Решение по делу № 33а-485/2017 (33а-10355/2016;) от 15.12.2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело № 33а-485/2017

(№33а-10355/2016)

16.01.2016 г. г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи – С.В. Яковлева,

судей Н.А.Терентьевой, О.В. Хожаиновой,

рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) производства представление исполняющего обязанности прокурора Симферопольского района Республики Крым на определение Симферопольского районного суда Республики Крым от 11.11.2016 г. по делу № М-4146/16 (№ 9а-833/16) об отказе в принятии административного искового заявления.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым С.В.Яковлева, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

У С Т А Н О В И Л А

Определением судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от Крым от 11.11.2016 г. по делу № М-4146/16 (судья Родькина Л.А.) было отказано в принятии административного искового заявления исполняющего обязанности прокурора Симферопольского района Республики Крым Онищенко О.Ю. в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования в лице Добровского сельского поселения к Добровскому сельскому совету Симферопольского района Республики Крым о признании незаконным действий и понуждении совершить определенные действия.

Не согласившись с указанным определением суда, исполняющий обязанности прокурора Симферопольского района Республики Крым Онищенко О.Ю. подал представление, в котом просит его отменить и разрешить вопрос по существу.

Исследовав материалы дела, проверив юридическую оценку его обстоятельств и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым пришла к следующим выводам.

Согласно ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) настоящийКодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Верховный Суд Российской Федерации в п.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 г. N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», разъяснил, что, исходя из закрепленного частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, и в соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ, Кодекс) суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации (далее также - суды) рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), в том числе, связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий.

По смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Ч.1.ст.128 КАС РФ установлено, что, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.

Об отказе в принятии к рассмотрению административного искового заявления к производству суда судья выносит мотивированное определение, в котором указывает обстоятельства, послужившие основанием для отказа в принятии административного искового заявления, и решает вопрос о возврате государственной пошлины лицу, предъявившему административное исковое заявление, если государственная пошлина была уплачена. Копия этого определения направляется указанному лицу не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения (ч.2 ст.128 КАС РФ).

Ст.15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст.129 Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» № 2202-1 от 17.01.2992 г. (далее Закон №2202-1), в соответствии с которым прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (ст.1).

Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями ст.ст. 2, 4,15 и 18 Конституции Российской Федерации.

Согласно положениям Закона №2202-1 требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст.22 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (п.1 ст. 6); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона (п. 3 ст. 22); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (п.1 ст. 24).

Материалы дела свидетельствуют о том, что прокуратурой Симферопольского района Республики Крым в ходе осуществления надзорной деятельности за соблюдением законодательства по противодействию коррупции, а также законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в деятельности Добровского сельского совета Симферопольского района Республики Крым, в ходе которой выявлены факты нарушений положений ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части соблюдения депутатами, являющимися членами представительного органа муниципального образования, лицами замещающими муниципальные должности на непостоянной основе, в том числе ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ограничений, запретов, исполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25. 12.2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

По результатам изучения материалов указанной проверки прокуратурой Симферопольского района 24.08.2016 г. под исх. № 13-30в-2014 в адрес Добровского сельского совета вынесено представление об устранении нарушений законодательства путем принятия, в том числе, в отношении указанных депутатов мер, предусмотренных антикоррупционным законодательством, а также законодательством об общих принципах организации местного самоуправления.

Добровским сельским советом по результатам рассмотрения указанного представления на заседании 44 сессии 1 созыва 24.10.2016г. было принято решение №467/16, которым это представление отклонено.

Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, установлены Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон №131-ФЗ ).

В ст.1 Закона №131-ФЗ определено, что муниципальным правовым актом является решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

В ст. 14 Закона №131-ФЗ указаны вопросы местного значения муниципального района, к которым в частности, относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального района.

Система муниципальных правовых актов определена ст.43 Закона №131-ФЗ, в которую входят, в том числе, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

В ст.48 Закона №131-ФЗ определено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены судом.

В соответствии с положениями ч.10 ст.40 Закона №131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случаях, прямо указанных в этой части, а также в иных случаях, установленных данным Федеральным законом и иными федеральными законами.

В силу ч. 7.1 ст. 40 Закона №131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12. 2012 г. N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 г. N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Ч. 4 ст.12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» предусмотрено, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В ст.2 Закона №131-ФЗ определено, что депутатом является член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения, должностное лицо местного самоуправления – это выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления. К лицам, замещающим муниципальную должность, относятся депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса. Депутатом, замещающим должность в представительном органе муниципального образования, является председатель представительного органа муниципального образования, его заместитель (заместители), председатель постоянной и временной комиссии (комитета) и его заместитель (заместители), депутат, замещающий иные должности в представительном органе муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

Муниципальная служба в силу ч.1 ст. 2 Федерального закона от 02.03 2007 г. N25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее Закон №25-ФЗ) представляет собой профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Муниципальным служащим в соответствии с ч.1 ст.10 Закон №25-ФЗ является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Под должностью муниципальной службы понимается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность (ч.1 ст.6 Закон №25-ФЗ ).

Как указано выше, исполняющий обязанности прокурора Симферопольского района Республики Крым Онищенко О.Ю., обращаясь в суд с административным иском к Добровскому сельскому совету Симферопольского района Республики Крым о признании незаконным решения 44 сессии 1 созыва от 24.10.2016г. №467/16 и понуждении совершить определенные действия, настаивал на том, что этим органом местного самоуправления нарушены указанные выше положения Закона № 131-ФЗ, Федерального закона от 25.12.2008г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», указывая при этом на то, что депутаты Добровского сельского совета, допустившие нарушения положений оговоренных выше законов, не являются лицами, замещающими муниципальные должности на постоянной основе.

В материалах дела отсутствуют доказательства, которые опровергали бы указанные выше утверждения.

Судом первой инстанции при разрешении вопроса о принятии к производству указанного выше административного искового заявления не установлено, что депутаты Добровского сельского совета, в том числе ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, допустившие, по мнению прокуратуры Симферопольского района Республики Крым, нарушения положений ст.40 Закона N 131-ФЗ, замещают какие– либо должности в этом органе местного самоуправления с четким установлением круга обязанностей по обеспечению исполнения Добровским сельским советом полномочий, возложенных на него Законом №131-ФЗ, получают при этом на постоянной основе денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции, изучив основания административного искового заявления, указанные выше обстоятельства не исследовал в полной мере, в результате чего отказал в принятии административного искового заявления, безосновательно указав на то, что, обращаясь с административным иском в суд, исполняющий обязанности прокурора Симферопольского района Республики Крым Онищенко О.Ю. фактически оспаривает вид взыскания, примененного Добровским сельским советом в результате рассмотрения представления от 24.08.2016 г. под исх. № 13-30в-2014.

В силу изложенного становится очевидным, что выводы суда первой инстанции о том, что предъявленные исполняющим обязанности прокурора Симферопольского района Республики Крым Онищенко О.Ю. требования свидетельствуют о наличии спора о прохождении муниципальной службы являются преждевременными, принятыми без надлежащего изучения всех обстоятельств дела, вследствие чего определение подлежит отмене. Разрешая вопрос по существу, судебная коллегия полагает необходимым материалы дела направить в суд первой инстанции для разрешения со стадии принятия.

Руководствуясь ст.ст. 313- 318 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А

Представление исполняющего обязанности прокурора Симферопольского района Онищенко О.Ю. удовлетворить.

Определение Симферопольского районного суда Республики Крым от 11.11.2016 г. по делу № М-4146/16 (№ 9а-833/16) отменить, материалы дела по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Симферопольского района Республики Крым Онищенко О.Ю. к Добровскому сельскому совету Симферопольского района Республики Крым о признании незаконным действий и понуждении совершить определенные действия направить в Симферопольский районный суд Республики Крым на стадию принятия.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.

Председательствующий подпись С.В. Яковлев

Судьи подпись Н.А. Терентьева

подпись О.В. Хожаинова

33а-485/2017 (33а-10355/2016;)

Категория:
Административные
Статус:
другие апелляционные определения с удовлетворением жалоб и представлений
Истцы
И.о. прокурора Симферопольского района РК
Ответчики
Добровский сельский совет Симферопольского района РК
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Яковлев Сергей Валериевич
19.12.2016[Адм.] Передача дела судье
16.01.2017[Адм.] Судебное заседание
20.01.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.01.2017[Адм.] Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее