ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-3044/2021 ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Саратов 20 мая 2021 года
Председатель Первого кассационного суда общей юрисдикции Подкопаев Н.Н., рассмотрев жалобу Гришиной Т.Е. на вступившие в законную силу постановление Новомосковского городского суда Тульской области 13 ноября 2020 года, решение судьи Тульского областного суда от 18 января 2021 года, вынесенные в отношении Гришиной Т.Е. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением Новомосковского городского суда Тульской области 13 ноября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Тульского областного суда от 18 января 2021 года, Гришиной Т.Е. признана виновной и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что 7 октября 2020 года в 15 час. 05 мин. в период действия режима повышенной готовности, введенного в целях снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Тульской области, Гришина Т.Е. находилась в помещении МБУ ДО «Детская музыкальная школа №1» по адресу: ФИО2 <адрес>, без средств индивидуальной защиты органов дыхания, в нарушение требований п. 1.6 Указа Губернатора Тульской области от 30 апреля 2020 года №41 «О дополнительных мерах, принимаемых в связи с введением режима повышенной готовности на территории Тульской области» (в редакции от 28 сентября 2020 года), п.п. «а» п.З Правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года №417, п.п.«ф» ч.1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
В жалобе Гришина Т.Е. просит отменить состоявшиеся решения, мотивируя это тем, что данного административного правонарушения она не совершала, заболевания, предоставляющего опасность для окружающих, не имела. Использование масок, по мнению заявителя, не способно защитить от передачи вирусной инфекции, а наоборот причиняет вред жизни и здоровью людей, что исключает правомерность их всеобщего использования.
Указывает на то, что сотрудники полиции не входят в перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях; Распоряжение Правительства РФ от 12 апреля 2020 года № 975-р «Об утверждении Перечня должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях», не имеет нормативного характера и не влечет правовых последствий.
Органы государственной власти Тульской области не вводили дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения. Указом Губернатора Тульской области от 30 апреля 2020 года № 41 «О дополнительных мерах, принимаемых в связи с введением режима повышенной готовности на территории Тульской области» обязанность использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания для лиц, проживающих на территории Тульской области не предусмотрена; средства индивидуальной защиты органов дыхания органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации ей не предоставлялись. Режим повышенной готовности введён для органов управления и сил Тульской области для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а не для граждан; органы государственной власти наделены полномочиями осуществлять меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод граждан, а не ограничивать эти права.
Ссылается на то, что в настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствует закон, обязывающий граждан использовать средства индивидуальной защиты, ввиду чего требования об их использовании не являются обязательными.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, считаю, что оснований для её удовлетворения не имеется.
Частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
При этом объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного кодекса.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 (далее - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни, здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а"); устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" данного пункта (подпункт "у"); с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 указанного Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 названного Федерального закона (подпункт "ф").
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих".
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений данного Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь: а) определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - соответствующая территория), в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации; б) приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 настоящего Указа; в) установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
Указами Президента Российской Федерации от 28 апреля 2020 года N 294 и от 11 мая 2020 года N 316 продлены действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с пунктом 1.6 Указа Губернатора Тульской области от 30 апреля 2020 года N 41 "О дополнительных мерах, принимаемых в связи с введением режима повышенной готовности на территории Тульской области" (в редакции от 28 сентября 2020 года) в целях защиты здоровья, прав и законных интересов граждан в сфере охраны здоровья граждан, находящихся на территории Тульской области, возложена обязанность использовать надлежащим образом (путем крепления средств индивидуальной защиты органов дыхания на переносице, закрывая все органы дыхания) средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы и иные средства защиты органов дыхания) либо защитные экраны для лица при нахождении в местах общего пользования (в зданиях, строениях, сооружениях, иных объектах), на всех объектах розничной торговли, в медицинских организациях, общественном транспорте, включая такси, остановочных павильонах (платформах).
Граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года).
Как усматривается из материалов дела, 7 октября 2020 года в 15 час. 05 мин. в период действия режима повышенной готовности, введенного в целях снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Тульской области, Гришина Т.Е. находилась в помещении МБУ ДО «Детская музыкальная школа №1» по адресу: ФИО2 <адрес>, без средств индивидуальной защиты органов дыхания, в нарушение требований п. 1.6 Указа Губернатора Тульской области от 30 апреля 2020 года №41 «О дополнительных мерах, принимаемых в связи с введением режима повышенной готовности на территории Тульской области» (в редакции от 28 сентября 2020 года), п.п. «а» п.З Правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года №417, п.п.«ф» ч.1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Приведенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, рапортами сотрудников полиции ФИО5 и ФИО6 от 7 октября 2020года; письменными объяснениями ФИО7 и ФИО6 от 7 октября 2020 года; письменными объяснениями ФИО8 от 7 октября 2020 года, ФИО9 от 7 октября 2020 года ФИО10 от 7 октября 2020 года; фотоматериалом; показаниями свидетелей ФИО5 и ФИО6 и иными доказательствами.
С учётом обстоятельств, установленных при рассмотрении дела судебные инстанции пришли к правильному выводу, что Гришина Т.Е. не выполнила правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории ФИО2 <адрес> в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в период распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и верно квалифицировали ее действия по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки утверждениям Гришиной Т.Е. судебное разбирательство по делу проведено в соответствии с требованиями действующего законодательства и было направлено на всестороннее, полное и объективное выяснение всех обстоятельств по делу. Судом были созданы необходимые условия для реализации Гришиной Т.Е. своих прав.
Доводы, содержащиеся в жалобе о том, что в отношении Гришиной Т.Е. по одному и тому же факту составлено два протокола об административном правонарушении, что копию протокола об административном правонарушении она не получала, были исследованы судебными инстанциями и не нашли своего подтверждения, не подтвердились они и при проверке жалобы в суде кассационной инстанции.
Утверждений заявителя, что в момент нахождения в помещении музыкальной школы без лицевой маски она не представляла угрозы для здоровья других граждан, поскольку заболевания, предоставляющего опасность для окружающих, не имела, что использование масок, не способно защитить от передачи вирусной инфекции, а наоборот причиняет вред жизни и здоровью людей, не влияют на правильность вывода судебных инстанций о виновности Гришиной Т.Е. в совершении административного правонарушения, поскольку при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Иные доводы, содержащиеся в жалобе, являются неубедительными и основаны на неверном толковании норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению, в связи с чем не могут служить основанием для освобождения Гришиной Т.Е. от ответственности за указанное правонарушение.
Административное наказание назначено Гришиной Т.Е. в пределах, предусмотренных санкцией части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного Гришиной Т.Е. административного правонарушения в условиях пандемии и существования угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (СOVID-19), данных о личности, отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, а потому является справедливым.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление Новомосковского городского суда Тульской области 13 ноября 2020 года, решение судьи Тульского областного суда от 18 января 2021 года, вынесенные в отношении Гришиной Т.Е. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Гришиной Т.Е. - без удовлетворения.
Председатель суда Н.Н. Подкопаев