дело № 2-533/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 февраля 2018 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Ирбеткиной Е.А.,
с участием представителя истца Булатовой О.С.,
при секретаре Губаренко Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя школа № 11», администрации г. Ачинска, Управлению образования администрации г. Ачинска о возложении обязанности по приведению оснащения помещения медицинского кабинета в соответствие с установленными требованиями,
УСТАНОВИЛ:
Ачинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц несовершеннолетних граждан обратился в суд с иском к Администрации города Ачинска, Управлению образования администрации города Ачинска, МБОУ «Средняя школа №11» о возложении обязанности по приведению оснащения помещения медицинского кабинета в соответствие с установленными требованиями, мотивируя свои требования тем, что в ходе проверки выявлены нарушения требований ст. 41 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ в части комплектования медицинского кабинета МБОУ «Средняя школа №11». В МБОУ «Средняя школа №11» имеется медицинский блок, который по договору безвозмездного пользования от 18.11.2014 г. передан КГБУЗ «Красноярский краевой центр охраны материнства и детства №2» (далее КГБУЗ «ККЦОМД №2»), медицинским учреждением на основании лицензии от 23.05.2016 г. в нем осуществляется медицинская деятельность. Однако проверкой установлено, что в медицинском блоке отсутствует обязательный перечень медицинского оборудования, предусмотренный Приказом Минздрава России от 05.11.2013 г. № 822н, что подтверждается актом от 01.12.2017 г. Прокурор полагает, что охрана здоровья обучающихся включает в себя в том числе оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья, а также обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. В связи с этим с учетом уточнения исковых требований и отказа от иска в части отдельных наименований медицинских изделий, мебели и оргтехники, просит обязать МБОУ «Средняя школа №11», администрацию г. Ачинска, Управление образования администрации г. Ачинска привести оснащение помещения медицинского блока в соответствие с установленными требованиями и дополнительно укомплектовать помещение медицинского блока следующими медицинскими изделиями, мебелью, оргтехникой: стетофонендоскоп (1шт), динамометр кистевой 2 видов (для детей разных возрастных групп) (3 шт), анализатор окиси углерода выдыхаемого воздуха с определением карбоксигемоглобина (смокелайзер) (1 комплект), аппаратно-программный комплекс для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма (1 комплект), холодильник (1шт), бактерицидный облучатель воздуха, в том числе переносной (рассчитывается с учетом площади помещения и типа облучателя), спирт этиловый (0,5 мл на инъекцию), емкость для дезинфицирующих средств (по требованию), емкость - непрокалываемый контейнер с крышкой для дезинфекции отработанных шприцев, тампонов, использованных вакцин (по требованию), ширма медицинская (1 шт), столик манипуляционный (1 шт), бикс большой (1шт), пинцет (4шт), корцанг (3шт), ножницы (1шт).
В судебном заседании представитель истца заместитель Ачинского межайонного прокурора Булатова О.С. исковые требования поддержала, пояснив, что в настоящее время имеется необходимость укомплектовать помещение медицинского блока МБОУ «Средняя школа № 11» следующим медицинским оборудованием: стетофонендоскоп (1шт), динамометр кистевой 2 видов (для детей разных возрастных групп) (3 шт), оториноскоп с набором воронок (1шт), шпатель металлический или одноразовый по (требованию), холодильник (1шт), бактерицидный облучатель воздуха, в том числе переносной, (рассчитывается с учетом площади помещения и типа облучателя), спирт этиловый (0,5 мл на инъекцию), ведро с педальной крышкой (2 шт), емкость для дезинфицирующих средств (по требованию), емкость - непрокалываемый контейнер с крышкой для дезинфекции отработанных шприцев, тампонов, использованных вакцин (по требованию), ширма медицинская (2шт), столик манипуляционный (1 шт), лампа настольная (1шт), бикс большой (1шт), пинцет (4шт), корцанг (3шт), просила установить срок исполнения решения суда – один месяц с момента вступления решения в законную силу.
Представитель ответчика МБОУ «Средняя школа №11», извещенный о слушании дела, в зал суда не явился. В заявлении директор учреждения И.А. Карюкина, действующая на основании приказа от 01.09.2016 г. (л.д. 21), дело прости рассмотреть в ее отсутствие. Ранее участвуя в судебном заседании 06.02.2018 г. представитель ответчика с исковыми требованиями согласилась частично, полагала возможным для школы приобретение недостающих медицинских изделий по заявленному прокурору перечню за исключением уже имеющегося оборудования, не учтенного истцом из-за отсутствия инвентарных номеров, а также дополнительно приобретенного за период с 01.12.2017 г. При этом считала, что приобретение анализатора окиси углерода выдыхаемого воздуха с определением карбоксигемоглобина (смокелайзер) стоимостью 45000 руб. и аппаратно-программного комплекса для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма – 1 комплект стоимостью 82000 руб. является нецелесообразным, поскольку данное оборудование согласно Стандарту значится рекомендованным, т.е. необязательным. Также указала на отсутствие в настоящее время у учреждения финансовой возможности для приобретения недостающего оборудования, так как данные расходы не были включены в бюджет на 2018 г. В связи с этим, просила предоставить срок для исполнения требований прокурора до конца 2018 г., предоставила письменный отзыв (л.д.16-20).
Представитель ответчика администрации г. Ачинска, уведомленный о дате и времени рассмотрения дела, в зал суда не явился. В направленном отзыве представитель ответчика Н.В. Андрианова, действующая по доверенности от 22.12.2017 г., дело просит рассмотреть в ее отсутствие, против исковых требований к администрации г.Ачинска возражает, полагая, что администрации г. Ачинска является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку в определенные Уставом г.Ачинска полномочия администрации г. Ачинска не входит утверждение бюджета, установление расходных обязательств муниципального образования. Администрация г.Ачинска не является органом, осуществляющим финансирование соответствующих мероприятий, ведение бюджетного учета, организация исполнения бюджета города, управление доходами и расходами бюджета, возложено на Финансовое управление администрации г. Ачинска, являющимся уполномоченным органом по управлению средствами бюджета города и обладающий правами юридического лица (л.д.13,14).
Представитель ответчика Управления образования администрации г. Ачинска, уведомленный о дате и времени слушания дела, в суд не явился. В направленном ходатайстве представитель Управления Ю.А. Гудков, действующий по доверенности от 20.11.2017 г. (л.д.103), дело просил рассмотреть в его отсутствие, в письменном отзыве на исковое заявление указал, что 17.05.2017 г. проведено совещание с КГБУЗ «ККЦОМД №2» и принято решение до 01.07.2017 г. утвердить и согласовать перечень необходимого оборудования для оснащения медицинских кабинетов в образовательных организациях, который до настоящего времени не разработан. 26.05.2017 г. в КГБУЗ «ККЦОМД №2» направлено письмо с просьбой рассмотреть предложение для включения в договоры на организацию медицинского обслуживания информации по перечню оборудования, ответ на который не последовал. МБОУ «Средняя школа №11» имеет медицинский кабинет, который должен иметь оборудование для оказания первой медико-санитарной помощи. Указываемый истцом Стандарт обозначает некоторые позиции оборудования как рекомендованное, а, значит, необязательное. В связи с этим, в мае 2017 года МБОУ «Средняя школа №11» неоднократно обращалось в КГБУЗ «ККЦОМД №» для определения конкретного перечня оказываемых услуг и, соответственно, необходимого для этого медицинского оборудования предусмотренного в Стандарте. В исковом заявлении Ачинской межрайонной прокуратуры указан весь перечень медицинского оборудования указанного в Стандарте, которое по своему функциональному назначению не может быть применимо в образовательном учреждении. Просил предоставить отсрочку на выполнение требований Ачинской межрайонной прокуратуры до конца 2018 в связи со сложностью внесения корректировки в утвержденный бюджет 2018г. (л.д.82-84).
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Ачинского межрайонного прокурора подлежащими частичному удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
В соответствии со ст.ст.20, 38, 41 Конституции Российской Федерации, детство находятся под защитой государства, и каждый имеет право на жизнь, на охрану здоровья.
В соответствии с п.3 и п.6 ст.4 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются приоритет охраны здоровья детей, доступность и качество медицинской помощи.
Согласно ч.1 ст. 54 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 41 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья (ч.1). Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, осуществляется в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в медицинской организации.
Приказом Минздрава России от 05.11.2013 N 822н (ред. от 03.09.2015) установлен Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, который распространяется на образовательные организации и организации, осуществляющие обучение (далее Порядок).
В структуре отделения медицинской помощи обучающимся предусматривается медицинский блок, который размещается в помещениях образовательной организации (п.7). Помещения медицинского блока оснащаются образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения (приложение N 3 к настоящему Порядку) (п.11).
В соответствии с Приложением N 3 к Порядку, Стандарт оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях предусматривает наличие обязательного количества медицинских изделий и оборудования согласно приведенному перечню.
Из приведенных норм следует, что медицинское обслуживание в образовательном учреждении осуществляется работниками медицинских учреждений, которым образовательное учреждение должно создать для этого необходимые условия, в том числе предоставить помещение, соответствующее установленным требованиям и оснащенное соответствующим образом.
Как следует из материалов дела, что согласно Уставу МБОУ «Средняя школа №11» является общеобразовательной организацией (п. 1.5). Предметом деятельности МБОУ «Средняя школа №11» является оказание образовательных услуг в рамках выполнения муниципального задания и плана финансово – хозяйственной деятельности (раздел 3). Финансовое обеспечение деятельности МБОУ «Средняя школа №11» осуществляется за счет средств субсидий на выполнение муниципального задания. Источниками финансового обеспечения также являются средства от приносящей доход деятельности, оказания платных услуг, иные источники, не запрещенные действующим законодательством (п. 1.11) (л.д.63-68).
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека выдано санитарно-эпидемиологическое заключение от 04.07.2013 г. о соответствии медицинского блока МБОУ «Средняя школа №11» государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям для медицинской деятельности, а именно: осуществления доврачебной медицинской помощи, сестринскому делу в педиатрии, лечебному делу в педиатрии (л.д.22-23).
Между МБОУ «Средняя школа №11» и КГБУЗ «Ачинская межрайонная детская больница» («ККЦОМД №2») заключен договор оказания медицинских услуг от 01.03.2017 г., договор на передачу в безвозмездное пользование помещения медицинского кабинета от 01.03.2017 г., КГБУЗ «Ачинская межрайонная детская больница» выдана лицензия от 20.03.2015 г. на осуществление медицинской деятельности (л.д. 24-25,51-55,47-50).
Из акта от 01.12.2017 г. следует, что в МБОУ «Средняя школа №11» имеется медицинский кабинет, однако, оснащение медицинского кабинета не соответствует стандартам оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, указанным в Приложении № 3 к Порядку оказания медицинской помощи несовершеннолетним, утвержденному Приказом Минздрава России от 05.11.2013 года № 822н. (л.д. 8-11). Данное обстоятельство ответчиками не оспаривалось.
В результате этого нарушаются права на медицинское обслуживание несовершеннолетних обучающихся.
Судом установлено, что на день рассмотрения дела в нарушение требований Стандарта в помещении медицинского кабинета отсутствует: стетофонендоскоп (1шт), динамометр кистевой 2 видов (для детей разных возрастных групп) (3 шт), анализатор окиси углерода выдыхаемого воздуха с определением карбоксигемоглобина (смокелайзер) (1 комплект), аппаратно-программный комплекс для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма (1 комплект), холодильник (1шт), бактерицидный облучатель воздуха, в том числе переносной (рассчитывается с учетом площади помещения и типа облучателя), спирт этиловый (0,5 мл на инъекцию), емкость для дезинфицирующих средств (по требованию), емкость - непрокалываемый контейнер с крышкой для дезинфекции отработанных шприцев, тампонов, использованных вакцин (по требованию), ширма медицинская (1 шт), столик манипуляционный (1 шт), бикс большой (1шт), пинцет (4шт), корцанг (3шт), ножницы (1шт).
Наличие остального перечисленного Приложением № 3 к Порядку оказания медицинской помощи несовершеннолетним, утвержденному Приказом Минздрава России от 05.11.2013 года № 822н оборудования представитель истца не оспаривал, данный факт также подтверждается представленными МБОУ «Средняя школа №11» актами, договорами (л.д.26-39,41-47).
В ходе судебного разбирательства установлено, что оснащение медицинского кабинета не соответствует требованиям вышеуказанного Стандарта, в связи с чем, 10.01.2018 г., 06.02.2018 г. МБОУ «Средняя школа №11» обратилось в Управление образования администрации г. Ачинска с просьбой о выделении дополнительных денежных средств в сумме 106 987 руб. и 7 862 руб. для приобретения недостающего оборудования (л.д. 40).
Согласно сообщению Управления образования администрации г. Ачинска заявленные МБОУ «Средняя школа №11» расходы на приобретение медицинского оборудования в сумме 91 649 руб. включены в дополнительную потребность проекта реестра расходов разового характера на 2018 год.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым возложить на МБОУ «Средняя школа №11» обязанность по оснащению помещения медицинского кабинета в соответствии с требованиями вышеуказанного Стандарта в части недостающего оборудования.
При этом суд учитывает, что согласно примечанию к указанному стандарту, наличие в отделении медицинской помощи Анализатора окиси углерода выдыхаемого воздуха с определением карбоксигемоглобина (смокелайзер) и Аппаратно-программного комплекс для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма носит не обязательный, а рекомендательный характер, в связи с чем оснований для возложения на образовательное учреждение обязанности по оснащению помещения медицинского блока указанным оборудованием у суда не имеется.
Кроме того, суд не находит оснований для возложения обязанности по оснащению медицинского кабинета недостающими медицинскими изделиями на администрацию г. Ачинска, Управление образования администрации г. Ачинска последующим основания.
Согласно ст. 9.1 ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О некоммерческих организациях" муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные муниципальным образованием (ч.1).Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные (ч.2).
Функции и полномочия учредителя в отношении муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются органом местного самоуправления (ч.3).
Судом установлено, что согласно Уставу МБОУ «Средняя школа №11» является образовательным учреждением, учредителем которой является муниципальное образование город Ачинск, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, соответствующие целям его деятельности, предусмотренным уставом, и несет связанные с этой деятельностью обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.
Согласно п.1 ст. 28 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной и финансово-экономической деятельности.
Согласно п.п.15 п.3 ст.28 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", к компетенции образовательной организации относится, в том числе, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Учитывая установленные обстоятельства и вышеперечисленные нормы закона, суд полагает, что приведение в соответствие оснащения медицинского помещения согласно Порядку, утвержденному Приказом Минздрава России от 05.11.2013 N 822н, является компетенцией только образовательной организации, в связи с чем требования прокурора в отношении Управления образования администрации города Ачинска и администрации г.Ачинска удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. По смыслу части 2 статьи 206 ГПК РФ суд устанавливает разумный срок, в течение которого решение должно быть исполнено ответчиком.
Учитывая предусмотренную законом процедуру корректировки бюджета и выделения дополнительных денежных средств из бюджета, суд считает возможным установить срок для исполнения решения суда до 01.09.2018 года.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 11» в срок до 01 сентября 2018 года привести оснащение медицинского кабинета, расположенного в по адресу г. Ачинск, ул. Калинина, строение 15 в соответствии с требованиями Приложения №3 к Порядку оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденного Приказом Минздрава России от 05.11.2013 N 822н (ред. от 03.09.2015) и дополнительно укомплектовать следующими медицинскими изделиями, мебелью и оборудованием: стетофонендоскоп – 1 штука, динамометр кистевой 2 видов (для детей разных возрастных групп) - 3 штуки, холодильник – 1 штука, бактерицидный облучатель воздуха, в том числе переносной (рассчитывается с учетом площади помещения и типа облучателя), спирт этиловый (0,5 мл на инъекцию), емкость для дезинфицирующих средств (по требованию), емкость - непрокалываемый контейнер с крышкой для дезинфекции отработанных шприцев, тампонов, использованных вакцин (по требованию), ширма медицинская – 1 штука, столик манипуляционный – 1 штука, бикс большой – 1 штука, пинцет – 4 штуки, корцанг – 3 штуки, ножницы – 1 штука.
В удовлетворении остальной части исковых требований, в удовлетворении исковых требований к администрации г. Ачинска, Управлению образованием администрации г. Ачинска – отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Е.А. Ирбеткина