Дело № 2-298(2013)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 февраля 2013 года г.Ачинск
Ачинский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Шиверской А.К.,
с участием представителя ответчика Администрации г.Ачинска Маслак С.А., действующей на основании доверенности от 25.01.2013 года сроком 31.12.2013 года (л.д. 57),
при секретаре Кирилловой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лаврентьева И.В.к Администрации г.Ачинска о признании действий незаконными, о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Лаврентьев И.В. обратился в суд с иском к Администрации г. Ачинска о признании действий незаконными, о предоставлении жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что является круглым сиротой с 13 января 2004 года, в связи с чем ему должно быть предоставлено жилое помещение, соответствующее установленным санитарным и техническим нормам и правилам, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Ему распоряжением Главы г.Ачинска сохранено право пользования квартирой по адресу…, но данная квартира, согласно акту обследования жилищно-бытовых условий от 24 марта 2004 года, составленному специалистами отдела по защите прав детей Управления образованием администрации г.Ачинска, по сведениям БТИ входит в программу «Ветхое жилье», в квартире отсутствуют приемлемые условия для проживания. Из акта обследования, составленного педагогом школы-интернат № также следует, что жилое помещение не пригодно для проживания. Просит признать действия администрации г.Ачинска по сохранению за ним ветхого жилья незаконными и обязать Администрацию г.Ачинска предоставить ему жилое помещение в соответствии с требованиями закона.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство образования и науки Красноярского края.
Истец Лаврентьев И.В., будучи о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд не явился, в связи с тем, что отбывает наказание в местах лишения свободы.
Представитель ответчика Администрации г. Ачинска Маслак С.А. в судебном заседании против заявленных требований возражала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, согласно которого администрация г.Ачинска против иска возражает, так как за Лаврентьевым И.В. сохранено право пользования жилой площадью по адресу: …, согласно справке главного архитектора города Ачинска, председателя межведомственной комиссии, жилой дом, расположенный по адресу …. в реестре ветхого и аварийного жилищного фонда г.Ачинска не числится, в связи с чем просит в удовлетворении исковых требований отказать (л.д. 56).
Представитель третьего лица Управления образованием Администрации г.Ачинска, будучи о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд не явился, представив отзыв на исковое заявление, согласно которого считает исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку распоряжением администрации г.Ачинска от 23 апреля 2004 года за Лаврентьевым И.В. сохранено право пользования квартирой по адресу…., кроме того, Лаврентьев И.В. с заявлением о постановке на учет в Министерство образования и науки Красноярского края в установленном законом порядке не обращался. Просит рассмотреть дело без участия представителя органа опеки и попечительства (л.д. 9-10).
Представитель третьего лица Министерства образования и науки Красноярского края, будучи о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд не явился, каких-либо возражений по иску не представил.
Выслушав ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Пунктом 2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, действовавшим до 01 января 2013 года, то есть на момент обращения истца в суд с данным иском, было предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 29.02.2012) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи в том числе с тем, что жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 1 ч.1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 (ред. от 20.12.2012) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (подписан Губернатором Красноярского края 28.12.2009) исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение (далее - жилое помещение), в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка" детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае установления факта невозможности их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
В судебном заседании установлено, что мать истца - ФИО4 умерла 13 января 2004 года (л.д. 18), сведения об отце были внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка (л.д. 17). В связи с чем, Лаврентьев И.В., 07 января 1990 года рождения, распоряжением Главы г.Ачинска Красноярского края от 23 апреля 2004 года № был передан в МОУ «Школа-интернат № для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на полное государственное обеспечение, за ним сохранено право пользования квартирой по адресу: ….. ( л.д.23).
Данное жилое помещение было предоставлено на основании ордера № от 15 мая 1987 года ФИО5, с которой 19 мая 1995 года был заключен типовой договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилого фонда. Лаврентьев И.В. также включен в данный договор найма как внук нанимателя (л.д. 12). Из выписки из домовой книги на жилое помещение по адресу …. видно, что с 15 декабря 2004 года на регистрационном учете в данном помещении состоит только Лаврентьев И.В. (л.д. 13). Согласно выписке из реестра муниципальной собственности квартира …. числится в реестре муниципальной собственности и составляет муниципальную казну (л.д. 15).
Из акта обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего Лаврентьева И.В. № от 24 марта 2004 года, составленного ведущими специалистами отдела по защите прав детей Управления образованием Администрации г.Ачинска следует, что квартира по указанному адресу расположена в одноэтажном четырехквартирном неблагоустроенном жилом доме, который по сведениям БТИ входит в программу «Ветхое жилье» и приватизации не подлежит (л.д. 42). Из акта обследования жилого помещения по адресу …., составленного социальным педагогом МОУ «Школа-интернат № для детей-сирот» 0 августа 2004 года усматривается, что в ходе обследования установлено, что жилое помещение не пригодно для проживания, так как входные двери и остекление окон отсутствуют, печь требует ремонта, электропроводка и внешняя подводка электроэнергии отсутствуют (л.д. 43). 18 января 2012 года комиссией ООО УК «Жилкоммунхоз» составлен акт №, согласно которого жилой дом … в эксплуатации с 1958 года, сборно-щитовой, одноэтажный, инженерные коммуникации отсутствуют, огневая печь в квартире № демонтирована (л.д. 44).
Из справки Главного архитектора г.Ачинска от 18 февраля 2013 года следует, что жилой дом, распложенный по адресу … в реестре ветхого и аварийного жилищного фонда г.Ачинска не числится.
Вместе с тем, из материалов инвентарного дела на жилой дом по указанному адресу, которые обозревались в подлиннике в полном объеме в судебном заседании, следует, что данный дом является сборно-щитовым, 1958 года постройки, в 1988 году износ дом составил 67% (выкопировка л.д. 52-55). Как следует из пояснений ведущего специалиста Ачинского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация – ФБТИ» ФИО6, износ сборно-щитового дома составляет примерно 1,5 % в год. С того момента, как износ дома достиг 67% прошло уже более 24 лет.
Согласно пунктов 2.1 и 2.2 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 05.11.1985 № 529 жилые дома независимо от группы их капитальности и жилые помещения относятся к категории непригодных для постоянного проживания с учетом физического износа, повреждений несущих конструкций, недостатков планировки и уровня внутреннего благоустройства, а также санитарных требований. К непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся: каменные дома с физическим износом свыше 70%; деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%. В подпункте «г» пункта 2 указанного Положения и примечании к нему говорится, что строения барачного типа, претерпевшие реконструкцию в части планировки и ставшие пригодными для посемейного заселения, а также жилые здания из сборно-щитовых и каркасно-засыпных конструкций квартирного типа следует относить к малоценному, но жилому фонду. Непригодность последних устанавливается в общем порядке согласно настоящему Положению.
Учитывая изложенное, суд полагает, что действия администрации г.Ачинска по сохранению за Лаврентьевым И.В. жилого помещения по адресу <адрес> нельзя признать законными и обоснованными.
Сохранение за Лаврентьевым И.В. ветхого жилого помещения воспрепятствовало истцу в реализации права на получение жилого помещения, несмотря на наличие статуса ребенка-сироты. Какого-либо иного жилого помещения на праве собственности либо по договору социального найма у истца не имеется, он нуждается в жилом помещении.
С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств и требований закона, исковые требования о возложении обязанности на администрацию города Ачинска по предоставлению жилого помещения Лаврентьеву И.В., как лицу из числа детей сирот, оставшихся без попечения родителей, являются правомерными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПУ РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать действия администрации г.Ачинска по сохранению за Лаврентьевым И.В. жилого помещения по адресу: …. незаконными.
Обязать администрацию города Ачинска предоставить Лаврентьеву И.В. на условиях договора найма специализированного жилого помещения отдельное изолированное благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по месту жительства в г. Ачинске, соответствующие санитарным и техническим нормам, не ниже нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья: Шиверская А.К.