Дело № 2-1455/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 мая 2014 года г.Ачинск
Ачинский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Шиверской А.К.,
с участием истца Бородавкиной Л.В.,
третьего лица Бородавкина Е.А.,
при секретаре Кирилловой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бородавкиной ЛВ к ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны РФ, ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Администрации Ключинского сельского совета, Администрации г.Ачинска, Администрации Ачинского района, Министерству обороны Российской Федерации, Войсковой части № 58661-49, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ» о признании проживающей на условиях социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истец Бородавкина Л.Ф. обратилась в суд с исковым заявлением к ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны РФ, ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Администрации Ключинского сельского совета, Администрации г.Ачинска, Администрации Ачинского района, Министерству обороны Российской Федерации, Войсковой части № 58661-49 о признании проживающей на условиях социального найма и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, мотивируя свои требования тем, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояла в трудовых отношениях с войсковой частью 74008, в связи с чем, по ходатайству жилищной комиссии войсковой части 74008 по протоколу № от 06 октября 1983 года ей была предоставлена квартира, расположена по адресу: …., состоящая из … комнат, общей площадью … кв.м, в том числе жилой … кв.м, для постоянного проживания. С указанного времени и по настоящее время истец является нанимателем спорной квартиры, зарегистрирована в ней по месту жительства. В настоящее время квартира не используется в качестве служебной. Доказательства о включении спорной квартиры в число служебных в установленном порядке отсутствуют. Кроме того, д.Каменка, ранее относилась к жилищному фонду военных городков закрытого типа. Распоряжением Правительства РФ № 1779-р от 11 октября 2011 года военный городок в д.Каменка исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков вооруженных сил РФ. А также был заключен договор № от 10 августа 2011 года на техническое обслуживание помещения и истец несет бремя оплаты по коммунальным платежам, на ее имя открыт финансово-лицевой счет. В связи с чем, истец полагает, что занимает спорную квартиру на условиях социального найма. Просит суд признать ее проживающей на условиях социального найма и признать за нею право собственности в порядке приватизации на квартиру по адресу: … (л.д. 3-7).
Определением суда от 01 апреля 2014 года к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Департамент имущественных отношений Минобороны РФ, а также Специальное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ (л.д.1.)
Определением суда от 07 мая 2014 года к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены дети истицы: Гумерова Н.А. и Бородавкин Е.А. (л.д.118).
Истец Бородавкина Л.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что квартира, расположенная по адресу: … на основании решения жилищной комиссии войсковой части 74008 в 1983 предоставлялась ее мужу ФИО17 в связи с трудовыми отношениями с войсковой частью 74008. Она также работала в войсковой части по гражданскому контракту. В указанном жилом помещении с момента заселения проживали они с мужем, несовершеннолетние дети, и ее мать. Впоследствии мать умерла. 27 июня 2010 года умер ФИО18 Дети - Гумерова Н.А. и Бородавкин Е.А. проживают в иных жилых помещениях, и не желают принимать участие в приватизации спорной квартиры. Она в настоящее время продолжает проживать в указанном жилом помещении, просила признать ее проживающей на условиях социального найма и признать право собственности на квартиру в порядке приватизации.
В судебном заседании третье лицо Бородавкин Е.А. по заявленным исковым требованиям не возражал, пояснил, что самостоятельных требований относительно спорного жилого помещения заявлять не намерен.
Представитель ответчика ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом (л.д.122), в суд не явился, А.А.Жмыхова, действующая на основании доверенности № от 03 марта 2014 года (л.д.95), представила отзыв на исковое заявление, согласно которому просила отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России не является надлежащим ответчиком по данному делу. ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан. В связи с реорганизацией учреждений и организаций Министерства обороны РФ в настоящее время не создано соответствующей организации, которая бы была наделена полномочиями Министерства обороны РФ по решению вопросов, связанных с приватизацией жилых помещений в порядке, установленном Законом «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Полномочия по рассмотрению вопроса предоставления жилья гражданам, находящимся в служебных отношениях с Министерством обороны РФ возложены на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ и его региональные отделения, в частности ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ. На момент предоставления жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, военный городок № 13 д.Каменка, являлся закрытым, поэтому жилое помещение было предоставлено ФИО19 и членам его семьи в качестве служебного из состава ведомственного жилого фонда на время исполнения трудовых обязанностей. В соответствии с указаниями Министра обороны РФ № 205/2/709 от 15 октября 2009 года, изданными во исполнение поручения Президента РФ о формировании к 2012 году фонда служебных жилых помещений, запрещено исключать помещения из специализированного жилищного фонда. Кроме того, обеспечение жилыми помещениями лиц гражданского персонала, иных граждан, не имеющих связи с Министерством обороны РФ, не является обязанностью Министерства обороны РФ, и такие граждане не имеют права проживать в жилых помещениях жилого фонда Вооруженных Сил РФ. Считает, что у истца отсутствуют основания для признания права собственности на квартиру в порядке приватизации, просит о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д.92-94).
Представитель ответчика Министерство обороны РФ, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом (л.д. 122), в суд не явился, А.А.Жмыхова, действующая на основании доверенности № от 10 февраля 2014 года (л.д.98), представила отзыв на исковое заявление, согласно которому просит в удовлетворении исковых требований отказать, дело рассмотреть в отсутствие представителя Министерства обороны РФ (л.д.96-97).
Представитель ответчика администрации Ключинского сельсовета, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 123, л.д.143), в суд не явился, согласно представленному заявлению, Глава Ключинского сельсовета просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации Ключинского сельсовета (л.д. 149).
Представитель ответчика Администрации г.Ачинска, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом (л.д. 122), в суд не явился, согласно письменному отзыву на исковое заявление О.В. Тютиковой, действующей на основании доверенности от 30 декабря 2013 года № (л.д.45), по заявленным исковым требованиям возражает, поскольку Администрация г.Ачинска отношения к спорной квартире не имеет, в реестре муниципальной собственности г.Ачинска квартира не числится, находится не на территории города Ачинска. Просила исключить Администрацию г.Ачинска из числа ответчиков, рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации г.Ачинска по имеющимся в деле доказательствам (л.д.44).
Представитель ответчика Администрации Ачинского района, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом (л.д. 122), в суд не явился, согласно письменному отзыву на исковое заявление О.Н. Ключеня, действующей на основании доверенности от 20 января 2014 года (л.д.141), по заявленным исковым требованиям не возражает при установлении в судебном порядке факта проживания на условиях социального найма, сведения в отношении спорной квартиры о включении ее в число служебных отсутствуют в реестре служебных жилых помещений, и до настоящего времени жилищный фонд Ачинского района д.Каменка в муниципальную собственность Ачинского района не передавался. Просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации района (л.д.137-138).
Представитель ответчика Войсковой части № 58661-49, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 145), в суд не явился, представил заявления, согласно которым спорное жилое помещение не имеет статуса служебного жилого помещения, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя войсковой части (л.д. 43, л.д.126).
Представители ответчиков ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения», Департамента имущественных отношений Минобороны РФ, ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ», будучи надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного заседания (л.д.123, л.д. 154), в суд не явились, об уважительности причин неявки не сообщили, и о рассмотрении дела в их отсутствие не просили.
Представитель третьего лица ТУФА по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 146), в суд не явился.
Представитель третьего лица Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом (л.д. 142), в суд не явился, согласно письменному отзыву на исковое заявление Зинович Н.А., действующей на основании доверенности от 15 ноября 2013 года (л.д.41), спорное жилое помещение не учтено в Реестре государственной собственности Красноярского края, в собственность субъекта Российской Федерации – Красноярского края из федеральной собственности не передавался, полагает, что уполномоченным органом по управлению имуществом, находящимся в собственности РФ, является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае. Просила рассмотреть дело в отсутствие представителя агентства (л.д.40).
Третье лицо Гумерова Н.А., будучи надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела (л.д.125), в судебное заседание не явилась, согласно письму, поступившему на электронный адрес суда 20 мая 2014 года, а также телефонограммы от 24 мая 2014 года, не возражает против приватизации квартиры, расположенной по адресу: …., от участия в приватизации спорной квартиры отказалась, на спорное жилое помещение не претендует (л.д. 15, л.д.153).
Выслушав истца, третье лицо, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 3 ст.6 ЖК РФ, в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04.07.1991 N 1541-1 каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Статья 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" устанавливает запрет на приватизацию квартир, находящихся в домах закрытых военных городков, а также на служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения (в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 01.05.1999 N 88-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 29.12.2004 N 189-ФЗ, от 11.06.2008 N 84-ФЗ)
Перечень закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ, имеющих жилищный фонд, по представлению Министерства обороны РФ утвержден распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 N 752-р.
Распоряжением Правительства РФ № 1779-р от 11.10.2011 г. «О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской федерации (далее Перечень), подраздел «Красноярский край» был исключен полностью, а также указанны исключенные из Перечня закрытые военные городки поименно, в том числе и <адрес>.
Согласно ст. 6 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"№ 1541-1 от 04.07.1991г. передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии со ст. 7 указанного выше Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 года N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» (далее – Постановление № 1053) функции по управлению федеральным имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет Министерство обороны РФ. Министерство обороны РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны организаций.
Постановлением №1053 предусмотрено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
В соответствии с п. «и» ч.2 постановления №1053 Министерство обороны РФ осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.
Согласно постановлению Правительства РФ от 29.12.2008г. №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», №1054 «О порядке высвобождения недвижимого военного имущества Вооруженных Сил РФ» изменен порядок управления федеральным имуществом, закрепленным на соответствующем праве за организациями Министерства обороны России.
Однако порядок передачи жилых помещений Министерства обороны РФ гражданам в собственность до настоящего времени не разработан.
До настоящего времени жилищный фонд д.<адрес> в муниципальную собственность Ачинского района не передан, тогда как жилищный фонд закрытого военного городка, исключенного из вышеназванного Перечня, относится к объектам муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
Доказательств, свидетельствующих о наличии особого статуса спорного жилого помещения, а именно включения спорной квартиры в число служебных, стороной ответчика в материалы дела не представлено.
В соответствии с ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии с ч.1 ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 г., жилое помещение включалось в число служебных решением соответствующего местного уполномоченного органа исполнительной власти.
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Таким образом, после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в установленном законом порядке.
Как следует из материалов дела, жилые помещения, расположенные в домах <адрес> (ранее – военный городок Ачинск 13), до 2004 года включались в число служебных решением исполнительного комитета Ачинского городского Совета народных депутатов и Администрацией города Ачинска. Спорная квартира не была отнесена к числу служебных в установленном законом порядке, что объективно подтверждено представленными в материалы дела решением исполкома Ачинского городского Совета народных депутатов от 18.09.1991 г. № 389 (л.д. 64), Постановлениями Администрации города Ачинска №57-п от 09.04.1992 г., от 13.05.1992г.№ 113-П, от 26.11.1992г. №484-П, от 21.06.1993г. №241-П (л.д.65-70). После включения населенного пункта д. Каменка Ачинского района в состав сельского поселения муниципального района, спорная квартира также не была отнесена к числу служебных, что подтверждается представленными распоряжениями администрации Ачинского района за период с 2004-2005 годов (л.д.71-90, л.д. 157-158).
Истец Бородавкина Л.В. состояла в зарегистрированном браке с ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.31).
ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу … на должность …, ДД.ММ.ГГГГ назначена …, ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу в Войсковую часть 74008, где работала до ДД.ММ.ГГГГ в должностях гражданского персонала, что подтверждается записями трудовой книжки о приеме на работу, уволена по истечении срока трудового договора (л.д. 8-13).
В 1983 году по решению жилищной комиссии Войсковой части 74008 ФИО4 была предоставлена квартира, расположенная по адресу: ….. Согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии указанное жилое помещение выделялось ФИО4 с учетом жены – …, дочери …, сына …, матери – ФИО1 (л.д.14-16).
Каких-либо данных о наличии у спорной квартиры в 1983 году статуса служебной, а также о предоставлении ФИО4 указанной квартиры в качестве служебного жилого помещения ответчиками не представлено.
Согласно выписке из домовой книги Бородавкина Л.В. зарегистрирована в жилом помещении по адресу: …, с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21).
Истец Бородавкина Л.А. после предоставления супругу ФИО4 спорного жилого помещения постоянно проживала в нем, совместно с супругом, детьми и матерью. Впоследствии мать умерла, дети Бородавкин Е.А. и дочь Бородавкина Н.А. выехали из спорного жилого помещения. Бородавкиной Н.А. в связи с заключением брака 13 марта 1992 года присвоена фамилия «Гумерова» (л.д.151, л.д. 152).
25 марта 2004 года войсковой частью 74008 с ФИО4 на спорную квартиру был заключен договор найма служебной квартиры в домах государственного жилого фонда РФ №, в который в качестве члена семьи нанимателя включена жена Бородавкина Л.В. (л.д.17-20).
Вместе с тем, доказательств отнесения спорного жилого помещения к числу служебных ответчиками суду не представлено и в ходе рассмотрения дела не установлено.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 умер (л.д.30). С указанного времени истец Бородавкина Л.В. одна проживает и зарегистрирована в жилом помещении по адресу: ….. Бородавкин Е.А. и Гумерова Н.А. выехали из указанного жилого помещения, в нем не проживают, самостоятельных требований не заявляют.
За все время проживания истца в спорном жилом помещении претензий по проживанию не поступало. Представителями ответчиков законность вселения и факт проживания истца в спорном жилом помещении не оспорены.
В судебном заседании также установлено, что истец других жилых помещений, принадлежащих ему на праве собственности не имеет, право на приватизацию не использовал, что подтверждается справкой филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Красноярскому краю (л.д. 28, л.д.29).
Квартира, расположенная по адресу: … в реестре объектов муниципальной собственности города Ачинска отсутствует (л.д.96), в реестре служебных жилых помещений в Администрации Ачинского района и в реестре объектов муниципальной собственности Ачинского района не числится (л.д.27, л.д. 137).
Вместе с тем, жилое помещение, расположенное по адресу: … состоит на кадастровом учете под номером …, имеет общую площадь … кв.м, что подтверждается кадастровым паспортом помещения (л.д.25-26).
По сообщению ТУ Росимущества в Красноярском крае и ТУ Росимущества в Забайкальском крае квартира № 61, расположенная по адресу: …, в реестре федерального имущества не учитывается (л.д.100, л.д.147).
В Ачинском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю сведения о зарегистрированных правах на квартиру по адресу: … отсутствуют (л.д.115).
Данные обстоятельства с достоверностью подтверждаются исследованными в судебном заседании вышеуказанными доказательствами.
Таким образом, суд считает установленным, что на момент предоставления спорной квартиры ФИО4 и членам его семьи, указанная квартира статуса служебного жилого помещения не имела, была распределена на общих основаниях, а потому суд приходит к выводу о том, что Бородавкина Л.В. проживает в спорном жилом помещении на условиях социального, а не специализированного найма.
Пленум Верховного Суда РФ в пункте 8 постановления от 24 августа 1993. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" разъяснил, что исходя из смысла преамбулы и ст.ст. 1, 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Учитывая, что действующим законодательством не урегулирован порядок реализации Министерством обороны Российской Федерации функций по передаче квартир в собственность граждан в порядке приватизации, во внесудебном порядке реализовать свое законное право на приватизацию указанной квартиры истец не имеет возможности.
При таких обстоятельствах и требованиях закона, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований в полном объеме, поскольку государством законодательно установлено право граждан на получение жилья в собственность.
С учетом установленных обстоятельств и вышеуказанных требований закона, учитывая, что члены семьи истца Бородавкин Е.А. и Гумерова Н.А. не заявили самостоятельных требований относительно предмета спора, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований Бородавкиной Л.В. о признании за ней права собственности на спорную квартиру (адрес).
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Признать Бородавкину ЛВ проживающей на условиях социального найма в жилом помещении по адресу: ….
Признать за Бородавкиной ЛФ право собственности в порядке приватизации на квартиру (адрес), общей площадью … кв. метров.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.
Судья: Шиверская А.К.