РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 февраля 2012 года город Архангельск
Архангельский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении суда в составе: председательствующего – судьи Веселовского С.С., при секретаре Еремеевой А.Н., с участием заявителя Гладышева Ю.В., представителя командиров войсковых частей № и № капитана юстиции Козырева Е.В., а также старшего помощника военного прокурора Северодвинского гарнизона старшего лейтенанта юстиции Топоркова В.М., рассмотрев гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части № капитана запаса Гладышева Юрия Валерьевича об оспаривании действий командиров войсковых частей № и №, связанных с нарушением порядка увольнения заявителя с военной службы и необеспечением его вещевым имуществом личного пользования,
У С Т А Н О В И Л:
Гладышев обратился в военный суд с заявлением, в котором просит признать незаконным приказ командира 1 бригады воздушно-космической обороны (командир войсковой части №) № № от 28 февраля 2011 года в части увольнения заявителя с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе и обязать указанное должностное лицо отменить его, а также признать незаконным необеспечение его вещевым довольствием за период службы с 26 декабря 2001 года по 09 сентября 2011 года и обязать командира войсковой части № обеспечить его вещевым довольствием за указанный период.
В судебном заседании Гладышев, настаивая на удовлетворении требований, пояснил, что приказом командира 1 бригады воздушно-космической обороны от 28 февраля 2011 года № № он был уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, однако считает данный приказ незаконным, поскольку на момент увольнения с военной службы он проживал в служебной квартире по договору найма служебного жилого помещения в закрытом военном городке и не был обеспечен жильем по установленным нормам как по месту прохождения военной службы, так и в избранном им месте жительства, своего согласия на увольнение без предоставления жилья не давал.
Как далее пояснил заявитель, до декабря 2001 года он состоял на общевойсковом вещевом обеспечении в войсковой части №, а с 26 декабря 2001 года он был зачислен в списки личного состава войсковой части № с постановкой на все виды довольствия, при этом вещевой аттестат при расформировании войсковой части № ему не выдавался, поскольку место его службы находилось на значительном удалении от довольствующего органа, о ликвидации которого он узнал уже после расформирования войсковой части №, а кроме того он полагал, что документы, касающиеся всех видов обеспечения, были автоматически переданы в новый довольствующий орган (в войсковую часть №) непосредственно командованием войсковой части №.
Гладышев далее пояснил, что за период с 26 декабря 2001 года до момента исключения из списков личного состава войсковой части № – 09 сентября 2011 года он общевойсковым вещевым имуществом личного пользования обеспечен не был, при этом он периодически обращался непосредственно в вещевую службу войсковой части № с просьбой о выдаче ему общевойскового вещевого имущества, однако к командиру войсковой части № с рапортами о выдаче этого имущества он не обращался, поскольку летно-технической военной формой одежды он был обеспечен в полном объеме и этого обеспечения было достаточно для выполнения им служебных обязанностей.
Представитель должностных лиц, чьи действия оспариваются, Козырев Е.В., требования Гладышева не признал и пояснил, что заявитель был уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, поскольку в установленном порядке он не был признан нуждающимся в получении жилых помещений, а проживание заявителя в служебном жилом помещении в закрытом городке не является препятствием для его увольнения.
Далее представитель должностных лиц пояснил, что Гладышев лишь 5 мая 2011 года обратился к командиру войсковой части № с рапортом о выдаче ему вещевого имущества, при этом вещевой аттестат Гладышев в вещевую службу не представлял, в связи с чем на вещевом обеспечении в войсковой части № он не состоял, и, только после проведенного разбирательства последний был поставлен на вещевое довольствие с 5 мая 2011 года, вещевое довольствие за период с 05 мая 2011 года по день исключения из списков личного состава части было подготовлено для выдачи, однако от его получения заявитель отказался, считая, что это послужит поводом для обращения в суд об оспаривании приказа об исключении с военной службы, что является злоупотреблением правом.
Старший помощник военного прокурора Северодвинского гарнизона Топорков, полагая необходимым удовлетворить требования заявителя Гладышева, пояснил, что последний был признан нуждающимся в получении жилых помещений жилыми помещениями, при этом считать его обеспеченным жилыми помещениями по месту службы оснований не имеется, поскольку тот проживает в служебном жилом помещении в закрытом городке, в связи с чем приказ командира войсковой части № об увольнении Гладышева с военной службы является незаконным и подлежит отмене.
Кроме того Топорков пояснил, что в связи с удаленностью места прохождения заявителем военной службы от места дислокации довольствующего органа, Гладышев фактически не имел возможности своевременно принять меры для получения вещевого имущества личного пользования и оформить соответствующие документы при сокращении войсковой части №, в которой состоял на вещевом обеспечении, поэтому необеспечение его вещевым имуществом личного пользования с даты зачисления его в списки личного состава войсковой части № до дня исключения из указанных списков только лишь в связи с непредставлением им вещевого аттестата является незаконным.
Заслушав объяснения сторон, мнение старшего помощника военного прокурора и исследовав представленные сторонами доказательства, военный суд приходит к следующим выводам.
Из выписки из личного дела капитана Гладышева Ю.В. усматривается, что в периоды с 31 июля 1981 года по 6 августа 1999 года и с 07 февраля 2000 года по 09 сентября 2011 года, последний проходил военную службу в различных населенных пунктах, в том числе перед увольнением с военной службы в 1999 году – в войсковой части №-А, дислоцирующейся в городе Ростов-на-Дону, а в период с 07 февраля 2000 года по 09 сентября 2011 года – в войсковой части №, находящейся в поселке Шойна Ненецкого автономного округа.
Выпиской из приказа командира войсковой части № от 8 января 2002 года № № подтверждается, что капитан Гладышев Ю.В. зачислен в списки личного состава войсковой части № и на все виды обеспечения.
Согласно выписки из приказа командира 1 бригады воздушно-космической обороны (по личному составу) от 28 февраля 2011 года № № капитан Гладышев Ю.В., состоящий в распоряжении командира 1 бригады воздушно-космической обороны 1 командования Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны, бывший штурман наведения № пункта наведения авиации, уволен с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (подп. «а» п. 1 ст. 51 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе»), при этом выслуга лет последнего составила: в календарном исчислении – 28 лет 9 месяцев, в льготном исчислении – 47 лет 8 месяцев.
Из выписки из приказа командира войсковой части № от 24 июня 2011 года № № усматривается, что капитан Гладышев Ю.В., уволенный в запас приказом командира войсковой части № от 28 февраля 2011 года № №, с 09 сентября 2011 года исключен из списков личного состава войсковой части, всех видов обеспечения и направлен на учет в отдел военного комиссариата Архангельской области по городу Архангельску.
Как усматривается из выписок из приказов командира войсковой части № от 29 ноября 2010 года № № и от 28 марта 2011 года № №, последний приказывает возложить организацию квартирно-эксплуатационного обеспечения, в том числе № пункта наведения авиации, и, ответственность за это обеспечение – на командира войсковой части №.
Выпиской из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части № от 12 октября 2010 года № № подтверждается, что, рассмотрев рапорт капитана Гладышева Ю.В., жилищная комиссия постановила признать его нуждающимся в получении жилой площади по месту прохождения военной службы в войсковой части № – поселок Шойна на состав семьи из четырех человек.
Паспортами Гладышева и членов его семьи подтверждается, что заявитель зарегистрирован по месту жительства по месту прохождения военной службы – по адресу: Ненецкий автономный округ, поселок Шойна, войсковая часть №, а члены его семьи зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес> – по адресу войсковой части №.
Справкой командира войсковой части № от 25 апреля 2011 года № № подтверждается, что Гладышев занимаемую им квартиру по адресу: <адрес> <адрес> <адрес> не сдал.
Как усматривается из выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 31 августа 2011 года №№ №, №, №, и, от 1 сентября 2011 года № №, а также согласно справке Архангельского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 23 октября 2009 года № № Гладышев и члены его семьи не имеют в собственности жилых помещений в Архангельской области и в Ненецком автономном округе.
Справкой Донской квартирно-эксплуатационной части района от 23 сентября 2010 года № № подтверждается, что при прохождении военной службы в войсковой части №-А в городе Ростов-на-Дону при Донской КЭЧ района с 22 января 1998 года по 6 августа 1999 года Гладышев жилыми помещениями не обеспечивался.
Согласно рапорта на имя командира войсковой части № от 15 декабря 2010 года, Гладышев Ю.В. не согласен с увольнением с военной службы без предоставления жилья.
Из листа беседы от 16 декабря 2010 года усматривается, что Гладышев Ю.В. в присутствии троих военнослужащих отказался от заполнения и подписания листа беседы.
Письмом командира войсковой части № от 17 января 2011 года исх. № № подтверждается, что обращение Гладышева от 19 декабря 2010 года о приостановлении процедуры увольнения с военной службы, о признании его жилищной комиссией войсковой части № нуждающимся в получении жилых помещениё и о постановке его на компьютерный учет в Мурманской КЭЧ, в связи с отказом в постановке на этот учет в Архангельской КЭЧ, рассмотрено и в удовлетворении рапорта отказано, поскольку в связи с изменением нормативных актов Российской Федерации, регламентирующих порядок признания военнослужащих в жилье, командование войсковой части № не имеет полномочий для признания военнослужащих нуждающимися в жилищных условиях, а кроме того, заявителю рекомендовано обратиться по вопросу жилищного обеспечения в уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации.
Как усматривается из почтовых уведомлений, Гладышев 21 и 26 января 2011 года, согласно рекомендаций командира войсковой части №, направил соответствующие документы для обеспечения его жилыми помещениями в уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации.
По смыслу п.п. 1 и 6 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации № 76-ФЗ от 27.05.1998 года «О статусе военнослужащих» (далее – Федерального закона) служебные помещения предоставляются военнослужащим на весь срок военной службы в закрытых военных городках, и, военнослужащие не вправе безвозмездно получить их в собственность, при этом указанным военнослужащим – признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 этого же Федерального закона.
В силу подп. «г», «ж» п. 7 раздела 2 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054, проживание таких военнослужащих на служебной жилой площади на территории закрытых военных городков является самостоятельным основанием для признания их нуждающимися в получении жилых помещений.
В соответствии с подп. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
Аналогичное положение содержится в пункте 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237.
В соответствии с приложением № 2 «Примерное положение о жилищных комиссиях» к приказу Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года № 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах Российской Федерации» (документ утратил силу в связи с изданием приказа Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 года № 1297, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования – 08 ноября 2011 года, опубликован в «Российской газете» 29.10.2010 года) на жилищную комиссию воинской части возлагается учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий); ведение списков военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий); рассмотрение по указанию командира воинской части рапортов о постановке на учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 26 вышеуказанного приказа учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Распоряжением Правительства Российской Федерации № 752-р от 01 июня 2000 года (в редакции распоряжения от 19.08.2011 № 1470-р) в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности внесен закрытый военный городок <адрес> <адрес>.
Согласно пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», для военнослужащих устанавливаются военная форма одежды и знаки различия, а в силу п. 2 ст. 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие обеспечиваются вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения военной службы по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), при этом порядок владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом определяется Правительством Российской Федерации.
Так, п. 11 Правил владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом, а также банно-прачечного обслуживания в мирное время, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 390 «О вещевом обеспечении в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в мирное время» (далее – Правил) предусмотрено, что военнослужащие обеспечиваются вещевым имуществом личного пользования, инвентарным имуществом и расходными материалами в соответствии с нормами снабжения.
Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников).
Статьей 7 Дисциплинарного устава Вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 1495 от 10 ноября 2007 года предусмотрено, что командир (начальник) должен знать нужды и запросы подчиненных, добиваться их удовлетворения, а в силу статьи 82 Устава внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного тем же Указом Президента Российской Федерации, командир (начальник) обязан организовывать, в том числе материальное, техническое, финансовое и бытовое обеспечение, а также обеспечивать доведение до личного состава положенного денежного и других видов довольствия.
В соответствии с п. 466 Наставления по правовой работе в Вооруженных силах Российской Федерации, утвержденных приказом Министра Обороны Российской Федерации № 10 от 31 января 2001 года «Об утверждении наставления по правовой работе в Вооруженных силах Российской Федерации» в интересах обеспечения социальной защиты командир (начальник) обязан обеспечивать полноту доведения до личного состава положенных денежного и других видов довольствия.
Анализируя приведенные нормативные правовые акты и исследовав представленные доказательства, военный суд приходит к выводу о том, что поскольку на момент издания оспариваемого приказа Гладышев проживал в служебном жилом помещении в закрытом военном городке и не имел других жилых помещений, был в установленном порядке признан нуждающимся в жилом помещении решением жилищной комиссии войсковой части №, в связи с чем заявитель не подлежал увольнению с военной службы без обеспечения жилым помещением для постоянного проживания, о чем было достоверно известно командиру войсковой части № до издания им приказа от 28 февраля 2011 года № № об увольнении заявителя с военной службы, при этом наличие у Гладышева служебного жилья в закрытом военном городке не могло свидетельствовать о его обеспеченности жильем, поскольку такое жилье военнослужащим предоставляется только на срок военной службы в закрытом военном городке, а кроме того проживание таких военнослужащих на служебной жилой площади на территории закрытых военных городков является самостоятельными основаниями для признания их нуждающимися в получении жилых помещений, в связи с чем указанный приказ командира войсковой части № в части, касающейся увольнения Гладышева с военной службы, является незаконным и подлежит отмене как противоречащий положениям статей 15 и 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», и, пункту 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, а требования Гладышева являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, военный суд также приходит к выводу, что право заявителя на обеспечение вещевым имуществом личного пользования до настоящего времени не реализовано и при таких обстоятельствах считает, что это право заявителя может быть восстановлено путем возложения на командира войсковой части 21514 обязанности по выдаче этого имущества Гладышеву за период прохождения военной службы последним с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента зачисления в списки личного состава войсковой части 21514 с постановкой на все виды обеспечения.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 258 ГПК РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Гладышева Юрия Валерьевича признать обоснованным и удовлетворить.
Признать незаконным приказ командира 1 бригады воздушно-космической обороны (командир войсковой части №) № № от ДД.ММ.ГГГГ в части, касающейся увольнения Гладышева Юрия Валерьевича с военной службы, и возложить на указанное должностное лицо обязанность отменить этот приказ.
Признать незаконным необеспечение Гладышева Юрия Валерьевича вещевым имуществом личного пользования за период службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и возложить на командира войсковой части № обязанность обеспечить заявителя предметами вещевого имущества за указанный период.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Архангельский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий по делу С.С. Веселовский