Решение по делу № 2-384/2014 ~ M-384/2014 от 30.09.2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

пос. Адамовка 25 ноября 2014 года

Адамовский районный суд Оренбургской области

в составе председательствующего судьи Данилевского Р.А.

при секретаре Токарь В.В.

с участием помощника прокурора Адамовского района Оренбургской области Чеснокова А.А.

представителя ответчика, администрации муниципального образования Адамовский район Оренбургской области Чурилова А.П., действующего на основании доверенности

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации муниципального образования Шильдинский поссовет Адамовского района Оренбургской области Сироты В.И., действующего на основании доверенности

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

прокурора Адамовского района Оренбургской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Адамовского района Оренбургской области о признании незаконным постановления, а также сделки по предоставлению земельного участка в бессрочное пользование незаконными

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Адамовского района Оренбургской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Адамовский районный суд Оренбургской области с указанным иском. В его обоснование он указал, что постановлением ответчика от 27 января 2014 года № 30-п «О предоставлении земельного участка в бессрочное пользование», муниципальному образованию Шильдинский поссовет Адамовского района Оренбургской области в бессрочное пользование был передан участок с кадастровым номером <данные изъяты>, относящийся к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием – под объектами размещения отходов потребления, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Вместе с тем, данное постановление ответчика, противоречит нормам действующего законодательства. Так, в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат использованию в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Пункт ДД.ММ.ГГГГ СанПиН 2.2.1/2.2.1.1200-03 устанавливает, что санитарная зона свалок твердых бытовых отходов составляет 1000 метров. Однако земельный участок, предоставленный оспариваемым постановлением в бессрочное пользование для размещения отходов, расположен на расстоянии менее 1000 метров до жилых построек <адрес>, то есть с нарушением норм проектирования зон санитарной защиты.

Также указывает, что предоставляя в бессрочное пользование земельный участок под объект размещения твердых бытовых отходов с нарушением норм действующего законодательства, ответчик совершил сделку, нарушающую требования закона.

Исходя из указанных обстоятельств прокурор просил суд признать постановление ответчика от 27 января 2014 года № 30-п «О предоставлении земельного участка в бессрочное пользование» незаконным, признать ничтожной сделку по предоставлению земельного участка под размещение отходов и применить последствия ничтожной сделки, а также признать запись о регистрации права бессрочного пользования земельным участком за муниципальным образованием Шильдинский поссовет Адамовского района Оренбургской области ничтожной.

В судебном заседании помощник прокурора Адамовского района Чесноков А.А. от требований о признании записи о государственной регистрации права бессрочного пользования земельным участок за муниципальным образованием Шильдинский поссовет Адамовского района Оренбургской области ничтожной, отказался.

В оставшейся части, исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика, администрации муниципального образования Адамовский район Оренбургской области, в судебном заседании с иском не согласился и просил в его удовлетворении отказать. Не отрицал, что действительно земельный участок, выделенный под размещение отходов, находится на расстоянии менее 1000 метров от жилых построек. Пояснил суду, что земельный участок был выделен в соответствии с требованиями действующего законодательства, поскольку свалка бытовых отходов на данном земельном участке существует уже длительное время. Какие-либо согласования места размещения отходов, а также земельного участка под их размещение, не производились, поскольку этого не требуется. Также пояснил, что признание незаконным постановления, приведет к тому, что свалка будет находиться на не предусмотренном для этих целей земельном участке.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации муниципального образования Шильдинский поссовет Адамовского района Оренбургской области, также просил в удовлетворении исковых требований прокурора отказать. Указал, что земельный участок был выделен без нарушений действующего законодательства, поскольку фактически с 1970-х годов был занят свалкой отходов. Пояснил, что действительно земельный участок, выделенный под размещение отходов, находится на расстоянии менее 1000 метров от жилых построек, однако это не нарушает права жителей, поскольку данная свалка существует длительное время и жалоб на ее существование не поступало. По его мнению, признание постановления незаконным, приведет к нарушению прав жителей пос. Шильда, поскольку свалка будет размещена на земельном участке не отведенном для этих целей.

Выслушав помощника прокурора Адамовского района, представителей ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 42 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со статьями 2 и 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека являются непосредственно действующими.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» окружающая среда – это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; природная среда (далее также - природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов; благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов; негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду веществ и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду;

Пункт 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения муниципального района, организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В силу части 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ № «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно статье 13 указанного Федерального закона, организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно частям 1, 2 и 5 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ № «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами с соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Из содержания статьей 4 и 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. При этом обеспечение соблюдения санитарных норм и правил, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 2.2 Гигиенических требований СП 2.1.7.1038-01.2.1.7. «Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила», выбранный земельный участок устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.

Согласно пункту 3.2 Гигиенических требований СП 2.1.7.1038-01.2.1.7. «Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила» размер санитарно - защитной зоны от жилой застройки до границ полигона 500 м. На земельном участке, намеченном для размещения полигона для бытовых отходов, проводятся санитарное обследование, геологические и гидрологические изыскания. Перспективными являются места, где выявлены глины или тяжелые суглинки, а грунтовые воды находятся на глубине более 2 метров. При этом пункт 3.3. Гигиенических требований предусматривает, что участок для устройства полигона ТБО должен отводиться в соответствии с утвержденным генеральным планом или проектом планировки и застройки населенного пункта и его пригородной зоны. Полигон для твердых бытовых отходов желательно размещать на ровной территории, исключающей возможность смыва атмосферными осадками части отходов и загрязнения ими прилегающих земельных площадей и открытых водоемов, вблизи расположенных населенных пунктов. Допускается отвод земельного участка под полигоны ТБО на территории оврагов, начиная с его верховьев, что позволяет обеспечить сбор и удаление талых и ливневых вод путем устройства перехватывающих нагорных каналов для отвода этих вод в открытые водоемы. Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии гигиеническим требованиям выбранного участка для устройства полигонов ТБО выдает территориальный ЦГСЭН.

Пункт 2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», предусматривает, что организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков. Пункт 3.3 указанного СанПиН предписывает, что границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от источников химического, биологического и/или физического воздействия либо от границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке, далее - промышленная площадка, до ее внешней границы в заданном направлении.

Регламентируя расположение санитарно-защитных зон, пункт 7.1.12 приведенного выше СанПиН предусматривает, что санитарно-защитная зона в 1000 метров устанавливается в отношении полигонов по размещению, обезвреживанию, захоронению токсичных отходов производства и потребления 1 - 2 классов опасности, а санитарно-защитная зона в 500 метров устанавливается в отношении полигонов твердых бытовых отходов.

Согласно положениям статьи 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел, в том числе о законности вынесенного ненормативного правового акта, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований и проверяет законность и обоснованность данного акта в полном объеме.

Как установлено в судебном заседании и следует из исследованных материалов дела, администрацией муниципального образования Адамовский район Оренбургской области 27 января 2014 года было издано постановление № 30-п, согласно которому муниципальному образованию Шильдинский поссовет Адамовского района Оренбургской области был предоставлен в бессрочное пользование земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., с разрешенным использованием: под объектами размещения отходов потребления.

Вместе с тем, из исследованных материалов дела, а также пояснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что решение о предоставлении указанного земельного участка под объектами размещения отходов, было принято без учета требований Федерального закона Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ № «Об отходах производства и потребления», а также Гигиенических требований СП 2.1.7.1038-01.2.1.7. «Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила». В частности, перед принятием решения о выделении земельного участка со специальным видом разрешенного использования – под объектами размещения отходов потребления, на земельном участке, намеченном для размещения полигона для бытовых отходов, санитарное обследования, геологические и гидрологические изыскания не проводились. Санитарно-эпидемиологическое заключение о том, что выбранный земельный участок для размещения отходов потребления соответствует санитарным правилам, получено не было. Доказательств того, что соответствующие изыскательские работы перед принятием решения о предоставлении участка для размещения отходов проводились, а также что органом местного самоуправление было получено санитарно-эпидемиологическое заключение, представителем ответчика, в нарушении положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предоставлено не было. Также представителем ответчика не было представлено доказательств того, что границы земельного участка, отведенного ответчиком под объекты размещения отходов, расположены в пределах предусмотренной санитарно-охранной зоны в 500 метров.

Таким образом, исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств следует, что решение администрации муниципального образования Адамовский район Оренбургской области от 27 января 2014 года о предоставлении в постоянное бессрочное пользование земельного участка под объекты размещения отходов, принято в нарушение действующего природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, в частности положений Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ № «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Гигиенических требований СП 2.1.7.1038-01.2.1.7. «Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила» и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Принимая решение о предоставлении земельного участка под объекты размещения отходов в нарушение требований указанных нормативно-правовых актов и санитарных норм, ответчик фактически нарушил права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую природную среду, а также на санитарно-эпидемиологическое благополучие.

Исходя из указанных обстоятельств, принятое ответчиком решение о предоставлении земельного участка под объекты размещения отходов потребления нельзя признать законным и обоснованным.

Также прокурором заявлены требования о признании сделки по предоставлению земельного участка в бессрочное пользование ничтожной и применении последствий ее недействительности.

Рассматривая указанные требования, суд исходит из следующего.

Статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: 1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; 1.1) из решений собраний в случаях, предусмотренных законом; 2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; 3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; 4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; 5) в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности; 6) вследствие причинения вреда другому лицу; 7) вследствие неосновательного обогащения; 8) вследствие иных действий граждан и юридических лиц; 9) вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

В соответствии со статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Сделки могут быть двух- или многосторонними (договоры) и односторонними. Односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны. Для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка)

При этом под актами государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, понимаются действия – юридические факты, совершаемые органами публичной власти любого уровня и в пределах своей компетенции. Таким образом, акт органа публичной власти не может являться односторонней сделкой, поскольку он является самостоятельным основанием возникновения гражданских прав и по своей природе не может служить односторонним действием, направленным на установление прав и обязанностей.

Ставя требования о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности, прокурор исходит из того, что действие ответчика по предоставлению земельного участка является сделкой. Вместе с тем, данное действие органа публичной власти – администрации муниципального образования, оформленное решением, которое в силу Земельного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает определенные права и обязанности, не может рассматриваться как сделка. Данное решение является самостоятельным основанием возникновения прав и обязанностей, предусмотренное статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации. К решению ответчика не может быть применен такой способ защиты нарушенного права как признание сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, поскольку для решения органа публичной власти статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрен самостоятельный способ защиты – признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

В связи с указанными обстоятельствами, по мнению суда, в удовлетворении требований прокурора о признании недействительной сделки по передаче земельного участка в бессрочное пользование, следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░░░ 2014 ░░░░ № 30-░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 27 ░░░░░░ 2014 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░░

2-384/2014 ~ M-384/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
прокурор Адамовского района в защиту интересов неопределённого круга лиц
Ответчики
администрация МО Адамовский район
Другие
администрация МО Шильдинский поссовет
Адамовский отдел Управления Федеральной службы госрегистрации кадастра и картографии
Суд
Адамовский районный суд Оренбургской области
Судья
Данилевский Роман Андреевич
Дело на сайте суда
adamovsky--orb.sudrf.ru
30.09.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.09.2014Передача материалов судье
02.10.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.10.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.10.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.10.2014Судебное заседание
14.11.2014Судебное заседание
25.11.2014Судебное заседание
27.11.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.12.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.12.2014Дело оформлено
13.01.2015Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее