеву Н.В. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с тем, что он не имеет статус «дети, оставшиеся без попечения родителей».

Согласно ответу и.о. председателя Тункинского районного суда РБ от 05.07.2017 выдать копии решений суда по гражданскому делу о лишении родительских прав ЯЛВ о признании безвестно отсутствующим ЯВИ не представляется возможным ввиду произошедшего в 1998 г. пожара в здании Тункинского районного суда РБ, в результате которого архив суда был полностью уничтожен.

В соответствии с сообщением Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 14.07.2017, согласно регистрационным данным за период с 1983 по 1988 г.г. сведений о принятии Железнодорожным районным судом г.Улан-Удэ решения о лишении родительских прав ЯЛВ не имеется.

Тем самым, судом установлено, что Яковлев Н.В. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет, в связи с чем, является лицом, нуждающимся в жилом помещении.

Приведенные выше нормы права свидетельствуют о том, что законодателем не предусмотрено неограниченное право оставшихся без родительского попечения лиц на получение мер социальной поддержки, гарантируемых этим Федеральным законом.

По достижении 23 лет право на внеочередное предоставление жилья имели лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста. Указанное право этими лицами утрачивалось, если на учет они не встали до достижения 23-летнего возраста.

Вместе с тем, отсутствие указанного лица на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования Яковлева Н.В. о предоставлении ему жилого помещения.

Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013) отмечает, что наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлись:

- ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы и т.д.

Правило, предполагающее включение указанной категории граждан в список нуждающихся не может зависеть только от действий самих льготников, а органы государственной власти в области защиты прав детей-сирот, в частности органы опеки и попечительства, обязаны предпринимать все меры по выявлению и включению ребенка в соответствующий региональный список, должно применяться в любом случае.

Как установлено судом, истец Яковлев Н.В., состоял на полном государственном обеспечении, как сирота, и о том, что он имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма.

Суд полагает, что после окончания образовательного учреждения ответчик обязан был предоставить ему жилое помещение на условиях договора социального найма вне очереди не ниже установленных социальных норм.

Истец не обращался с заявлением о предоставлении ему жилого помещения, поскольку, как он пояснил в судебном заседании, полагал, что он состоит на таком учете, однако ввиду отсутствия жилых помещений, о чем давались ответы соответствующими органами, он жильем не обеспечен.

Допрошенный судом в качестве свидетеля Свидетель №1 пояснил, что работал в Республиканской кадетской школе-интернате в должности заместителя директора по воспитательной работе. Работа по постановке на учет детей-сирот, которые не были обеспечены жильем, входила в обязанности социального педагога. Постановка на учет была обязательной процедурой для всех детей-сирот.

Кроме того, суд учитывает, что в период с 2001 по 2007 г.г. Яковлев Н.В. фактически не находился в Республике Бурятия, поскольку проходил военную службу в воинских частях полуострова Камчатка в г.Ключи-1, в г.Владивостоке, в г.Петропавловск-Камчатский. Указанные обстоятельства подтверждаются представленной справкой Военного комиссара РБ от 03.11.2017.

Согласно п. 34 ст. 4 Закона Республики Бурятия от 22.12.2012г. № 3105- IV «Об организации и осуществление деятельности по опеке и попечительству, обеспечению прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на отдых и оздоровление в Республике Бурятия и наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия отдельными государственными полномочиями», органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, в частности, принятие мер по защите жилищных прав несовершеннолетних лиц, постановка на учет и ведение учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений, выявление обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации гражданам, которым предоставлено жилое помещение из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии со ст. 6 Закона Республики Бурятия от 22.12.2012г. № 3105- IV «Об организации и осуществление деятельности по опеке и попечительству, обеспечению прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на отдых и оздоровление в Республике Бурятия и наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.

На основании, изложенного суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Советского района г.Улан-Удэ в интересах Яковлева Николая Владимировича подлежат удовлетворению, поскольку истец относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет, в связи с чем, является лицом, нуждающимся в жилом помещении.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Советского района г.Улан-Удэ в интересах Яковлева Николая Владимировича удовлетворить.

Обязать Администрацию Советского района г.Улан-Удэ признать Яковлева Николая Владимировича нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма специализированных жилых помещений по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; поставить Яковлева Николая Владимировича в очередь по учету в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма специализированных жилых помещений по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия предоставить Яковлеву Николаю Владимировичу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм по месту жительства в г. Улан-Удэ Республики Бурятия.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия через Советский районный суд г. Улан-Удэ в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 08.11.2017.

Судья Ю.А. Смирнова

2-2842/2017 ~ М-2740/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Яковлев Николай Владимирович
Прокуратура Советского района г.Улан-Удэ
Ответчики
Администрация Совентского района г.Улан-Удэ
Другие
Министерство социальной защиты населения РБ
Суд
Советский районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Смирнова Юлия Александровна
04.09.2017[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.09.2017[И] Передача материалов судье
07.09.2017[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.09.2017[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.09.2017[И] Подготовка дела (собеседование)
25.09.2017[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.10.2017[И] Судебное заседание
25.10.2017[И] Судебное заседание
01.11.2017[И] Судебное заседание
03.11.2017[И] Судебное заседание
07.11.2017[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.11.2017[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.01.2018[И] Дело оформлено
09.01.2018[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее