Дело №2-3133/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 ноября 2017 года г. Ачинск Красноярского края,
ул. Назарова, 28-Б
Ачинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Попова А.В.,
с участием ответчика Потехина В.Г.,
при секретаре Локтишевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хасановой С. В. к Потехину В. Г. о прекращении права собственности на земельный участок, признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Хасанова С.В. обратилась в суд с иском к Потехину В. Г. о прекращении своего права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, и признании за ней права собственности на принадлежащий ответчику земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, с внесением соответствующих записей в государственный земельный кадастр, мотивируя следующим. Ответчику на основании договора купли-продажи от 10.03.2010 принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, о чем в ГКН сделана запись 07.06.2011. Постановлением администрации Малиновского сельсовета Ачинского района №25-П от 04.04.2013 данному земельному участку присвоен адрес: <адрес>. Истцу на основании договора купли-продажи №41 от 10.03.2010 принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, о чем в ГКН сделана запись 21.04.2010. Постановлением администрации Малиновского сельсовета Ачинского района №26-П от 04.04.2013 данному земельному участку присвоен адрес: <адрес>. В 2013 году при обращении Потехина В.Г. в ООО «ЦПИ «ГеоКад» для выполнения кадастровых работ по уточнении границ своего земельного участка, выявлено, что земельный участок ответчика по площади не соответствует сведениям ГКН и территориально расположен в границах кадастрового квартала №. Фактически выявлено, что кадастровые номера их земельных участков перепутаны между собой. В результате кадастровой ошибки перепутаны кадастровые номера земельных участков, следовательно, в ГКН содержатся неверные сведения о местоположении границ земельных участков.
Истец Хасанова С.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.74). Ранее в ходе судебного разбирательства пояснила, что на свой земельный участок межевое дело не оформляла, на момент приобретения сведения о нем уже были внесены в кадастр недвижимости, но как оказалось впоследствии, координаты участка не соответствовали действительности. Это выяснилось когда собственник другого участка Потехин В.Г. начал межевать свой земельный участок, который по координатам полностью совпал с координатами её земельного участка, внесенными в земельный кадастр. В администрации сельсовета им посоветовали внести координаты её земельного участка в сведения о земельном участке Потехина В.Г., а затем совершить мену земельных участков. Однако после внесения сведений в ГКН совершить мену оказалось невозможным, поскольку на её земельном участке уже зарегистрирован жилой дом. В связи с чем, просит удовлетворить её исковые требования, чтобы привести в соответствие сведения о земельных участках, внесенные в земельный кадастр, с фактическим расположением земельных участков сторон.
Ответчик Потехин В.Г. в судебном заседании с исковыми требованиями согласился по аналогичным основаниям.
Представитель третьего лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя (л.д.55).
Представитель третьего лица ООО «ЦПИ «ГеоКад» в суд для рассмотрения дела также не явился, возражений и ходатайств не представил.
Выслушав ответчика, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Земельные участки, согласно п. 1 ст. 264 Гражданского кодекса РФ могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Согласно ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В силу ч. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные Кодексом, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса Российской Федерации, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (пункт 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 9 ст. 38, ч. 1 ст. 39, ч. 1, 2 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка; Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим законом порядке обязательному согласованию; Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением оговоренных законом случаев.
Указанные положения свидетельствуют о том, что земельный участок должен быть индивидуализирован на местности, представлять собой конкретно определенную вещь. При этом, границы участка должны быть описаны и удостоверены, в том числе посредством проведения в отношении каждого конкретного земельного участка землеустроительных работ. Установление границ земельного участка (межевание) является одним из средств его индивидуализации как объекта прав землепользования.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на основании договора купли-продажи земельного участка от 10.03.2010 Хасанова С.В. приобрела у администрации Ачинского района в собственность земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием – для эксплуатации индивидуального жилого дома. Согласно кадастровому паспорту земельного участка №24ЗУ/09-415317 от 19.12.2009, земельный участок по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет 16.05.2006, ему присвоен кадастровый номер №, площадь и границы земельного участка внесены на основании материалов межевания (л.д.61-67). Право собственности на земельный участок зарегистрировано за Хасановой С.В. в установленном порядке, о чем ей выдано свидетельство о государственной регистрации права от 21.04.2010 (л.д.6).
На указанном земельном участке по адресу: <адрес>, расположен жилой дом, принадлежащий Хасановой С.В. на праве собственности, о чем ей выдано свидетельство о государственной регистрации права от 14.08.2009. В соответствии с кадастровым паспортом здания от 01.09.2008 земельный участок, в пределах которого расположен объект недвижимости имеет кадастровый номер № (л.д.83-87).
В свою очередь Потехину В.Г. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., который поставлен на кадастровый учет 14.12.1995 с кадастровым номером № (л.д.12-13).
Право собственности на данный земельный участок приобретено Потехиным В.Г. по договору купли-продажи земельного участка от 26.05.2011, заключенному с прежним собственником Н.В., и зарегистрировано в установленном порядке 07.06.2011, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права (л.д.7,68).
Постановлениями администрации Малиновского сельсовета Ачинского района Красноярского края от 04.04.2013 №25-П и №26-П в целях упорядочения адресной схемы и приведения адресов земельных участков в соответствие с их местоположением, земельному участку с кадастровым номером № присвоен адрес: <адрес>, а земельному участку с кадастровым номером № присвоен адрес: <адрес>. Соответствующие изменения внесены в ГКН (л.д.8-9,48-53).
В соответствии с межевым планом, изготовленным 20.03.2013 ООО «ЦПИ «ГеоКад», определены координаты характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего Потехину В.Г., и установлено, что земельный участок территориально расположен в границах кадастрового квартала №, на основании чего указанные сведения внесены в ГКН (л.д.12-13,22-34).
Таким образом, судом установлено, что ответчик на законных основаниях приобрел право собственности на спорный земельный участок с кадастровым номером №, в связи с чем, оснований для признания права собственности на него за истцом не имеется.
Показания свидетеля Цоя В.И., осуществлявшего кадастровые работы, о том, что при внесении в ГКН координат земельного участка с кадастровым номером №, было установлено, что его координаты полностью совпали с уже внесенными в ГКН координатами земельного участка с кадастровым номером №, координаты которого с учетом возможности их последующей мены и приведения, таким образом, сведений о земельных участках в соответствие, были внесены в сведения о земельном участке с кадастровым номером №, то есть в ГКН были внесены координаты, фактически принадлежащие другому земельному участку, правового значения для разрешения заявленных исковых требований не имеют, и свидетельствуют лишь о наличии реестровой ошибки, воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости в отношении земельного участка ответчика, на основании представленного ответчиком в орган регистрации прав межевого плана, возникшей вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы.
Разрешая исковые требования о прекращении права собственности Хасановой С.В. на принадлежащий ей земельный участок с кадастровым номером №, суд не находит предусмотренных законом оснований для прекращения такого права.
Основания прекращения права собственности на земельный участок приведены в ст. 44 ЗК РФ, в соответствии с которой право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.
Отказ собственника от права собственности является одним из оснований прекращения права собственности в соответствии с п. 1 ст. 235 ГК РФ.
Гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество (ст. 236 ГК РФ).
Между тем действий, свидетельствующих об отказе истцом от прав собственности на принадлежащий ей земельный участок, истцом не совершалось, с соответствующим заявлением в установленном порядке в регистрирующий орган она не обращалась.
Кроме того, суд учитывает, что на земельном участке с кадастровым номером №, принадлежащем истцу также расположен принадлежащей ей на праве собственности жилой дом, в отношении которого истцом не ставится вопрос о прекращении права собственности.
Однако, в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В развитие данного принципа п. 4 ст. 35 Земельного кодекса РФ запрещает отчуждение земельного участка без находящихся на нем зданий, строений, сооружений в случае, если они принадлежат одному лицу.
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований Хасановой С.В. о прекращении права собственности на принадлежащий ей земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Хасановой С. В. к Потехину В. Г. о прекращении права собственности на земельный участок, признании права собственности на земельный участок, отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.
Судья А.В. Попов
Мотивированное решение изготовлено 07 ноября 2017 года
Решение не вступило в законную силу
Судья А.В. Попов