Дело № 5-385/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Алапаевск 04 июня 2020 года
Судья Алапаевского городского суда Свердловской области Карабатова О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении:
Винокуровой Н. А. <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛ:
24.04.2020 года в 14 часов 55 минут в торговом зале магазина «Магнит» по адресу: Свердловская область, Алапаевский район, пос. В.Синячиха, ул. Октябрьская, 30 Винокурова Н.А., являясь должностным лицом - директором магазина, в период возникновения угрозы распространения заболевания (коронавирусной инфекции), представляющего опасность для окружающих, не выполнила санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия по защите населения, а именно, на указанном объекте:
отсутствует централизованный сбор одноразовых масок;
отсутствует пятидневный запас средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы), перчатки;
в помещениях с постоянным нахождением работников в торговом зале отсутствуют бактерицидные облучатели воздуха рециркуляторного типа, разрешенные к использованию в присутствии людей;
отпуск товара и прием денег осуществляется одним продавцом;
в торговом зале осуществляется самостоятельная навеска продуктов питания (фрукты, овощи, конфеты) покупателям. Реализация указанных товаров осуществляется в неупакованном виде,
чем допустила нарушение требований ст. 10 (абз.1) Федерального закона Российской Федерации № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п.п. 2.4, 2.6, 2.8 п.2, п.п. 4.5, 4.6 п.4 Рекомендаций по проведению профилактических и дезинфекционных мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в организациях торговли (Приложение к письму Роспотребнадзора от 21.04.2020 N 02/7495-2020-32).
Событие правонарушения зафиксировано в протоколе об административном правонарушении, который составлен уполномоченным лицом в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представители ТО Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Алапаевск, Алапаевском, Артемовском и Режевском районах в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте проведения которого были уведомлены надлежащим образом, специалист юридического отдела ФИО1 ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие.
Винокурова Н.А. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте его проведения была уведомлена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу, что вина Винокоровой Н.А. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нашла свое полное подтверждение.
Часть 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (введенная Федеральным законом от 01.04.2020 № 99-ФЗ), предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Конституцией Российской Федерации установлено право каждого гражданина на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду. Одним из основных условий реализации названных конституционных прав является санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Отношения в указанной сфере регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в силу п. 1 ст. 29 которого в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения.
Граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (абз. 1 ст. 10 ФЗ № 52-ФЗ).
Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (пункт 1), утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322, Роспотребнадзор является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Абзацем 3 п. 2 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что главный государственный санитарный врач РФ наделен полномочиями на утверждение нормативных документов, регламентирующих осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 № 66 «О внесении изменений в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих», включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV) и внесена в список особо опасных инфекций.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации поручено принять меры по введению режима повышенной готовности.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации на территории Российской Федерации высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, постановлено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь, определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации (п.п. «а» п. 2 Указа).
Указом Губернатора Свердловской области от 18 марта 2020 года № 100-УГ «О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» (с учетом внесенных изменений от 21.04.2020) на территории Свердловской области введен режим повышенной готовности и приняты дополнительные меры по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции разработала Рекомендации по проведению профилактических и дезинфекционных мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции в предприятиях торговли (Приложение к письму Роспотребнадзора от 21.04.2020 № 02/7495-2020-32).
В рамках профилактических мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), сокращения контактов между сотрудниками для ограничения воздушно-капельного и контактного механизмов передачи инфекции на предприятиях (в организациях) работодателям целесообразно организовать и осуществлять следующие мероприятия: организация централизованного сбора использованных одноразовых масок. Перед их размещением в контейнеры для сбора отходов герметичная упаковка в 2 полиэтиленовых пакета (п.п. 2.4 п.2); обеспечение не менее чем пятидневного запаса средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы), перчаток (п.п.2.7 п.2); применение в помещениях с постоянным нахождением работников бактерицидных облучателей воздуха рециркуляторного типа, разрешенных к использованию в присутствии людей (п.п. 2.8 п.2). Мероприятия, направленные на обеспечение безопасности пищевой продукции и продовольственного сырья: максимально исключить отпуск товара и прием денег одним лицом. Отпуск товара и прием денег проводить в одноразовых перчатках (п.п. 4.5 п.4); исключить возможность покупателям проводить самостоятельно навеску продуктов питания, реализацию товаров осуществлять в упакованном виде (п.п. 4.6 п.4).
При рассмотрении дела об административном правонарушении установлено, что 01.05.2020 должностными лицами Роспотребнадзора выявлены нарушения должностным лицом директором магазина «Магнит», расположенном по адресу: Свердловская область, Алапаевский район, пос. В.Синячиха, ул. Октябрьская, 30 требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия человека, которые совершены в период возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, в том числе протоколом осмотра помещений от 24.04.2020, который составлен в соответствии с требованиями ст. 27.8 КоАП РФ, с участием двух понятых, фотоматериалом, приказом о переводе Винокуровой Н.А. на должность директора магазина «Магнит» от 24.03.2015, должностной инструкцией директора магазина, согласно которой в обязанности должностного лица входят, в том числе, соблюдение федерального законодательства, стандартов, норм, правил, предписаний государственного надзора и контроля, организация выкладки товара в соответствии со стандартами, и другими материалами.
Все указанные доказательства получены в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются допустимыми и относимыми к делу.
Установив фактические обстоятельства дела, исследовав и оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности, прихожу к выводу, что вина Винокуровой Н.А. в совершении указанного правонарушения доказана полностью.
Действия Винокуровой Н.А. подлежат квалификации по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ - как нарушение законодательства в области обеспечении санитарно - эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенных в период возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Судья учитывает, что у Винокуровой Н.А. имелась возможность выполнить соответствующие санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, однако ею не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению. Доказательств того, что в силу объективных причин и (или) по независящим от должностного лица причинам не имелось возможности соблюдать указанные требования, судье не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
Решая вопрос о виде и мере административного наказания, в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ судьей учитываются характер совершенного Винокуровой Н.А. административного правонарушения, личность виновной, ее имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, по делу не установлено.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, являются: впервые привлечение к административной ответственности, наличие на иждивении малолетнего ребенка.
Признаков малозначительности деяния, с учетом обстоятельств совершенного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, характера установленных нарушений, которые непосредственно угрожали жизни и здоровью населения, поскольку создавали реальную угрозу распространения коронавирусной инфекции (2019-nCoV) среди населения Свердловской области, не усматривается.
С учетом обстоятельств совершенного административного правонарушения, принимая во внимание характер установленных в ходе проверки нарушений, считаю необходимым назначить Винокуровой Н.А. наказание в виде административного штрафа, что будет отвечать целям административного наказания и предупреждению совершения ею новых правонарушений.
Определяя размер административного штрафа, считаю возможным применить положения ч.ч. 2.2. и 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного правонарушения, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности лица, может быть назначено наказание в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей, в случае, если минимальный размер административного штрафа составляет не менее пятидесяти тысяч рублей для должностных лиц. В соответствии с ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ размер штрафа при назначении наказания в соответствии с ч. 2.2 статьи не может составлять менее половины минимального размера штрафа, предусмотренного для должностных лиц соответствующей статьей.
При изложенных обстоятельствах, учитывая имущественное положение Винокуровой Н.А., данные о ее личности, то обстоятельство, что ранее она к административной ответственности не привлекалась, имеет на иждивении малолетнего ребенка, которые судья признает исключительными, считаю необходимым назначить Винокуровой Н.А. наказание в виде административного штрафа менее минимального размера.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Винокурову Н. А. признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и определить ей наказание в виде административного штрафа, с учетом положений ч.ч. 2.2. и 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ, в размере 25 000 рублей (двадцать пять тысяч рублей).
Наименование получателя платежа: УФК по Свердловской области (Управление Роспотребнадзора по СО), ИНН 6670083677, КПП 667001001, БИК 046577001, ОКТМО 65728000, номер счета получателя платежа: 40101810500000010010, Наименование банка: Уральское ГУ Банка России, код бюджетной классификации 13111601061010003140, УИН 14102660014120001628, ЕИП 4660106081572.
Штраф подлежит уплате в течение 60 дней со дня вступления постановления в законную силу.
Квитанцию об уплате штрафа необходимо предоставить в суд по адресу (г. Алапаевск, ул. Бр. Серебряковых, 16).
В случае неуплаты штрафа и не предоставления в суд документов подтверждающих его уплату в установленный законом срок, виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Алапаевского городского суда О.С. Карабатова