Дело № 2-1704/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2015 года г.Ачинск
Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Шиверской А.К.,
с участием истца Виншель С.В.,
представителя ответчика ООО «Теплосеть» - Ботвенко И.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Кирилловой Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Виншель СВ к ООО «Теплосеть» о перерасчете размера платы за коммунальную услугу,
УСТАНОВИЛ:
Виншель С.В. обратился в суд с иском к ООО «Теплосеть» о перерасчете платы за коммунальную услугу, мотивируя свои требования тем, что ООО «Теплосеть» в расчете платы за общедомовые нужды горячего водоснабжения использует формулу расчета платы, исходя из показаний общедомового прибора учета ГВС в соответствии с п.44 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», но фактически данный прибор отсутствует, в связи с чем расчет должен производиться по формуле, предусмотренной п.48 указанных Правил, то есть по нормативу потребления ГВС. Он обратился с данным вопросом в ООО «Теплосеть», где пояснили, что ведут учет ГВС на общедомовые нужды по показаниям счетчика тепловой энергии, установленного на системе отопления. Полагает, что данная схема расчета ГВС не верна, кроме того, не предусмотрена «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Просит обязать ООО «Теплосеть» произвести перерасчет платы за ГВС на общедомовые нужды за октябрь, ноябрь, декабрь <данные изъяты> года по адресу: <адрес>, в соответствии с п.48 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», то есть по нормативу потребления ГВС.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечена сособственник квартиры <адрес> Виншель М.А. (л.д. 53).
В судебном заседании истец Виншель С.В. поддержал заявленные требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям, пояснил, что считает, что на основании данных одного прибора учета не может начисляться плата и за отопление и за горячее водоснабжение, следовательно, в отношении горячего водоснабжения прибор учета отсутствует и плату за горячее водоснабжения на общедомовые нужды необходимо начислять согласно нормативу потребления.
Представитель ответчика ООО «Теплосеть» Ботвенко И.В. в судебном заседании против иска возражала в полном объеме, пояснила, что поддерживает доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, согласно которого ответчик против иска возражает, поскольку тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и на тепловую энергию. Приказом РЭК Красноярского края от 28.03.2014 г. № 49 тариф на горячую воду с использованием открытых систем теплоснабжения для ООО «Теплосеть» установлен с использованием двух компонентов: компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию. В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое потребителем количество энергии в соответствии с данными прибора учета энергии. Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии. Теплосчетчик состоит из датчиков расхода и температуры (давления), вычислителя или их комбинации. Для осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, применяется, в том числе, приборный метод. Теплосчетчики узла учета в открытой системе теплоснабжения должны регистрировать за каждый час (сутки, отчетный период) количество полученной тепловой энергии, а также массу теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу. Для обработки результатов измерения расхода теплоносителя и его параметров в составе теплосчетчика имеется вычислительное устройство. Установленный прибор учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: : <адрес> регистрирует требуемые показатели для определения массы теплоносителя, потребленного данным МКД. Начисление за коммунальную услугу горячее водоснабжение на общедомовые нужды производится на основании постановления Правительства РФ № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» от 06.05.2011г. Ресурсоснабжающая организация в рамках требований данных Правил обязана распределить весь объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между потребителями пропорционально размеру общей площади, принадлежащей каждому потребителю жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме. Учитывая изложенное, считают требования Виншель С.В. необоснованными и не подлежащими удовлетворению (л.д. 60-62). Представила дополнения к данному отзыву, согласно которым теплоснабжение многоквартирного жилого дома истца осуществляется посредством использования открытой системы теплоснабжения. В связи с окончанием срока поверки прибора учета расчет начисления теплоносителя в декабре 2014 года и январе 2015 года произведен в соответствии с п.59(1) Правил, плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объеме потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления – исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), начиная с даты, когда истек срок эксплуатации до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета. Актом допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от ДД.ММ.ГГГГ узел учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> допущен в эксплуатацию с ДД.ММ.ГГГГ.
Третье лицо Виншель М.А., будучи о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом путем вручения повестки, в суд не явилась.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
«Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011г. № 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащегоположения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Судом установлено, что Виншель С.В. и Виншель М.А. принадлежит по <данные изъяты> доле в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права (л.д. 8, 9), зарегистрированы по месту жительства в данной квартире вместе со своими несовершеннолетними детьми (л.д. 7)
Филиал ООО «Теплосеть» в г.Ачинске осуществляет эксплуатацию и текущий ремонт внешних и внутренних систем теплоснабжения и водоснабжения, котельных, тепловых пунктов и других объектов инженерной инфраструктуры необходимых для водоснабжения и снабжения тепловой энергией населения и иных потребителей, оказывает услуги населению и прочим потребителям по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению, иные коммунальные услуги (л.д. 47-51).
Постановлением Администрации г.Ачинска № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Теплосеть» определено единой теплоснабжающей организацией в границах муниципального образования г.Ачинск.
Многоквартирный жилой дом <адрес> оборудован коллективными (общедомовыми) приборами учета, в частности тепловым узлом, состоящим из трех преобразователей расхода электромагнитных ПРЭМ и вычислителя количества теплоты ВКТ-7 (л.д. 14-18).
Как следует из акта первичного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии и ответа ООО «Теплосеть» от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Виншель С.В., узел учета тепловой энергии допущен в эксплуатацию с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19, л.д. 21).
Ввиду того, что срок поверки прибора учета тепловой энергии в ноябре <данные изъяты> года истек, расчет начисления теплоносителя в декабря <данные изъяты> года и январе <данные изъяты> года произведен в соответствии с п.59(1) «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», согласно которого плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 настоящих Правил, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышелиз строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовой) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Узел учета тепловой энергии вновь допущен в эксплуатацию с ДД.ММ.ГГГГ, дата следующей поверки ДД.ММ.ГГГГ.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> выбран способ управления многоквартирным домом в виде непосредственного управления (л.д. 23).
В соответствии с п.9 подп. «в» «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011г. № условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Согласно п. 7 указанных «Правил» договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
В силу подп. «а» п.17 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, - с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в пункте 14 или 15 настоящих Правил.
Договор о предоставлении коммунальных услуг между собственниками помещений в многоквартирном жилом доме <адрес> в письменной форме в соответствии с требования вышеуказанных правил не заключен, считается заключенным путем совершения конклюдентных действий на условиях, предусмотренных «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Согласно ч.7.1 ст.155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
В рамках поступившего обращения Виншель С.В. Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края была проведена проверка с целью осуществления государственного регионального жилищного надзора за соблюдением требований предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах. Согласно акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный жилой дом <адрес> оборудован общедомовым прибором учета коммунальной услуги горячего водоснабжения (тепловой энергии), находится в рабочем состоянии, письменных заявлений от собственников помещений многоквартирного дома о некорректной работе прибора, а также об аварийных ситуациях системы горячего водоснабжения не поступало. Проведена проверки начисления платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению на общедомовые нужды за октябрь <данные изъяты> года для жилого помещения № (квартира истца)., установлено, что объем (количество) ГВС, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды равен 10,789 куб.м, что соответствует объему, представленному в платежном документе, размер платы за ГВС, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды составляет 705,06 рублей (л.д. 25-26).
Согласно акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, произведенной Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края в рамках обращения лица, проживающего в квартире № указанного дома, в ходе проведения проверки начисления платы за коммунальную услугу ГВС на общедомовые нужды за октябрь 2014 года для жилого помещения № установлено, что определение объемов коммунальной услуги ГВС на общедомовые нужды выполнено в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, принятые тарифы использованы в соответствии с приказом РЭК Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № 49-п (л.д. 27-29).
В пункте 19.1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) – технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети
Как следует из пояснений сторон, в многоквартирном жилом доме <адрес> открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения).
Согласно ч.5 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Пунктами 38-40 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011г. № 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В случае установления двухставочных тарифов (цен) для потребителей расчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется по таким тарифам (ценам) как сумма постоянной и переменной составляющих платы, рассчитанных по каждой из 2 установленных ставок (постоянной и переменной) двухставочного тарифа (цены) в отдельности.
Если при расчете размера платы за коммунальную услугу применению подлежит двухставочный тариф (цена), то исполнитель в целях расчета постоянной составляющей платы обязан рассчитать в порядке согласно приложению N 2 приходящееся на каждое жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме количество единиц той постоянной величины (мощность, нагрузка и т.д.), которая установлена законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов для расчета постоянной составляющей платы.
Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В соответствии с п.44 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 кнастоящим Правилам.
Таким образом, учитывая, что многоквартирный жилой дом <адрес> оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета, который регистрирует требуемые показатели для определения массы теплоносителя, при этом исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению является ресурсоснабжающая организация, начисление платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме правомерно производится ООО «Теплосеть» в соответствии с требованиями п.44 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Виншель СВ к ООО «Теплосеть» о возложении обязанности произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья: А.К. Шиверская