2-662/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 июля 2015 года Каменский городской суд Пензенской области
В составе председательствующего судьи Оськиной Н.Н.
При секретаре Данилкиной Т.Г.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.В.С. об оспаривании решения ВРИО военного комиссара П. области,
У С Т А Н О В И Л:
К.В.С. обратился в суд с заявлением о признании решения ВРИО военного комиссара П. области об отказе в соблюдении его права на авансирование проезда в военный санаторий и обратно незаконным и об обязании военного комиссара П. области восстановить его нарушенное право на авансирование проезда в санаторий и обратно, мотивируя свои требования тем, что <ч.м.г.> он обратился с заявлением к военному комиссару П. области по вопросу соблюдения его права на авансирование проезда в военный санаторий и обратно.
ВРИО военного комиссара П. области было принято решение <№> от <ч.м.г.> об отказе в соблюдении указанного права заявителя.
К.В.С. полагает, что ВРИО военного комиссара П. области нарушено его право – право гражданина, уволенного с военной службы, предусмотренное п.5 Постановления Правительства РФ от 20 апреля 2000 года № 354, на получение денежных средств перед осуществлением проезда. Ранее, в том числе в 2014 году, указанное право заявителя не нарушалось.
Заявитель просил суд признать решение ВРИО военного комиссара П. области об отказе в соблюдении его права на авансирование проезда в военный санаторий и обратно незаконным и обязать военного комиссара П. области восстановить его нарушенное право на авансирование проезда в санаторий и обратно.
В судебном заседании К.В.С. от требований о восстановлении права на авансирование проезда и обратно отказался, указывая на то, что им приобретены проездные документы за личные денежные средства. Определением К. городского суда П. области от <ч.м.г.>. производство по делу в указанной части требований К.В.С. прекращено.
В судебном заседании заявитель К.В.С. в остальной части заявленные требования об оспаривании решения ВРИО военного комиссара <...> поддержал, суду пояснил вышеизложенное.
В судебное заседание заинтересованное лицо не явилось, о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом извещено. От него поступило ходатайство о направлении заявления по подсудности в Ленинский районный суд г. П. по месту нахождения ответчика – военного комиссариата П. области, в удовлетворении которого судом отказано.
Выслушав заявителя, рассмотрев материалы дела, суд пришёл к следующему выводу.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24-27 настоящего Кодекса. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых были нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как установлено судом, заявитель К.В.С. был уволен с военной службы с зачислением в запас по состоянию здоровья. Выслуга лет майора К.В.С. в ВС составляет: календарная - 25 лет 01 месяц; в льготном исчислении – 27 лет 05 месяцев (л.д. ...).
В соответствии с п.4 ст.16 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступивших на военную службу по контракту после 1 января 2004 года, а также курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и члены семей военнослужащих-граждан во время отпуска, но не более одного раза в год, обеспечиваются санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Пунктом 5 названной статьи предусмотрено, что указанные права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей.
<ч.м.г.> К.В.С. обратился к военному комиссару П. области о выдаче ему денежных средств в сумме ... рублей для приобретения проездных документов для следования на санаторно-курортное лечение в филиал «Санатория «Океанский»» ФГКУ «Санаторно-курортный комплекс «Дальневосточный»» Министерства обороны Российской Федерации г. В. и обратно (л.д. ...).
Письмом <№> от <ч.м.г.> К.В.С. по вопросу выдачи ему денежных средств для приобретения проездных документов для следования на санаторно-курортное лечение и обратно, было сообщено, что авансирование пенсионеров за счет бюджета Российской Федерации законодательством (Постановление Правительства Российской Федерации № 354 от 20.04.2000 г. «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества») не предусмотрено, в связи, с чем при приобретении им проездных документов на транспорт общего пользования для следования в санаторно-курортное учреждение филиал «Санаторий «Океанский» ФГКУ «Санаторно-курортный комплекс «Дальневосточный» Министерства обороны Российской Федерации согласно уведомления № 0471 о предоставлении путевки в санаторно-курортное учреждение и обратно сумма денежных средств, затраченных им на приобретение проездных документов, будет возмещена при предъявлении К.В.С. копий указанных проездных документов и соответствующего заявления с обязательством по их использованию перед осуществлением им проезда в санаторно-курортное учреждение.
Согласно п. 9 ст.20 ФЗ «О статусе военнослужащих» расходы, связанные с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и перевозом личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, бронированием мест в гостиницах при направлении военнослужащих в служебные командировки, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором Федеральным законом предусмотрена военная служба). Порядок возмещения данных расходов определяется Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества» от 20 апреля 2000 г. № 354.
Абзацем 1 п.5 Постановления предусмотрено, что Министерство обороны Российской Федерации (иной федеральный орган исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба) выдает не только воинские перевозочные документы (ВПД), но и денежные средства лицам, имеющим право на проезд на безвозмездной основе. Причем выдача данных денежных средств (как и ВПД) во всех случаях должна производиться перед осуществлением проезда и перевозки. Постановлением данный вопрос урегулирован полностью, и дополнительное его регулирование не делегируется каким – либо другим нормативным правовым актам.
Абзацем 2 п.5 Постановления предусмотрено правило, согласно которому проездные и перевозочные документы в обмен на воинские перевозочные документы установленной формы выдаются транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы.
Возможность по своему усмотрению приобрести проездные и перевозочные документы за свой счет лицами, имеющими право на бесплатный проезд, предусмотрена в п.6 Постановления. Это не обязанность и не общий порядок, а именно возможность по своему усмотрению воспользоваться данным вариантом приобретения проездных и перевозочных документов. В случае если военнослужащий (иное правомочное лицо) воспользовался данной возможностью, у Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) возникает обязанность возместить расходы военнослужащего (иного правомочного лица) на проезд. В п.6 Постановления сказано, что порядок возмещения этих расходов определяется указанными федеральными органами исполнительной власти. Применительно к Вооруженным Силам Российской Федерации это Приказ Министра обороны Российской Федерации от 8 июня 2000 г. № 300.
Таким образом, в настоящий момент военнослужащие и иные лица, имеющие право на проезд на безвозмездной основе, могут реализовать данное право не только путем получения ВПД, но и путем выдачи данной категории лиц денежных средств до фактического осуществления проезда. Отказ в предварительной выдаче денежных средств на приобретение проездных документов является нарушением порядка реализации права, закрепленного в ст.20 ФЗ «О статусе военнослужащих». В случае если реализация права на проезд на безвозмездной основе осуществляется путем выдачи денежных средств перед осуществлением проезда и перевозки личного имущества, окончательный расчет за данные денежные средства (как и за ВПД) производится после осуществления проезда и перевозки.
Учитывая изложенные обстоятельства, оценивая все имеющиеся доказательства согласно ст. 67 ГПК РФ, суд считает необходимым признать незаконным решение ВРИО военного комиссара П. области об отказе К.В.С. в авансировании проезда в военный санаторий и обратно.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <...> ░░ ░░░░░░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 10.07.2015░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░