Решение по делу № 2-1331/2012 ~ М-1083/2012 от 12.03.2012

Дело № 2 – 1331 (12)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 мая 2012 года г. Ачинск Красноярского края

Ачинский городской суд Красноярского края,

в составе: председательствующего судьи Дорофеевой Н.А.,

истца Сальникова В.Г.,

третьего лица Сальниковой Л.С.,

представителя ответчика Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» – Коробейниковой И.И., действующей на основании доверенности от 11 мая 2011 года на срок три года (л.д. 20),

при секретаре Карельской Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сальникова к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» об отмене отказа в части не признания нуждающимися в улучшении жилищных условий для получения государственного жилищного сертификата и постановки на соответствующий учет, обязании включить в списки граждан на получение сертификата,

У С Т А Н О В И Л :

Сальников В.Г. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» об отмене отказа в части не признании нуждающимися в улучшении жилищных условий для получения государственного жилищного сертификата и постановки на соответствующий учет, обязании включить в списки граждан на получение сертификата.

Требования мотивировал тем, что он проходил службу в ФБУ ИЗ-24/3 ГУФСИН России по Красноярскому краю с 21.10.2002 г. и был уволен по ст. 58 «з» по ограниченному состоянию здоровья 11.08.2009 г. Выслуга на момент увольнения

составляет 11 лет 10 месяцев 20 дней в календарном исчислении. Перед увольнением он обратился в суд с заявлением об обжаловании решения администрации СИЗО – 3 об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Постановка на учет была необходима для последующего участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 -2010 годы.

07 февраля 2012 г. он обратился с заявлением на имя начальника СИЗО-3 и просил признать его и членов его семьи нуждающимися в улучшений, и получении государственного жилищного сертификата, и включении в список граждан на получение жилищного сертификата.

Письмом от 14.02.2012 г. за подписью начальника СИЗО-3 ему было отказано. Считает данный отказ не законным. Решением Администрации города Назарово от 10.06.2011 г., в установленном законом порядке, он поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма от 19.03.2008 г. До 01.03.2005 г. так и после этой даты место жительства не менял, проживает с 2000 года по указанному адресу, что в целом подтверждает факт нуждаемости как до 01.03.2005 г. так и после.

Нахождение на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях по договору социального найма не дает ему возможности реализовать свое право на получение государственного жилищного сертификата. Статьей 4 ЖК РФ установлен исключительный перечень отношений, регулируемых жилищным законодательством. Обеспечение отдельных категорий сотрудников ФСИН, уволенных со службы, государственным жилищным сертификатом к этому перечню не относится. Не предусматривал правовых оснований для обеспечения граждан жильем посредством жилищных сертификатов.

Учитывая, что каких-либо ограничений, вызванных временем постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, имеющих право на участие в подпрограмме и свидетельствующих о необходимости отказа таким лицам в реализации имеющегося у них права, нормами законодательства, регулирующего порядок выдачи ГЖС не установлено. Отказ ответчика противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает его права на получение финансовой помощи в выбранном им порядке.

Истец просит отменить необоснованный отказ ответчика в части не признания его и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий для получения ГЖС и поставить на соответствующий учет в Федеральное казенное учреждение Следственный изолятор № 3 ГУФСИН России по Красноярскому краю.

Кроме того, просил обязать Федеральное казенное учреждение Следственный изолятор № 3 ГУФСИН России включить его и членов его семьи в список граждан на получение сертификата на состав семьи 3 человека (л.д. 3-4).

В судебном заседании истец Сальников В.Г. поддержал заявленные исковые требования по аналогичным основаниям, подтвердив вышеизложенное. Пояснил, что несмотря на то, что до 1 марта 2005 года он не обращался по месту работы-СИЗО-3 г. Ачинска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, тем не менее он и члены его семьи являются нуждающимися в получении жилого помещения, как в настоящее время, так и являлись нуждающимися до 1 марта 2005 года. Его выслуга лет в календарном исчислении составляет более 10 лет. Он соответствует всем требованиям, необходимым для получения государственного жилищного сертификата. Однако, неправомерный отказ ответчика препятствует в реализации данного права.

Третье лицо- Сальникова Л.С. в судебном заседании пояснила, что согласна с требованиями заявленными истцом, считает их законными и подлежащими удовлетворению. Их семья состоит из трех человек: она, муж и их несовершеннолетняя дочь. Они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, полагает что муж имеет право на получение жилищного сертификата.

Представитель ответчика- Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» – Коробейникова И.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала. Согласно представленного письменного отзыва (л.д. 18) и пояснений представителя в судебном заседании, полагает, что заявленные требования являются незаконными и необоснованными. Пояснила, что в соответствии со ст. 6 Федерального закона «О введении в действие ЖК РФ» и в связи с принятием жилищного кодекса осталась не урегулированной ситуация с постановкой на учет в органах и подразделениях ФСИН России. Реализовать право на получение государственного жилищного сертификата федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы в уголовно-исполнительной системе возможно только при наличии участника подпрограммы в списках нуждающихся и сформированного учетного дела. Однако, до 1 марта 2005 года истец, не обращался с заявлением по месту работы- в СИЗО-3 о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях. После 1 марта 2005 года, на основании вышеуказанного ФЗ «О введении в действие ЖК РФ», норм ЖК РФ, приказа № 287 нельзя работника принять по месту работы на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения. Кроме того, у истца отсутствует право на получение государственного жилищного сертификата, в связи с отсутствием у него общей продолжительности службы в органах УИС в календарном исчислении 10 лет и более. Выслуга лет истца за период службы в УИС ( работа в СИЗО-3 г. Ачинска) в календарном исчислении составляет 6 лет 9 месяцев 20 дней. Никаких отдельных списков на получение ГЖС не составлялось. Список был один – список очередности сотрудников СИЗО на предоставление жилплощади. Просит в удовлетворении иска отказать, считает, что требования не являются законными, поскольку истец не состоял на учете до 1 марта 2005 года и с заявлением о принятии его на учет в жилищную комиссию СИЗО – 3 г. Ачинска вообще не обращался; в отношении него не формировалось учетное дело; кроме того, у Сальникова В.Г. отсутствует право на получение сертификата, так как он не проработал в органах уголовно-исполнительной системы 10 лет.

Выслушав истца, третье лицо, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым в удовлетворении заявленных исковых требований отказать, по следующим основаниям.

В соответствии с п. 4 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставление жилых помещений в Красноярском крае (в редакции до 15.11.2005 г.), нуждающиеся в улучшении жилищных условий члены жилищно-строительных кооперативов, граждане, имеющие в личной собственности жилые дома или квартиры, и другие граждане, проживающие в них, обеспечиваются с 01.01.1982 г. жилыми помещениями на общих основаниях в соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик.

Пунктом 7 Правил определено, что из числа граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" - "д" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, субсидии предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Как установлено по делу, Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор № 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» является юридическим лицом, которое в соответствии с Положением о комиссии по жилищно-бытовым вопросам в СИЗО -3, ранее- до 1 марта 2005 года, организовывало учет работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 106-107, 108-110).

Младший инспектор Сальников проходил службу в уголовно-исполнительной системе – работал в отделе охраны ФБУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю с 21.10.2002 г.по 11.08.2009 г. Его выслуга лет за период службы в СИЗО – 3 по состоянию на 11.08.2009 г. в календарном исчислении составляет- 06 лет 09 лет 20 дней (л.д. 35).

Согласно приказа начальника СИЗО – 3 г. Ачинска от 11 августа 2009 года № 129-лс, Сальников В.Г. был уволен по ст. 38 п. «з» (по ограниченному состоянию здоровья). Выслуга лет по состоянию на 11 августа 2009 года составляет в календарном исчислении 11 лет 10 месяцев 20 дней (л.д. 6).

Во время службы, истец не состоял на учете на улучшение жилищных условий, поскольку с заявлением (рапортом) о принятии на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий, он в жилищно-бытовую комиссию СИЗО – 3 г. Ачинска не обращался. В связи с чем, никаких решений по данному вопросу не принималось, в том числе комиссией не принималось решений о постановке его в очередь на получение жилой площади в соответствии с "Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Красноярском крае". Не принималось решений о включении его в списки на получение ГЖС как участника подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2002-2010 годы.

12 января 2009 года Сальников В.Г. обращался с рапортом на имя начальника СИЗО – 3 о постановке в очередь на улучшение жилищных условий, в целях участия в подпрограмме федеральной целевой программы «Жилище» и получении жилищного сертификата. Однако, в удовлетворении его заявления было отказано, что послужило основанием для обращения Сальникова В.Г. в суд с заявлением об обжаловании решения администрации СИЗО – 3 об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

21 мая 2009 года заявление было рассмотрено, и Ачинским городским судом вынесено решение, согласно которого в удовлетворении требований отказано (л.д. 9-10).

Кассационным определением Красноярского краевого суда вышеуказанное решение оставлено без изменения (л.д. 11-12).

07 февраля 2012 года Сальников В.Г. вновь обратился к начальнику Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» с заявлением о признании его и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий для, получения жилищного сертификата, и просил включить его и членов его семьи в список граждан на получение жилищного сертификата на состав семьи 3 человека (он, его супруга – Сальникова, и его ребенок – Сальникова, родившаяся 1999 года) (л.д. 7).

14 февраля 2012 года начальником Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» истцу был дан ответ на вышеуказанное заявление от 07.02.2012 г. В удовлетворении заявления отказано по тем основаниям, что реализовать право на получение государственного жилищного сертификата возможно только при наличии участника подпрограммы в списках нуждающихся и сформированного учетного дела. А также по тем основаниям, что у истца отсутствует право на получение государственного жилищного сертификата, в связи с отсутствием продолжительности службы в органах УИС в календарном исчислении 10 лет и более (л.д. 8).

Согласно п. 1 и 2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 01 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.

Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право по получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положения настоящей части.

Таким образом, с 1 марта 2005 года закон не предусматривает принятие граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на учет по месту их работы. Порядок принятия на учет регламентирован статьей 52 Жилищного кодекса РФ. Согласно части 3 данной статьи принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Действующим законодательством предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилого помещения по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Так, согласно п.п. а п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 - Право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

Согласно п. 22 Правил основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является, в том числе, несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 Правил.

В соответствии с п. 2 вышеуказанных Правил государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии) для приобретения жилого помещения.

Обязательным условием получения государственного жилищного сертификата является признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В силу ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ малоимущие граждане, признанные таковыми органами местного самоуправления, в порядке, установленном законом, имеют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления граждан.

Как было указано выше, Сальников В.Г. до 1 марта 2005 года не обращался по своему месту работы - СИЗО-3 г. Ачинска, с заявлением (рапортом) о принятии его на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения. В связи с чем, он в установленном на тот период порядке на учет не принимался, и не состоял на учет по месту работы, учетное дело в отношении него не формировалось, в списки участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» истец не включался.

Только на основании заявления истца, поданного в администрацию города Назарово в 2011 году, согласно решения жилищной комиссии от 10.06.2011 г. № 883-п, он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по договору социального найма (л.д. 13).

Граждане, уволенные со службы в учреждениях и органах УИС, в том числе по ограниченному состоянию здоровья, подают заявление (рапорт) на участие в подпрограмме по месту их постановки на жилищный учет. Кроме того, для участия в подпрограмме также обязательным условием является факт состояния данных граждан, после увольнения, в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в учреждениях и органах УИС, в которых они проходили службу.

Вышеуказанные условия, предусмотрены п. 3 Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам – участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" в уголовно – исполнительной системе, утвержденной Приказом № 287 от 04.06.2007 г. Министерства Юстиции РФ.

Согласно п. 7 вышеуказанной Инструкции, организация работы по формированию списков граждан - участников подпрограммы осуществляется учреждениями и органами УИС, в которых эти граждане состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).

В соответствии с п. 10 Инструкции, основаниями для отказа в признании гражданина участником подпрограммы являются:

1) несоответствие гражданина требованиям, указанным в Правилах;

2) непредставление или неполное представление документов, указанных в пунктах 4 - 6 настоящей Инструкции;

3) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

4) реализация ранее права на улучшение жилищных условий с использованием субсидии за счет средств федерального бюджета.

Кроме того, учетное дело заводится только в отношении гражданина признанного участником подпрограммы, что предусмотрено требованиями п. 12 вышеуказанной Инструкции.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности представленные доказательства, проанализировав нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что не являются законными и не подлежат удовлетворению, требования истца, предъявленные к ответчику. Поскольку истец в настоящее время не может быть поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по прежнему месту службы – в СИЗО – 3 г. Ачинска, в связи с тем, что жилищный учет в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы велся только до 01.03.2005 г., и в настоящее время вопросы учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в ведении жилищных комиссий учреждений уголовно-исполнительной системы - не находятся. И кроме того, только участник подпрограммы, на которого заведено учетное дело, может быть включен в списки граждан на получение жилищного сертификата, а поскольку истец не является участником подпрограммы и на него не заведено учетное дело, в списки граждан на получение жилищного сертификата он включен быть не может.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Отказать в удовлетворении исковых требований, предъявленных Сальниковым к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» об отмене отказа в части не признания нуждающимися в улучшении жилищных условий для получения государственного жилищного сертификата и постановки на соответствующий учет, обязании включить в списки граждан на получение сертификата.

Решениесуда может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд через Ачинский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Федеральный судья: Н.А. Дорофеева

2-1331/2012 ~ М-1083/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сальников Владимир Геннадьевич
Ответчики
ФКУ Следственный изолятор № 3 ГУФСИН России по Красноярскому краю
Суд
Ачинский городской суд Красноярского края
Судья
Дорофеева Наталья Анатольевна
Дело на странице суда
achinsk--krk.sudrf.ru
12.03.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.03.2012Передача материалов судье
16.03.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.03.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.04.2012Судебное заседание
27.04.2012Судебное заседание
10.05.2012Судебное заседание
28.05.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.01.2013Дело оформлено
17.01.2013Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее