Решение по делу № 2-335/2016 ~ М-272/2016 от 30.03.2016

Дело №2-335/2016          КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Александровский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Петровой Н.С., при секретаре Уточкиной Н.В., с участием помощника прокурора г. Александровска Ивченкова М.С., представителя администрации Всеволодо-Вильвенского городского поселения Мельчакова Д.В., третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Семенова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г. Александровска в интересах администрации Всеволодо-Вильвенского городского поселения к администрации Всеволодо-Вильвенского городского поселения о расторжении гражданско-правового договора,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Александровска обратился в суд с иском к администрации Всеволодо-Вильвенского городского поселения (далее по тексту - ВВГП) с требованием о возложении обязанности расторжения гражданского-правового договора, заключённого ДД.ММ.ГГГГ между администрацией ВВГП и Семеновым Владимиром Владимировичем. Требования мотивированы тем, что между сторонами договора фактически имеются трудовые отношения, так как фактически Семенов В.В. исполняет обязанности ведущего специалиста сектора по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в отсутствие проведения конкурсных процедур, что противоречит Федеральному закону «О муниципальной службе» и создает коррупционные предпосылки. Просил также обратить решение суда к немедленному исполнению.

В судебном заседании помощник прокурора поддержал требования.

Представитель ответчика Мельчаков Д.В. с иском не согласился. В отзыве на иск указал, что заключенный администрацией с Семеновым договор не регулирует трудовые отношения, так как он не подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, нормативным правовым актам РФ и Пермского края о муниципальной службе, локальным нормативным актом администрации. Администрация не обеспечивает ему условия труда. Против удовлетворения иска возражал, в том числе об обращении суда к немеленому исполнению.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Семенов В.В. с иском не согласился. Суду пояснил, что работает по гражданско-правовому договору. Деятельность осуществляет дома и на снимаемых им квартирах, используя при этом ноутбук и сеть Интернет. Необходимые сведения для осуществления деятельности, предоставляются ему специалистами администрации посредством электронной почты. Он готовит ответы на запросы, паспорта пожарной безопасности, участвует в работе комиссий. Отпуска, больничные ему не предоставляются. По состоянию здоровья он не нуждался в больничном, но в ДД.ММ.ГГГГ находился в санатории и при этом осуществлял деятельность. Имеет средне специальные образование, проходил повышение квалификации и обучение на курсах, в том числе по программе обучения должностных лиц и специалистов органов управления гражданской обороны.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Согласно ст. 3 указанного закона, на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

В силу ст. 4 закона, основными принципами муниципальной службы являются:

равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;

профессионализм и компетентность муниципальных служащих;

взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

Согласно ст.1 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.

Статья 19.1 Трудового кодекса РФ предусматривает, что трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями.

Признание отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями может осуществляться:

лицом, использующим личный труд и являющимся заказчиком по указанному договору, на основании письменного заявления физического лица, являющегося исполнителем по указанному договору, и (или) не обжалованного в суд в установленном порядке предписания государственного инспектора труда об устранении нарушения части второй статьи 15 настоящего Кодекса;

судом в случае, если физическое лицо, являющееся исполнителем по указанному договору, обратилось непосредственно в суд, или по материалам (документам), направленным государственной инспекцией труда, иными органами и лицами, обладающими необходимыми для этого полномочиями в соответствии с федеральными законами.

В случае прекращения отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, признание этих отношений трудовыми отношениями осуществляется судом. Физическое лицо, являвшееся исполнителем по указанному договору, вправе обратиться в суд за признанием этих отношений трудовыми отношениями в порядке и в сроки, которые предусмотрены для рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

Неустранимые сомнения при рассмотрении судом споров о признании отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями толкуются в пользу наличия трудовых отношений.

Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном частями первой - третьей настоящей статьи, были признаны трудовыми отношениями, такие трудовые отношения между работником и работодателем считаются возникшими со дня фактического допущения физического лица, являющегося исполнителем по указанному договору, к исполнению предусмотренных указанным договором обязанностей.

Судом установлено, что администрация Всеоволодо-Вильвенского городского поселения является органом местного самоуправления, деятельность которого обеспечивается муниципальными служащими (ст. 40, 70 Устава ВВГП). К полномочиям указанного органа относятся осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (п.11,12 ч. 1 ст. 41 Устава ВВГП).

Согласно структуре администрации, утвержденной решением Думы ВВГП от ДД.ММ.ГГГГ, в структуре администрации имеется сектор по делам ГО и ЧС. В данное решение ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, которыми указанный выше сектор исключен из структуры администрации. Данное решение на момент рассмотрения дела судом в силу не вступило.

Также установлено, что согласно решению Думы ВВГП от ДД.ММ.ГГГГ в реестре должностей имеется должность ведущего специалиста сектора по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Главой администрации ВВГП утверждена должностная инструкция муниципального служащего, которой определен круг должностных обязанностей муниципального служащего и квалификационные требования к должности.

Должность ведущего специалиста сектора по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям исключена из штатного расписания с ДД.ММ.ГГГГ, что следует из пояснения главы администрации и подтверждается штатным расписанием утвержденного ДД.ММ.ГГГГ.

Из представленного суду гражданско-правового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией ВВГП и Семеновым В.В., следует, что последний принял на себя обязательства по оказанию услуг по обеспечению осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах Всеволодо-Вильвенского городского поселения, по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенного пункта ВВГП в соответствии с Техническим заданием (приложение 1), составляющим неотъемлемую часть договора. Заказчик - администрация ВВГП обязуется принять и оплатить их по цене и на условиях, определенных договором.

Согласно п. 2.1.2 услуги должны быть оказаны в полном объеме и в сроки, предусмотренные техническим заданием. Согласно п. 2.4 исполнитель указывает услуги без привлечения иных лиц.

Оценивая содержание представленного гражданско-правового договора, технического задания, суд приходит к выводу, что не смотря на его наименование, он может быть расценен как гражданско-правовой договор об оказании услуг.

Статья 779 ГК РФ предусматривает, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Правила настоящей главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 настоящего Кодекса.

Характерным правовым положением участников имущественных отношений, вытекающих из гражданско-правовых договоров, в отличие от трудовых, является равенство отношений, автономия воли и имущественная самостоятельность участников. Предметом договора оказания услуг является выполнение конкретной работы, цель которой - достижение какого-либо результата с передачей результата заказчику. Для трудовых договоров не характерно выполнение конкретной работы, предметом трудового договора является осуществление любой работы по обусловленной трудовой функции, то же характерно и для профессиональной деятельности муниципального служащего. Причем работник при осуществлении трудовой функции подчиняется работодателю.

Представленный суду оспариваемый прокурором договор, определяет широкий круг обязанностей исполнителя, характерных для должностных обязанностей муниципального служащего - ведущего специалиста сектора гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций администрации Всеволодо-Вильвенского городского поселения. Фактически в техническом задании, являющимся неотъемлемой частью гражданско-правового договора, изложена большая часть должностных обязанностей ведущего специалиста сектора гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций администрации ВВГП, из п.3.1.1, 3.1.2, 3.1.3, 3.1.4, 3.1.5, 3.1.7, 3.18, 3.1.9, 3.1.10, 3.1.12-3.1.18 должностной инструкции. В техническом задании (последний пункт обязанностей исполнителя) определено, что исполнитель отвечает за исполнение мероприятий по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при администрации ВВГП. Данное условие оспариваемого договора, которое обязался исполнять Семенов В.В., не отвечает правовому положению участников гражданско-правового договора, поскольку указывает на отсутствие равенства участников данного договора, подчинение его заказчику (в данном случае администрации ВВГП), что характерно для трудовых отношений.

В оспариваемом договоре содержится условие о принятии услуг заказчиком в определенные сроки (п. 2.1.2, п. 2.3 п. 6.2.1 договора), однако фактически конкретные сроки принятия заказчиком работ в договоре не обозначены, тогда как заказчик обязался оплачивать услуги ежемесячно. Указанный в техническом задании срок оказания услуг- ДД.ММ.ГГГГ, соответствует общему сроку действия договора.

Суду представлен акт о приеме работ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Семенов В.В. в соответствии с муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ выполнил за отчетный период (ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) следующие работы: ответы на письма, отчетность в район и МЧС РФ по Пермскому краю, корректировку паспортов безопасности территорий. Работы выполнены на сумму <данные изъяты> рублей. Данная сумма указана и в оспариваемом договоре с условием ее ежемесячной выплаты (п.3.2 договора), соответственно в данном случае суд видит противоречие, заключающееся в том, что независимо от объема проделанной работы исполнителем и принятия ее заказчиком, исполнитель по оспариваемому договору получает равную оплату. При этом именно заказчиком удерживается НДФЛ из ежемесячной выплаты, а также производятся начисления в Пенсионный фонд и ФОМС. Такой способ оплаты объема работ также соответствует ст. 135,136 ТК РФ.

Возражая против иска ответчик, третье лицо указывают на то, что условия работы Семенову администрацией не обеспечиваются, он не подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка администрации ВВГП.

Оценивая данные доводы стороны ответчика, суд принимает во внимание объяснения Мельчакова Д.В. и Семенова В.В., из которых следует, что Семенов выполняя какую-либо работу для администрации ВВГП (подготовка ответов, сведений для иных органов государственной власти и юридических лиц) использует собственное оборудование, а именно ноутбук и другое, позволяющее ему осуществлять выход в сеть Интернет и иметь доступ к электронной почте, куда сотрудники администрации ВВГП направляют ему необходимые сведения для работы, подготовки ответов на запросы, то есть в виде электронных документов. Подготовленные ответы им не распечатываются, а таким же способом, то есть посредством сети Интернет и электронной почты, направляются в администрацию ВВГП, то есть в виде электронного документа, где сотрудники администрации дорабатывают подготовленный им ответ и распечатывают для подписи главой администрации ВВГП.

На указанное выше суд полагает необходимым отметить, что действующее трудовое законодательство, в ст. 312.1 ТК РФ, предусматривает такую форму трудовых отношений как дистанционная работа.

Под дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет".

При этом трудовое законодательство, учитывая специфику таких трудовых отношений, устанавливает, что взаимодействие дистанционного работника и работодателя осуществляется путем обмена электронными документами.

Законодатель также предусмотрел необходимость использования усиленных квалифицированных электронных подписей дистанционного работника и работодателя в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Каждая из сторон указанного обмена обязана направлять в форме электронного документа подтверждение получения электронного документа от другой стороны в срок, определенный трудовым договором о дистанционной работе.

В данном случае, из объяснений Семенова В.В. фактически следует, что его взаимодействие с администрацией ВВГП осуществляется путем обмена электронными документами.

Отличительной условием дистанционной работы, указанной в ст. 312.4 ТК РФ, является то, что режим рабочего времени и времени отдыха дистанционного работника устанавливается им по своему усмотрению, если иное не оговорено трудовым договором.

Из объяснений сторон в судебном заседании установлено, что режим работы Семенову в соответствии Правилам внутреннего распорядка администрации ВВГП не устанавливался, в договоре об этом нет никаких сведений. Однако, поскольку в данном случае установлено, что поручение о работе и результат работы между сторонами оспариваемого договора фактически производится посредством обмена электронными документами, суд приходит к выводу, что существующие отношения между данными сторонами подпадают под признаки дистанционной работы.

Суд также принимает во внимание, что прежде чем вступить в правоотношения с Семеновым В.В., глава администрации исследовал такие личные документы Семенова В.В., как паспорт, трудовую книжку, СНИЛС, документы об образовании, повышении квалификации, прохождении курсов.

Учитывая изложенное выше, а также положения ст. 1, 19.1, 312.1, 312.4 Трудового кодекса РФ, суд приходит к выводу, что отношения между Семеновым В.В. и администрацией ВВГП по поводу оказания услуг по обеспечению осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах ВВГП, по обеспечению мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов ВВГП, являются трудовыми. Следовательно данные отношения должны соответствовать не только трудовому законодательству, но и законодательству о муниципальной службе, как в части порядка поступления на службу, соответствия муниципального служащего квалификационным требованиям, так и в части ограничений и запретов, налагаемых на муниципального служащего. Это необходимо для соблюдения принципов осуществления муниципальной службы.

В данном же случае очевидно, что фактически заключение гражданско-правового договора между Семеновым В.В. и администрацией ВВГП, как раз направлено на уклонение данных лиц от соблюдения требований законодательства о муниципальной службе. Исполнение обязанностей ведущего специалиста по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации ВВГП под видом гражданско-правовых отношений, свидетельствует о нарушении принципов муниципальной службы, может привести к возникновению ущерба правам и интересам неопределенного круга лиц, а не только администрации Всеволодо-Вильвенского городского поселения, к нарушению права граждан на равный доступ к муниципальной службе. На момент рассмотрения дела последнее нарушение фактически имеет место быть, так как несмотря на наличие в структуре администрации данной должности, а до ДД.ММ.ГГГГ и штатном расписании, она фактически не занята, в том числе и потому, что те обязанности, которые должен осуществлять муниципальный служащий по данной должности осуществляет Семенов В.В., при этом он явно не соответствует должности ведущего специалиста по делам ГО и ЧС, поскольку квалификационные требования по данной должности предусматривают наличие высшего образования, которого он не имеет.

Поскольку в данном случае прокурор уполномочен выступать в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а заявленное требование о возложении обязанности о расторжении оспариваемого договора направлено именно в защиту интересов неопределенного круга лиц, обоснованность данного требования нашла свое подтверждение совокупностью представленных доказательств, в том числе и тех, что представлены стороной ответчика и третьим лицом, иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

Суд, руководствуясь положениями ст. 212 ГПК РФ, также полагает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению, находя установленные по делу обстоятельства особыми, при наличии которых возможно причинение значительного ущерба защищаемым интересам администрации ВВГП, поскольку осуществление деятельности муниципального служащего связано с соблюдением им запретов и ограничений, которые в данном случае не соблюдаются третьим лицом, и выполнение которых не контролируются ответчиком.

Руководствуясь ст. 194, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

иск прокурора г. Александровска удовлетворить;

обязать администрацию Всеволодо-Вильвенского городского поселения расторгнуть договор, заключенный ДД.ММ.ГГГГ с Семеновым Владимиром Владимировичем;

обратить решение суда к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись     Н.С. Петрова

Копия верна.

Судья       Н.С. Петрова

2-335/2016 ~ М-272/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор
Ответчики
администрация В-Вильвенского ГП
Другие
Семенов Владимир Владимирович
Суд
Александровский городской суд Пермского края
Судья
Петрова Н.С.
Дело на странице суда
aleks--perm.sudrf.ru
30.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.03.2016Передача материалов судье
30.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.03.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.04.2016Судебное заседание
25.04.2016Судебное заседание
29.04.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.05.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2016Дело оформлено
12.01.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее