Решение
Именем Российской Федерации
8 июня 2018 года аул Адыге-Хабль
Адыге-Хабльский районный суд Карачаево-Черкесской Республики
в составе:
председательствующего судьи Косова Ю.А.,
при секретаре судебного заседания Соновой М.К.,
с участием представителя истца Карасовой Ф.К-А., действующей на основании доверенности __№__ от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика Видановой Т.Ф. - адвоката Алиевой Л.Р., представившей ордер __№__ от ДД.ММ.ГГГГ и удостоверение __№__,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Капова М.М. к Видановой Т.Ф. о регистрации перехода права собственности на жилое помещение,
установил:
Истец Капов М.М. обратился в Адыге-Хабльский районный суд Карачаево-Черкесской Республики с исковым заявлением к Видановой Т.Ф. о регистрации перехода права собственности на жилой дом и земельный участок, распложенные по адресу: <адрес>. В обосновании своих требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и Видановой Т.Ф. был заключен договор купли-продажи жилого дома, общей площадью <данные изъяты> и земельного участка, категории земель населенных пунктов – для ведения личного подсобного хозяйства, площадью <данные изъяты>, распложенных по адресу: <адрес>. Им обязательства по договору купли-продажи жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ были исполнены в полном объеме. Между сторонами было достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора купли-продажи, обязательства по договору исполнены, произведена его оплата. При заключении договора были учтены все договоренности сторон.
В установленном законном порядке в Управлении Росреестра переход права собственности по договору зарегистрирован не был, так как после оплаты стоимости указанного имущества, ответчица передала все документы и уехала из <адрес>. В настоящее время ее место жительства ему не известно.
Просил суд, признать за ним право собственности на жилой дом и земельный участок, распложенные по адресу: <адрес>
В ходе рассмотрения данного гражданского дела, представитель истца Карасова Ф.К-А. в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации изменила требования Капова М.М. и просила вынести решение о регистрации перехода права собственности на жилой дом и земельный участок, мерою <данные изъяты>, расположенных адресу: <адрес> Капову М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, признав договор купли-продажи данных объектов недвижимости действительным и заключенным ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель истца Карасова Ф.К-А. измененные исковые требования Капова М.М. поддержала в полном объеме по основаниям изложенным в заявлении, просил их удовлетворить. Дополнительно указала, что ДД.ММ.ГГГГ Капов М.М. купил жилой дом площадью <данные изъяты> и земельный участок мерою <данные изъяты>, расположенных по адресу: <адрес> за <данные изъяты> что подтверждается распиской от ДД.ММ.ГГГГ. В этот же день договор купли-продажи был исполнен, Капову М.М. был передан жилой дом и земельный участок во владение и пользование, а ответчице Видановой Т.Ф. оговоренная сумма денег. По заявлению ответчицы Капов М.М. и члены его семьи были прописаны в этом жилом помещении, в котором проживают по настоящее время. Имущество находится во владении истца с ДД.ММ.ГГГГ, однако сделка и переход права собственности не были своевременно зарегистрированы в связи с уклонением второй половины сделки от регистрации договора купли-продажи и перехода права собственности. Виданова Т.Ф. после заключения сделки и получения от него денег переехала жить в другое место, в настоящее время он ее не может найти и место ее жительства ему не известно.
Уведомить ответчицу Виданову Т.Ф. надлежащим образом о месте и времени рассмотрения данного гражданского дела не преставилось возможным, поскольку со слов представителя истца и имеющихся документов место ее жительства не известно.
Адвокат Алиева Л.Р., назначенная в качестве представителя ответчика в порядке статьи 50 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации против исковых требований Капова М.М. не возражала и показала, что договор купли продажи жилого дома и земельного участка, распложенных по адресу: <адрес> в силу полномочий, расписки от ДД.ММ.ГГГГ до заключения договора купли-продажи в присутствии трех свидетелей, была выдана ответчицей с целью государственной регистрации перехода права по указанному договору.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республики и представитель администрации Эрсаконского сельского поселения в судебное заседании не явились, возражений против удовлетворении требований Капова М.М. суду не представили.
Истец Капов М.М. надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие представил заявление, где просит удовлетворить его требования о регстрации перехода права собственности на жилой дом и земельный участок в полном объеме.
В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся сторон.
Заслушав в судебном заседании представителя истца, представителя ответчицы по ордеру адвоката Алиеву Л.Р., исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Конституционная обязанность государства охранять права и свободы гражданина обеспечивается деятельностью по законодательному регулированию.
В силу части 1 и 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации право собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Приведенным конституционным гарантиям корреспондируют нормы действующего гражданского законодательства, в которых законодателем определены различные способы и основания приобретения материального (вещного) права и закреплен принцип свободного оборота (отчуждения, перехода) объектов гражданских прав.
Собственник, в силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.
В статье 218 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований приобретения права собственности. Так, согласно пункту 2 данной статьи право собственности на имущество, которое имеет собственника может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно данной императивной норме возможно совершение сделки по отчуждению объекта недвижимости собственником, то есть лицом, который вправе совершать действия по владению, пользованию и распоряжению лишь в отношении принадлежащего ему имущества в установленном законом порядке.
Из смысла пункта 1 статьи 549, статьи 550 и 554 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что по договору купли-продажи недвижимого имущества продавец (собственник) обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество, путем составления в письменной форме одного документа, подписанного сторонами. В договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору.
Исследованными по делу доказательствами установлено, что Виданова Т.Ф. являлась правообладателем жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес> на основании Постановления __№__ от ДД.ММ.ГГГГ главы Эрсаконского сельского муниципального образования. Право собственности Видановой <данные изъяты> на жилой дом и земельный участок не были зарегистрированы в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Указанный титул обладания подтверждается Выпиской из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ главы Эрсаконского сельского муниципального образования.
После передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности покупатель является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения на основании статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации. В то же время, покупатель не вправе распоряжаться полученным им во владение имуществом, поскольку право собственности на это имущество до момента государственной регистрации сохраняется за продавцом.
Реализуя предусмотренные статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации полномочия собственника, ДД.ММ.ГГГГ Виданова <данные изъяты> заключила письменный договор купли-продажи земельного участка с находящимся на нем строением с Каповым <данные изъяты>. В договоре купли-продажи индивидуализирован предмет сделки – земельный участок и жилой дом, его уникальные характеристики, площадь, местоположение.
В расписке отДД.ММ.ГГГГ стороны пришли к соглашению о стоимости жилого дома и земельного участка в размере <данные изъяты>.
Договор купли-продажи подписан сторонами, что свидетельствует о достижении соглашения по всем условиям заключенной сделки. Отчуждение недвижимого имущества продавцом и передача ему денежной суммы покупателем подтверждается распиской.
Исходя из смысла статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации договор купли-продажи объекта недвижимого имущества является основанием приобретения права собственности, которое возникает с момента государственной регистрации.
В статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон №122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним определена как юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. То есть государственная регистрация призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов, создать гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств. Вместе с тем, она не затрагивает самого содержания гражданского права, не ограничивает свободу договора, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Поскольку сторонами оформлен и подписан договор купли-продажи, облеченный в надлежащую форму, содержит все существенные условия, следует исходить из того, что договор заключен. При этом передача вещи не удовлетворяет интересы покупателя, поскольку это не повлечет перехода права собственности, так как для этого необходима государственная регистрация перехода титула. Об этом свидетельствует пункт 1 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которого переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
Для этого обязательным является совершение процедуры, регламентированной статьей 16 Федерального закона №122-ФЗ, аналогичной для государственной регистрации сделки, то есть подать заявления от обоих сторон по сделке в подтверждение волеизъявления на регистрацию перехода титула.
Доводы истца об уклонении продавца Видановой Т.Ф. от осуществления государственной регистрации перехода права собственности на жилой дом и земельный участок подтверждаются повестками суда с уведомлениями о времени и месте проведения судебного заседания, дважды направленными по последнему адресу места жительства ответчика (продавца Видановой Т.Ф.), которые вернулись с отметкой «истек срок хранения».
Анализ приведенных данных свидетельствует об уклонение продавца Видановой Т.Ф. от совершении действий по государственной регистрации перехода права собственности на жилой дом и земельный участок. Суд полагает, что возникшее препятствие, не должно влечь неблагоприятных последствий для истца, как добросовестного приобретателя недвижимого имущества по сделке.
Согласно положений статьей 307-310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом и односторонний отказ от исполнения обязательств недопустим.
Данных о наличии притязаний прав кого-либо из третьих лиц на данный жилой дом и земельный участок представленные материалы не содержат. На момент обращения в суд в едином государственном реестре не зарегистрировано право собственности Видановой Т.Ф. на вышеуказанный жилой дом и земельный участок.
Учитывая, что возникновение права собственности покупателя Капова М.М. на жилой дом и земельный участок обусловлено совершением перечисленных регистрационных действий, выполнить которые в отсутствие продавца Видановой Т.Ф. не представляется возможным в силу Федерального закона №122-ФЗ, уклонение ее от обращения в регистрирующий орган с соответствующим заявлением является единственным препятствием для государственной регистрации перехода права собственности на жилой дом и земельный участок, избранный истцом способ защиты соответствует требованиям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пункту 61, 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации __№__ и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации __№__ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» когда покупатель недвижимого имущества вправе обратиться с иском о государственной регистрации перехода права собственности (статья 551 Гражданского кодекса Российской Федерации). Согласно сложившейся судебной практики, если в документах на домовладение указано, что при доме имеется земельный участок с конкретным размером, а на него документов нет, то согласно статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, сооружение, точно также переходит право на данный земельный участок.
Так как продавец Виданова Т.Ф. являлась собственником жилого дома и земельного участка, распорядилась им в установленном законом порядке, заключила с Каповым М.М. договор купли-продажи, оформив его письменно, в надлежащей форме, договор содержит данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество приобретенное Каповым М.М., действия сторон придают возникшим между ними правоотношениям определенный, завершенный характер, суд полагает исковые требования удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Капова М.М. к Видановой Т.Ф. о регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество удовлетворить.
Произвести государственную регистрацию перехода права собственности на жилой дом и земельный участок, площадью <данные изъяты>, распложенные по адресу: <адрес> по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между Видановой Т.Ф. и Каповым М.М..
Настоящее решение является основанием для государственной регистрации за Каповым М.М. права собственности на жилой дом и земельный участок, площадью <данные изъяты> распложенные по адресу: <адрес> в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики через Адыге-Хабльский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца со дня вынесения.
Судья Адыге-Хабльского районного суда КЧР Ю.А. Косов