Решение по делу № 2-136/2013 ~ М-99/2013 от 01.04.2013

Гражданское дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 мая 2013 года п.Абан

Абанский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Юдиной Л.М.,

при секретаре Волковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Покровского сельсовета Абанского района о возложении обязанности ликвидировать свалку бытовых отходов, организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора,

У С Т А Н О В И Л:

Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Покровского сельсовета Абанского района о возложении обязанности ликвидировать свалку бытовых отходов, организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.

Исковые требования мотивированы тем, что Службой по контролю в сфере природопользования Красноярского края в рамках осуществления своих полномочий рассмотрена информация Красноярского филиала ФГУП «Госцентр «Природа» (действующего на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ ) об объектах размещения промышленных и бытовых отходов на территории Красноярского края. На основании представленной информации Красноярским филиалом ФГУП «Госцентр «Природа» на территории Абанского района Красноярского края в д.м. был обнаружен объект с нарушениями организационно-правового характера, а именно с отсутствием разрешающей документации: сельская свалка <адрес>. Географическое расположение объекта <данные изъяты>., свалка расположена на расстоянии <данные изъяты>. от д.м. от <данные изъяты> ближайший водный объект находится на расстоянии <данные изъяты><адрес>. На данном объекте (несанкционированной свалке) до настоящего момента не определен класс опасности отходов, отходы складируются открыто, без тары (навалом, насыпью и пр.) в смеси. Объект расположен на землях городских округов и муниципальных образований, решение об отводе земель отсутствует. Кроме того, указанный объект не является полигоном твердых бытовых отходов (ТБО), так как не отвечает гигиеническим требованиям к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов.

До настоящего момента администрация Покровского сельсовета, как собственник объектов, не предприняло мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, не оформило техническую документацию на названные объекты, как на полигоны ТБО. Территория свалки не обвалована, санитарно-защитная зона не организована, технология складирования и соблюдается, не подготовлено водонепроницаемое основание, не ведется сбор и очистка фильтрата, поступающего из толщи складируемых отходов, не предусмотрен отвод талых и атмосферных вод. Вследствие фильтрации сточных вод формируется постоянно расширяющая область загрязненных вод. Неорганизованная свалка располагается рядом с водным объектом – <адрес>.

Почва, как фактор окружающей среды, служит источником вторичного загрязнения подземных вод, атмосферного воздуха, сельскохозяйственной продукции. В почве кумулируются химические загрязнения, сохраняют жизнеспособность патогенная микрофлора и яйца гельминтов, что создает опасность для здоровья людей. Администрацией Покровского сельсовета не предприняты меры по осуществлению деятельности по организации сбора и вывоза (транспортировке) бытовых и промышленных отходов, а значит, ответчиком не исполнены требования природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, что ставит под угрозу экологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц).

В дальнейшем истец уточнил исковые требования и просил обязать администрацию Покровского сельсовета Абанского района в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения ликвидировать свалку бытовых отходов, расположенную на расстоянии <данные изъяты> от д.м. от <данные изъяты> географическое расположение объекта <данные изъяты> организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории д. м. Покровского сельсовета Абанского района.

Представитель истца – Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края – по доверенности С, будучи о времени и месте судебного заседания извещенной судебной повесткой ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, предоставив письменное ходатайство с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, указав, что исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель ответчика – администрации Покровского сельсовета Абанского района – глава администрации Покровского сельсовета И, будучи извещенной о времени и месте судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ судебной повесткой, в судебное заседание не явилась, в направленном в суд заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие, указав, что исковые требования признает в полном объеме.

Поскольку истец - представитель Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края, ответчик – представитель администрации Покровского сельсовета Абанского района, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, суд полагает возможным, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителей истца и ответчика.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Пунктом 18 частью 1 статьи 14 названного Закона к вопросам местного значения поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ предусматривает, что хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления должна осуществляться на основе принципа ответственности за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Часть 1 статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относит также организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Статья 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ст.18 Устава Покровского сельсовета Абанского района Красноярского края – к вопросам местного значения сельсовета отнесены организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Статья 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации, а часть 2 статьи 51 указанного закона «Об охране окружающей среды» запрещает сброс отходов производства и потребления на почву.

Часть 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ к отходам производства и потребления относит остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Статья 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в числе требований к объектам размещения отходов указывает, что захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения запрещается.

Статьей 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что:

1) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями;

2) организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Сбор отходов: Деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами (пункт 5.26 ГОСТа 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ -ст).

Транспортирование отходов: Деятельность, связанная с перемещением отходов между местами или объектами их образования, накопления, хранения, утилизации, захоронения и/или уничтожения (пункт 5.28 указанного ГОСТа).

Объект у д.м. не является полигоном твердых бытовых отходов, так как не отвечает гигиеническим требованиям к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие санитарных правил» (вместе с «Гигиеническими требованиями к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01»).

Полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО и должны гарантировать санитарно эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов (пункт 2.1 раздела 2 Постановления). Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам (пункт 2.2. раздела 2 Постановления).

Организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатываются регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведется круглосуточный учет поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов (пункт 2.3 раздела 2 Постановления).

Статьями 4, 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 4.4 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 по периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м. или вал высотой не более 2 м. В ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно - бытового здания (пункт 4.4). Пунктом 5.5 этих Правил установлено, что регулярно подлежат очистке от мусора нагорные перехватывающие обводные каналы, отводящие грунтовые и поверхностные стоки в открытые водоемы, а также один раз в десять дней силами обслуживающего персонала полигона и спецавтохозяйства проводится осмотр территории санитарно-защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге, и в случае загрязнения их обеспечивается тщательная уборка и доставка мусора на рабочие карты полигона (пункт 5.6).

Пункт 3 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ предусматривает, что на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.

В материалах дела имеется информация по объекту размещения промышленных и бытовых отходов от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой несанкционированная свалка твердых бытовых отходов площадью <данные изъяты> расположена на расстоянии <данные изъяты> от д.м. Абанского района; ближайший водный объект - расположенная на расстоянии <данные изъяты> км – <адрес>; объект расположен на землях муниципального образования; владелец объекта - администрация Покровского сельсовета.

Санитарно-эпидемиологическое заключение на размещение бытовых отходов на земельном участке, занимаемым полигоном твердых бытовых отходов по указанному местоположению у д.м. отсутствует, содержание свалки твердых бытовых отходов не отвечает требованиям п. 2.2 Санитарных правил СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для захоронения твердых бытовых отходов».

С момента выбора земельного участка и до настоящего момента администрация Покровского сельсовета Абанского района, Красноярского края как собственник объекта, не предприняло мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, не оформило техническую документацию на названный объект, как на полигон твердых бытовых отходов.

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

В соответствии со статьей 6 указанного закона - осуществление государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, относится к полномочиям субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей природной среды.

В силу статьи 6 Федерального закона «Об охране окружающей среды» органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

На территории Красноярского края, таким субъектом, в силу пункта 3.15 Положения о службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края на Службу возложено осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственный экологический надзор).

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе: принуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами предусмотренными законом.

В соответствии с ч.2 ст. 46 ГПК РФ органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Поскольку администрация Покровского сельсовета Абанского района Красноярского края обязана исполнять требования действующего законодательства в области охраны окружающей среды, однако требования закона данным юридическим лицом нарушены, в связи с чем следует обязать его устранить допущенные нарушения, ликвидировать свалку бытовых отходов и организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Покровского сельсовета Абанского района о возложении обязанности ликвидировать свалку бытовых отходов, организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, удовлетворить.

Обязать администрацию Покровского сельсовета Абанского района Красноярского края в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения:

- ликвидировать свалку бытовых отходов, расположенную на расстоянии 1 км от д.м. <адрес>

- организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории д.м. <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Абанский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Судья    

2-136/2013 ~ М-99/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края
Ответчики
администрация Покровского сельсовета
Суд
Абанский районный суд Красноярского края
Судья
Юдина Любовь Михайловна
Дело на странице суда
aban--krk.sudrf.ru
01.04.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.04.2013Передача материалов судье
01.04.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.04.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.04.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.05.2013Судебное заседание
14.05.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.05.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.06.2013Дело оформлено
14.05.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее