РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июля 2014 года город Архангельск
Архангельский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении суда в составе:
председательствующего – судьи Калинина Е.П., при секретаре Кудровой Л.В., с участием представителя заявителя – Жидкова Д.В., рассмотрев дело по заявлению военнослужащего войсковой части № № Коровникова А. И. об оспаривании действий начальника территориального отделения в Архангельской области – г. Архангельск Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ТО «Западрегионжилье»), связанных с уменьшением нормы предоставления площади жилого помещения при принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма и взыскании с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республики Карелия» (далее – Управление) судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Коровников обратился в военный суд с заявлением, в котором просит признать незаконным решение начальника ТО «Западрегионжилье» № от 14 мая 2014 года, котором ему уменьшена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, за вычетом ранее имеющегося у его супруги – Нечаевской Е.А. в собственности жилого помещения, обязать должностное лицо внести изменения в свое решение и определить норму предоставления жилья на состав 4 человека, а также взыскать с Управления судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в сумме 200 рублей.
Коровников, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл, в своём заявлении просил рассмотреть дело в присутствии его представителя.
Начальник ТО «Западрегионжилье», надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыла и просила рассмотреть дело в её отсутствие, при этом в своих письменных объяснениях возражала против удовлетворения требований Коровникова, так как при включении в число лиц, подлежащих обеспечению жилой площадью совместно с военнослужащим его супруги – Нечаевской Е.А. норма предоставления составит не более 62,52 кв.м., за вычетом жилой площади размером 18,48 кв.м., ранее принадлежащей Нечаевской на праве собственности, сделку по отчуждению которой она совершила 15 ноября 2012 года, то есть пятилетний срок с момента ухудшения жилищных условий до настоящего времени не истек, при этом положения п. 4 Инструкции, к данному случаю неприменимы, поскольку в указанной норме права говорится о прекращении права пользования жилыми помещениями по договору социального найма, а не о прекращении права собственности.
На основании ч. 2 ст. 257 ГПК РФ заявление рассмотрено в отсутствие заявителя и начальника ТО «Западрегионжилье», поскольку неявка в судебное заседание кого-либо из участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
В судебном заседании представитель заявителя Жидков, настаивая на удовлетворении требований Коровникова, пояснил, что последний проходит военную службу по контракту в распоряжении командира войсковой части № и имеет календарную выслугу более 13 лет, при этом подлежит увольнению в связи с признанием военно-врачебной комиссией не годным к службе в плавсоставе после обеспечения жилым помещением. Коровников состоит на учете нуждающихся в получении жилья с 27 мая 2013 года, а в апреле 2014 года он обратился в ТО «Западрегионжилье» с заявлением о включении в число лиц, подлежащих обеспечению жильем совместно с ним его супруги – Нечаевской Е.А., однако в сообщении № от 14 мая 2014 года начальник ТО «Западрегионжилье» указала, что в этом случае норма предоставления будет ему уменьшена на 18,48 кв.м. с учетом жилой площади, ранее находящейся в собственности его супруги, сделку по отчуждению которой последняя произвела в ноябре 2012 года.
Как далее пояснил Жидков, указанное решение начальника ТО «Западрегионжилье» является незаконным, поскольку заявитель претендует на получение жилого помещения в избранном после увольнения месте жительства – г. Санкт-Петербурге на состав семьи 4 человека, включая его супругу – Нечаевскую Е.А., которая вынуждена была произвести действия по прекращению права пользования жилым помещением, находящегося по адресу: <адрес>, в связи с вступлением в брак с заявителем и выездом к месту прохождения им военной службы в <адрес>, поэтому 15.11.2012 она оформила договор дарения доли жилого помещения размером 18,48 кв.м., что в силу п. 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим жилых помещений, утвержденной приказом МО РФ № 1280 от 30.10.2010 не является действием по намеренному ухудшению жилищных условий, а поэтому Коровникову должно быть распределено жилое помещение c учетом супруги.
Исследовав материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно копии повторного уведомления начальника ТО «Западрегионжилье» от 14 мая 2014 года №, Коровникову разъяснено, что при включении в число лиц, подлежащих обеспечению жилой площадью совместно с военнослужащим его супруги – Нечаевской Е.А. расчет нормы предоставления будет произведен следующим образом ((18*4+9)-18,48), что составит не более 62,52 кв.м., поскольку Нечаевская, являясь собственником доли жилого помещения в размере 18,48 по адресу: <адрес>, произвела 15 ноября 2012 года сделку об отчуждении указанной доли. Коровников проходит военную службу в <адрес> с 14.09.2010, брак с Нечаевской заключен 14.01.2011, сделка об отчуждении совершена 15.11.2012, то есть на момент совершения сделки супруги состояли в браке 1 год и 9 месяцев.
Справкой командира войсковой части № от 21 марта 2013 года и выпиской из приказа командующего войсками западного военного округа № от 11 июля 2013 года подтверждается, что № Коровников А.И. проходит военную службу по контракту в указанной части (находится в распоряжении) и подлежит увольнению в запас в связи с признанием военно-врачебной комиссией не годным к службе в плавсоставе после обеспечения жилым помещением в избранном после увольнения месте жительства.
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права от 18 апреля 2002 года, договора дарения доли квартиры от 7 ноября 2012 года и выписки из Росреестра, в Едином Государственном Реестре прав имеются сведения о зарегистрированном за Нечаевской Е.А праве собственности в порядке приватизации на 0,33 доли в трехкомнатной квартире по адресу: <адрес> общей площадью 56 кв.м. и последующего отчуждения этой доли по договору дарения, дата начала регистрации права – 01.04.2002, окончания – 15.11.2012, сведения о зарегистрированных правах Коровникова А.И. 1983 г.р. и Коровникова Я.А. 26.02.2013 г.р. отсутствуют.
Пунктами 1 и 14 ст. 15 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федерального закона) определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Порядок обеспечения жилыми помещениями определен приказом Министра обороны РФ № 1280 от 30 сентября 2010 года, утвердившим Инструкцию о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее – Инструкция).
В соответствии с п. 3 Инструкции признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
В силу ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий, а согласно п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ гражданам отказывают в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок.
В соответствии с п. 8 ст. 57 ЖК РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Пунктом 4 Инструкции определено, что военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.
Не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий вселение военнослужащими в жилые помещения супругов, детей и в судебном порядке – родителей военнослужащих, иждивенцев, иных лиц, а также их регистрация по адресу воинской части, в которой военнослужащие проходят военную службу, если до вселения или регистрации по адресу воинской части указанные лица произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военнослужащими военной службы при вступлении с ними в брак.
На основании приведенной нормы законодательства доводы заявителя Коровникова и его представителя Жидкова о том, что отчуждение его супругой Нечаевской принадлежащей ей доли в жилом помещении не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий в связи с выездом к месту прохождения им военной службы при вступлении в брак не могут быть положены судом в основу решения, поскольку в соответствии со ст. 4 Инструкции только действия по прекращению права пользования (а не права собственности) жилыми помещениями по указанной выше причине не расцениваются как действия по намеренному ухудшению жилищных условий.
Анализируя изложенное выше, военный суд приходит к выводу, что поскольку супругой заявителя – Нечаевской Е.А. в ноябре 2012 года совершена гражданско-правовая сделка по отчуждению имевшейся в ее собственности доли жилого помещения площадью 18,48 кв.м., то есть она сознательно ухудшила свои жилищные условия, ее действия не носили вынужденный характер и привели к состоянию, требующему обеспечения ее другим жильем, пятилетний срок с момента совершения Нечаевской Е.А. действий по намеренному ухудшению жилищных условий до настоящего времени не истек, поэтому норма предоставления жилого помещения заявителю и членам его семьи при включении супруги заявителя в число лиц, подлежащих обеспечению жилой площадью совместно с военнослужащим, должна быть уменьшена на 18,48 кв.м., в связи с чем решение начальника ТО «Западрегионжилье» № от 14 мая 2014 года, в котором Коровникову сообщается об уменьшении нормы предоставления площади жилого помещения в случае принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма его супруги – Нечаевской Е.А. с учетом имеющейся у нее жилой площади, суд считает обоснованным, а требования заявителя – не подлежащими удовлетворению.
На основании ст. 98 ГПК РФ суд считает необходимым отказать в удовлетворении требования Коровникова о возмещении понесенных им судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, в сумме 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 258 ГПК РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Коровникова А. И. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Архангельский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.П. Калинин