РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«29» июля 2015 года п. Кутулик
Аларский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Шапхаевой Н.Ю.,
при секретаре судебного заседания Зугеевой Е.В., с участием помощника прокурора Аларского района Матханова В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-256/2015 по исковому заявлению и.о. Западно-Байкальского межрайонного прокурора к администрации муниципального образования «Ныгда» (далее МО Ныгда) об обязании администрации МО «Ныгда», осуществляющую организацию хозяйственно-питьевого водоснабжения населения разработать проект округов и зон санитарной охраны водного объекта, расположенного по адресу: <Адрес изъят> а, выделить на местности ограждениями территории первого пояса ЗСО, спланировать поверхностные стоки за пределы первого пояса ЗСО, провести озеленение, оборудовать дорожками с твердым покрытием к водозаборному сооружению территории первого пояса ЗСО источника питьевого водоснабжения, расположенного по адресу: <Адрес изъят> организовать работу по приведению первого пояса ЗСО источника питьевого водоснабжения, расположенного по адресу: <Адрес изъят> в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» и СанПин 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», установить ответчику конкретный срок для разработки проектов округов и зон санитарной охраны и представления их в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области для согласования,
установил:
Исполняющий обязанности Западно-Байкальского межрайонного прокурора Швецов А.А. обратился в суд с вышеуказанным иском к МО «Ныгда».
В обоснование исковых требований прокурор указал на следующие обстоятельства.
Западно-Байкальской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении деятельности по водоснабжению населения администрацией муниципального образования «Ныгда» Аларского района.
Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что к вопросам местного значения поселения относится, в числе прочих, организация в границах поселения водоснабжения населения.
Администрацией муниципального образования «Ныгда» водоснабжение населения обеспечивается, в том числе, водонапорной башней расположенной в <Адрес изъят>.
Как установлено в ходе проверки источник питьевого водоснабжения, не имеет зон санитарной охраны, то есть отсутствует защита мест водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения.
По результатам проверки Западно-Байкальским межрайонным прокурором ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы муниципального образования «Ныгда» в порядке ст.24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» внесено представление об устранении нарушений закона. По результатам рассмотрения документа прокурорского реагирования требования прокурора признаны законными и обоснованными. Вместе с тем меры, направленные на реальное устранение нарушений закона, администрацией муниципального образования до настоящего времени не приняты.
В соответствии со ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Реализация указанного конституционного принципа нашла отражение в ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в соответствии с принципами соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны, округа санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Частью 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N252-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с п.п. 1.4, 1.5 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 № 10, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Зона санитарной охраны должна быть организована в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Согласно п. 3.2.1.1. указанного СанПиН территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/14 утверждены Строительные нормы и правила СНиП 1.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», в п. 15.4 которых определено, что для площадок станций водоподготовки, насосных станции, резервуаров и водонапорных башен с зонами санитарной охраны первого пояса следует, как правило, принимать глухое ограждение высотой 2,5 метров. Допускается предусматривать ограждение на высоту 2 метра - глухое и на 0,5 метров - из колючей проволоки или металлической сетки, при этом во всех случаях должна предусматриваться колючая проволока в 4-5 нитей на кронштейнах с внутренней стороны ограждения.
В соответствии с п. 1.6. СанПиН организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов
ЗСО.
В силу пункта 1.13. Правил проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организации, после чего утверждается в установленном порядке.
Целью вышеперечисленных мероприятий является сохранение постоянства
природного качества (состава) воды, в водозаборе путем устранения и предупреждения возможности ее загрязнения. Следовательно, отсутствие ЗСО на источниках питьевого водоснабжения ведет к несоблюдению СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников».
В нарушение требований природоохранного законодательства Администрация муниципального образования «Ныгда» не имеет проекта зоны санитарной охраны, по вопросу согласования проекта ЗСО до настоящего времени в Роспотребнадзор не обращалась.
В частности Администрацией муниципального образования «Ныгда» не осуществлены следующие мероприятия, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний:
- не организована работа по разработке проекта округов и зон санитарной охраны водного объекта, расположенного по адресу: <Адрес изъят>;
- не организована работа по приведению первого пояса ЗСО источника питьевого водоснабжения, расположенного по адресу: <Адрес изъят>Н 2.1.4.110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» и. СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников».
Таким образом, деятельность администрации муниципального образования -
«Ныгда» по организации хозяйственно-питьевого водоснабжения населения деревни Ныгда противоречит требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.
Осуществление администрацией муниципального образования «Ныгда» деятельности по обеспечению населения деревни Ныгда питьевой водой в нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства нарушает интересы Российской Федерации, поскольку не соблюдаются требования федерального законодательства в части государственного регулирования в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Согласно ст. 4 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Исковое заявление подано, также, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, которые заключаются в следующем.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации, ст. Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
Не обеспечивая соответствие качества подземных вод санитарно- эпидемиологическим требованиям ответчик препятствует реализации таких принципов охраны окружающей среды, как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, чем нарушает права граждан, предусмотренные ст.42 Конституции Российской Федерации, ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Несоблюдение обязательных требований к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, используемых ими зданий, строений, сооружений, оборудования, установленных санитарно-эпидемиологическими правилами, в силу ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения», создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Обращение в защиту прав неопределенного круга лиц обосновано тем, что определить конкретное количество лиц, которым создается угроза жизни и здоровью, не предоставляется возможным.
В судебном заседании помощник прокурора Матханов В.Н. полностью поддержал заявленные исковые требования и просил удовлетворить их по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – глава администрации МО «Ныгда» Саганова И.Т. направила в адрес суда заявление о рассмотрении гражданского дела по иску прокурора без её участия и полном согласии с исковыми требованиями.
Суд, заслушав помощника прокурора, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.
В силу части3 статьи173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно частям1 и 2 статьи39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Суд принимает признание иска ответчиком, при этом суд исходит из того, что оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Судом достоверно установлено, что обстоятельства, на которые ссылается прокурор в своем иске, подтверждены письменными доказательствами, приобщенными к материалам дела, пояснениями представителя прокуратуры и не были оспорены ответчиком.
Таким образом, признание исковых требований представителем ответчика является основанием для полного удовлетворения исковых требований.
Согласно абз. 2 части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
В силу ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда по требованиям прокурора до 31 декабря 2017 года.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333. 36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, с учетом положения пункта 3 настоящей статьи освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии ч.1 ст. 103 ГПК РФиздержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с п.19. ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, ответчики в силу ст. 333.36 п. 1 п.п. 19 НК РФ освобождаются от уплаты госпошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования исполняющего обязанности Западно-Байкальского межрайонного прокурора Швецова А.А. удовлетворить полностью.
Обязать администрацию МО «Ныгда», осуществляющую организацию хозяйственно-питьевого водоснабжения населения:
1. Разработать проект округов и зон санитарной охраны водного объекта, расположенного по адресу: <Адрес изъят>
2. Выделить на местности ограждениями территорию первого пояса ЗСО, спланировать поверхностные стоки за пределы первого пояса ЗСО, провести озеленение, оборудовать дорожками с твердым покрытием к водозаборному сооружению территории первого пояса ЗСО источника питьевого водоснабжения, расположенного по адресу: <Адрес изъят>
3. Организовать работу по приведению первого пояса ЗСО источника питьевого водоснабжения, расположенного по адресу: <Адрес изъят> в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» и СанПин 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников»;
4. Установить ответчику срок для разработки проектов округов и зон санитарной охраны и представления их в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области для согласования до 31 декабря 2017 года.
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано апелляционное представление в Иркутский областной суд через Аларский районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения в окончательной форме.
<Данные изъяты>
Судья
Аларского районного суда Н.Ю. Шапхаева