Дело №2-901/2016 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Александровский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Ёлоховой О.Н.,
при секретаре Уточкиной Н.В.,
с участием пом.прокурора г.Александровска Габовой К.С.,
представителей ответчиков - Рыковой Е.В. и Донских Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Александровске дело по иску прокурора г.Александровска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Горизонт», администрации Александровского муниципального района об устранении нарушений требований законодательства о лицензировании образовательной деятельности,
у с т а н о в и л:
Прокурор г.Александровска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Александровского муниципального района, МБУ ДО «ДЮЦ «Горизонт» о возложении на МБУ ДО «ДЮЦ «Горизонт» обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований законодательства о лицензировании образовательной деятельности, выразившееся в осуществлении образовательной деятельности по адресам : <адрес>; <адрес>, не указанным в лицензии на осуществление образовательной деятельности; о возложении на администрацию Александровского муниципального района Пермского края обязанности обеспечить устранение нарушений требований законодательства о лицензировании образовательной деятельности МБУ ДО «ДЮЦ «Горизонт» по адресам : <адрес> и <адрес> не указанным в лицензии на осуществление образовательной деятельности.
В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проверки учреждения выявлено нарушение ст.91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» и ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», поскольку МБУ ДО «ДЮЦ «Горизонт» осуществляет образовательную деятельность по адресам, не указанным в лицензии: <адрес>; <адрес>. Учитывая, что учреждение создано муниципальным образованием, обязанность обеспечить устранение указанных нарушений должна быть возложена на администрацию района. Неисполнение ответчиками требований законодательства о лицензировании нарушает права детей, посещающих указанное образовательное учреждение.
В судебном заседании прокурор исковые требования уточнил в части установления срока исполнения МБУ ДО «ДЮЦ «Горизонт» соответствующей обязанности, просил установить срок до ДД.ММ.ГГГГ
Представитель ответчика - директор МБУ ДО «ДЮЦ «Горизонт» - Рыкова Е.В. в судебном заседании против удовлетворения иска не возражала, пояснив, что указанные в иске здания не внесены в лицензию своевременно, неисполнение требований законодательства вызвано отсутствием финансовых возможностей учреждения.
Представитель ответчика - администрации Александровского муниципального района Пермского края - Донских Д.С. в судебном заседании указала, что здания учреждения по названным адресам будут внесены в лицензию. Вместе с тем, с иском не согласилась, указав, что финансирование данных работ планируется за счет средств бюджета Александровского муниципального района. Вопрос о выделении финансирования на указанные цели, т.е. на обеспечение деятельности бюджетного учреждения, - это исключительная компетенция собственника имущества учреждения: органов местного самоуправления - Земского Собрания района как органа, утверждающего местный бюджет, и администрации района, как органа, формирующего бюджет и обеспечивающего его исполнение. Считают, что указанный вопрос не может быть решен в судебном порядке, т.к. спор по вопросу лицензирования учреждения отсутствует, а вопрос о финансировании решается в соответствии с нормами бюджетного законодательства. Согласно ст.86 Бюджетного кодекса РФ решения судов не поименованы в числе правовых оснований, из которых возникают расходные обязательства муниципальных образований. Согласно ст. 152 БК РФ прокуратура и суд не являются участниками бюджетного процесса и не наделены правом определять направление расходования средств местного бюджета. В соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ» органы прокуратуры не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельности организаций. Просили в иске отказать в полном объеме.
Суд, заслушав представителей ответчиков, прокурора, исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования обоснованны, законны и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Право на образование, гарантированное ст. 43 Конституции РФ, является одним их наиболее существенных конституционных социальных прав человека, которое создает предпосылку для развития как личности, так и общества.
В соответствии с ч.1 ст. 91 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, но уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Согласно ч. 4 ст. 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» лицензия па осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования, о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала. Форма лицензии, форма приложения к лицензии и технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Согласно п. п. 40 п. 1 ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Порядок лицензирования образовательной деятельности установлен Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966.
Пунктом 15 Порядка предусмотрено, что при намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, за исключением случая, предусмотренного пунктом 16 настоящего Положения, в заявлении о переоформлении лицензии указывается этот адрес, а также представляются следующие документы (копии документов) и сведения:
а) реквизиты документов, подтверждающих наличие у лицензиата на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта) в каждом из мест осуществления образовательной деятельности, а также копии правоустанавливающих документов в случае, если права на указанные здания, строения, сооружения, помещения и территории и сделки с ними не подлежат обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) подписанная руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по образовательным программам;
в) реквизиты выданного в установленном порядке санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности
г) реквизиты заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности (в случае если лицензиатом является образовательная организация);
д) подписанная руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, справка о наличии у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
е) копия положения о филиале (в случае если лицензиат намерен осуществлять образовательную деятельность в филиале);
ж) копия положения о структурном подразделении (в случае если в качестве лицензиата выступает организация, осуществляющая обучение, структурное подразделение которой осуществляет реализацию образовательных программ);
з) представление религиозных организаций - учредителей образовательных организаций (в случае если такие религиозные организации входят в структуру централизованных религиозных организаций, - представления соответствующих централизованных религиозных организаций), а также копии документов, подтверждающих размещение духовной образовательной организации в помещениях, находящихся на праве собственности или ином законном основании у ее учредителя, для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам (при наличии таких помещений);
и) опись прилагаемых документов.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
В судебном заседании установлено, что МБУ ДО « ДЮЦ «Горизонт» осуществляет образовательную деятельность по адресам, не указанным в лицензии: <адрес>, и <адрес>.
Указанные обстоятельства подтверждаются результатами прокурорской проверки и не оспариваются представителем учреждения в судебном заседании.
Суд находит обоснованными доводы прокурора о том, что нарушение требований законодательства о лицензировании и образовании нарушает права неопределенного круга лиц на образование.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района также относится организация предоставления образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В соответствии с п. 1.4 Устава МБУ ДО «ДЮЦ «Горизонт», утвержденного постановлением администрации Александровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, учреждение создано муниципальным образованием Александровский муниципальный район Пермского края с целью оказания муниципальных услуг, выполнения работ и (или) исполнения муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления муниципального района в сфере образования.
В соответствии с п. 1.5 Устава, учредителем МБУ ДО «ДЮЦ «Горизонт» является муниципальное образование Александровский муниципальный район Пермского края. Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет администрация Александровского муниципального района
В соответствии с п. 1.6 Устава,
собственником имущества МБУ ДО «ДЮЦ «Горизонт» является муниципальное образование Александровский муниципальный район Пермского края.
Учитывая, что учреждение, в котором установлено нарушение требований законодательства, создано муниципальным образованием Александровский муниципальный район, своевременно не обеспечившим надлежащего финансирования для выполнения указанных требований, суд находит обоснованными исковые требования прокурора.
Доводы администрации об отсутствии оснований для возложения в судебном порядке на орган местного самоуправления по иску прокурора соответствующей обязанности не могут быть приняты судом во внимание, поскольку администрация района является учредителем МБУ ДО «ДЮЦ «Горизонт» и при этом своевременно не обеспечила надлежащего финансирования для выполнения указанных требований законодательства. Более того, суд учитывает, что при отсутствии такого финансирования МБУ ДО «ДЮЦ «Горизонт» самостоятельно не способно обеспечить выполнение обязанности по лицензированию.
Доводы представителя администрации района о том, что судебное решение не является законным основанием для выделения финансирования работ по устранению нарушений МБУ ДО «ДЮЦ «Горизонт», являются необоснованными, поскольку прокурор вправе обратиться в защиту интересов неопределенного круга лиц к органам местного самоопределения для обеспечения соблюдения конституционных прав граждан, данным иском прокурор не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность организаций, а осуществляет полномочия по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации органами и организациями, а финансирование лицензирования в данном случае должно быть произведено на основании судебного решения, которое в силу требований части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса РФ является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Ссылка ответчика на то, что в ст.86 Бюджетного кодекса РФ решения суда не поименованы в числе правовых оснований, из которых возникают расходные обязательства муниципального образования, суд полагает ошибочным, поскольку исполнение муниципальной функции осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и порядок применения указанных нормативных актов определяется органом местного самоуправления самостоятельно.
Согласно положениям ст.86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления в целях исполнения и решения вопросов местного значения.
Возложение на ответчиков обязанности по устранению выявленных нарушений требований законодательства об образовании и лицензировании будет отвечать вышеуказанным требованиям к образовательному учреждению.
При этом срок, предложенный прокурором для исполнения возложенной на МБУ ДО «ДЮЦ «Горизонт» обязанности, суд с учётом обстоятельств дела находит разумным и достаточным для устранения нарушений.
Руководствуясь ст.194, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора г.Александровска удовлетворить.
Возложить на Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Горизонт» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований законодательства о лицензировании образовательной деятельности, выразившееся в осуществлении образовательной деятельности по адресам: <адрес>, и <адрес>, не указанным в лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возложить на администрацию Александровского муниципального района Пермского края обязанность обеспечить устранение нарушений требований законодательства о лицензировании образовательной деятельности МБУ ДО «ДЮЦ «Горизонт» по адресам: <адрес>, и <адрес>, Александровск, <адрес>, не указанным в лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья: О.Н.Ёлохова