РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 декабря 2013 года город Архангельск
Архангельский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении суда в составе:
председательствующего – судьи Калинина Е.П., при секретаре Деревлёвой Н.А., с участием представителя заявителя - Земскова А.В., рассмотрев дело по заявлению военнослужащего войсковой части № Слинкина С. А. об оспаривании решения заместителя директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее – ДЖО МО РФ) о распределении ему на состав семьи 4 человека жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Представитель Слинкина по доверенности - Земсков обратился в военный суд с заявлением, в котором просит признать незаконным решение заместителя директора ДЖО МО РФ о распределении Слинкину на состав семьи 4 человека жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> поскольку ему необоснованно снижена норма предоставления данного жилого помещения по договору социального найма на 22,6 кв.м., с учетом площади жилого помещения, ранее находившегося в собственности его супруги.
В судебном заседании Земсков, настаивая на удовлетворении требований Слинкина, пояснил, что последнему на состав семьи 4 человека выделено жилое помещение по вышеуказанному адресу с нормой предоставления до 58.4 кв.м. с учетом ранее имеющейся у его супруги собственности площадью 22,6 кв.м., в связи с чем ему предложено компенсировать превышение общей площади собственными средствами, однако заявитель считает данное решение незаконным поскольку супруга заявителя Федорец М.В. 6 июня 2009 года оформила договор дарения своей доли квартиры в Челябинской области, принадлежащей ей на праве собственности, так как не намерена была проживать в данном жилом помещении в связи с вступлением в брак со Слинкиным и выездом к месту прохождения им военной службы на о. Новая Земля, что в силу ст. 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим жилых помещений, утвержденной приказом МО РФ № 1280 от 30.10.2010 не является действием по намеренному ухудшению жилищных условий, а поэтому Синкину и членам его семьи должно быть распределено жилое помещение площадью не более 81 кв.м.
Как далее пояснил Земсков, супруге заявителя Федорец М.В. принадлежала лишь 1/4 доли жилого помещения по адресу: <адрес> общей площадью 45,2 кв.м., поскольку последняя 18 октября 1997 года была передана в совместную долевую собственность 4 граждан – Федорец М.В. и ее бывшего супруга – Федорец С.Н., а также двух их дочерей – Федорец О.С. и Федорец Д.С., что Департаментом жилищного обеспечения МО РФ не было принято во внимание при распределения жилья Слинкину.
Слинкин, своевременно уведомленный о дате рассмотрения дела, в суд не прибыл, в своем письменном заявлении просил рассмотреть заявление в его отсутствие.
Заместитель директора Департамента жилищного обеспечения МО РФ, надлежащим образом уведомленный о месте и времени судебного заседания, в суд также не прибыл.
На основании ч. 2 ст. 257 ГПК РФ заявление рассмотрено в отсутствие заявителя и заместителя директора Департамента жилищного обеспечения МО РФ, поскольку неявка в судебное заседание кого-либо из участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
Исследовав материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Из копии извещения о распределении жилого помещения № от 24 октября 2013 года, выданного заместителем директора Департамента жилищного обеспечения МО РФ, усматривается, что Слинкину С.А. на состав семьи 4 человека с нормой до 58,4 кв.м. распределено (с учетом имеющейся в собственности 22,6 кв.м.) жилое помещение в виде отдельной двухкомнатной квартиры общей площадью 59,2 кв.м. по адресу: <адрес>, и ему за счет собственных средств предложено компенсировать затраты за превышение общей площади жилого помещения, при этом на корешке к извещению имеется отметка об отказе Слинкина от предоставления распределенного жилого помещения по причине незаконного признания имеющейся собственности.
Договором № от 18 октября 1997 года подтверждается, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> общей площадью 45,2 кв.м., передано в совместную собственность граждан - Федорец С.Н., Федорец М.В., Федорец О.С. и Федорец Д.С.
Согласно договора дарения от 6 июля 2009 года, Федорец М.В. подарила Федоровой О.С. от своего имени и по доверенности от имени своей дочери - Федорец Д.С. по одной четвертой доли (от каждой) в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью 45,2 кв.м. по адресу: <адрес> (указанный договор прошел государственную регистрацию 21 июля 2009 года).
Как следует из карточки учета очередника Слинкина С.А., он признан нуждающимся в получении жилого помещения на состав семьи 4 человека, в том числе на супругу - Федорец М.В., сына – Федорец Ф.С. и дочь – Слинкину Е.С.
Как видно из копий паспортов Слинкина С.А. и Федорец М.В., 16 июня 2009 года между ними зарегистрирован брак.
Из копии карточки регистрации домоуправления войсковой части № и паспорта Федорец М.В. усматривается, что последняя с 22 июня 2009 зарегистрирована по адресу: <адрес>.
На основании п. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федерального закона), государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно требованиям п. 14 ст.15 Федерального закона, обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Аналогичные требования нашли свое отражение и в Постановлении Правительства РФ от 29 июня 2011 года № 512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно».
Порядок обеспечения жилыми помещениями определен приказом Министра обороны РФ № 1280 от 30 сентября 2010 года, утвердившим Инструкцию о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее – Инструкция).
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Инструкции признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Согласно ч. 2 ст. 51 при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Пунктом 14 Инструкции предусмотрено, что жилые помещения предоставляются военнослужащим по нормам, установленным статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
В соответствии с положениями ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий, а согласно п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ гражданам отказывают в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок.
В силу ст. 4 Инструкции военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (далее именуются – действия по намеренному ухудшению жилищных условий), в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.
Не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий: а) вселение военнослужащими в жилые помещения супругов, детей и в судебном порядке – родителей военнослужащих, иждивенцев, иных лиц, а также их регистрация по адресу воинской части, в которой военнослужащие проходят военную службу, если до вселения или регистрации по адресу воинской части указанные лица:
не имели жилых помещений в пользовании или на праве собственности;
имели право пользования жилыми помещениями или являлись собственниками жилых помещений, которые в установленном порядке были признаны непригодными для проживания;
произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военнослужащими военной службы при вступлении с ними в брак;
произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военной службы военнослужащими, являющимися их родителями (для не состоящих (состоявших) в браке несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения);
На основании приведенной нормы законодательства доводы заявителя о том, что отчуждение его супругой принадлежащей ей 1/4 доли в жилом помещении не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий, в связи с выездом к месту прохождения им военной службы при вступлении в брак, не могут быть положены судом в основу решения, поскольку в соответствии со ст. 4 Инструкции только действия по прекращению права пользования (а не права собственности) жилыми помещениями по указанной выше причине, не расцениваются как действия по намеренному ухудшению жилищных условий.
Анализируя изложенное выше, военный суд приходит к выводу, что поскольку супругой заявителя – Федорец М.В. в июле 2009 года совершена гражданско-правовая сделка по отчуждению имевшейся в ее собственности 1/4 доли жилого помещения, то есть она сознательно ухудшила свои жилищные условия, ее действия не носили вынужденный характер и привели к состоянию, требующему обеспечения ее другим жильем, а директором ДЖО МО РФ принято решение о распределении жилого помещения Слинкину и членам его семьи 24 октября 2013 года, то есть ранее истечения пяти лет после совершения Федорец М.В. действий по намеренному ухудшению жилищных условий, поэтому норма предоставления жилого помещения заявителю и членам его семьи должна быть уменьшена на 11,3 кв.м.
Поскольку в судебном заседании бесспорно установлено, что 1/4 доля жилого помещения по адресу: <адрес> общей площадью 45,2 кв.м. была подарена Фёдоровой О.С. не Федорец М.В., а её дочерью – Федорец Д.С., которая не является членом семьи заявителя Слинкина и на нее в настоящее время не выделяется жилое помещение от МО РФ, поэтому решение заместителя директора Департамента жилищного обеспечения № от 24 октября 2013 года о распределении Слинкину на состав семьи 4 человека жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> нормой предоставления площади жилого помещения в размере 58,4 кв.м. (с учетом площади жилого помещения, ранее находившегося в собственности его супруги Федорец М.В.– 22,6 кв.м.), военный суд считает незаконным.
Вместе с тем, требования заявителя являются обоснованными частично, так как ему должно быть предоставлено жилое помещение в избранном после увольнения месте жительства с нормой предоставления в размере 69,7 кв.м. (с учетом площади жилого помещения 11,3 кв.м., которое ранее находилось в собственности у его супруги - Федорец М.В.)
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 258 ГПК РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Слинкина С. А. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение заместителя директора Департамента жилищного обеспечения МО РФ № от 24 октября 2013 года о распределении Слинкину С.А. на состав семьи 4 человека жилого помещения в виде отдельной двухкомнатной квартиры общей площадью 59,2 кв.м. по адресу: <адрес>, с нормой предоставления до 58,4 кв.м. (с учетом имеющейся в собственности 22,6 кв.м.).
Обязать заместителя директора Департамента жилищного обеспечения МО РФ отменить указанное решение и повторно рассмотреть вопрос о распределении Слинкину С.А. на состав семьи 4 человека жилого помещения, с нормой предоставления до 69,7 кв.м. (с учетом ранее находившейся в собственности у Федорец М.В. 11,3 кв.м.).
В удовлетворении остальных требований Слинкина С. А., отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Архангельский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ ПО ДЕЛУ Е. Калинин