Решение по делу № 2-2/2012 (2-215/2011;) от 26.12.2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 февраля 2012 года                             город Архангельск

Архангельский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении суда в составе: председательствующего – судьи Веселовского С.С., при секретаре Еремеевой А.Н., с участием заявителя Гладышева Ю.В., представителя командиров войсковых частей и капитана юстиции Козырева Е.В., а также старшего помощника военного прокурора Северодвинского гарнизона старшего лейтенанта юстиции Топоркова В.М., рассмотрев гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части капитана запаса Гладышева Юрия Валерьевича об оспаривании действий командиров войсковых частей и , связанных с нарушением порядка увольнения заявителя с военной службы и необеспечением его вещевым имуществом личного пользования,

У С Т А Н О В И Л:

Гладышев обратился в военный суд с заявлением, в котором просит признать незаконным приказ командира 1 бригады воздушно-космической обороны (командир войсковой части ) № от 28 февраля 2011 года в части увольнения заявителя с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе и обязать указанное должностное лицо отменить его, а также признать незаконным необеспечение его вещевым довольствием за период службы с 26 декабря 2001 года по 09 сентября 2011 года и обязать командира войсковой части обеспечить его вещевым довольствием за указанный период.

В судебном заседании Гладышев, настаивая на удовлетворении требований, пояснил, что приказом командира 1 бригады воздушно-космической обороны от 28 февраля 2011 года № он был уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, однако считает данный приказ незаконным, поскольку на момент увольнения с военной службы он проживал в служебной квартире по договору найма служебного жилого помещения в закрытом военном городке и не был обеспечен жильем по установленным нормам как по месту прохождения военной службы, так и в избранном им месте жительства, своего согласия на увольнение без предоставления жилья не давал.

Как далее пояснил заявитель, до декабря 2001 года он состоял на общевойсковом вещевом обеспечении в войсковой части , а с 26 декабря 2001 года он был зачислен в списки личного состава войсковой части с постановкой на все виды довольствия, при этом вещевой аттестат при расформировании войсковой части ему не выдавался, поскольку место его службы находилось на значительном удалении от довольствующего органа, о ликвидации которого он узнал уже после расформирования войсковой части , а кроме того он полагал, что документы, касающиеся всех видов обеспечения, были автоматически переданы в новый довольствующий орган (в войсковую часть ) непосредственно командованием войсковой части .

Гладышев далее пояснил, что за период с 26 декабря 2001 года до момента исключения из списков личного состава войсковой части – 09 сентября 2011 года он общевойсковым вещевым имуществом личного пользования обеспечен не был, при этом он периодически обращался непосредственно в вещевую службу войсковой части с просьбой о выдаче ему общевойскового вещевого имущества, однако к командиру войсковой части с рапортами о выдаче этого имущества он не обращался, поскольку летно-технической военной формой одежды он был обеспечен в полном объеме и этого обеспечения было достаточно для выполнения им служебных обязанностей.

Представитель должностных лиц, чьи действия оспариваются, Козырев Е.В., требования Гладышева не признал и пояснил, что заявитель был уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, поскольку в установленном порядке он не был признан нуждающимся в получении жилых помещений, а проживание заявителя в служебном жилом помещении в закрытом городке не является препятствием для его увольнения.

Далее представитель должностных лиц пояснил, что Гладышев лишь 5 мая 2011 года обратился к командиру войсковой части с рапортом о выдаче ему вещевого имущества, при этом вещевой аттестат Гладышев в вещевую службу не представлял, в связи с чем на вещевом обеспечении в войсковой части он не состоял, и, только после проведенного разбирательства последний был поставлен на вещевое довольствие с 5 мая 2011 года, вещевое довольствие за период с 05 мая 2011 года по день исключения из списков личного состава части было подготовлено для выдачи, однако от его получения заявитель отказался, считая, что это послужит поводом для обращения в суд об оспаривании приказа об исключении с военной службы, что является злоупотреблением правом.

Старший помощник военного прокурора Северодвинского гарнизона Топорков, полагая необходимым удовлетворить требования заявителя Гладышева, пояснил, что последний был признан нуждающимся в получении жилых помещений жилыми помещениями, при этом считать его обеспеченным жилыми помещениями по месту службы оснований не имеется, поскольку тот проживает в служебном жилом помещении в закрытом городке, в связи с чем приказ командира войсковой части об увольнении Гладышева с военной службы является незаконным и подлежит отмене.

Кроме того Топорков пояснил, что в связи с удаленностью места прохождения заявителем военной службы от места дислокации довольствующего органа, Гладышев фактически не имел возможности своевременно принять меры для получения вещевого имущества личного пользования и оформить соответствующие документы при сокращении войсковой части , в которой состоял на вещевом обеспечении, поэтому необеспечение его вещевым имуществом личного пользования с даты зачисления его в списки личного состава войсковой части до дня исключения из указанных списков только лишь в связи с непредставлением им вещевого аттестата является незаконным.

Заслушав объяснения сторон, мнение старшего помощника военного прокурора и исследовав представленные сторонами доказательства, военный суд приходит к следующим выводам.

Из выписки из личного дела капитана Гладышева Ю.В. усматривается, что в периоды с 31 июля 1981 года по 6 августа 1999 года и с 07 февраля 2000 года по 09 сентября 2011 года, последний проходил военную службу в различных населенных пунктах, в том числе перед увольнением с военной службы в 1999 году – в войсковой части -А, дислоцирующейся в городе Ростов-на-Дону, а в период с 07 февраля 2000 года по 09 сентября 2011 года – в войсковой части , находящейся в поселке Шойна Ненецкого автономного округа.

Выпиской из приказа командира войсковой части от 8 января 2002 года № подтверждается, что капитан Гладышев Ю.В. зачислен в списки личного состава войсковой части и на все виды обеспечения.

Согласно выписки из приказа командира 1 бригады воздушно-космической обороны (по личному составу) от 28 февраля 2011 года № капитан Гладышев Ю.В., состоящий в распоряжении командира 1 бригады воздушно-космической обороны 1 командования Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны, бывший штурман наведения пункта наведения авиации, уволен с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (подп. «а» п. 1 ст. 51 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе»), при этом выслуга лет последнего составила: в календарном исчислении – 28 лет 9 месяцев, в льготном исчислении – 47 лет 8 месяцев.

Из выписки из приказа командира войсковой части от 24 июня 2011 года № усматривается, что капитан Гладышев Ю.В., уволенный в запас приказом командира войсковой части от 28 февраля 2011 года № , с 09 сентября 2011 года исключен из списков личного состава войсковой части, всех видов обеспечения и направлен на учет в отдел военного комиссариата Архангельской области по городу Архангельску.

Как усматривается из выписок из приказов командира войсковой части от 29 ноября 2010 года № и от 28 марта 2011 года № , последний приказывает возложить организацию квартирно-эксплуатационного обеспечения, в том числе пункта наведения авиации, и, ответственность за это обеспечение – на командира войсковой части .

Выпиской из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части от 12 октября 2010 года № подтверждается, что, рассмотрев рапорт капитана Гладышева Ю.В., жилищная комиссия постановила признать его нуждающимся в получении жилой площади по месту прохождения военной службы в войсковой части – поселок Шойна на состав семьи из четырех человек.

Паспортами Гладышева и членов его семьи подтверждается, что заявитель зарегистрирован по месту жительства по месту прохождения военной службы – по адресу: Ненецкий автономный округ, поселок Шойна, войсковая часть , а члены его семьи зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес> – по адресу войсковой части .

Справкой командира войсковой части от 25 апреля 2011 года № подтверждается, что Гладышев занимаемую им квартиру по адресу: <адрес> <адрес> <адрес> не сдал.

Как усматривается из выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 31 августа 2011 года №№ , , , и, от 1 сентября 2011 года № , а также согласно справке Архангельского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 23 октября 2009 года № Гладышев и члены его семьи не имеют в собственности жилых помещений в Архангельской области и в Ненецком автономном округе.

Справкой Донской квартирно-эксплуатационной части района от 23 сентября 2010 года № подтверждается, что при прохождении военной службы в войсковой части -А в городе Ростов-на-Дону при Донской КЭЧ района с 22 января 1998 года по 6 августа 1999 года Гладышев жилыми помещениями не обеспечивался.

Согласно рапорта на имя командира войсковой части от 15 декабря 2010 года, Гладышев Ю.В. не согласен с увольнением с военной службы без предоставления жилья.

Из листа беседы от 16 декабря 2010 года усматривается, что Гладышев Ю.В. в присутствии троих военнослужащих отказался от заполнения и подписания листа беседы.

Письмом командира войсковой части от 17 января 2011 года исх. № подтверждается, что обращение Гладышева от 19 декабря 2010 года о приостановлении процедуры увольнения с военной службы, о признании его жилищной комиссией войсковой части нуждающимся в получении жилых помещениё и о постановке его на компьютерный учет в Мурманской КЭЧ, в связи с отказом в постановке на этот учет в Архангельской КЭЧ, рассмотрено и в удовлетворении рапорта отказано, поскольку в связи с изменением нормативных актов Российской Федерации, регламентирующих порядок признания военнослужащих в жилье, командование войсковой части не имеет полномочий для признания военнослужащих нуждающимися в жилищных условиях, а кроме того, заявителю рекомендовано обратиться по вопросу жилищного обеспечения в уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации.

Как усматривается из почтовых уведомлений, Гладышев 21 и 26 января 2011 года, согласно рекомендаций командира войсковой части , направил соответствующие документы для обеспечения его жилыми помещениями в уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации.

По смыслу п.п. 1 и 6 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации № 76-ФЗ от 27.05.1998 года «О статусе военнослужащих» (далее – Федерального закона) служебные помещения предоставляются военнослужащим на весь срок военной службы в закрытых военных городках, и, военнослужащие не вправе безвозмездно получить их в собственность, при этом указанным военнослужащим – признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 этого же Федерального закона.

В силу подп. «г», «ж» п. 7 раздела 2 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054, проживание таких военнослужащих на служебной жилой площади на территории закрытых военных городков является самостоятельным основанием для признания их нуждающимися в получении жилых помещений.

В соответствии с подп. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.

Аналогичное положение содержится в пункте 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237.

В соответствии с приложением № 2 «Примерное положение о жилищных комиссиях» к приказу Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года № 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах Российской Федерации» (документ утратил силу в связи с изданием приказа Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 года № 1297, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования – 08 ноября 2011 года, опубликован в «Российской газете» 29.10.2010 года) на жилищную комиссию воинской части возлагается учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий); ведение списков военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий); рассмотрение по указанию командира воинской части рапортов о постановке на учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно п. 26 вышеуказанного приказа учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).

Распоряжением Правительства Российской Федерации № 752-р от 01 июня 2000 года (в редакции распоряжения от 19.08.2011 № 1470-р) в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности внесен закрытый военный городок <адрес> <адрес>.

Согласно пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», для военнослужащих устанавливаются военная форма одежды и знаки различия, а в силу п. 2 ст. 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие обеспечиваются вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения военной службы по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), при этом порядок владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом определяется Правительством Российской Федерации.

Так, п. 11 Правил владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом, а также банно-прачечного обслуживания в мирное время, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 390 «О вещевом обеспечении в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в мирное время» (далее – Правил) предусмотрено, что военнослужащие обеспечиваются вещевым имуществом личного пользования, инвентарным имуществом и расходными материалами в соответствии с нормами снабжения.

Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников).

Статьей 7 Дисциплинарного устава Вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 1495 от 10 ноября 2007 года предусмотрено, что командир (начальник) должен знать нужды и запросы подчиненных, добиваться их удовлетворения, а в силу статьи 82 Устава внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного тем же Указом Президента Российской Федерации, командир (начальник) обязан организовывать, в том числе материальное, техническое, финансовое и бытовое обеспечение, а также обеспечивать доведение до личного состава положенного денежного и других видов довольствия.

В соответствии с п. 466 Наставления по правовой работе в Вооруженных силах Российской Федерации, утвержденных приказом Министра Обороны Российской Федерации № 10 от 31 января 2001 года «Об утверждении наставления по правовой работе в Вооруженных силах Российской Федерации» в интересах обеспечения социальной защиты командир (начальник) обязан обеспечивать полноту доведения до личного состава положенных денежного и других видов довольствия.

Анализируя приведенные нормативные правовые акты и исследовав представленные доказательства, военный суд приходит к выводу о том, что поскольку на момент издания оспариваемого приказа Гладышев проживал в служебном жилом помещении в закрытом военном городке и не имел других жилых помещений, был в установленном порядке признан нуждающимся в жилом помещении решением жилищной комиссии войсковой части , в связи с чем заявитель не подлежал увольнению с военной службы без обеспечения жилым помещением для постоянного проживания, о чем было достоверно известно командиру войсковой части до издания им приказа от 28 февраля 2011 года № об увольнении заявителя с военной службы, при этом наличие у Гладышева служебного жилья в закрытом военном городке не могло свидетельствовать о его обеспеченности жильем, поскольку такое жилье военнослужащим предоставляется только на срок военной службы в закрытом военном городке, а кроме того проживание таких военнослужащих на служебной жилой площади на территории закрытых военных городков является самостоятельными основаниями для признания их нуждающимися в получении жилых помещений, в связи с чем указанный приказ командира войсковой части в части, касающейся увольнения Гладышева с военной службы, является незаконным и подлежит отмене как противоречащий положениям статей 15 и 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», и, пункту 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, а требования Гладышева являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

С учетом изложенного, военный суд также приходит к выводу, что право заявителя на обеспечение вещевым имуществом личного пользования до настоящего времени не реализовано и при таких обстоятельствах считает, что это право заявителя может быть восстановлено путем возложения на командира войсковой части 21514 обязанности по выдаче этого имущества Гладышеву за период прохождения военной службы последним с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента зачисления в списки личного состава войсковой части 21514 с постановкой на все виды обеспечения.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 258 ГПК РФ, военный суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Гладышева Юрия Валерьевича признать обоснованным и удовлетворить.

Признать незаконным приказ командира 1 бригады воздушно-космической обороны (командир войсковой части ) № от ДД.ММ.ГГГГ в части, касающейся увольнения Гладышева Юрия Валерьевича с военной службы, и возложить на указанное должностное лицо обязанность отменить этот приказ.

Признать незаконным необеспечение Гладышева Юрия Валерьевича вещевым имуществом личного пользования за период службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и возложить на командира войсковой части обязанность обеспечить заявителя предметами вещевого имущества за указанный период.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Архангельский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий по делу         С.С. Веселовский

2-2/2012 (2-215/2011;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
капитан Гладышев Юрий Валерьевич
Ответчики
командир войсковой части 21514
командир войсковой части 03123
Другие
Козырев Евгений Валерьевич
Суд
Архангельский гарнизонный военный суд (Архангельская область)
Судья
ВЕСЕЛОВСКИЙ Станислав Станиславович
Дело на странице суда
agvs--arh.sudrf.ru
26.12.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
26.12.2011Передача материалов судье
27.12.2011Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.01.2012Предварительное судебное заседание
02.02.2012Судебное заседание
03.02.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2012Дело оформлено
15.01.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее