Дело №2-2516/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июля 2018 года г. Ачинск Красноярского края,
ул. Назарова, 28-Б
Ачинский городской суд Красноярского края,
в составе председательствующего судьи Большевых Е.В.,
при секретаре Тимохиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Долголёвой Л. Р. к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида № с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому развитию детей» о взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Долголёва Л.Р. обратилась в суд с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида № с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому развитию детей» (далее - МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №») о взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда, мотивируя тем, что она состоит в трудовых отношениях с ответчиком с 01.10.2015г. в должности <данные изъяты> с окладом в размере 2 933 руб., с 2017 года в размере 3 226 руб., с января 2018 года в размере 3 355 руб., также предусмотрены районный коэффициент и северная надбавка. Установленный размер оплаты труда не соответствует ст. ст. 50, 136, 316 Трудового кодекса РФ. Заработная плата, согласно ФЗ от 19.06.2000г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» должна составлять с 01.07.2016г. - 7 500 рублей, с 01.07.2017 - 7 800 рублей, с 01.01.2018г. - 9 489 рублей, с 01.05.2018г. – 11 163 рублей с начислением на данную сумму районного коэффициента – 30% надбавки за стаж работы в особых климатических условиях – 30%. Таким образом, по мнению истца в период с мая 2017 года по 31 мая 2018 года ответчиком недоплачена заработная плата в размере 63 324,72 руб., которую просит взыскать с ответчика, а так же компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб. (л.д.2-5).
В судебное заседание истец Долголёва Л.Р., извещенная надлежащим образом о дате времени и месте рассмотрения дела (л.д.102), не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д.100).
Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 14» Рачкова О.Н., извещенная о дате рассмотрения дела (л.д.103), в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д.101), в представленном отзыве против исковых требований возражала, указав, что начисление заработной платы в спорный период работникам МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 14» осуществлялось в рамках установленного фонда оплаты труда, определяемого главным распорядителем бюджетных средств, за счет средств субсидий, в размере не ниже минимальной заработной платы, установленной Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Красноярском крае на 2017 год, в размере 10 592 руб., а с 01.01.2018г. не ниже региональной выплаты, установленной Законом Красноярского Края от 29.10.2009г. №9-3864, в размере 11 016 руб. при выполнении работы полный календарный месяц (л.д.40-42).
Представитель третьего лица Управления образования Администрации г. Ачинска Гудков Ю.А., действующий на основании доверенности от 20.11.2017г. сроком на один год (л.д.35), в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.105), представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица (л.д.31). Согласно письменному отзыву против исковых требований возражает, полагая, что начисленная и выплаченная истцу заработная плата превышала установленный в соответствии со ст. 133.1 ТК РФ размер минимальной заработной платы в Красноярском крае в размере 10 592 руб., в который включаются надбавки за работу в особых климатических условиях, что соответствовало правоприменительной практике, сложившейся в 2017 году. Действия работодателя в 2017 году соответствовали правовому подходу, определенному Верховным судом РФ. Позиция, изложенная в постановлении Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 №38-п о невключении в состав МРОТ районного коэффициента и северной надбавки, подлежит применению только с 07.12.2017 и не имеет обратной силы. Поскольку региональное соглашение о минимальной заработной плате в Красноярском крае на 2018 год не заключено, в Закон Красноярского края от 29.10.2009 №9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» внесены изменения об увеличении с 01.01.2018 размера региональной выплаты на 4%. Указанный размер региональной выплаты обеспечивается персональной выплатой работникам, чей размер оплаты труда в соответствующем периоде окажется меньше. До настоящего времени вопрос о выделении дополнительных средств для обеспечения уровня заработной платы работников не ниже размера МРОТ не урегулирован на федеральном и региональном уровнях (л.д.31 оборот - 34).
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично в следующем объеме, по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труд.
В силу требований ст. 2 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) одним из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются в том числе, величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, который согласно ч. 1 ст. 133 ТК РФ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, при этом в силу части 3 указанной нормы месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
На основании ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Согласно ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В соответствии со ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Таким образом, в силу статей 129, 135, 146, 148 Трудового кодекса РФ коэффициент за работу в местности с неблагоприятными климатическими условиями и районный коэффициент являются компенсационными выплатами (доплатой к заработной плате) и должны начисляться сверх установленного законодательством минимального размера оплаты труда.
Данная правовая позиция подтверждена Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года №38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 №160-г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 1 апреля 1992 года размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере - 1,30.
На основании Постановления Министерства труда РФ №49 от 11.09.1995 в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.
Данное Постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в размере - 1,30, применяется и на территории <адрес> края.
Как следует из материалов дела, согласно приказу №-л от ДД.ММ.ГГГГ и на основании трудового договора № от 01.10.2015г. Долголёва Л.Р. принята в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №» на основную работу на должность <данные изъяты>, начиная со 02.10.2015г. с установлением работнику 40 часовой рабочей недели. Должностной оклад установлен в размере 2 933 рублей (л.д.45,46-48).
Дополнительным соглашением к трудовому договору от 27.12.2016г. установлен оклад с 01.01.2017г. в размере 3 226 руб. (л.д.125).
В соответствии с Положением об оплате труда работников МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 14», с учетом изменений и дополнений, с 01 января 2017 года для должности младший воспитатель минимальный размер оклада ставки заработной платы установлен в размере 3 226, руб. месяц, с 01 января 2018 года в размере 3 355 руб., а также дополнительные выплаты компенсационного характера, стимулирующие выплаты и выплата в обеспечение региональной выплаты на местном уровне (л.д.75-80, 107-124).
Из представленных расчетных листков и табелей учета рабочего времени за май 2017 года – май 2018 года (л.д.50-56, 58-69) следует, что исходя из отработанного времени истцу заработная плата начислялась и выплачивалась пропорционально фактически отработанному времени, с доплатой региональной выплаты до МРОТ, стимулирующих и компенсационных выплат.
Между тем, исходя из изложенного выше конституционно-правового смысла положений Трудового кодекса РФ, регулирующих спорные отношения, суд приходит к выводу, что заработная плата работника за полностью отработанный месяц должна быть определена в размере не менее установленного в Российской Федерации МРОТ, а районный коэффициент и надбавка за стаж работы в особых климатических условиях, должны начисляться сверх установленного законодательством МРОТ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000г. №82-ФЗ в редакции, действовавшей с 01.01.2016г., минимальный размер оплаты труда составлял 7 500 руб. в месяц, с 01.07.2017г. – 7 800 руб., с 01.01.2018г.– 9 489 руб., с 01.05.2018г. – 11 163 руб.
Таким образом, с учетом начисления на сумму действовавшего в соответствующие периоды МРОТ районного коэффициента - 30% и северной надбавки - 30%, при условии выполнения нормы рабочего времени, истец должна была получать размер заработной платы в месяц с 01.07.2017г. - не менее 12 480 руб. (7 800 руб. ? 1,6), с 01.01.2018г. – не менее 15 182,40 руб. (9 489 руб. ? 1,6), с 01.05.2018г. – не менее 17 860,80 руб. (11 163 руб. х1,6).
При таких обстоятельствах, учитывая, что размер заработной платы истца в период с мая 2017 года по май 2018 года, включительно, не соответствовал требованиям трудового законодательства, поскольку был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, с учетом начисленных на него коэффициентов, суд считает необходимым взыскать недоначисленную истцу заработную плату в размере 6121,80 руб., исходя из следующего расчета:
№ п/п | Месяц начисления | рабочих дней в соответстии с произв.календарем | План (дни/ часы) | Фактически (дни/часы | Сумма начисл. з/пл (руб.) | величина МРОТ | сумма подлежащая выплате с учетом районного и северного коэффициентов | Недополученная сумма (руб.) | примечание |
1 | май.17 | 20 | 20 | 20 | 14040,32 | 7500 | 12000,00 | 0,00 | |
2 | июн.17 | 21 | 17 | 17 | 11365,99 | 7500 | 9714,29 | 0,00 | 27-30 июня-отпуск |
3 | июл.17 | 21 | 21 | 21 | 14040,32 | 7800 | 12480,00 | 0,00 | |
4 | авг.17 | 23 | 19 | 19 | 13618,56 | 7800 | 10309,57 | 0,00 | |
5 | сен.17 | 21 | 0 | 0 | 0 | 7800 | 0,00 | 0,00 | 1-29 сент. -отпуск |
6 | окт.17 | 22 | 22 | 22 | 14040,32 | 7800 | 12480,00 | 0,00 | |
7 | ноя.17 | 21 | 21 | 21 | 14040,32 | 7800 | 12480,00 | 0,00 | |
8 | дек.17 | 21 | 21 | 21 | 19683,24 | 7800 | 12480,00 | 0,00 | |
9 | янв.18 | 17 | 17 | 17 | 14464,32 | 9489 | 15182,40 | 718,08 | |
10 | фев.18 | 19 | 19 | 19 | 14464,32 | 9489 | 15182,40 | 718,08 | |
11 | мар.18 | 20 | 20 | 20 | 14464,32 | 9489 | 15182,40 | 718,08 | |
12 | апр.18 | 21 | 21 | 21 | 14464,32 | 9489 | 15182,40 | 718,08 | |
13 | май.18 | 20 | 20 | 20 | 14611,32 | 11163 | 17860,80 | 3249,48 | |
итого: | 6121,80 |
В остальной части требование о взыскании недоначисленной заработной платы удовлетворению не подлежит как необоснованно заявленное.
Возражение представителя третьего лица о том, что начисление и выплата заработной платы работникам детского сада производится в соответствии с установленным Региональным соглашением МРОТ, при условии полностью отработанной нормы рабочего времени и выполненной нормы труда (трудовых обязанностей), включающей в себя начисления по районному коэффициенту и северной надбавке, суд находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Как следует из разъяснений, изложенных в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Относительно требования истца о взыскании компенсации морально вреда суд учитывает, что ответчиком допущено нарушение сроков выплаты заработной платы в полном объеме, истец имеет право на компенсацию морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суд исходит из обстоятельств дела, характера допущенных нарушений и виновных действий ответчика, степени нравственных страданий истца, требования разумности и справедливости, принимает во внимание, что допущенные ответчиком нарушения трудовых прав истца до дня вынесение решения суда ответчиком не устранены, в связи с чем, полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1000 руб., в остальной части – отказать.
Всего с ответчика в пользу истца подлежит взысканию: 6121,80 руб. (недоначисленная заработная плата) + 1000 руб. (компенсация морального вреда) = 7121,80 руб.
Кроме того, в соответствии с положениями ст. 103 ГПК РФ с ответчика также подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой освобожден истец, в размере 400 руб. (пропорционально размеру удовлетворенных судом требований) + 300 руб. (за рассмотрении спора в части компенсации морального вреда), всего 700 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Долголёвой Л. Р. удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому развитию детей» в пользу Долголёвой Л. Р. недоначисленную заработную плату за период с мая 2017 года по май 2018 года, включительно, в размере 6121,80 рубль, компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей, а всего 7121 (семь тысяч сто двадцать один) рубль 80 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 14 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому развитию детей» в доход муниципального образования город Ачинск Красноярского края государственную пошлину в сумме 700 (семьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Е.В. Большевых
Мотивированное решение изготовлено 30 июля 2018 года.