Гражданское дело №2-421/2021
24RS0001-01-2021-000983-69
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Абан 28 октября 2021 года
Абанский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Фёдоровой О.В.,
при секретаре Окладовой М.И.,
с участием помощника прокурора Абанского района Пипия Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Абанского района в интересах Силова Андрея Ивановича к администрации Устьянского сельсовета Абанского района Красноярского края о взыскании заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Абанского района обратился в суд в интересах Силова А.И. с настоящим иском, ссылаясь на то, что прокуратурой Абанского района проведена проверка администрации Устьянского сельсовета Абанского района Красноярского края по обращению Силова А.И. о нарушении трудового законодательства, по результатам которой выявлено нарушение прав последнего в части оплаты труда в размере, гарантированном законодательством. Просит взыскать с ответчика недоначисленную заработную плату за период с января 2021 года по май 2021 года в размере 108180,00 рублей.
В судебном заседании помощник прокурора Абанского района Пипия Д.А. с учетом уточнения, исковые требования поддержал в полном объеме, просил взыскать в пользу Силова А.И. недоначисленную заработную плату в размере 96598,25 рублей.
Силов А.И., в чьих интересах заявлен иск, надлежаще извещенный о времени и дне судебного заседания, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель ответчика администрации Устьянского сельсовета Абанского района Красноярского края в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, не возражал против удовлетворения иска.
Заслушав помощника прокурора Пипия Д.А., исследовав письменные материалы дела, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
На основании статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В силу статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 ТК РФ).
Как следует из статьи 146 Трудового кодекса Российской Федерации, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
При этом статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статьей 152 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере.
Согласно статье 154 Трудового кодекса Российской Федерации каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 № 160-г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 1 апреля 1992 года размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере -1,30.
На основании Постановления Министерства труда РФ № 49 от 11.09.1995 года в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется 30-процентная надбавка к заработной плате.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 N 1160-О-О, от 17 декабря 2009 г. N 1557-0-0, от 25 февраля 2010 г. N 162-0-0 и от 25 февраля 2013 г. N 327-0).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 года N 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (статьи 37, части 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, то есть является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
С момента провозглашения вышеуказанного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации статья 129 и часть третья статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации действуют в том конституционно-правовом смысле, который выявлен Конституционным Судом Российской Федерации.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2019 года N 17-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, а также частей первой - четвёртой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.Ф. Жарова" разъяснено, что заработная плата работника кроме тарифной ставки, оклада (должностного оклада) может включать в себя стимулирующие и (или) компенсационные выплаты. Компенсационные выплаты (доплаты и надбавки) имеют цель компенсировать влияние на работника неблагоприятных факторов. Включение этих выплат в состав заработной платы обусловлено наличием таких факторов {производственных, климатических и т.п.), которые характеризуют трудовую деятельность работника. Выплаты, связанные со сверхурочной работой, работой в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, в отличие от компенсационных выплат иного характера (за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в местностях с особыми климатическими условиями), не могут включаться в состав регулярно получаемой месячной заработной платы, которая исчисляется с учетом постоянно действующих факторов организации труда, производственной среды или неблагоприятных климатических условий и т.п.
Соответственно, каждому работнику в равной мере должны быть обеспечены как заработная плата в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы), так и повышенная оплата в случае выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. В противном случае месячная заработная плата работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях, т.е. работники, выполнявшие сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходной или нерабочий праздничный день (т.е. в условиях, отклоняющихся от нормальных), оказывались бы в таком же положении, как и те, кто выполнял аналогичную работу в рамках установленной продолжительности рабочего дня (смены), в дневное время, в будний день.
В соответствии с положением об оплате труда работников администрации Устьянского сельсовета, не являющихся лицами, замещающими муниципальные должности, муниципальными служащими, утвержденным постановлением главы Устьянского сельсовета Абанского района Красноярского края от 30.04.2020 № 23, доплата за работу в ночное время устанавливается в размере 35 процентов части оклада (должностного оклада) ставки заработной платы (рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время. Оплата труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, устанавливается работникам на основании статьи 149 Трудового кодекса Российской Федерации.
С 1 января 2021 года МРОТ составляет 12792 рублей (Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "О минимальном размере оплаты труда").
С 1 января 2021 года МРОТ на территории Красноярского края составляет 20467,20 рублей.
Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения нормы труда в 2021 году должна быть начислена не менее 12792 рублей с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, то есть не менее 20467,20 рублей.
Как установлено судом и следует из материалов дела 15.09.2020 между администрацией Устьянского сельсовета Абанского района Красноярского края в лице главы сельсовета и Силовым А.И. были заключены трудовой договор №2, дополнительное соглашение №13 от 15.02.2020 к нему, по условиям которых, истец с 16.09.2020 до 15.05.2021 был принят на работу в качестве машиниста (кочегара) котельной по адресу: с. Устьянск, ул. Мира, 27Б, стр. 1, что следует из копии трудового договора от 15.09.2020 №2, дополнительного соглашения №13 от 15.02.2020 к нему, копии распоряжения о приеме работника на работу.
Изучив имеющиеся в материалах дела табели учета рабочего времени, расчетно-платежные ведомости, расчетные листки, суд, проверив расчеты стороны истца, находит установленным факт нарушения указанных выше норм права в части оплаты труда Силова А.И.
Разрешая исковые требования, суд, учитывая, что заработная плата истцу выплачивалась в размере, не соответствующем требованиям о минимальном размере оплаты труда, приходит к о выводу о том, что работодатель имеет задолженность перед истцом по начислению и выплате заработной платы за спорный период.
При этом суд исходит из обязанности работодателя оплачивать труд работника в пределах нормальной продолжительности времени в период январь-май 2021 года в размере не менее МРОТ – 12792,00 рублей с начислением на данную сумму районного коэффициента и северной надбавки, а также дополнительной оплате за сверхурочную работу и работу в ночное время и праздничные дни.
Поскольку судом установлено, что работодателем заработная плата работнику начислялась и выплачивалась с нарушением вышеуказанных требований трудового законодательства, а именно оплата труда работника за работу в ночное время, сверхурочные работы была включена в состав заработной платы, не превышающей установленного на территории Красноярского края МРОТ, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, с учетом фактически отработанного работником времени причитающиеся суммы заработной платы подлежат взысканию исходя из следующего расчета.
Норма часов в январе 2021 года – 120 час. (1 ст.). Отработано работником 252 час., из них, сверхурочных - 132 час., 60 час. - праздничных, выходных дней и 88 час. – работа в ночное время.
12792,00 рублей (МРОТ федеральный) / 120 час. (норма времени в январе 2021 года) = 106,60 рублей (стоимость одного часа работы в январе 2021 года).
12792,00 рублей (должно быть начислено по норме без учета сверхурочных часов).
106,60 рублей ? 2 ? 130 час. (работа за сверхурочные в двойном размере) = 27716,00 рублей (должно быть начислено за работу в сверхурочные часы).
106,60 рублей ? 1,5 ? 2 час. (работа за сверхурочные в полуторном размере) = 319,80 рублей (должно быть начислено за работу в сверхурочные часы).
4282,00 рублей (должностной оклад) /120 час. = 35,68 рублей (тарифная ставка за час работы).
35,68 рублей ? 35% (оплата за работу в ночное время) ? 88 час. (ночные часы) = 1098,94 рублей (должно быть начислено за работу в ночное время).
35,68 рублей х 2 х 60 час. = 4281,60 рублей (должно быть начислено за работу в праздничные, выходные дни).
Итого: 12792,00 рублей + 27716,00 рублей + 319,80 рублей + 1098,94 рублей + 4281,60 рублей = 46208,34 рублей ? 1,6 (районный коэффициент 30% и надбавка за стаж работы 30%) = 73933,34 рублей (должно быть начислено всего) – 27872,97 рублей (фактически начислено) = 46060,37 рублей (недоначислено в январе 2021 года).
Норма часов в феврале 2021 года – 151 час. (1 ставка). Отработано работником 216 час., из них, сверхурочных - 65 час., 12 час. - праздничных, выходных дней и 72 час. – работа в ночное время.
12792,00 рублей (МРОТ федеральный) / 151 час. (норма времени в феврале 2021 года) = 84,72 рублей (стоимость одного часа работы в феврале 2021 года).
12792,00 рублей (должно быть начислено по норме без учета сверхурочных часов).
84,72 рублей ? 2 ? 63 час. (работа за сверхурочные в двойном размере) = 10674,72 рублей (должно быть начислено за работу в сверхурочные часы).
84,72 рублей ? 1,5 ? 2 час. (работа за сверхурочные в полуторном размере) = 254,16 рублей (должно быть начислено за работу в сверхурочные часы).
4282,00 рублей (должностной оклад) /151 час. = 28,36 рублей (тарифная ставка за час работы).
28,36 рублей ? 35% (оплата за работу в ночное время) ? 72 час. (ночные часы) = 714,67 рублей (должно быть начислено за работу в ночное время).
28,36 рублей х 2 х 12 час. = 680,64 рублей (должно быть начислено за работу в праздничные, выходные дни).
Итого: 12792,00 рублей + 10674,72 рублей + 254,16 рублей + 714,67 рублей + 680,64 рублей = 25116,19 рублей ? 1,6 (районный коэффициент 30% и надбавка за стаж работы 30%) = 40185,90 рублей (должно быть начислено всего) – 20468,00 рублей (фактически начислено) = 19717,90 рублей (недоначислено в феврале 2021 года).
Норма часов в марте 2021 года – 176 час. (1 ст.). Отработано работником 252 час., из них, сверхурочных - 76 час., 12 час. - праздничных, выходных дней, 80 час. – работа в ночное время.
12792,00 рублей (МРОТ федеральный) / 176 час. (норма времени в январе 2021 года) = 72,68 рублей (стоимость одного часа работы в марте 2021 года).
12792,00 рублей (должно быть начислено по норме без учета сверхурочных часов).
72,68 рублей ? 2 ? 74 час. (работа за сверхурочные в двойном размере) = 10756,64 рублей (должно быть начислено за работу в сверхурочные часы).
72,68 рублей ? 1,5 ? 2 час. (работа за сверхурочные в полуторном размере) = 218,04 рублей (должно быть начислено за работу в сверхурочные часы).
4282,00 рублей (должностной оклад) /176 час. = 24,33 рублей (тарифная ставка за час работы).
24,33 рублей ? 35% (оплата за работу в ночное время) ? 80 час. (ночные часы) = 681,24 рублей (должно быть начислено за работу в ночное время).
24,33 рублей х 2 х 12 час. = 583,92 рублей (должно быть начислено за работу в праздничные, выходные дни).
Итого: 12792,00 рублей + 10756,64 рублей + 218,04 рублей + 681,24 рублей + 583,92 рублей = 25031,84 рублей ? 1,6 (районный коэффициент 30% и надбавка за стаж работы 30%) = 40050,94 рублей (должно быть начислено всего) – 20468,00 рублей (фактически начислено) = 19582,94 рублей (недоначислено в марте 2021 года).
Норма часов в апреле 2021 года – 175 час. (1 ставка). Отработано работником 168 час., из них, сверхурочных нет, в праздничные, и выходные дни не работал, 56 час. – работа в ночное время.
12792,00 рублей (МРОТ федеральный) / 175 час. (норма времени в феврале 2021 года) = 73,10 рублей (стоимость одного часа работы в апреле 2021 года).
73,10 рублей ? 168 час. (отработано по норме) = 12280,80 рублей (должно быть начислено по норме).
4282,00 рублей (должностной оклад) /175 час. = 24,47 рублей (тарифная ставка за час работы).
24,47 рублей ? 35% (оплата за работу в ночное время) ? 56 час. (ночные часы) = 479,61 рублей (должно быть начислено за работу в ночное время).
Итого: 12280,80 + 479,61 рублей = 12760,41 рублей ? 1,6 (районный коэффициент 30% и надбавка за стаж работы 30%) = 20416,66 рублей (должно быть начислено всего) – 19649,28 рублей (фактически начислено) = 767,38 рублей (недоначислено в апреле 2021 года).
Норма часов в мае 2021 года – 152 час. (1 ставка). Отработано работником 132 час., из них, сверхурочных - 29 час., 24 час. - праздничных, выходных дней, 40 час. – работа в ночное время.
12792,00 рублей (МРОТ федеральный) / 152 час. (норма времени в феврале 2021 года) = 84,16 рублей (стоимость одного часа работы в мае 2021 года).
84,16 рублей ? 103 час. (отработано по норме) = 8668,48 рублей (должно быть начислено по норме).
84,16 рублей ? 2 ? 27 час. (работа за сверхурочные в двойном размере) = 4544,64 рублей (должно быть начислено за работу в сверхурочные часы).
84,16 рублей ? 1,5 ? 2 час. (работа за сверхурочные в полуторном размере) = 252,48 рублей (должно быть начислено за работу в сверхурочные часы).
4282,00 рублей (должностной оклад) /152 час. = 28,17 рублей (тарифная ставка за час работы).
28,17 рублей ? 35% (оплата за работу в ночное время) ? 40 час. (ночные часы) = 394,38 рублей (должно быть начислено за работу в ночное время).
28,17 рублей х 2 х 24 час. = 1352,16 рублей (должно быть начислено за работу в праздничные, выходные дни).
Итого: 8668,48 рублей + 4544,64 рублей + 252,48 рублей + 394,38 рублей + 1352,16 рублей = 15212,14 рублей ? 1,6 (районный коэффициент 30% и надбавка за стаж работы 30%) = 24339,42 рублей (должно быть начислено всего) – 13869,76 рублей (фактически начислено) (33008,71 рублей – 19138,95 – компенсация отпуска) = 10469,66 рублей (недоначислено в мае 2021 года).
Итого: 46060,37 рублей + 19717,90 рублей + 19582,94 рублей + 767,38 рублей + 10469,66 рублей = 96598,25 рублей.
При таких обстоятельствах суд полагает, что исковые требования прокурора Абанского района Красноярского края, действующего в интересах Силова А.И., к администрации Устьянского сельсовета Абанского района Красноярского края о взыскании недоначисленной заработной платы подлежат удовлетворению, и с работодателя в пользу Силова А.И. подлежит взысканию заработная плата в размере 96598,25 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Абанского района в интересах Силова Андрея Ивановича к администрации Устьянского сельсовета Абанского района Красноярского края о взыскании заработной платы удовлетворить.
Взыскать с администрации Устьянского сельсовета Абанского района Красноярского края в пользу Силова Андрея Ивановича недоначисленную заработную плату в размере 96598,25 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Абанский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья