2-4212(2018)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 декабря 2018 года Ачинский городской суд <адрес>
в составе:
председательствующего судьи Панченко Н.В.,
с участием представителя истца Чиркова Д.С.,
при секретаре Лазаревой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к А. М. сельсовета об обязании провести межевание земельных участков мест захоронений, занятых под кладбищами, поставить земельные участки на кадастровый учет,
УСТАНОВИЛ:
Ачинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к А. М. сельсовета об обязании провести межевание земельных участков мест захоронений, занятых под кладбищами, поставить земельные участки на кадастровый учет, мотивируя тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о погребении на поднадзорной территории М. сельсовета <адрес>, в ходе которой установлено, что в ведении А. М. сельсовета находится общественное кладбище, в районе д.Ильинка. В нарушение Федерального закона № 8-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11 земельный участок, выделенный для размещения мест погребения, на государственном кадастровом учете не состоит, права на земельный участок под действующим кладбищем не зарегистрированы. Границы общественного кладбища, расположенного на территории М. сельсовета <адрес>, не определены, что ведет к бесконтрольному захоронению. Право собственности за муниципальным образованием на земельный участок не зарегистрировано, в силу чего неопределенно долгое функционирование кладбища невозможно, не проведение межевания занятых под кладбищем земельных участков, кадастрового учета и его регистрации в установленном законом порядке, ведет к обезличиванию территорий кладбищ муниципального образования, отсутствию их на кадастровом учете, отсутствию прав собственности муниципального образования на территорию кладбищ, а при осуществлении захоронений умерших возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду. Отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребений в целях безопасности жизни и здоровья населения, в связи с чем, просит суд обязать А. М. сельсовета <адрес> провести межевание занятых под кладбищем земельных участков, мест захоронений в районе д.Ильинка, на территории М. сельсовета в соответствии с нормами действующего законодательства, а также поставить их на кадастровый учет и зарегистрировать в установленном законом порядке (л.д.2-5).
В судебном заседании представитель истца Ачинского межрайонного прокурора Чирков Д.С. заявленные исковые требования поддержал по аналогичным основаниям.
Представитель ответчика А. М. сельсовета, будучи надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания, судебной повесткой, врученной под роспись ДД.ММ.ГГГГ (л.д.58), в суд не явился. В поступившем отзыве представитель Шарапов А.И., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, дело просил рассмотреть в его отсутствие, по исковым требованиям возражал, указав, что в настоящее время А. М. сельсовета проведена работа по межеванию земельного участка, занятого под кладбищем, однако на кадастровый учет он до настоящего времени не поставлен, в связи с отсутствием согласования акта границ земельного участка с главой <адрес>, после получения которого заявленные требования будут выполнены в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14-15,59).
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования Ачинского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
В силу ст. 11 ЗК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского поселения.
На основании статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления также принимают решения о создании мест погребения. Законом предусматривается создание муниципальных мест погребения.
Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.
Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Положения ст. 16 ФЗ "О погребении и похоронном деле" от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ предусматривают, что выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
На основании ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно ч. 8 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
В соответствии ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 84 утверждены СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", распространяющиеся на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.
Согласно 2.7 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11 устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.
Из материалов дела следует, что Ачинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о погребении, в ходе которой было установлено, что на территории М. сельсовета <адрес> в д.Ильинка имеется земельный участок, на котором расположены места захоронения, общественное кладбище, вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований законодательства, ответчиком не принимаются должные меры по оформлению данных земельных участков в муниципальную собственность не осуществляются действия по проведению в отношении данного земельного участка землеустроительных и кадастровых работ, в связи с чем в адрес главы М. сельсовета <адрес> внесено представление об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле (л.д.6-9).
Во исполнение вышеназванных требований законодательства А. М. сельсовета с ООО «Атлас» ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт №, предметом которого является выполнение кадастровых работ по межеванию с последующей постановкой на кадастровый учет земельного участка для размещения кладбища, расположенного в 0,3 км. на юг от д.Ильинка (л.д.16-22), однако в ходе проведения геодезических и кадастровых работ с целью постановки земельного участка на кадастровый учет выявлено наложение границ образуемого земельного участка на границы многоконтурного земельного участка сельскохозяйственных угодий (л.д.41-55). В настоящее время ведется работа по согласованию акта границ земельного участка мест захоронений, занятого под кладбищами в д.Ильинка.
Однако, суд приходит к выводу, что непринятие мер по приведению кладбища в соответствие с требованиями законодательства о погребении, неосуществление его кадастрового учета и регистрации прав в установленном законом порядке может привести к обезличиванию территории кладбища, влечет нарушение прав на достойное отношение после погребения, а также санитарных правил и прав граждан на благоприятную окружающую среду при осуществлении захоронений умерших, в связи с чем, суд считает требования Ачинского межрайонного прокурора обоснованными.
Поскольку судом выносится решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, суд по правилам ст. 206 ГПК РФ устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При этом суд учитывает, что ответчиком А. М. сельсовета предпринимаются меры для устранения выявленных нарушений, а также объем работ и сроки, необходимые для устранения нарушения.
В связи с изложенным, при установлении срока для исполнения указанного решения, суд, с учетом особенностей финансирования муниципального образования, полагает необходимым установить срок исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ, считая указанный срок разумным.
Таким образом, исходя из установленных по делу обстоятельств и требований закона, суд считает необходимым исковые требования Ачинского межрайонного прокурора удовлетворить, обязать А. М. сельсовета принять меры к организации и проведению кадастровых работ по установлению границ, осуществить постановку на кадастровый учет и зарегистрировать в установленном законом порядке занятых под кладбищем земельных участков, мест захоронений в районе д.Ильинка на территории М. сельсовета <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать А. М. сельсовета <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к организации и проведению кадастровых работ по установлению границ, осуществить постановку на кадастровый учет и зарегистрировать в установленном законом порядке занятых под кладбищем земельных участков, мест захоронений в районе д.Ильинка на территории М. сельсовета <адрес>.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Н.В.Панченко